Если дело относится к местным выборам, то фразу, вынесенную в заглавие моих заметок, можно считать аксиомой избирательного процесса. Слова к этому политическому действу находятся у специалистов, или у общественных активистов и политиков, или у тех людей, которые уверились в совершенство этой процедуры.

Например, известный многим чиновник, общественный и политический деятель Геннадий Давыдько изложил свое мнение по этому поводу забавным образом. Мол, наши люди так устроены, что, если в обществе все хорошо, они успокаиваются и теряют активность. А сегодня именно такой момент — белорусы, убаюканные ощущением стабильности, монолитности и покоя, поддаются на манок: зачем голосовать, ведь и без того все проголосуют.

Как положено.

О роли статистики

Вот таким способом г-н Давыдько пробовал оправдать  малую активность избирателей, помочь в этом деле ЦИКу и ее председателю, но там в услугах посторонних и заинтересованных не нуждаются. Выступая перед журналистами, Лидия Ермошина выразила удовлетворение завершившейся кампании. Она оказалась результативной, более демократичной по условиям предыдущей, явила миру более интересный сценарий выборов. «По крайней мере, в Минске».

У г-жи Ермошиной нашлось еще множество интересных и специальных слов о кампании, которая «существенно обогатила правоприменительную практику организации и проведения выборов». Как бы возражая г-ну Давыдько, по ее мнению, избиратели «скорее интересуются выборами, чем проявляют пассивность». Тем более, что официальная явка избирателей составила 77,23%, все местные советы избраны.

Как в этой связи не вспомнить слова руководителя государства, обращенные к милиции, которая, впрочем, исполняет хоть и подчиненную, но исключительную роль в описываемом мною политическом процессе. Стоит, например, милиционер с заготовленной репликой «чего изволите, гражданин», но каждый понимает, что перед ним герой, способный довести эпизод до кульминации всего действия. По первому свистку начальства. Так вот, Александр Лукашенко засомневался в объективности ведомственной статистики, предположил, что ее данными манипулируют. Мол, официальные цифры показывают, что преступность за год снизилась на 7,1%: «Может, у нас скоро вообще преступности не будет?».

Правда, Лукашенко уточнил, что министр внутренних дел стремится исключить эту «полковую статистику». Это похвальное стремление, но «нужен результат». То есть результат — искоренение преступности, по меньшей мере, статистические данные должны соответствовать реальному положению дел. И с этим делом вечные взаимные претензии. Преступления совершают одни люди, раскрывают преступления другие. И те, и другие кормятся преступностью, но одни статистику не ведут, другие все случаи учитывают, поскольку по ним оплачивается их работа. Следовательно, им нужна статистика двух видов: по количеству отловленных преступников (абсолютные показатели) и по относительному снижению преступности за данный отчетный период по сравнению с предыдущим.

А работодатель (правительство) пробует сочетать в этой статистике несовместимое — абсолютный рост пойманных милицией преступников (отлично поработали наши органы в истекшем году, удвоили численность взяточников и насильников!), с одной стороны, но при этом растет преступность в целом, с другой стороны. Это самым непосредственным  образом разбивает стремление правительство брод перейти, башмаков не замочив.

У него права нет

Разумеется, это идеальная ситуация, к которой стремятся и правительство, и органы, понимая, что она не достижима, но по-разному. Статистика правонарушений создается органами правопорядка. Иной статистики нет в стране и быть не может. Но правительство (работодатель, в нашем случае — руководитель государства), раздавая настоятельные рекомендации милицейским чинам «жить не во лжи» и мерить по правде, советует им не забывать о его интересе в этом деле.

А между тем, в этой статистике не может быть ничего, кроме данных, которые содержатся в сводках органов. Случайно ли это, что три из семи видов преступлений, количество которых увеличилось, имеет коррупционную природу. В частности, дел за взяточничество в 2017 году по сравнению с 2016 годом возбуждено в полтора раза больше, за злоупотребление властью — почти на четверть больше.

Коль руководитель поставил задачу искоренить коррупцию, то ловить вам — не переловить, сажать — не пересажать.

Например, публика не устает рассуждать о несовпадении количества пришедших голосовать у них, и у комиссии. И с таким же усердием  регулярно эти претензии отвергаются Лидией Ермошиной. Мол, никакие другие подсчеты, помимо подсчетов бюллетеней в урнах, не являются легитимными. Разумеется, не являются. Обыватели постоянно говорят, что комиссии подбрасывают бюллетени в урны голосования. Но и эти подозрения относятся на счет слухов, сплетен и сознательных провокаций.

