Экономическая политика государства базируется на нормативных правовых актах, которые наиболее наглядно определяют специфику экономических отношений и роль государства в обществе. Анализ нормативных актов позволяет определить направление развития государства, цели и задачи экономической политики государства.

Данная статья является началом серии публикаций, посвященных ежеквартальному анализу наиболее значимых белорусских экономических нормативных документов. Какую экономическую политику проводят белорусские власти? Каким образом принимаемые нормативные документы повлияют на экономику в целом и работу белорусского бизнеса в частности? Насколько принимаемые нормативные акты соответствуют текущему экономическому положению в стране? Ответы на данные вопросы будут представлены в наших материалах.

Нормотворческие планы 2018 года

Одним из наиболее знаковых документов, характеризующих текущую экономическую политику в государстве, является указ Президента от 10 января 2018 года № 9 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2018 год». Данным документом определен перечень нормативных документов, которых планируется принять в текущем году.

Так, в плане предусмотрено внесение изменений в следующие экономические нормативные документы: Закон «О хозяйственных обществах», Гражданский кодекс, Закон «Об аудиторской деятельности», Налоговый кодекс, Закон «О государственном регулировании торговли …», Закон «О рекламе», Закон «О естественных монополиях», Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем …», Закон «О государственной инновационной политике …».  Из данного многочисленного перечня вытекают следующие особенности современной белорусской экономической политики.

Во-первых, государство не может определиться с методами и инструментами регулирования экономических процессов в Беларуси. Практически ежегодное переписывание и уточнение таких фундаментальных для любой экономики документов, как Гражданский и Налоговый кодекс, свидетельствуют о непонимании властями важности такого фактора делового климата в государстве, как стабильность законодательства. В погоне за «идеальными законами» власти разрушают предсказуемость в экономической политике государства.

Нестабильность белорусского законодательства является существенным фактором снижения конкурентоспособности белорусского бизнеса на внешних рынках. О каких долгосрочных планах можно вести речь, когда неизвестно, какие налоги и по каким ставкам будут введены с 1 января следующего года и на каких новых принципах и положениях будет сформирована новая редакция Гражданского кодекса.

Во-вторых, многочисленные изменения в законодательство помимо деловой неопределенности поднимают вопрос о компетентности и последовательности чиновников, отвечающих за экономическое нормотворчество в Беларуси. Так, непонятны мотивы законодателей, которые активно в последние годы изменяют, например, законодательство об аудиторах и хозяйственных обществах.

При этом изменения в законодательство о хозяйственных обществах наиболее показательны. Не успели еще вступить в силу изменения, принятые в 2017 году, как указом № 9 анонсирована подготовка новаций в закон «О хозяйственных обществах» уже в 2018 году. Что кардинально изменилась в законодательстве Беларуси за последние полгода, чтобы повторно оперативно изменять данный нормативный документ?

В-третьих, государство пытается сохранить максимально возможный контроль над экономикой. Об этом в частности свидетельствует план по разработке нового закона «О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства». Единственным объяснением принятия данного документа являются планы властей по усилению роли государства в экономике. Последнее будет достигаться за счет государственных предприятий или предприятий с участием государства. В этой связи о реальной приватизации государственной собственности в ближайшие годы можно забыть.

Критерии риска Указа № 379

Целый ряд нормативных документов, принятых в 1 квартале 2018 года связан с реализацией указа №  376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности». Данный документ был представлен властями как существенный прорыв в вопросе упрощения государственного контроля в Республике Беларусь. Но насколько либеральны нововведения в государственный контроль?

Постановлением Совета Министров от 22 января 2018 года № 43 была принята методика формирования системы оценки степени риска. В данном нормативном документе представлена терминология, которая будет использоваться в государственном контроле, а также общая методика по определению высоко рискованных предприятий. Сразу же следует отметить, что данная методика носит общий характер и не позволяет понять, на основании каких критериев государство будет назначать проверки.

Понять последнее возможно, анализируя многочисленные акты органов государственного управления, касающихся определения степени риска для включения предприятий в план проверок в 2019 году. Так, свои критерии степени риска были приняты Национальным банком, Министерством по налогам и сборам, Министерством юстиции, Министерством сельского хозяйства, Министерство труда и социальной защиты и другими органами государственного управления. Наиболее показательным документов в данном перечне является приказ Министерства по налогам и сбора от 09 февраля 2018 года № 20, так как он затронет всех субъектов предпринимательства Беларуси.

Все налогоплательщики разделены на 7 категорий в зависимости от системы уплаты налогов и организационно-правовой формы: юридической лицо и индивидуальный предприниматель. Так, существенно снижает риск назначение проверки для всех категорий предприятий своевременная подача налоговых деклараций (без их последующего уточнения), уплата налогов и подача разъяснений на запросы налоговых органов. Также учитывается наличие льгот, частота смены юридического адреса, и отсутствия договорных отношений с лжепредпринимателями.

Остальные критерии зависят от  вида деятельности, суммы уплачиваемых налогов, учредителей и многих других факторов. В целом данный перечень критериев является весьма важной информацией для бизнеса, так как позволяет каждому предприятию оценить вероятность включения предприятия в план проверок, в зависимости от особенностей вида деятельности и особенностей ведения бизнеса на предприятии.

В этой связи в зависимости от специфики бизнеса важно ознакомиться и с аналогичными документами «курирующих» бизнес министерств и ведомств. Это позволит понять логику и мотивы власти при назначении проверок, а значит, позволит минимизировать вероятность назначения нежелательного государственного контроля при правильной организации работы бизнеса.

Чек-листы Указа № 379

Еще одним фактором, позволяющим понять характер государственного контроля в ближайшем будущем, является перечень вопросов в чек-листах, утвержденных органами государственного управления. Напомним, что чек-листы – это контрольный список вопросов, которые будут направляться государственными органами в адрес предприятий, для определения необходимости назначения выборочных проверок. Использование чек-листов закреплено указом № 379.

В 1 квартале 2018 года формы чек-листов были утверждены Министерством обороны, Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Национальным банком,  Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского хозяйства и продовольствия. О значении чек-листов в новом белорусском государственном контроле можно судить по перечню вопросов, содержащихся в данных опросниках.

Так, чек-лист Национального банка предлагает бизнесу ответить на 66 вопросов. При этом чек-лист Министерства по чрезвычайным ситуациям состоит из 161 вопроса. Очевидно, чтобы ответить на все данные вопросы потребуется не один день, а может быть и не одна неделя. Фактически предприятия будет проходить заочно проверку при каждом заполнении таких чек-листов.

В этой связи важным моментом, не закрепленным на данный момент в законодательстве, является вопрос периодичности заполнения чек-листов бизнесом. Именно от периодичности заполнения чек-листов и будет зависеть реальная либерализация государственного контроля в Беларуси. Не хотелось бы, чтобы в Беларуси наряду с выездным и камеральным контролем фактически возник и дополнительный заочный контроль, связанный с необходимостью периодичного заполнения чек-листов.

Реализация 7 Декрета

Еще одним направлением экономического нормотворчества являются решения органов власти, направленные на реализацию Декрета № 7 от 23.11.2017 г. «О развитии предпринимательства». В целях реализации положений Декрета № 7 было принято постановление Совета Министров от 22 февраля 2018 года № 143.

Указанным документом предусмотрен порядок подачи уведомлений в местные исполкомы о начале осуществления видов деятельности. Уведомление может подаваться в трех формах: в службу одно окно, почтой или через Интернет электронным документом.

Разнообразие форм подачи уведомлений нивелируется самой формой уведомления. Так, в одном уведомлении субъект хозяйствования может указывать только один вид экономической деятельности. Поэтому, условно, если предприятие захочет заняться всеми 19 перечисленными в Декрете видами деятельности, то субъекту предпринимательства нужно будет подготовить 19 уведомлений.

Данный порядок упрощает работу чиновникам исполкомов, но не совсем удобен для бизнеса. В этом в очередной раз проявляется особенность белорусской экономической политики, которая направлена в первую очередь на удобство государства в лице чиновников, а уже потом учитывает интересы бизнеса.

