Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Чтобы оценить масштаб проблемы, величину неиспользованных средств надо сравнить с доходами республиканского бюджета, составившими в 2017 году 19,8 млрд. BYN. Профицит составляет 14,1% от доходов. Это очень большая величина: каждый седьмой рубль не был потрачен. Не помогло даже поручение президента повысить заработную плату до 1 тыс. BYN: зарплата бюджетникам была увеличена, но профицит сохранился.

Можно отметить и то, что профицит бюджета в несколько раз больше той суммы, которую правительство сэкономило в результате увеличения пенсионного возраста, то есть, судя по профициту бюджета, в пенсионной реформе в нашей стране не было никакой необходимости …

Все это выглядит довольно странно, и заставляет задуматься над тем, зачем правительство так стремится не тратить средства, несмотря на их острую нехватку почти во всех сферах экономики.

Объяснения правительства: копим резервы на уплату долга

Итоговые данные по государственному бюджету за 2017 года 16 февраля представил министр финансов РБ Владимир Амарин на коллегии министерства. Он сообщил, что из 19,8 млрд. BYN доходов республиканского бюджета 1,5 млрд. BYN составили дополнительные доходы. За счет продажи калийных удобрений поступило 711 млн. BYN, от экспорта нефти и нефтепродуктов – 440 млн. BYN, ввозных таможенных пошлин и сборов — 200 млн. BYN.

В связи с ростом доходов правительство увеличило и расходы, но в меньшей степени: на 1 млрд. BYN. Часть этих расходов была направлена на поддержку Фонда социальной защиты населения (сколько именно, в сообщении  по итогам коллегии почему-то не назвали). На трансферты регионам было направлено   116 млн. BYN, на финансирование государственной инвестиционной программы — 50 млн. BYN, и на поддержку предприятий реального сектора экономики — 319 млн. BYN.

В целом доходы республиканского бюджета в 2017 году выросли на 2,1 млрд. BYN по сравнению с 2016 годом, тогда как расходы приросли только на 250 млн. BYN и составили 17 млрд. BYN. То есть, профицит в 2017 году обеспечен не столько ростом доходов, сколько нежеланием правительства увеличивать расходы.

Профицитными оказались не только республиканский бюджет, но и местные. Доходы местных бюджетов в прошлом году составили 16,4 млрд. BYN, а расходы — 16,2 млрд. BYN, в результате чего их профицит составил 172,1 млн. BYN.

Профицитным оказался даже Фонд социальной защиты населения, о чем в официальном сообщении по итоговой коллегии Минфина тоже почему-то не сообщалось. А именно, расходы Фонда социальной защиты населения в 2017 году составили 12,2 млрд. BYN, а поступления — 12,4 млрд. BYN. Профицит – 0,2 млрд. BYN. По-видимому, сказались поступления в конце года, когда была увеличена зарплата, что привело и к росту отчислений в фонд.

Некоторую ясность в вопрос о назначении профицита внес 16 февраля заместитель министра финансов РБ Юрий Селиверстов. Он сообщил, что профицит бюджета с прошлого года рассматривается как задел на 2018 год и резерв, предназначенный для того, чтобы в первую очередь, погашать госдолг. В то же время, он отметил, что бюджет на 2018 год рассчитан исходя из консервативного сценария, а если экономика будет развиваться по оптимистическому сценарию, то это позволит перечислить средства в резервный фонд, которые предполагается направить на расходы, в первую очередь, на повышение заработных плат в бюджетной сфере.

Несколько другую версию намерений Минфина в отношении профицита изложил первый заместитель министра финансов РБ Максим Ермолович в журнале «Финансы, учет, аудит». Он сообщил, что в течение трех лет на погашение государственного долга будут направляться все сэкономленные деньги, а также валютные остатки средств республиканского бюджета, накопленные за прошлые годы. Кроме этого, для погашения государственного долга планируется обеспечить профицит бюджета в размере 400-700 млн. USD ежегодно. Долг предполагается частично рефинансировать, привлекая около 1 млрд. USD в год на рынках капитала Европы, США, России и Китая.

Профицит бюджета – дополнительный налог на доходы населения

Все перечисленные причины появления профицита и планы Минфина по использованию средств выглядят довольно убедительно. Но имеется и другая возможная причина резервирования части доходов, на существование которой указывают три фактора.

Первый. Версия правительства по поводу использования профицита ясна: средства будут направлены на погашение долгов и рост зарплаты. Но смотрим на 2017 год, и что видим? Профицит не был направлена на погашение долга, тот, напротив, вырос на 5,2 млрд. BYN, то есть на 14,1%. Например, Минфин зачем-то разместил еврооблигации на 1,4 млрд. USD, хотя для погашения предыдущего выпуска данных ценных бумаг достаточно было разместить на 0,8 млрд. USD. И вообще, зачем было размещать облигации, если собрались сокращать государственный долг? Погасили бы еврооблигации за счет профицита, и все. Таким образом, декларируемые намерения правительства явно расходятся с делами.

Второй. Ну ладно, можно считать, что в 2017 году одолжили больше, чем надо, потому что представился удобный случай. Казалось бы, за счет возникших излишков средств можно увеличить зарплату. Но смотрим на распределение дополнительных доходов: они были в значительной степени направлены на поддержку экономики и трансферты регионам. Правда, была оказана поддержка и Фонду социальной защиты населения, но неизвестно, в каком объеме, и, к тому же, он оказался профицитным, то есть профицит из республиканского бюджета перевели в профицит фонда.

Третий. Надо вспомнить обычную финансовую политику, которую проводило руководство Беларуси с начала 90-х годов прошлого века примерно так до 2015-го года (с разной активностью). Оно активно эмитировало деньги, используя их на поддержку экономики по своему усмотрению. Это приводило к высокой инфляции, то есть, можно сказать, к введению инфляционного налога на доходы населения и предприятий. А ведь, по сути, инфляционный налог и профицит бюджета – это одно и то же. Это средства, которые изъяты из экономики, которые могли бы оказаться у населения и предприятий. И сейчас, точно так же как и ранее, правительство стремится направлять данные средства на поддержку неэффективных предприятий.

Таким образом, похоже, что в Беларуси в настоящее время возрождается, по сути та же модель финансирования экономики, которая существовала в стране с самого ее возникновения. Правительство, отказываясь тратить бюджетные деньги на повышение зарплат и пенсий, собирает как бы дополнительный налог с населения. Полученные средства оно тратит по своему усмотрению, причем, в основном, на поддержку неэффективных проектов.

Что касается мнения по поводу будущего использования профицита чиновников из Минфина, то оно большого значения не имеет, они могут думать, что средства действительно предназначены для погашения долга, но профицитом реально будет распоряжаться президент РБ Александр Лукашенко.

Правительству и президенту это очень удобно, так как можно много говорить о сокращении директивного финансирования, планировать снижение объемов поддержки неэффективных предприятий, и делать все по-старому, только в другой форме. Можно отчитаться и перед международными организациями об изменении экономической политики, ничего, по сути, не меняя.

Конечно, с полной уверенностью говорить о создании в Беларуси подобной системы господдержки экономики еще рано, но вероятность подобных действий правительства весьма велика. Итоги 2018 года это продемонстрируют. Если правительство опять получит профицит бюджета, который ни на что не использует, а средства от 2017 года направит не на погашение долга или рост зарплаты, а на что-то еще очень нужное правительству, то можно будет говорить о создании в РБ новой модели финансирования экономики, вернее, новой формы старой нерыночной модели.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,