22.02.2018, 9:22
Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес
Вооружение
Фото БЕЛТА
Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.
Как заявил 13 февраля 2017 года министр обороны РБ Андрей Равков по итогам заседания Совета безопасности, в Беларуси развитие беспилотных авиационных комплексов идет опережающими темпами. Они производятся в стране и активно используются на практике.
«Без этого компонента невозможно применение большинства огневых единиц, которые выполняют задачи на поражение противника. Это вполне естественно, что интерес к данной теме очень большой, в том числе у нас в стране. Мы в этом вопросе, нельзя сказать, что в лидирующих позициях, но и не на отстающих».
О том, что белорусские разработчики и производители беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) не собираются довольствоваться достигнутым говорит их намерение участвовать в 3-й Международной выставке и конференции беспилотных систем и тренажеров UMEX/MST 2018, которая пройдет в столице Объединенных Арабских Эмиратов г. Абу-Даби на территории Национального выставочного центра в период с 25 по 27 февраля и станет неотъемлемой частью Авиационной и Аэрокосмической недели ADAAW 2018.
Одним из основных отечественных участников этой выставки станет РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси.
Но «Буревестник» круче всех
Среди предлагаемых им экспонатов — демонстрационная модель беспилотного авиационного комплекса малого радиуса действия «Бусел М» с комплектом полезных нагрузок, а также масштабные макеты БЛА «Дирижабль», БЛА МЧС «Буревестник», БЛА «Буревестник МБ», БЛА «Бусел М» и БЛА «Бусел М50».
Длина одной из версий беспилотного дирижабля «БАК ЭМ50» составляет 10,2 м, диаметр оболочки — 2,25-2,63 м. Дирижабль может поднимать целевую нагрузку до 10 кг. Максимальная высота полета — 500 м, скорость — до 60 км/ч. Время нахождения в воздухе в штиль и скорости ветра до 3,7 м/с — до 11 часов. Порог эксплуатации аппарата при ветровой нагрузке установлен в 14 м/с. Радиус действия — до 50 км.
Аппараты семейства «Бусел» имеют максимальную дальностью применения по радиосвязи 20-25 км и могут нести телевизионные, фото- и/или ИК-камеры на гиростабилизированной платформе. Пилотажно-навигационные комплексы созданы на базе GPS/ГЛОНАСС и системы автоматического управления. Эти БПЛА производятся серийно и поставляются в интересах МЧС РБ, а также на экспорт.
Если говорить о БПЛА тяжелого класса «Буревестник», то очевидно следует напомнить, что на форуме «Армия-2016» эти белорусские беспилотники произвели настоящий фурор.
БПЛА выполнен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом. Его масса — до 250 кг, максимальная скорость — до 250 км/ч, крейсерская — 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот — от 200 до 5.000 м.
По данным разработчика, в автономном режиме полета по заранее составленной программе дальность полета аппарата может достигать более 1000 км при продолжительности полета до 10 часов. Планами предусмотрено увеличение продолжительности полета примерно в полтора раза.
Важной характеристикой БПЛА «Буревестник» является гарантированная дальность передачи информации и связи на расстоянии до 290 км. при этом задержка сигнала практически не ощущается: передача сигналов управления на БПЛА и собираемой информации различных видов на землю ведется в режиме реального времени.
Аппарат может нести гиростабилизированную платформу с теле -, фото — и инфракрасными (ИК) камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга. Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт порядка 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик.
Первоначальным заказчиком БПЛА «Буревестник» было министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Однако в ходе государственных испытаний аппарата разработчики пришли к выводу, что его грузоподъемность — до 60 кг — позволяет использовать его и в интересах военных.
В качестве ударного БПЛА «Буревестник» является носителем двух барражирующих боеприпасов выполненных в виде малых беспилотных летательных аппаратов одноразового действия массой 26 кг каждый, способных вести разведку и наблюдение во время полета.
Каждый такой миниатюрный аппарат будет оснащен боевой частью массой 10 кг взрывчатого вещества. Для наведения на цель дрон-камикадзе получит оптико-электронный и вычислительный комплексы, позволяющие ему поражать заданный объект с точностью до 1-2 м. При старте с носителя на высоте 3,5 км дальность удара составит не менее 36 км. Причем после запуска барражирующего боеприпаса в цель команду на поражение можно отменить и аппарат вернется на заданную высоту для продолжения разведки.
По просьбе военных, помимо двух барражирующих боеприпасов, БПЛА «Буревестник» будет вооружен неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-5 калибра 57 мм и длиной 88,2 см. Масса такой ракеты составляет 3,9 кг при массе боевой части 800 г.
Но все это «дела давно минувших дней». Сейчас, по словам помощника директора НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси Марии Максимовой, конструкторы РУП НПЦ ФТИ НАН разрабатывают новый беспилотный летательный аппарат «Ястреб».
Планируется создать многофункциональный комплекс, который можно будет использовать как для задач Министерства обороны, так и для гражданских целей. Например, для охраны границ, заповедников, национальных парков, контроля правопорядка, поиска пропавших людей. Продолжительность и дальность полета этого БАК будет заметно увеличена относительно предшественников. Работа над этим проектом может занять два-три года.
Через конкуренцию и сотрудничество
Если НПЦ ФТИ НАН курирует создание беспилотников гражданского и двойного назначения, то Государственный военно-промышленный комитет (Госвоенпром) РБ является головной организацией по разработке и производству технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов исключительно военного назначения.
В числе ведущих разработчиков и производителей БПЛА в Беларуси следует отметить Военную академию Республики Беларусь, 558-й авиаремонтный завод, Минский авиаремонтный завод, компанию «КБ «Индела». Все эти организации и конкурируют, и достаточно тесно сотрудничают друг с другом.
Благодаря такому подходу в Республике Беларусь удалось создать широкую номенклатуру беспилотных летательных аппаратов различных классов и типов (от аппаратов ближнего радиуса действия — до средних и дальних БЛА) могущих заинтересовать потенциальных заказчиков не только внутри страны, но и за рубежом.
Разработанный ОАО «АГАТ-системы управления» и ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» БПЛА ближнего действия «Беркут-1» предназначен для ведения оптико-электронной разведки местности и выдачи данных целеуказания огневым средствам мотострелковых подразделений и подразделений сил специальных операций. В реальном масштабе времени он обеспечивает мониторинг местности, обнаружение и опознавание наземных (надводных) объектов и выдачу их координат. «Беркут-1» имеет взлетную массу 15 кг, дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме — до 15 км.
«Беркут-2» решает аналогичные задачи в интересах мотострелковых подразделений и подразделений ракетных войск и артиллерии. «Беркут-2» имеет взлетную массу до 50 кг, дальность полета с полезной нагрузкой в автоматическом режиме — до 35 км. Полезной нагрузкой для обеих аппаратов могут быть три типа модулей: фото-, ИК- или телевизионной разведки. Точность определения координат цели не менее 50 м, разрешающая способность — 0,5 м.
Эти же два коллектива разработали и БАК «Гриф-100». В его состав входят 4-6 БПЛА «Гриф-1», созданных на 558-м авиаремзаводе, и система управления, разработанная компанией «АГАТ — системы управления», которая также выступает в роли интегратора всего комплекса.
«Гриф-1» предназначен для транспортирования целевой нагрузки, обеспечивающей: мониторинг и наблюдение за местностью; автоматизированный поиск, обнаружение, распознавание наземных (надводных) объектов в светлое и темное время суток; автоматическое сопровождение и определение координат наземных (надводных) объектов; радиационную разведку местности; постановку помех средствам радиосвязи KB- и УКВ-диапазона; постановку помех приемникам спутниковых радионавигационных систем.
Все оборудование и целевые нагрузки аппаратов комплекса разработаны белорусскими предприятиями.
Беларусь — в тренде
По мнению экспертов столь пристальное внимание предприятий гражданского и оборонного сектора отечественной индустрии вполне оправдано. Согласно докладу «Мировой рынок военных беспилотников 2017-2027» американской аналитической компании Orbis Research, которая регулярно публикует исследования по различным рынкам, включая военные, объем рынка БПЛА в 2017 году оценивается в 9,9 миллиарда долларов. А к 2027 году он должен вырасти до 15,2 миллиарда долларов.
Согласно ранее опубликованному отчету нидерландской консалтинговой фирмы ASD, оборот рынка военных БПЛА к 2022 году вырастет до 13,7 миллиардов долларов. В принципе, прогнозы двух компаний близки.
Наибольший прирост спроса ожидается в нише ударных дронов — их рыночная доля составит 40,8%, доля высотных БПЛА большой продолжительности полета — 25,1%, доля средневысотных БПЛА большой продолжительности полета — 17,4%. В географическом разрезе доля Северной Америки на мировом рынке военных беспилотников составит 34,4%, азиатско-тихоокеанского региона — 31,7%, Европы — 24,1%.
В Азии к числу приоритетных относят рынок Китая, Индии и Австралии. В Европе — России и Великобритании. За десять лет мир потратит на военные БПЛА 133,3 миллиарда долларов.
Это, как говорится, прогнозы на перспективу, но уже сегодня повышенный интерес к белорусским БПЛА сегодня проявляют ряд страны СНГ, ОДКБ, Азии, Африки и Южной Америки.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- В Беларуси призовут 200 человек из резерва на время проверки боеготовности
- Военно-техническое сотрудничество: то, что дороже денег