В Беларуси рассчитывают на новое направление экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС – поставки в Украину. Есть ли у Беларуси такая возможность?

К 2020 году, после ввода в эксплуатацию двух блоков по 1200 МВт каждый, БелАЭС, работая в базовом режиме, сможет производить 17 млрд. кВт⋅ч электроэнергии – более 40% от общего объема ее производства в стране. Проблема, которую в Беларуси пока не знают, как решить: куда девать лишнюю электроэнергию? Литва, как известно, категорически отказалась ее покупать.

«Мы рассчитываем на активизацию нашей работы с польской стороной, мы готовы работать с Украиной», — сказал министр энергетики Владимир Потупчик на телеканале «Беларусь 1» в конце 2017 года, комментируя возможные направления экспорта белорусской электроэнергии.

Что касается Польши, то эта страна не заявляла о намерении покупать белорусскую электроэнергию. Нуждается ли в ней Украина?

Украина снизила импорт до минимума

В структуре выработки украинской электроэнергии атомная генерация составляет около 60%, тепловая генерация — менее 30%, ГЭС — около 8%. В 2018 году Украина планирует увеличить собственное производство электроэнергии на 3,2% до 159, 307 млрд. кВт⋅ч. Согласно прогнозному балансу Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, рост генерации позволит увеличить экспорт электроэнергии на 18% до 5,855 млрд. кВт⋅ч. Поставки в направлении Венгрии, Словакии, Румынии с «энергоострова Бурштынской ТЭС» планируются в объеме 3,6 млрд. кВт⋅ч, в направлении Польши — 1,2 млрд. кВт⋅ч, в Молдову — 1,055 млрд. кВт⋅ч.

Если судить по статданным, то в импорте электроэнергии Украина не нуждается. В 2017 году страна закупила электроэнергии примерно на 2 млн. долларов. Мизерный объем импорта объясняется тем, что он включается в энергобаланс страны, что называется, по замыкающему принципу и нужен лишь для сбалансирования энергосистемы.

Антимонопольный комитет: импорт нужен для стимулирования конкуренции

Однако ситуация с импортом электроэнергии в Украину может измениться. Именно такой политики сейчас придерживается Антимонопольный комитет страны.

Сейчас в Украине доступ к межгосударственным сечениям происходит на конкурентных основаниях, однако возможность импорта электроэнергии ограничена административно: из-за высоких административных барьеров импортеры не заходят на украинский рынок. Также есть сложности с ценой импортной электроэнергии: согласно правилам рынка, цену импортируемой электроэнергии устанавливает регулятор, но на основании каких документов он это делает, непонятно.

Антимонопольный комитет Украины рекомендует рассмотреть импорт электроэнергии в качестве альтернативы украинской электроэнергии.

«Импорт электрической энергии мог бы составить существенную конкуренцию отечественным производителям, в частности, тепловой генерации, а также, возможно, в определенной части и атомной генерации», — подчеркнула первый замглавы комитета Мария Нижник.

Специалисты комитета отмечают, что в странах, с которыми Украина соединена межгосударственными сечениями, цены на электроэнергию бывают ниже, чем у украинских теплоэлектростанций. Поэтому комитет и рекомендует Министерству энергетики и Совету оптового рынка электроэнергии привлекать импорт электроэнергии в энергосистему страны исходя из его экономической целесообразности.

Что для этого нужно? Изменить порядок формирования прогнозных балансов электроэнергии в части возможности привлечения импорта на конкурентных основаниях по отношению к другой генерации, а Совету оптового рынка электроэнергии — поменять правила оптового рынка, чтобы между импортерами и производителями по ценовым заявкам и, возможно, НАЭК «Энергоатом», возникла конкуренция.

Ранее комитет рекомендовал Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, разработать и утвердить порядок проведения электронных аукционов по доступу к пропускной способности межгосударственных сетей.

