• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт

Жизнь продолжается. На смену декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества» чиновники подготовили, а Лукашенко подписал декрет №1 «О содействии занятости населения».

Если главным объектом первого (по времени) документа были граждане, то второго – государственные органы. Но почему возникла потребность вносить изменения в документ, подготовка которого в свое время была так широка разрекламирована?

Обратимся к истокам: «На данном этапе социально-экономического развития мы решаем те же задачи, что и большинство сопредельных стран, в том числе Евросоюза. Речь идет в первую очередь о сохранении и приумножении трудовых ресурсов. Это вопрос благополучия настоящих, будущих поколений, а также стабильности государства» (Лукашенко, 20 октября 2014 г.).

Спору нет, мы решаем те же задачи, но решаем их не теми же средствами. В Евросоюзе с социальным иждивенчеством борется «невидимая рука рынка». Она ранжирует население по классам на высший, средний и низший, но не по Марксу (в зависимости от роли в общественной организации труда), а по уровню потребления. При этом налогами облагается собственность и доходы.

Новизна декрета №3 возвращала Беларусь во времена Петра I с его подушной податью, когда налог взимался с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. А к таковым относились далеко не все, т.к. кроме податных сословий существовали и сословия служивые. Свой вклад в поддержание стабильности государства они вносили службой.

Однако прежде чем государство могло с человека что-то взять, оно должно было обеспечить его работой. Как первая, так и вторая задача на протяжении веков успешно решалось с помощью крепостного права.

Именем революции!

Знания не только умножают печаль, но и направляют порой по ложному следу. Иначе как объяснить следующее высказывание профессионального историка Лукашенко: «Пора прекращать это иждивенчество! 400 тыс. должны быть вовлечены именем революции в работу! Бездельников не должно быть в стране! Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».

Но вернуться в петровские времена не получилось, впрочем, не получается и камбэк в эпоху строительства социализма, с его уголовной ответственностью за тунеядство.

Интересная деталь: в стране, претендующей на роль донора региональной стабильности, внутренние проблемы продолжают решаться именем революции.

Единственное, что успокаивает, так это то, что правом на ношение пыльного комиссарского шлема и соответствующее комиссарам поведение наделен в Беларуси пока только один человек. Как долго он сможет удерживать свою монополию – вопрос открытый. Но если она будет нарушена, то мало никому не покажется.

Официальная статистика не зафиксировала успехов очередного прилива революционной активности Лукашенко . Если в ноябре 2014 г. в экономике было занято 4 465,2 человек, то в декабре 2017 г. – 4 349,4 человек (-2,6%).

Посмотрим на очередной «облом» главы государства с точки зрения его адекватности. «Нельзя жить в придуманном мире, – утверждает американский политолог Николай Злобин, – Очень часто политики разных стран придумывают себе мир и придумывают очень такую красивую, непротиворечивую внутри себя картину развития своей страны и живут в мифологии этой самой картины».

Придуманный мир Лукашенко – это мир, субъектом развития которого является «сильное государство» в лице властной вертикали. Этот мир он притянул за уши из своего советского прошлого вместе с главным уроком Перестройки: «Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда власть валяется в грязи».

Как бы есть и как бы и нет

В докладе на пятом Всебелорусском народном собрании (5ВНС) слово с корнем «управлен» было упомянуто 20 раз, а в Послании-2017 государственному управлению посвящен специальный раздел. Однако, несмотря на осознание «необходимости кардинального совершенствования системы госуправления», по факту события развиваются как в миниатюре Михаила Жванецкого, когда формально все делается правильно, «а включаешь – не работает».

Советом сатирика «и не надо включать…» Лукашенко навряд ли решится воспользоваться. Поэтому ему остается только констатировать, что «В настоящее время под оперативным управлением министерств и концернов находятся 1.005 организаций – почти половина чистых активов экономики. Но при этом вклад их в общую выручку по стране составляет лишь четверть, примерно 25%. Цифры наглядно показывают, что эффективность деятельности этих предприятий остается невысокой. И одна из причин такого положения дел – низкое качество управления» (5ВНС).

Спору нет, желающие повышать эффективность государственного управления без работы не останутся, но какое это имеет отношение к борьбе с тунеядцами и иждивенцами?

Самим фактом своего существования данная группа граждан разрушает привычную картину мира Лукашенко. Они как бы есть, но одновременно их как бы и нет. Своему паллиативному существованию они обязаны… рынку, который позволяет им добывать хлеб насущный (иногда даже с маслом), не связывая себя при этом ни податными, ни служебными обязательствами с государством, что не мешает претендовать на получение социальной пайки.

Непорядок! На языке политологии его лучше всего характеризует формула «Жизнь уходит из системы». Она уходит из нерыночной перераспределительной системы, в которой единственным работодателем выступает государство. Процесс этот необратим. Вот почему попытка остановить его «именем революции» к успеху не привела.

Успех на старте

По информации начальника управления политики занятости Минтруда Олега Токуна, под действие декрета №1 могут попасть примерно 250 тыс. белорусов, что почти вдвое меньше количества извещений на уплату сбора на тунеядство (470 тыс.), направленных налоговыми службами по декрету №3.

Столь масштабное «усыхание», возможно, связано со стремлением чиновников на местах «подстелить соломку». Не зря же декрет №1, начинающийся словами «В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве…», предлагает в качестве «одного из основных показателей эффективности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов» считать результат политики содействия занятости.

А оно чиновникам надо?!

Сумев существенно сократить зону своей ответственности уже на старте, чиновники, вне всяких сомнений, и на финише в грязь лицом не ударят. Поэтому январское изменение декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», скорее всего, станет лишь «одним из» в череде так называемых «хромающих решений».

К такому выводу подталкивает и отказ от универсального подхода в пользу индивидуального. Если по первой редакции декрета в разряд тунеядцев зачислялись все, кто участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 календарных дней в году, то новая редакция требует использовать «индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (выделено. – С.Н.)». И это далеко не единственное требование!

В поисках глубины нормотворческого замысла

На этом головная боль руководителей местных исполнительных и распорядительных органов не заканчивается. Тут я не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не привести слова председателя Постоянной комиссии ППНС по труду и социальным вопросам Тамары Красовской, сказанные при обсуждении новой редакции декрета о тунеядцах: «Для наших избирателей и для нас, представителей органов исполнительной и законодательной власти, сегодня самое главное – знать, как его правильно реализовать, как он будет на практике реализован. То есть узнать глубину нормотворческого замысла, который заложен в декрете (выделено. – С.Н.)».

Не имела баба хлопот и купила порося. Совету Министров поручено до 1 апреля 2018 г. определить:

– услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;

– порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат.

Не стану скрывать, очень хочется дожить до указанной даты, чтобы вместе с Тамарой Красовской и ее коллегами по ППНС «узнать глубину нормотворческого замысла» разработчиков указа.

Отдельная песня – правоприменение. Наблюдать исполнение властью собственных правовых предписаний смогут лишь те, кому «государство для народа» не помешает дожить до 1 января 2019 г. Гарантирую, скучно не будет.

В положении цугцванга

А как на счет социальной справедливости? Кто не работает на государство, тот не ест (не должен есть) с его рук. Логично? Логично!

В экономиках, основанных на рыночном распределении, подобная проблема решается просто: государство гарантирует минимум, а за все остальное необходимо платить. В XX в. так оно и было. Но в XXI в. экономика знаний начала переворачивать все с ног на голову. Сегодня не носители управленческих и технологических знаний (меньшинство) эксплуатируют рабочий класс и офисный планктон (большинство), а наоборот.

Что в таких условиях остается невостребованному большинству? Переходить на безусловный доход, своеобразный аналог подушной подати только с обратным знаком. Разумеется, мы сегодня являемся свидетелями лишь начальных шагов этой фундаментальной рокировки.

Беларуси мировых трендов также не избежать. Впустив в начале 90-х годов в свой социокультурный мир рынок, она постепенно оказалась в положении цугцванга, когда любой ход как в сторону рынка, так и административного регулирования ухудшает ситуацию.

Тэги:

, , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает