ИНТЕРВЬЮ

Алексей Васильев

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?

Об этом – в интервью первого заместителя председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Алексея ВАСИЛЬЕВА обозревателю БЕЛРЫНКА.

«Чтобы приватизировать предприятие, оно должно быть интересно инвестору»

— Алексей Александрович, в последнее время слово «приватизация» фактически исчезло из лексикона белорусских чиновников. Что — приватизация для Беларуси теперь неактуальна?

— Что важно для приватизации: чтобы предприятия были интересны инвесторам. А для этого они должны хорошо работать и соответствовать определенным критериям. Мы прекрасно понимаем, что плохие предприятия не вызывают серьезного интереса у инвесторов.

Поэтому наша задача — сделать эти предприятия более привлекательными. Мы посмотрели, что в первую очередь интересует инвесторов. Оказалось, интерес вызывают предприятия, в которых внедрены международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и развито корпоративное управление.

Поэтому наша первостепенная задача – внедрить на белорусских предприятиях МСФО и корпоративное управление, что удовлетворит запросы потенциальных инвесторов.

Что касается системы корпоративного управления в ОАО, то мы вместе с отраслевыми министерствами определили 10 предприятий для первоочередной работы в этой части. В этом списке — БАТЭ, БелАЗ, Керамин и другие.

Мы не собираемся насильно насаждать корпоративные элементы в ОАО — перечень сформирован из числа желающих. Для них мы предоставили пакет документов по внедрению корпоративного управления: положение о комитетах (они создаются при наблюдательных советах – в частности, по стратегии, по кадровым вопросам, аудиту и т. д.), корпоративные кодексы, провели ряд семинаров с участием представителей Нацбанка (где эта система давно работает), независимых директоров коммерческих структур.

— Независимый директор в белорусских ОАО. Кто он такой?

— Мы столкнулись с тем, что у нас, к сожалению, нет четких критериев определения статуса независимых директоров Минэкономики намерено устранить этот пробел: в закон о хозобществах, подготовка которого сейчас ведется, оно вносит ряд критериев. Но мы не ждем, когда появится закон. Мы для себя определили ряд критериев для выбора независимых директоров, которым будем следовать. На наш взгляд, они разумны и прозрачны.

В ближайшее время мы на своем сайте разместим реестр независимых директоров, которые могут быть включены в наблюдательные советы ОАО. Возможные кандидаты приходили к нам и заявляли о своем желании стать независимыми директорами. Это — бывшие работники банковской системы, ныне действующие независимые директора в банках (они готовы совмещать эту работу), а также работники экономических НИИ. У нас на сайте опубликовано объявление о приеме заявок. Мы определили критерии отбора независимых директоров и дадим срок для заполнения анкеты желающим. После проверки анкетных данных (чтобы избежать назначения лиц, осужденных за экономические преступления и т. д.) мы сформируем реестр независимых директоров, чтобы предприятия добровольно могли привлечь их в свои наблюдательные советы.

— Этот перечень будет большим — 100-200 человек?

— Нет, пока я могу говорить о 4-5 кандидатах.

Хочу отметить, что к этой работе сейчас подключается ЕБРР. Банк проведет конкурс по выбору экспертов для корпоративного управления на предприятиях, которыми управляет Госкомимущество. Эта работа проводится в рамках Меморандума о взаимопонимании между правительством Беларуси и ЕБРР по совершенствованию системы управления госпредприятиями. Она рассчитана на два года и включает подготовку и реализацию предложений по внедрению лучших мировых практик корпоративного управления в организациях, входящих в систему ГКИ. Одно из них «Белавтодор» (в 2015 году ГКИ было передано РУП «Белавтодор», которое позже было преобразовано в ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор»).

На «Белавтодоре» ЕБРР участвует в двух программах: первая – внедрение корпоративного управления вторая – создание на базе «Белавтодора» и предприятия «Белресурсы» структуры, которая будет управлять госактивами. (Объединение «Белресурсы» — управляющая компания холдинга «Белресурсы» было передано ГКИ в подчинение в 2016 г, в скором времени это предприятие будет акционировано – соответствующий указ президента согласован со всеми заинтересованными).

Мы на этих двух предприятиях хотим опробовать модель, которую будет предлагать на республиканский уровень. В программе социально-экономического развития на 2016 -2020 гг. речь идет о передаче в ближайшие году госактивов в управление госоргану или госкорпорации. Чтобы понимать, что такое госкорпорация, мы изучили опыт РФ, Китая. Предложили, чтобы ЕБРР приняло участие в этом процессе. С ЕБРР заключили меморандум, о чем я упоминал, по двум составляющим – корпоративное управление на «Белавтодоре» и создание госкорпорации. Это работа проводится также в рамках разделения функций государства как регулятора и собственника. Таким образом, создается новая система управления госактивами. Согласно программным документам, в госсобственности должны остаться только наиболее крупные стратегические предприятия.

— Есть ли результаты по внедрению корпоративного управления на отобранных вами 10 пилотных предприятиях?

— Мы как собственники оцениваем прежде акционерную доходность предприятий. Если дивидендов нет, надо ставить вопрос, что делать с этим предприятием. Но пока прошло всего лишь полгода, поэтому выводы делать сложно. Но могу сказать: хуже, точно, не стало.

Тем не менее, для оценки результатов корпоративного управления во внедренных организациях наших сил недостаточно. Поэтому мы обратились в Институт экономики НАН Беларуси за помощью, они включились в эту работу.

— А по предприятию вашего ведомства – «Белавтодор», где независимые директора появились раньше других, что можете сказать?

— Я возглавляю наблюдательный совет «Беавтодора». Сегодня мы видим, что некоторые назначенные в это ОАО независимые директора не в полной мере отвечают новым требованиям. Мы предполагали, что независимый директор сможет по-новому посмотреть на работу этого предприятия. Но сейчас видим, что цели не достигли. Получается, плывем по течению, хотя независимый директор должен быть оппонентом менеджменту, а этого, к сожалению, нет.

Вторая проблема. Квалифицированный независимый директор хотел бы зарабатывать от 1,5 тыс. долларов и выше. Не все предприятия смогут обеспечить такую зарплату. Следовательно, о каких квалифицированных независимых директорах может идти речь? Если включать независимых директоров в ОАО формально, – это не даст результата, а если это — профессионал, – ему надо платить.

— Если бы предприятием управлял частный собственник, он наверняка нашел бы выход из этой ситуации?

— Не уверен. Но мы не остановились и не опустили руки. По на «Белавтодоре» мы не начали ничего менять, потому что к этой работе подключился ЕБРР. Мы договорились, что банк на «Белавтодоре» будет заниматься не только внедрением корпоративного управления, но и стратегией его дальнейшего развития. Если выяснится, что этому предприятию нужна реструктуризация, банк подключится к этой работе. Если ЕБРР понадобится в этом вопросе помощь, Всемирный банк готов оказать помощь. В свою очередь МВФ выразил готовность профинансировать эти проекты, если потребуется. Все это позволит по-новому посмотреть на протекающие процессы.

«Выполнить предложения МВФ – значит, поломать всю систему»

— Алексей Александрович, почему белорусское руководство испугалось предложений МВФ по реформированию белорусского госсектора?

— Не сказал бы, что мы испугались. Моя точка зрения: сделать все так быстро, как они предлагали, – это значит поломать всю систему. Но сможем ли мы потом выстроить новую и будет ли она эффективна? Сломать можно быстро, а построить – надо время.

В частности, в предложениях МВФ речь шла о том, что Минпром вырабатывает промышленную политику, а активы из министерства передаются ГКИ. Мы прекрасно видим, что на сегодняшний день идея передать сегодня все активы Госкомимуществу – это практически утопия. Если бы перед нами при этом поставили задачу максимизировать прибыль предприятий, то мы, например, тому же «Белавтодору» могли четко сказать: в таких-то проектах вам участвовать не надо. Но мы прекрасно понимаем, что это предприятие вынуждено заниматься в том числе и проектами социального плана. Здесь и возникают вопросы: где баланс между экономической выгодой и социальной ответственностью?

В прошлом году мы приступили к работе по оптимизации структуры госактивов по уровням управления – началась передача предприятий с республиканского уровня на коммунальный (коммунальная собственность реформируется быстрее).

Сейчас по распоряжению президента в коммунальную собственность Витебской области передаются акции 17 ОАО и 5 республиканских унитарных предприятий (РУП). Готовятся аналогичные решения по Гомельской области (планируется передача 3 предприятий и акций 18 ОАО), а также Брестской и Гродненской областей. Формируются перечни по Минской и Могилевской областям.

Эксперты МВФ настаивали, чтобы госактивы на местный уровень был и переданы одномоментно. А как это сделать? Это не такая простая процедура.

Вот сейчас отраслевые министерства говорят: мы передаем области 10 предприятий, а область говорит – нет, 10 предприятий не возьму, а возьму только 8. Министерство отвечает: они технологически связаны, поэтому если вы не берете 10 предприятий, то мы ничего передавать не будем. Чтобы найти в этом вопросе компромисс, требуется время.

В свое время Минэкономики попробовало решить этот вопрос и одномоментно передать на коммунальный уровень около 600 предприятий. Ничего из этого не вышло, поэтому сейчас этим вопросом занимаемся мы.

Но мало передать предприятия на местный уровень, — важно знать, что будет с ними дальше. Знаю, что администрация Витебской области планирует ряд предприятий объединить со своими предприятиями, некоторые – выставить на приватизацию, остальные – оптимизировать и развивать там новые направления. А МВФ предлагало решить эту задачу быстро. Так не бывает. Вижу, что мы не могли бы ее выполнить, как того требовали от нас.

«ГКИ никто не обвиняет в плохой правоприменительной практике»

— То есть, вы двигаетесь вперед такими мелкими шажками – в отличие от того, что предлагал МВФ? Хватил ли времени, чтобы успеть провести эти реформы, прежде чем некоторые предприятия обанкротятся?

— Хотелось, чтобы было быстрее. Но реформы – сложный процесс. У участников этого процесса есть различные, даже кардинально противоположные интересы. И чтобы пробиться, надо кропотливо, последовательно убеждать все стороны. А лучше всего если показать на практике положительный пример.

— Согласитесь, наша приватизационная практика у многих отбила интерес к приватизации белорусских предприятий. Примеры – «Спартак», «Коммунарка», «Пинскдрев», активы которых государство вернуло в свою собственность, руководствуюсь принципом революционной целесообразности.

— Не совсем понимаю этот вопрос. Вот нас, к примеру, никто не обвиняет в плохой правоприменительной практике. Мы зачастую становимся на сторону предпринимателей, предприятий и, бывает, даже спорим с государственными органами на предмет поиска компромиссного решения с учетом интереса всех сторон. Как мне кажется, нам удается находить взаимоприемлемые решения. Так что я как юрист не говорил бы о какой-то революционной целесообразности в плане приватизации.

К примеру, если бы у нас сейчас были желающие купить какие-то предприятия, мы обсудили бы этот вопрос с министерствами и, думаю, нашли бы решение.

— Вот свежие примеры. Зарубежные инвесторы в прошлом году обсуждали покупку пакета акций ОАО «Красносельскстройматериалы», польская компания хотела войти в акционерный капитал «Атланта»…Эти проекты долгое время обсуждались в кабинетах чиновников, но ни один проект не реализован, хотя они могли стать хорошим сигналом для европейских компаний.

— Говорить о том, что мы поставили крест на приватизации, нельзя. Ведется активная работа по привлечению китайских компаний в акционерный капитал белорусских предприятий. Недавно подписан указ об акционировании в 2018 году «Белгоспроекта» с долей ведущего китайского проектировщика в 60%, 40% у нас. Это — первое предприятие из перечня 22 предприятий, предложенных для приватизации китайской стороне в прошлом году. Данный проект – хороший знак китайским компаниям, что мы готовы двигаться в направлении расширения инвестиционного сотрудничества с этой страной. Сегодня есть заявки на покупку акций наших предприятий от ряда инвесторов. Мы плотно работаем с ними.

— Есть ли у китайских компаний интерес к другим белорусским предприятиям?

— Планируем в течение февраля вернутся к этому вопросу. Обсудим его с министерствами и проинформируем китайских партнеров, будем ли работать по нынешнему перечню или же предложить им дополнительно и другие предприятия. Ведь сейчас мы предлагаем им предприятия, по которым готовы к различным компромиссным решениям, по которым и министерства готовы пойти на некоторое смягчение условий в случае проявления интереса китайской стороны.

Сейчас с китайскими компаниями у нас прямой канал взаимодействия – создана группа с обеих сторон. Китайских инвесторов надо понимать: возможно, у них такая тактика – не спешить. Они могут мыслить категориями временного фактора в 50-100 лет и более. Для нас это сложно. То, что они сейчас не так активно обозначают свой интерес в этом вопросе, не говорит, о том этот интерес отсутствует, — возможно, это их тактика.

— То есть, это они пока не торопятся?

— Мы открыты. Мы сказали своим партнерам: если вам что-то интересно, белорусская сторона готова обсуждать ваши условия, двигаться, – мы не стоим жестко на своих условиях. Но от них пока нет предложений.

«После освобождения от непрофильных активов предприятия задышат по-другому»

— Многие белорусские предприятия обременены непрофильными активами. Какой инвестор их купит с такой нагрузкой?

— Непрофильные активы — серьезный вопрос. С февраля этого года мы запустили единого оператора по реализации имущества – продажа объектов под ключ. Теперь отчуждение недвижимого имущества хозяйственных обществ может осуществляться через единого оператора по продаже недвижимого имуществ Законодательство при этом менять не потребовалось, но нужно было убедить министерства и предприятия работать по этой схеме. Они нас поддержали.

Идея привезена из Китая и трансформирована под наши интересы. Суть ее в следующем: если вы хотите продать объект, то подаете заявку, а дальше единый оператор занимается вашими проблемами – готовит необходимые документы и занимается продажей Функции оператора выполняет Институт недвижимости и оценка. Оператор проводит полный комплекс работ, связанных с реализацией недвижимого имущества, в том числе инвентаризацию, оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки и расположенное на нем недвижимое имущество, оценку недвижимости и т. д. В качестве вознаграждения за проделанную работу единый оператор будет получать фиксированный процент от стоимости реализованного им недвижимого имущества. Если объект не удалось продать, — это затраты оператора.

Мы хотим в течение года апробировать эту схему, а затем, если она будет признана положительной, перенести на госимущество.

— Задача – помочь предприятиям освободиться от непрофильных активов?

— Да. Но непрофильными активами могут быть детские сады, а могут быть пустующие цеха, которые тяжелым бременем висят на предприятиях. Котельные, детские сады – балласт для предприятия, а с другой стороны – это «социалка», которую нельзя бросить. Поэтому предприятия держат «социалку». В то же время в наблюдательном совете предприятия независимый директор справедливо говорит: чтобы я получал бонусы, нужны хорошие показатели, а на них влияют непрофильные активы. Да, мы можем отказаться от этих активов – передать их на баланс города, района, но их бюджеты могут не выдержать такой нагрузки. Какой представитель государства проголосует за это?

— Для решения этой проблемы представитель Минпрома на одной из конференций предлагал создать что-то вроде госфонда, чтобы предприятия могли ему передать такие активы.

— Идея другая. В Беларуси уже создано Агентство по управлению активами. Его цель — содействие финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций путем глубокой реструктуризации их кредитной задолженности, снижению на них финансовой нагрузки. Сейчас идет проработка вопросов по расширению полномочий и функций Агентства по управлению активами. Этот вопрос о правительство инициировало в 2017 году, сейчас его прорабатывают Министерство финансов, Национальный банк, Госкомимущество. Причем, речь идет не только о проблемных банковских активах, но и о содействии финансовому оздоровлению предприятий путем освобождения их от непрофильных активов. Если этот вопрос решится положительно, то предприятия задышат по-другому.

«Перечень предприятий для возможной продажи их акций формируется исходя из новых подходов»

— Госкоимущество ежегодно готовит перечни предприятий для возможной продажи их акций инвесторам. Практика показывает: перечни есть, инвесторов нет. В 2018 году ничего не изменится?

— У меня идея такая. Если прежний перечень не сработал, значит, что-то не так. С учетом обсуждения с бизнесом мы решили, что выставим на продажу предприятия, где будут нормально подготовленные меморандумы, приемлемые условия, внедрены МСФО, корпоративное управление. Дана команда подготовить новый перечень с учетом новых подходов и новых критериев. Ибо из года в год делать одно и то же, не учитывая тенденции, – это неправильно. Поэтому решили пересмотреть перечень. Пусть в нем предприятий будет меньше, зато это будет эффективнее.

Планируем также предложить для инвесторов более льготные условия вхождения в акционерный капитал белорусских предприятий – через допэмиссию акций. Сегодня при покупке акций от инвестора требуются не только заплатить за акции, но и дополнительного вкладывать денежные средства в предприятия. Для государства это хорошо, а для инвестора – не всегда интересно. Он не хочет платить дважды. Будем искать компромисс. Возможно, есть смысл продавать акции тех предприятий, которые хорошо работают и имеют хорошие перспективы. Если же предприятие не столь интересное, может быть, стоит ограничиваться допэмиссией.

— Но ведь в этих вопросах не вы играете первую скрипку?

— Мы всегда высказываем свое видение, и оно не всегда совпадает с подходами министерств. Мы вместе с ними отрабатываем различные подходы, которые удовлетворяли и государство, и инвестора.

— Но, согласитесь, пока живы отраслевые министерства, они всегда будут стараться сохранить себя, свои функции, а значит, и подчиненные им предприятия.

— Это понятно. С другой стороны, если предприятие не работает и не платит зарплату, министерству придется за это ответить. Вижу, что понимание у министерств есть, – они уже не цепляются за все предприятия. Тем более, что в программе социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы четко прописано: на республиканском уровне останутся только стратегически значимые предприятия. Министерства это понимают, — и им деваться некуда. Но этот путь не такой гладкий, как кажется.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,