Кроме того, ряд нормативных документов был направлен на внесение изменений в действующие нормативные документы и разъяснение порядка работы предприятий после 26 февраля 2018 года, момента вступления в силу Декрета № 7. Анализ всего многообразия документов позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, многие изменения носят чисто технический характер и связанны с уточнением действующих норм законодательства. Например, Фонд социальной защиты своим постановлением от 21 февраля 2018 года № 4 внес редакционные изменения в ряд документов и убрал обязанность проставления субъектами хозяйствования печати на справках, предоставляемых в Фонд.

Во-вторых, все разъяснения органов государственного управления базируются на том, что до 26 февраля 2018 года действовал старый порядок работы предприятий в части, например, получения лицензий автомобильными перевозчиками, отнесения дольщиками на затраты расходов, связанных с возведением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и так далее. В этой связи субъектам предпринимательства необходимо учитывать данный факт в своей хозяйственной деятельности при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Цифровая экономика

Цифровая экономика является новым направлением нормотворчества белорусских чиновников. Так, в 1 квартале было принято постановление Совета Министров № 167 от 28 февраля 2018 года, определяющее состав Совета по развитию цифровой экономики. В состав совета вошли представители Администрации Президента, некоторых министерств и частного бизнеса.

Также постановлением Министерства финансов от 05 марта 2018 года № 16 был определен порядок бухгалтерского учета цифровых знаков (токенов). Инструкция позволяет понять, чем являются токены для бухгалтерского и налогового учета.

Как мы уже отмечали ранее (см. статью Цифровая Беларусь 2.0), токены по своей экономической сути являются аналогами биржевых долговых обязательств. Данное мнение подтверждается и постановлением № 16, в котором определено, что токены учитываются как долгосрочные или краткосрочные финансовые вложения в зависимости от сроков их размещения, то есть периода, после которого мы обязуемся токены продать или выкупить.

Собственные токены, созданные организацией для размещения, в бухгалтерском учете числятся за балансом до момента их фактической  реализации. Себестоимость токенов формируются из прямых затрат на майнинг и распределения переменных косвенных затрат согласно учетной политике предприятия.

Следует отметить, что совершение хозяйственных операций с токенами может быть оформлено первичным учетным документом, составленным единолично участниками этой операции. Основанием для составления документов могут быть записи в блокчейне, иной информационной системе или на основании иных источников информации.

Столь либеральный подход к порядку бухгалтерского учета токенов связан с тем, что последние не являются объектом налогообложения, а, следовательно, их документальное оформление и учет пока не интересны контролирующим органам. В этом проявляется суть либерализации белорусской экономической политики, которая происходит только в тех областях, где государство пока не может, получить доход для бюджета или не пока не знает, как это сделать. Также либерализация может происходить в тех областях, где экономическая ситуация в стране настолько плоха, что без реальной либерализации не обойтись. В последнем случае либерализация в Беларуси не всегда очевидна.

 

Обобщая правовые новации белорусской экономической политики 1 квартала 2018 года, нельзя не отметить гибридный и хаотичный порядок изменений. С одной стороны, государство пытается внедрить передовые рыночные методы управления экономикой: чек-листы, токены, электронная подача заявлений и так далее. С другой стороны, государство постоянно меняет законодательство, создает расширенные списки вопросов в чек-листах, разрабатывает отдельное законодательно для предприятий с участием государства, то есть пытается максимально возможно сохранить государственный контроль в экономике.

Фактически, несмотря на видимые признаки либерализации экономики, сохраняются и сильные рычаги государственного управления и контроля. По сути власти пытаются в очередной раз придумать белорусский экономический велосипед, при котором и экономика будет работать и развиваться эффективно и динамично, то есть рыночно, и власти в лице чиновников сохранят ручные (по сути социалистические) рычаги управления над текущей экономической ситуацией. Никому в мире этого пока не удавалось, поэтому вряд ли это получиться и у белорусской власти.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,