Энергосистемы Украины и Беларуси синхронизированы

Сейчас украинская энергосистема в меньшей степени синхронизирована с континентальной европейской энергосистемой. Только «Бурштынский энергоостров» (Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская области) связан линиями с Венгрией, Словакией и Румынией. Таким образом, импорт электроэнергии из ЕС в страну возможен лишь для трех украинских областей. Правда, теоретически есть возможность поставок из Венгрии через линию 750 кВ Альбертирша-Винница, но она нуждается в восстановительных работах.

В то же время украинская энергосистема по-прежнему синхронизирована с системами стран бывшего Союза — России, Молдовы и Беларуси.

Глава Департамента по вопросам электроэнергетики Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Ольга Буславец осенью прошлого года сообщила, что Украина в 2018 году планирует возобновить с Беларусью импортные и экспортные поставки электроэнергии. Как было сказано, это позволит Украине импортировать 2,5 млрд. кВт⋅ч электроэнергии в первом и четвертом кварталах 2018 года и экспортировать такое же количество электричества в межотопительный период.

Интересное заявление, но, очевидно, О. Буславец не имела ввиду экспорт украинской электроэнергии в Беларусь. Ранее Беларусь импортировала электроэнергию из двух стран – России и Украины, но с 2008 года покупала только российскую электроэнергию (например, в 2017 году – около 2,7 млрд. кВт⋅ч). В конце прошлого года белорусская сторона заявила, что в 2018 году не собирается импортировать электроэнергию. По крайней мере, с начала года и даже летом, в межотопительный период и во время ремонта генерирующих мощностей (страна не договорилась с Россией о стоимости импорта электроэнергии).

В принципе Беларусь и ранее могла самостоятельно обеспечить свои потребности в электроэнергии. Но в импорте, тем не менее, нуждалась в целях снижения издержек – прежде всего, весной и летом, когда энергетики занимаются ремонтными работами, и станции не вырабатывают тепловую энергию.

А вот о планах экспорта белорусской электроэнергии в 2018 году в Украину в объеме 2,5 млрд. кВт⋅ч ранее ничего не сообщалось.

Отметим, что в январе 2016 года ГПО «Белэнерго» и украинская компания ООО «ДТЭК энерго» подписали меморандум о готовности сотрудничать в сфере взаимного экспорта и импорта электроэнергии. В нем было сказано, что экспорт электроэнергии из Украины в Беларусь возможен в случае возникновения дефицита мощности в энергосистеме страны, а также при его экономической целесообразности для обеих сторон. Комментируя этот документ, министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик подчеркнул, что он носит чисто технический характер. «Есть регионы Гомельской области, где наши сети проходят в том числе по территории Украины, и есть взаимный обмен электроэнергией. Но это вовсе не означает, что идет речь о каких-то импортных поставках в серьезных объемах», – заявил он.

Однако в начале марта этого года вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на телеканале «Беларусь 1» сообщил о достаточно масштабных планах экспорта белорусской электроэнергии уже в этом году. В эфире БТ он напомнил, что еще несколько лет назад Беларусь импортировала порядка 7 млрд кВт⋅ч электроэнергии, а в нынешнем году страна отказалась от импорта. «Более того, в этом году где-то 2,5 млрд. кВт⋅ч — до 3 млрд. кВт⋅ч — будем экспортировать электроэнергии, это улучшает баланс», — сказал В. Семашко.

Белорусский вице-премьер не назвал страну, в которую Беларусь собирается в этом году поставить такой объем электроэнергии. Литва пока покупает совсем небольшой объем электроэнергии из Беларуси: например, в 2017 году — 146,5 млн. кВт⋅ч. Остается Украина?

Шанс для белорусских энергетиков

«Мы со строительством АЭС будем иметь уникальную возможность продавать электрическую энергию соседям», — сказал экс-генеральный директор ГПО «Белэнерго» Евгений Воронов на пресс-конференции в конце прошлого года. По его словам, в дальнейшем это — «вопрос ценообразования и договоренностей».

Что касается цены. В конце прошлого года на телеканале БТ министр энергетики Владимир Потупчик озвучил тарифы на электроэнергию после ввода АЭС. Как было сказано, белорусские энергетики придерживаются сделанных ранее расчетов — 7,25 центов за 1 кВт-час. Для сравнения: себестоимость производства электроэнергии в Беларуси в 2017 году составляла 6,81 цента за кВт⋅ч, тарифы для предприятий — 7,8-7,9 цента за кВт⋅ч, тариф на электроэнергию для населения — 5,49 цента за кВт⋅ч (без НДС).

Каким образом энергетики уже сейчас просчитали тариф атомной электроэнергии, никто из белорусских чиновников не пояснил. Видимо, они рассчитывают на заметное удешевление российского газа в связи с созданием единого рынка газа в ЕАЭС. Напомним, в 2018 году Беларусь имеет фиксированную цену на российский газ — 129 долларов за 1 тыс. куб. м, в 2019 году – 127 долларов. Беларусь продолжает переговоры с Россией по формуле и методология ценообразовании на 2020−2024 годы, чтобы к 1 января 2025 году иметь одинаковые цены на газ с российскими (сейчас российские цены примерно в 2 раза ниже белорусских). Снижение цены на российский газ может помочь существенно скорректировать тарифы и на электроэнергию. Если белорусским переговорщикам удастся выполнить эту сверхзадачу, то после запуска БелАЭС Беларусь теоретически получит шанс организовать поставки своей электроэнергии не только на евразийский рынок, но и в Украину.

Следует отметить, что стоимость электричества в Украине растет. Украинский регулятор утвердил среднегодовое значение оптовой рыночной цены на электроэнергию на 2018 год на уровне 1,562 гривен за МВт⋅ч (без НДС), что на 14,4% выше предыдущего показателя.

В 2017 году в Украине принят закон «О рынке электроэнергетики», который предусматривает переход от ручного регулирования к рыночному. На рынке должна появиться конкуренция между компаниями, генерирующими электроэнергию, а также компаниями, которые поставляют электроэнергию потребителям. Что позволит потребителям самостоятельно выбирать себе поставщика электроэнергии.

Как это будет работать на практике, пока неясно. Но в любом случае новый закон создает предпосылки для создания конкурентной среды на энергетическом рынке Украины. Что в свою очередь дает определенные шансы белорусским энергетикам на новый канал сбыта избыточной электроэнергии после запуска БелАЭС. Но, подчеркнем, только шанс.

Справка БЕЛРЫНКА: энергомост, который не заработал
Лет десять назад Киев и Минск предметно обсуждали масштабный проект по строительству энергомоста в Литву и страны Балтии. В то время Литва была озабочена тем, как обеспечить страну электроэнергией после закрытия Игналинской АЭС. Предполагалось, что возникший дефицит удастся погасить за счет поставок электроэнергии из Украины транзитом через Беларусь.
Техническая возможность серьезного экспорта украинской электроэнергии в Литву могла появиться после строительства новой линии 330 кВ «Ровенская АЭС – Микашевичи». Это позволяло практически в два раза увеличить пропускную способность поставок – до 9 млрд. кВт⋅ч в год. Стоимость проекта эксперты оценивали в 32-35 млн. долларов.
В 2007 году Минск и Киев начали предметное обсуждение проекта. Он мог бы стать новым энергетическим мостом для поставок украинской электроэнергии транзитом не только в Литву, но также в Латвию и Польшу. В начале 2007 года возможность реализации проекта была зафиксирована в проекте меморандума о сотрудничестве Беларуси и Украины в энергетической сфере. Вслед за этим ГПО «Белэнерго» и национальная энергетическая компания «Укрэнерго» приступили к разработке ТЭО новой ЛЭП, рассчитывая уже к середине 2007 года принять окончательное решение о ее строительстве.
Но дальше проект застопорился. Выяснилось, что осуществлять поставки электроэнергии через свою территорию в Литву белорусская сторона могла только с согласия России.
Дело в том, что поставки украинской электроэнергии в Литву должны были в любом случае осуществляться через смоленское сечение, то есть через российскую энергосистему. Однако позиция российских энергетиков по этому вопросу была категоричной: нет, — мы не хотим пускать на этот рынок конкурентов.

 

 

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,