• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Интервью

Фото belchemoil.by

Сергей Каморников

Сергей Каморников

Как сказывается повышение цен на моторное топливо в Беларуси на внутреннем спросе и розничных продажах крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть» (ее доля на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов – около 70%)?

Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя гендиректора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти» Сергея КАМОРНИКОВА.

– Сергей Сергеевич, «Белоруснефть» по итогам прошлого года прогнозировала рост продаж автомобильного топлива и емкости рынка. Оправдались ли прогнозы?

– Можно отметить, что и по прошлому году, и по 2018 году мы имеем увеличение емкости рынка и объема реализации топлива – и на наших заправках, и в целом в системе всего внутреннего рынка. В 2017 году этот рост был отмечен на уровне примерно 13%. Что же касается итогов первых двух месяцев текущего года, то рост продаж в системе розничной реализации составил около 19%. Это – серьезный рост.

– Чем объяснить такой серьезный рост отечественного рынка моторного топлива?

– На мой взгляд, в большей степени он был вызван диспаритетом цен на автомобильное топливо с РФ. В январе-феврале 2018 года цены на белорусский бензин и дизтопливо были существенно ниже, чем в России, и весь транзитный поток транспорта, который идет с Запада на Восток и с Севера на Юг, максимально заправлялся в Беларуси.

Но уже в марте темпы роста продаж автомобильного топлива в Беларуси начали снижаться, хотя пока они выше, чем в 2017 году.

– Получается, что повышение внутренних цен на моторное топливо до уровня российских цен для компании «Белоруснефть» совсем невыгодно?

— Считаю, что на этот вопрос надо смотреть комплексно: кто получает выгоду – вся отрасль или же субъект этой отрасли, то есть компания, имеющая розничную сеть.

Поскольку «Белоруснефть» торгует преимущественно белорусскими нефтепродуктами, то в условиях, когда их поставка на внутренний рынок нерентабельна или менее рентабельна по сравнению с экспортными поставками, нужно оценивать, что выгоднее: получать дополнительную прибыль от реализации «Белоруснефти» либо нести убытки двум НПЗ. Определить этот баланс – прерогатива правительства.

– Неоднократное повышение цен на топливо уже сказалось на внутреннем спросе?

– Считаю, что да. Потому что уже в марте текущего года темпы роста рынка были существенно ниже, чем в январе-феврале. В январе, условно, прирост составлял плюс 20% к прошлому году, а уже в марте – чуть больше 10%.

Но назвать одну единственную причину снижения спроса сложно. Мы, конечно, отметили снижение спроса в марте. Но однозначно сказать, что оно произошло только из-за повышения цен, – сложно. Возможно, сказалось влияние погодных условий и других факторов. Март-апрель – переходные месяцы, в это время большое влияние на спрос оказывают погодные условия. Отмечу, что в прошлом году в марте уже оживился личный автотранспорт, а в этом году в это время еще снег лежал, поэтому такого оживления не наблюдалось. Так что тенденции изменения емкости рынка можно анализировать только по истечении более длительного времени.

– Если цены на топливо в Беларуси уравняются с российскими, то как это, на ваш взгляд, скажется на спросе?

– На мой взгляд, сближение белорусских цен на топливо с российскими в большей степени повлияет на транзитный и приграничный сегменты рынка. Это, навскидку, – около 10% розничного рынка. Если сравняемся по ценам, то падение спроса мы почувствуем.

– А в целом внутренний потребитель не столь чувствителен к повышению цен?

– Приграничные регионы все же чувствительны к повышению: это Гомельская область, не имеющая границ с Россией (Гомель находится в 40 км от границы с РФ), Витебская область, часть Могилевской области. Эти регионы очень спокойно могут переориентироваться на российское топливо.

– Какую маржу от реализации топлива имеет сейчас «Белоруснефть»?