А на нет, и суда, разумеется, нет. Нет суда над участковой избирательной комиссией, поскольку она контролирует и количество посетивших кабину для голосования избирателей, и бюллетени пересчитывает. Гражданам ничего достоверного о судьбе своего голоса сказать не могут. Им остается только верить (или не верить) в сведения избирательной комиссии, или в итоговую статистику ЦИКа. А в ней не может быть ничего, что содержится в сведениях участковых комиссий. И это звучит как приговор гражданину, афористично изложенному г-же Ермошиной: «У обычного человека никакого права, кроме как прийти и проголосовать, нет».

На нет, и суда нет.

Как создавалась путинская вертикаль

Если верить этой статистике, то «обычному человеку» не сложно определиться со своим местом в раскладе политической игры, в которой он участвовал. А если не верить?

Когда Путин приступил к формированию, к слову, намного позже Лукашенко, он отменил выборы губернаторов населением и установил порядок их самочинного назначение на должность. Остальные (местные) выборы сохранились, что было нерациональным. Губернатор со своей командой по-любому мог получить нужные результаты на местах. Какой он губернатор, если проиграет демократические муниципальные выборы. Право же не проиграет.

Чтобы больше упростить принятую в то время в России модель «управляемой демократии», 17 ноября 2006 года был принят закон, который, среди прочего, отменял минимальный порог явки избирателей на выборах любого уровня.  До этого существовали пороги: выборы в Госдуму Федерального собрания — 25%; выборы Президента России — не менее 50%; региональные выборы — 20%. Комментариев было множество. Из самых популярных такой: «Сколько бы ни пришло людей, выборы все равно признают. А совсем никто не прийти не может. В любом случае, придут те, кого избирают. Родственники их придут, друзья и знакомые. А еще те, кому может быть выгодным избрание того или иного кандидата. Так что хоть кто-то проголосует…»

Хорошие политтехнологи, скромный административный ресурс — и вертикаль добивается нужного результата. Причем без очевидных фальсификаций в ходе голосования.

«Прочее» в новом законе — это стремление совершенствования ряда избирательных процедур определение мер, направленных на противостояние экстремистской деятельности в ходе выборов. В частности, уточняются позиции политических партий в избирательной комиссии, а также регламент, который позволяет предотвратить проникновению во власть мафиозных и экстремистских элементов. Таким образом, власть показывает, что выступает за себя, за демократию и порядок. При этом, как утверждали критики-оппозиционеры, если явка составила менее половины избирателей, то результаты выборов не отражают интересов всего общества.

Именно с ними проявила солидарность Лидия Ермошина, которая публично высказалась против такой новации в Беларуси. По ее мнению, отмена минимального порога явки избирателей негативно сказывается на легитимности власти, как в глазах международного сообщества, так и среди граждан страны. В Беларуси это нецелесообразно, и потому не планируются. Поскольку любой орган власти должен быть представительным, а это возможно лишь при условии, что он представляет интересы всего общества, а не заинтересованного меньшинства.

Принципиальная поборница народовластия

Дословно: «С отменой минимального порога явки избирателей ситуация, когда небольшое количество человек, явившихся на выборы, смогут решить судьбу большинства граждан, станет реальной. Введение данной нормы будет способствовать также тому, что общество и государство дистанцируются друг от друга».

Принципиальная поборница подлинного народовластия в Беларуси была убеждена, что необходимо повышать процент явки в первую очередь путем стимулирования граждан к осуществлению своего конституционного права. Таким образом, речь о конституционном праве гражданина. На самом же деле, как призналась недавно сама г-жа Ермошина: «У обычного человека никакого права, кроме как прийти и проголосовать, нет». То есть переступив порог избирательного участка гражданин, наделенный своим конституционным правом, превращается в «обычного человека, лишенного всех прав».

Удивительная диалектика, точнее софистика, практикующая жонглированием словами и понятиями.

А в 2006 году г-жа Ермошина посочувствовала своим коллегам: «Если существуют такие проблемы, то, может стоить внести изменения в Конституцию Российской Федерации, отменяющие свободную явку на выборы». Игра, что называется, «на тоненького», но ирония убийственная.

Главным достижением причастных к белорусской политике лиц считается достижение социально-экономической стабильности в стране. Причем, она признается настолько основательной, что многие противники режима, отчаявшись найти действенные аргументы против, только разводят руками — это не стабильность, а «стабилизец».

На самом же деле, в стране много чего происходит само собой (по жизни) и благодаря сознательной деятельности заинтересованных и могущих людей. К числу таких неравнодушных и уполномоченных, принадлежит сам руководитель государства. Несомненно, он является основным публичным новатором страны, но, возможно он является и единственным креативщиком, поскольку всякая его идея опирается на весь государственный ресурс и, таким образом, принимается к исполнению. И всегда получается результат, хотя не каждый из них можно считать удачным. Для нас и для него

На пути к политическому бессмертию

В 2004 году Лукашенко инициировал общереспубликанский референдум, в котором попросил белорусов ответить, разрешают ли они ему участвовать в качестве кандидата в президенты в выборах президента. Согласно Конституции, лицо, занимавшее президентский пост два срока подряд, действовавший президент, к выборам не допускался. Референдум это ограничение снял: как сообщил ЦИК, 79,42% избирателей ответили на вопрос удовлетворительно, и Лукашенко получил возможность участвовать и побеждать на всех последующих выборах. Он участвовал в 2006, 2010, 2015 годах.

И все это породило нежелательные ассоциации у многих. Как и каким образом получается, что, выбирая своего президента, мы получаем одного и того же? Вроде бы демократичность процедуры и удивительная легитимность этой фигуры, но создается впечатлении, «что общество и государство дистанцируются друг от друга».

Видимо, для того, чтобы развеять эти сомнения, возможно, поколебать свой имидж последнего диктатора Европы в глазах мировой общественности, в начале 2010 года, он инициирует 6 изменений в избирательное законодательство. Устанавливалось, что избирательные комиссии не менее, чем на 1/3 могут состоять из представителей политических партий и организаций, политические партии получали право выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от того, есть там их ячейки или нет. Кандидаты получили право создавать индивидуальные избирательные фонды, а для наблюдательных комиссий предусматривалась возможность присутствовать при процедуре подсчета голосов.

Все эти замечательные изменения давно были оценены по достоинству в теории и на практике. Но вот исключение порога явки избирателей на местные выборы, это принципиально. Напомню, еще 2006 году такую возможность для выборов всех уровней исключали, а через четыре года — пожалуйста.

Когда во время последних выборов журналисты стали писать, что досрочное голосование не отличалось массовостью, тогда Геннадий Давыдько выступил со своей интерпретацией — не хотят голосовать, потому что в доме порядок. Благодаря Богу и властям. А вот если грянут большие потрясения, то всякий внесенный в список побежит на участок для спасения страны.

Грядет революция!?

Можно сказать, верноподданное заявление бывшего лицедея, который нашел свое место по жизни. Но оказался никчемным политиком, суетливым в моменты, когда следует помолчать. Увидев это, г-жа Ермошина поспешила спасать ситуацию. Она напомнила всем, что явка избирателей является свободной, соответственно, выборы состоятся при любой погоде и явке. Следовательно, никто их не оспорит, не бойкотирует. Именно для этого вносилось изменение в законодательство.

Что до остального, то никто не собирается мириться с низкой явкой. В Беларуси есть кому повысить ее процент, стимулирую избирателей к реализации их конституционного права. При этом арсенал стимулов может быть не вполне законным и не вполне, скажем так, конституционным.

Принципиальная поборница подлинного народовластия в Беларуси была убеждена, что необходимо повышать процент явки в первую очередь путем стимулирования их к осуществлению своего конституционного права. Если сомнения есть, то при виде официальной явки — 77,23%, они отпадают. Не надо помогать Ермошиной делать ее работу, она в ней все понимает и ее любит.

При более ¾ принявших участие в выборах, местную власть можно представлять как исключительно легитимную. Это лекало для надвигающихся более серьезных кампаний. Продемонстрировав полное единство властей с народом на муниципальном уровне, власти не могут «проиграть» парламентские выборы, а на этом фоне президентские выборы никто под сомнение поставить не может.

По крайней мере, убедительно.

А после? Напрашивается конституционный референдум, который вряд ли кто-то назовет государственным переворотом. Это будет политическая революция. Если эту возможность обсуждать, то она выглядит по-ленински: вчера было рано, завтра будет поздно, надо начинать сейчас.

Тэги:

, , , , , ,

Беларусь закрывает наземные границы на выезд

Постановлением Совета министров № 705 от 7 декабря 2020 года в Беларуси вводится временный запрет на выезд из страны через наземные пункты пропуска. Действовать запрет начнет с 20 декабря. Данное постановление вносит дополнения в постановление от 30 октября 2020 г. № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания», которым вводятся ограничения на въезд в Беларусь через

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия