• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Фото epa.eu

Накануне выборов президента в РФ был опубликован доклад «Путин. Итоги. 2018», в котором на основе официальных данных Росстата и многочисленных международных организаций изложены результаты развития России в 21 веке.

Анализ приведенных в докладе данных позволяет сделать вывод о неэффективности существующей государственно-монополистической модели России. Она скатывается на периферию мировой экономики — ее доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) упала с 3% в 2013 году до 1,85% в 2017-м против 26% у США, 23% у Евросоюза, 16% — у Китая.

В ближайшие годы ВВП страны, как ожидается, будет расти на 1-2% в год, тогда как среднемировые темпы роста — 3,5%. Россия продолжит отставание от мира. Это отставание обусловлено тем, что экономика России носит сырьевой характер и ее экспорт более чем наполовину обусловлен преимущественно нефтью и газом. Так, в 2000 году доля нефтегазовой продукции в экспорте составляла 52%, в 2017-м — 55%. Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2000 году составляла 25%, в 2017-м — 40%.

Другими словами, налицо признаки диагноза распространенной в современном мире «голландской болезни» т.е. увеличения экспортных доходов за счет нефтегазового сектора экономики. Это ведет к дополнительному притоку иностранной валюты в страну, что, в свою очередь, приводит к укреплению национальной валюты. Укрепление национальной валюты снижает конкурентоспособность продукции отечественных обрабатывающих отраслей, что ведет к сокращению выпуска и экспорта данной продукции и может привести к росту безработицы. При этом увеличивается импорт, снижается чистый экспорт и, в конечном итоге ВВП.

«Голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой и сервисный, которые создают меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий. В первую очередь деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Это связано с необходимостью для них постоянных масштабных инвестиций в обновление технологий и продукции.

Одним из способов «лечения» этой болезни является «cтерилизация» излишней валютной выручки в национальных фондах целевого назначения стран-экспортеров. Например, в Норвегии за счет экспорта газа создан пенсионный фонд в размере $1 трлн., где каждому жителю страны заработано по $100 тысяч на старость. В Дубае за счет экспорта нефти формируется «фонд будущего поколения», который предназначен для финансирования высшего образования. В России же вся валютная выручка от нефтегазового сектора расходуется на текущее потребление и финансирование затрат на разведку и увеличение добычи природных ресурсов. «Слезть с нефтяной иглы» не хватает политической воли, и положение в перспективе только усугубляется.

Не так давно Министерство экономического развития РФ разработало долгосрочный прогноз социально-экономического развития до 2035 года, весьма печальный документ, из которого следует, что национальная экономика в предстоящие 20 лет будет расти темпами примерно в 1,5 раза ниже среднемировых — тем самым Россия будет сдвигаться всё ближе к бедным странам. Сегодня по международным стандартам оценки уровня жизни около 20% населения страны относятся к числу бедных. Прослойка среднего класса постоянно уменьшается, а доля очень богатых из года в год растет.

Россия всего лишь на 12-м месте в мире по размеру экономики (номинальный ВВП) и на 49-м — по ВВП на душу населения, однако она устойчиво входит в пятёрку стран-лидеров по количеству долларовых миллиардеров: согласно списку 500 богатейших людей мира, ежегодно составляемому журналом Forbes, в 2017 году в России было 96 миллиардеров. По оценке Credit Suisse, величина «богатства» (если это можно так назвать) 82% россиян составляет ниже $10 тыс. (в целом в мире таких людей только 70%), тогда как богатством свыше $100 тыс. (в общем-то абсолютно стандартная величина для западного среднего класса) обладают лишь 1,3% россиян. В Великобритании число жителей, обладающих активами на $100 тыс., — более 50%, в США — 40%, во Франции — 53%, в Японии — 56%, в Швейцарии — 72%.

Соотношение доходов 10% самых богатых россиян к доходам 10% самых бедных (так называемый «децильный коэффициент») в 2000 году составлял 13,9 — во столько раз отличались доходы 10% богатейших и беднейших жителей России. В последние годы этот коэффициент разрыва в доходах вырос и колебался в пределах 16-17 раз. Все эти цифры говорят о серьезном имущественном расслоении россиян и растущем социальном неравенстве, что чревато серьезными угрозами для дальнейшего социально – экономического развития.