– Маржа АЗС примерно та же, что и в прошлые годы, – около 10%, плюс-минус в зависимости от вида топлива. Если бы у АЗС не было сопутствующего бизнеса, продажа топлива – это чистые убытки для розничной автозаправочной сети. Только сопутствующий бизнес позволяет нам выходить в ноль или зарабатывать деньги.

Поэтому мы, безусловно, заинтересованы в росте объемов реализации: чем больший пролив через АЗС, тем стабильнее финансово чувствует себя «Белоруснефть».

– В последние годы «Белоруснефть» активно занимается развитием сопутствующего бизнеса. Здесь какого-то потолка компания пока не достигла?

– Нет. Считаю, что это – тот бизнес, где нет предела совершенству. Один из его сегментов, где нам хотелось бы сделать серьезный шаг вперед, – это общественное питание. Чтобы, нашему клиенту и автолюбителю захотелось остановиться на АЗС не только для покупки товаров в дорогу, но и для того, чтобы пообедать или просто перекусить.

– Следует ли ожидать каких-то прорывных шагов в этом направлении?

– Мы активно работаем в этом направлении. В частности, сейчас – по созданию единого ассортимента, выбору единых поставщиков продовольственных товаров. Очень серьезное внимание уделяем этим вопросам – возможно, сейчас даже чуть больше, чем в целом сопутствующей торговле.

– Есть ли планы по созданию совместного бизнеса с какой-то торговой сетью?

– Пока об этом говорить рано. Надо вначале упорядочить имеющуюся у нас структуру, прежде чем будет сделан первый шаг по созданию единой системы общепита на АЗС. Находимся в этом процессе постоянно, работу ведем, что называется, поэлементно. Начали с кофейных напитков, потом организовали продажу хот-догов и т. д.

– У компании финансовых ресурсов достаточно, чтобы ускорить развитие общепита на АЗС?

– Понимая, что это – тот вид бизнеса, где можно самостоятельно управлять вопросами ценообразования, здесь мы видим потенциал. Тем более, если сравниваем себя с зарубежными сетями, анализируем, какая у них маржа на этот бизнес, какие обороты, сколько, условно говоря, чашек кофе они проливают на одну АЗС и т. д. Это сравнение показывает, что здесь у нас потенциал большой: можно вкладывать деньги в расчете на быструю отдачу.

– Недавно генеральный директор компании китайской компании Guangzhou Xinjinlai Import and Export Trade, миллиардер Ван Эньпэй предложил «Белоруснефти» поучаствовать в проекте «Автомобили для общего пользования». Речь идет о реализации нового для Беларуси проекта – сервиса по аренде автомобилей. Как заявлено, китайская компания намерена построить в Беларуси 1 тысячи зарядных станций, а «Белоруснефти» предложено принять участие в проекте по аренде автомобилей в части зарядной инфраструктуры.

– Что касается сотрудничества по тематике электромобильного транспорта, вопросов каршеринга, то, отмечу: у нас есть некоторые предложения, в том числе со стороны китайских партнеров. Мы их внимательно изучаем, и, если увидим для себя выгоду, готовы идти на сотрудничество.

– «Белоруснефть» не так давно заявила, что готова стать национальным сетевым оператором по зарядке автомобилей. Что для этого сделано?

– В принципе, если говорить о перспективе, – а это и есть перспектива и достаточно серьезная, – то разумнее уже сейчас делать первые шаги: создавать и сеть зарядных станций, привлекать внимание общества, населения и т. д.

Сейчас мы насыщаем сеть наших АЗС электрозарядными станциями (зарядить электромобиль можно уже на 15 наших объектах, а до конца года планируем расширить сеть минимум до 50 объектов), создаем программные продукты, которые позволяют управлять отпуском электроэнергии, выбираем оптимальные форматы зарядных станций и т. д.

Но более быстрое развитие электротранспорта будет зависеть, безусловно, от государственной политики и создания условий для стимулирования использования электротранспорта. Думаю, что с вводом в эксплуатацию БелАЭС страна будет заинтересована в продвижении электромобильной тематики и увеличении потребления электроэнергии. Поэтому наше предприятие здесь занимает правильную позицию.

– Как планы развития автозаправочной сети «Белоруснефти» в этом году?

– Мы изначально ставим перед собой амбициозные планы. Суммарно мы хотели бы в этом году построить и модернизировать 25 объектов. Почему мы считаем суммарно? Потому что любая модернизация АЗС – это практически новое строительство с учетом требований по сервису, набору услуг и т. д. Иногда ввод новой станции сопровождается тем, что старая станция в том или ином регионе закрывается в силу того, что рынок АЗС насыщен.

Поэтому в течение 2018 года планируем реконструировать и построить около 25 АЗС. Строим за свои деньги и кредиты. Стоимость новой АЗС – от 1 млн. долларов, плюс минус 20% – в зависимости от месторасположения АЗС, набора услуг, подвода инфраструктуры и т. д.

– Сергей Сергеевич, известно, что в Украине сейчас обсуждается возможность квотирования импорта белорусского топлива. Скажется ли это на бизнесе «Белоруснефти»?

– Официально белорусская сторона не получала такой информации. Попытки разыгрывать белорусско-украинские отношения и вопрос поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок наблюдаются на протяжении последних 10 лет. За это время мы уже 2-3 раза сталкивались с подобной угрозой.

Надо понимать, что в результате таких мер пострадает прежде всего украинский потребитель. Ибо сегодня белорусские нефтепродукты позволяют поддерживать конкуренцию с российским топливом, местным топливом, а также тем топливом, которое танкерами поставляется в Украину. И если Украина примет такие резкие шаги против основного поставщика нефтепродуктов, это резко ограничит конкуренцию на этом рынке и приведет к серьезному росту цен. Примет ли украинская сторона такое решение, нам сложно сказать.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 мая

Средневзвешенный курс доллара США на торгах на БВФБ может уменьшиться еще на 0-0,5% на фоне небольшого роста курса российского рубля. В понедельник 20 мая возможно укрепление американской валюты на доли процента. Как и ожидалось, средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе снизился на 0,5% и достиг 17 мая 2,0854 рубля за доллар. Средневзвешенный курс

Зеркало белорусской экономической модели: долги предприятий превысили объем ВВП страны

Эксперты считают, что высокая закредитованность белорусских предприятий – следствие экономической модели их развития, в основе которой лежит долговое, а не долевое финансирование. Правительство предпринимает попытки решить проблему через внедрение на предприятиях корпоративного управления. Промышленные предприятия заплатили за кредиты на четверть больше, чем заработали На 1 января 2019 года общая задолженность предприятий страны достигла 123,6 млрд.

Около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок на российский рынок — Лукашенко

Александр Лукашенко проводит сегодня совещание по экономическим вопросам. Он заявил, что важнейшим для него является вопрос экспорта и также отметил ряд проблем с поставками в Россию. «Второй вопрос — он так и не снят — поставки сельхозпродукции на российский рынок. По моей информации, на сегодня около 60 белорусских предприятий полностью или частично закрыты для поставок

Как два миротворца войну начинали

Обычно говорят, какую страну потеряли, сетуя на исчезновение с политической карты мира СССР. Который победил фашизм, а жители оставленного им геополитического пространства с каждым новым годом с нарастающим неистовством празднуют день победы. День победы страны, которой давно уже нет. Мистика какая-то! Притом, что «повторение прошлого» никому никогда не удавалось. И сейчас, если повторение начнется, то

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что

Послание как повод порассуждать о справедливости

Экономика – наш неоспоримый приоритет. В этом белорусов постоянно пытается убедить глава государства. Но нет правил без исключения. Состоявшееся 19 апреля очередное ежегодное послание к белорусскому народу и Национальному собранию, неожиданно таким исключением и стало.

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась