Вносить поправки в Конституцию лучше всего в разгар дачного сезона

Главный экономический показатель (ВВП) в январе-феврале текущего года увеличился в Беларуси на 5,6% (г/г), чем в очередной раз посрамил склонных к алармизму независимых экспертов. Но и экспертам экономического блока правительства особо гордиться нечем. Точность их прогноза оказалась ненамного выше: в первом квартале ВВП следовало вырасти на весьма скромные по мировым меркам 2,1%.

Не остались в стороне от незапланированного праздника жизни и реальные доходы населения. Они увеличились в январе-феврале на 7,8%, а реальная зарплата – аж на 13,4%. Что это, прыжок на месте, или удачный старт очередного забега, если и не на длинную, то по крайней мере на среднюю дистанцию, и каковы причины столь впечатляющего роста народного благосостояния?

Год назад в Послании-2017 Лукашенко обещал, что с его стороны «нажим на исполнительные органы власти и все ветви власти будет только усиливаться». Глава государства сказал, глава государства сделал.

Такова формула успеха, или все дело в улучшении внешней конъюнктуры? В январе, например, физический объем экспорта нефтепродуктов увеличился на 56,7%, а их средняя цена – на 17,5% (г\г).

От роста доходов — к безопасности

А теперь предлагаю обратиться к таблице. На протяжении трех пятилеток темпы роста реальной заработной платы в Беларуси были двузначными. Первый тревожный звонок прозвенел в 2011 г. (+1,9%). Происки внешних врагов и ухудшение мировой конъюнктуры тут были не при чем. Враг оказался внутри «белорусской модели». Имя ему – популизм. Чего не сделаешь ради покупки голосов избирателей! За достижение 500 долларов средней зарплаты к концу 2010 г. пришлось заплатить трехзначной потребительской инфляцией, трехкратной девальвацией и скромным ростом реальной заработной платы.

Среднегодовые индексы прироста (снижения)
реальной заработной платы (в процентах)

1916-2000 2001-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2017
11,3 15,8 10,3 7,7 -1,2

Статистический ежегодник 2017 г. (расчеты автора).

Казалось бы, соответствующие выводы были сделаны. Если «кандидатская программа» Лукашенко образца 2010 г. была опубликована под заголовком «От сохранения – к приумножению», то через пять лет о приумножении речь уже не шла, и потому главное обязательство будущего пентачемпиона свелось к защите того, что уже создано. Список же достижений, естественно, возглавила НЕЗАВИСИМОСТЬ. Отсюда и заголовок программы «За будущее независимой Беларуси».

Такие нюансы, второстепенные на первый взгляд, на языке политологии означали смену социального контракта. В течение почти двух десятков лет растущая экономика позволяла белорусской власти покупать лояльность населения. Но к 2015 г. свой ресурс «белорусская модель» исчерпала. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Война на востоке Украины позволила практически безболезненно заменить в социальном контракте рост доходов на обещание безопасности.

Данное утверждение наглядно иллюстрирует количество упоминаний слова «мир» (мир как антоним слову «война») в новогодних обращениях главы государства: 2012 и 2013 гг. – 2 упоминания, 2014 г. – 16 упоминаний.

Социология – не довод

Что заставило Лукашенко в конце 2016 г. развернуться на 180° и вновь попытаться войти в реку социального контракта, основанного на покупке лояльности белорусов? Первое, что приходит в голову, – социология. Уже последний опрос НИСЭПИ (июнь 2016 г.) зафиксировал исчерпание мобилизационного эффекта «Крымнаш».

За прошедшие с тех пор полтора года новых поводов для сплочения населения вокруг «национального лидера» ни внутри Беларуси, ни по ее внешнему периметру создать не удалось. Да и откуда таким поводам взяться в стране, чей гимн начинается словами: «Мы, белорусы – мирные люди…».

Даже в России, уже четвертый год живущей в условиях активного противостояния с Западом, мартовский опрос ВЦИОМ зафиксировал периферийность темы новых стратегических вооружений, которой российский коллега Лукашенко посвятил половину послания. Ее назвали важной для страны 22% респондентов, в то время как доступную медицину отметило 56%, преодоление бедности – 46%, развитие образования – 35%, совершенствование ЖКХ – 33%.

Социологию, разумеется, подправить можно, но зачем? НИСЭПИ прикрыт, государственные социологические службы результаты своих исследований не публикуют. Следовательно, ничто и никто не мешает вбрасывать в информационное пространство любую наперед заданную социологическую «цифирь», что на практике регулярно и делается. Никаких дополнительных ресурсов для этого не требуется. Было бы желание.

Два месяца на подготовку референдума

Белорусская модель, а если говорить шире, белорусская культура – властецентрична. Поэтому конечной целью любых инициатив, спущенных сверху, является сама власть. В частности, все разговоры о стабильности – это разговоры о власти, точнее сохранении ее в руках группировки, сформировавшейся после 1994 г.

«Есть общество риска – западное общество, – поясняет социолог Симон Кордонский. – Они рискуют на глобальном рынке и получают как результат капитал. А у нас общество основано на нейтрализации угроз, в ходе нейтрализации которых сохраняется целостность государства, т. е. основное, для чего оно и существует. Есть целый государственный и общественный институт экспертов, которые изобретают угрозы, убеждают общество в их реальности и выбивают деньги на их нейтрализацию».

За примером ходить далеко не требуется: 3 апреля Лукашенко выступил на республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли страны. Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из официального пресс-релиза: «Сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране».

Никаких цифр, характеризующих состояние сельскохозяйственной отрасли в пресс-релизе не приводится. Зато подчеркивается способность Беларуси обеспечивать собственную продовольственную безопасность, что является важнейшим фактором независимости.

Какая же новая туча-угроза нависла над белорусской моделью и ее главным архитектором? Полагаю, что это угроза неизбежности передачи власти приемнику. На рост ее актуальности работает, во-первых, время, во-вторых, четко сформировавшийся нисходящий экономический тренд.

Все свои главные задачи по монополизации власти Лукашенко решал с помощью конституционных референдумов. Поэтому не будет ничего удивительного в том, что и на этот раз он пойдет по проторенной дорожке. Соответствующие информационные вбросы в марте он осуществил. 15 марта на встрече с судьями Конституционного суда: «Если уж мы и пойдем на изменение Конституции, то нас никто не должен упрекнуть. А для этого надо изучить мировой опыт. <…> Поэтому нужно взять лучшее из мирового опыта, но ни в коем случае, как это было на заре нашей независимости, не бежать следом за какими-то нормами какой-то конституции, чтобы кому-то угодить. Мы должны создавать свои законы и прежде всего Основной закон для нашей страны и народа». 23 марта в интервью представителям грузинского телевидения: «Я недавно говорил о том, что придет время, когда мы должны будем и Конституцию подкорректировать. Может быть, какие-то нормы поменять. Естественно, какие-то функции от президента передать исполнительным органам власти, правительству, парламенту и тому подобное. К этому мы и идем».

Соответствующего комментария главы ЦИК Лидии Ермошиной ждать долго не пришлось. Уже 2 апреля она заявили, что референдум по внесению изменений в главный закон страны может быть подготовлен за два месяца.

Не стану гадать по поводу конкретных конституционных инноваций. А вот что касается сроков проведения референдума, то объявить о его проведении вполне логично было бы 24 апреля в ходе ежегодного послания. Если так оно и случится, то всенародное волеизъявление придется на средину лета, т.е. на время максимальной политической апатии. И рекордный рост зарплаты тут окажется очень даже кстати.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,