В 2017 году примерно половина работающих россиян получали зарплату меньше 25 тыс. рублей. Людей с зарплатой в 100 тыс. рублей и выше — вполне обычный доход представителей среднего класса в развитых странах — в стране менее 4%. Средняя зарплата в 2013 году составляла почти 800 долларов США, а в 2017 году она «упала» до 450-550 долларов.

Перспектив восстановления доходов не видно: в декабре 2017 года В. Путин подписал закон о трехлетнем федеральном бюджете на 2018–2020 годы, куда заложен рост реальных доходов населения всего на 1–2 % в год даже в самых лучших сценариях. То есть никакого роста. Причина этого – регулярные кризисы в экономике с 2008 года и различные экономические санкции со стороны стран Запада в ответ на «присоединение» Крыма Россией и за поддержку сепаратистов в Донбассе.

Но главная причина кроется не в этом, а в том, что падает производительность труда. Она в России сегодня самая низкая в Европе. Об этом свидетельствуют данные за 2016 год Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым в России стоимость продукции на человеко-час составляет $25,9, вдвое меньше, чем в странах еврозоны ($55,9), там этот показатель в прошлом году был 72,1% от уровня США.

У российских госкомпаний, которым принадлежит около 70% всех активов страны катастрофически низкая производительность труда по сравнению с западными. В хорошо знакомом белорусам «Газпроме» среднесписочная численность персонала выросла в 2017 году до 467 тыс. человек против 298 тыс. в 1999-м, резко выросла доля руководящего персонала и оплата его «труда». Добыча газа при этом упала с 546 млрд. кубометров в 1999 году до 472 млрд. в 2017-м. Наглядный пример падения производительности труда для монополий. Можно привести и другие примеры из числа подобных. В РЖД работают 760 тыс. человек, хотя, по меркам европейских или североамериканских железнодорожных компаний, должны работать порядка 200–300 тыс. У «Роснефти» средняя производительность нефтяных скважин рухнула всего за три последних года на треть. Все это говорит о вопиющей неэффективности российских госмонополий.

Наряду с ростом численности управленческого аппарата в сфере производства также растет и число чиновников. Так по данным Росстата, на 10 тыс. человек населения с 2000 года число чиновников более чем удвоилось — с 79 до 146. Чиновников на душу населения в современной России почти вдвое больше, чем в советские времена. На каждую тысячу человек населения в России приходится один налоговик, в США — 0,25.

О деградации судебной власти в России не говорит только ленивый. В мировом рейтинге независимости судов, по данным Всемирного экономического форума («Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2017–2018»), Россия занимает 90-е место в мире, ниже Гватемалы и Свазиленда.

Масштаб обвинительного уклона шокирует: в 2016 году по всей совокупности рассмотренных судами признаны виновными более 98% подсудимых, только 1,6% подсудимых оправданы. Средний российский судья выносит оправдательный приговор лишь примерно раз в семь лет. По данным уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова, число возбуждаемых уголовных дел по экономическим делам в 2016 году дошло почти до четверти миллиона, а процент оправдательных приговоров по ним составляет всего 0,4%.

Из судебного произвола прямо вытекает другая беда России — огромная армия заключённых. Их больше 600 тыс., Россия лидирует среди стран Европы по числу заключённых на 100 тыс. человек населения (по данным доклада о состоянии тюрем в странах — членах Совета Европы, ежегодно составляемом экспертами Лозаннского университета).

В целом расходы на чиновников и силовиков составляют до 40% в структуре федерального бюджета и более 20% — в консолидированном бюджете страны (включающем бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов — пенсионного, медицинского страхования и т. д.). Для сравнения — расходы на медицину и образование вместе взятые составляют всего менее 7% в структуре федерального бюджета, и 19% в консолидированном бюджете (по итогам 2017 года). В 2017 году зарплаты в здравоохранении отставали на 18% от средней зарплаты в производственном секторе, а в образовании — на 23%.

С такими низкими зарплатами в медицине и образовании, конечно, не может быть и речи об их качестве. Это подтверждается и официальной статистикой. По данным Росстата, в 2016 году заболеваемость по большинству основных классов болезней была такой же или даже выше, чем в 2000-м, по сути, никакого прогресса. При этом последние годы поставлен абсолютный рекорд во всей истории страны (включая даже советское время) по смертности от онкологии — она достигла 300 тысяч в год.

Количество больниц последовательно сокращается: если в 2000 году в России насчитывалось 10,7 тыс. больничных организаций, то сегодня их всего 5,4 тыс., сокращение более чем вдвое. В последние резко уменьшалось число врачей: с пикового значения в 715 тыс. в 2010 году до 681 тыс. сегодня, что фактически вернулось к показателю 2000 года. Число врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения даже ниже, чем в 2000 году: 46,4 в 2016-м против 46,8 в 2000-м. Число фельдшерско- акушерских пунктов сократилось с 44,6 тыс. в 2000 году до 34 тыс. сегодня— это особенно актуальная проблема для сельской местности, откуда в результате масштабной «оптимизации» расходов на здравоохранение исчезли все учреждения родовспомогательной помощи, в результате чего зафиксировано немало случаев смерти новорожденных, не доехавших вовремя до роддома из удалённых мест.

По данным Всемирной организации здравоохранения, россияне примерно наполовину покрывают расходы на здравоохранение из собственного кармана — т. е. миф о «бесплатной медицине» является не более чем мифом. В то же время в странах Западной Европы, Канаде, Японии государство финансирует    75–90% расходов на медицину. Средние расходы на здравоохранение в расчете на одного россиянина составляют примерно $700 в год, в то время как в Западной Европе — $5–7 тыс., а в Норвегии или Швейцарии — почти $10 тыс.

Не лучше ситуация в образовании. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2016 года Россия занимает всего лишь 50-е место по качеству среднего образования, пропустив вперед такие страны, как Индия, Индонезия и Шри-Ланка. Развал системы образования грозит стране катастрофическим усилением отставания от глобального развития в будущем, дальнейшим скатыванием на мировую периферию.

Коррупция — главный фактор подрыва конкурентоспособности страны на международной арене, как следует из многих опросов предпринимателей — и в частности, из позиций России в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Так, по ряду направлений рейтинга, отражающих бедственное положение дел в области коррупции в стране, цифры говорят сами за себя: по фаворитизму решений госчиновников (в пользу аффилированных структур) Россия     на 66-м месте в мире, по взяткам — на 76-м, по нецелевому использованию бюджетных средств — на 82-м, по независимости судебной системы — на 90-м.

Многие страны Азии и Африки намного обошли ее по этим показателям. В 2000 году в международном рейтинге восприятия коррупции Transparency International Россия делила 82-е место с Кенией, сейчас же она — на 135-м месте, делит его с такими странами, как Гондурас, Папуа–Новая Гвинея, Кыргызстан.

Россия постепенно становится «изгоем» на международной арене. В 2014 году, после присоединения Крыма, она была фактически исключена из «Большой восьмёрки» — клуба лидеров самых влиятельных стран мира. Система действующих санкций со стороны стран Запада и ответная система «контрсанкций» со стороны России привела к росту цен и введению неэффективной политики импортозамещения на многие товары и продукты.

Как показал опрос российского «Левада-Центра», более 80% россиян ощутили на себе снижение уровня жизни в результате противостояния страны с Западом и его политики санкций. Реальные доходы населения сокращаются четвёртый год подряд. Значительное ухудшение экономического положения страны возобновило демографический кризис: рождаемость в 2017 году сократилась более чем на 11,5% несмотря на возросший размер «материнского капитала».

Выборы президента РФ закончились убедительной победой В. Путина, за которого проголосовало более 76% избирателей из 67% от числа голосовавших. Массированная телевизионная пропаганда, которая сопровождала выборы, сделала свое дело. Как говорят в подобных случаях политологи: телевизор «победил» холодильник.

В своем обращении ко всем россиянам, которое В. Путин сделал по итогам выборов, он пообещал создавать рабочие места, повышать эффективность экономики и реальные доходы граждан при снижении бедности, развивать инфраструктуру и социальную сферу «на базе мощного технологического рывка, который нам предстоит совершить».

Подобные обещания вряд ли осуществимы в ближайшем будущем – экономика России не способна пока на достижения не только «технологического рывка», но даже простого роста на уровне развитых стран. Остается поверить на слово поэту Федору Тютчеву, что Россию – «Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Тэги:

,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что