15.02.2018, 8:59
Государство против тунеядцев: кто кого?
Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт
Жизнь продолжается. На смену декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества» чиновники подготовили, а Лукашенко подписал декрет №1 «О содействии занятости населения».
Если главным объектом первого (по времени) документа были граждане, то второго – государственные органы. Но почему возникла потребность вносить изменения в документ, подготовка которого в свое время была так широка разрекламирована?
Обратимся к истокам: «На данном этапе социально-экономического развития мы решаем те же задачи, что и большинство сопредельных стран, в том числе Евросоюза. Речь идет в первую очередь о сохранении и приумножении трудовых ресурсов. Это вопрос благополучия настоящих, будущих поколений, а также стабильности государства» (Лукашенко, 20 октября 2014 г.).
Спору нет, мы решаем те же задачи, но решаем их не теми же средствами. В Евросоюзе с социальным иждивенчеством борется «невидимая рука рынка». Она ранжирует население по классам на высший, средний и низший, но не по Марксу (в зависимости от роли в общественной организации труда), а по уровню потребления. При этом налогами облагается собственность и доходы.
Новизна декрета №3 возвращала Беларусь во времена Петра I с его подушной податью, когда налог взимался с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. А к таковым относились далеко не все, т.к. кроме податных сословий существовали и сословия служивые. Свой вклад в поддержание стабильности государства они вносили службой.
Однако прежде чем государство могло с человека что-то взять, оно должно было обеспечить его работой. Как первая, так и вторая задача на протяжении веков успешно решалось с помощью крепостного права.
Именем революции!
Знания не только умножают печаль, но и направляют порой по ложному следу. Иначе как объяснить следующее высказывание профессионального историка Лукашенко: «Пора прекращать это иждивенчество! 400 тыс. должны быть вовлечены именем революции в работу! Бездельников не должно быть в стране! Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает».
Но вернуться в петровские времена не получилось, впрочем, не получается и камбэк в эпоху строительства социализма, с его уголовной ответственностью за тунеядство.
Интересная деталь: в стране, претендующей на роль донора региональной стабильности, внутренние проблемы продолжают решаться именем революции.
Единственное, что успокаивает, так это то, что правом на ношение пыльного комиссарского шлема и соответствующее комиссарам поведение наделен в Беларуси пока только один человек. Как долго он сможет удерживать свою монополию – вопрос открытый. Но если она будет нарушена, то мало никому не покажется.
Официальная статистика не зафиксировала успехов очередного прилива революционной активности Лукашенко . Если в ноябре 2014 г. в экономике было занято 4 465,2 человек, то в декабре 2017 г. – 4 349,4 человек (-2,6%).
Посмотрим на очередной «облом» главы государства с точки зрения его адекватности. «Нельзя жить в придуманном мире, – утверждает американский политолог Николай Злобин, – Очень часто политики разных стран придумывают себе мир и придумывают очень такую красивую, непротиворечивую внутри себя картину развития своей страны и живут в мифологии этой самой картины».
Придуманный мир Лукашенко – это мир, субъектом развития которого является «сильное государство» в лице властной вертикали. Этот мир он притянул за уши из своего советского прошлого вместе с главным уроком Перестройки: «Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда власть валяется в грязи».
Как бы есть и как бы и нет
В докладе на пятом Всебелорусском народном собрании (5ВНС) слово с корнем «управлен» было упомянуто 20 раз, а в Послании-2017 государственному управлению посвящен специальный раздел. Однако, несмотря на осознание «необходимости кардинального совершенствования системы госуправления», по факту события развиваются как в миниатюре Михаила Жванецкого, когда формально все делается правильно, «а включаешь – не работает».
Советом сатирика «и не надо включать…» Лукашенко навряд ли решится воспользоваться. Поэтому ему остается только констатировать, что «В настоящее время под оперативным управлением министерств и концернов находятся 1.005 организаций – почти половина чистых активов экономики. Но при этом вклад их в общую выручку по стране составляет лишь четверть, примерно 25%. Цифры наглядно показывают, что эффективность деятельности этих предприятий остается невысокой. И одна из причин такого положения дел – низкое качество управления» (5ВНС).
Спору нет, желающие повышать эффективность государственного управления без работы не останутся, но какое это имеет отношение к борьбе с тунеядцами и иждивенцами?
Самим фактом своего существования данная группа граждан разрушает привычную картину мира Лукашенко. Они как бы есть, но одновременно их как бы и нет. Своему паллиативному существованию они обязаны… рынку, который позволяет им добывать хлеб насущный (иногда даже с маслом), не связывая себя при этом ни податными, ни служебными обязательствами с государством, что не мешает претендовать на получение социальной пайки.
Непорядок! На языке политологии его лучше всего характеризует формула «Жизнь уходит из системы». Она уходит из нерыночной перераспределительной системы, в которой единственным работодателем выступает государство. Процесс этот необратим. Вот почему попытка остановить его «именем революции» к успеху не привела.
Успех на старте
По информации начальника управления политики занятости Минтруда Олега Токуна, под действие декрета №1 могут попасть примерно 250 тыс. белорусов, что почти вдвое меньше количества извещений на уплату сбора на тунеядство (470 тыс.), направленных налоговыми службами по декрету №3.
Столь масштабное «усыхание», возможно, связано со стремлением чиновников на местах «подстелить соломку». Не зря же декрет №1, начинающийся словами «В целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве…», предлагает в качестве «одного из основных показателей эффективности руководителей местных исполнительных и распорядительных органов» считать результат политики содействия занятости.
А оно чиновникам надо?!
Сумев существенно сократить зону своей ответственности уже на старте, чиновники, вне всяких сомнений, и на финише в грязь лицом не ударят. Поэтому январское изменение декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», скорее всего, станет лишь «одним из» в череде так называемых «хромающих решений».
К такому выводу подталкивает и отказ от универсального подхода в пользу индивидуального. Если по первой редакции декрета в разряд тунеядцев зачислялись все, кто участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 календарных дней в году, то новая редакция требует использовать «индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (выделено. – С.Н.)». И это далеко не единственное требование!
В поисках глубины нормотворческого замысла
На этом головная боль руководителей местных исполнительных и распорядительных органов не заканчивается. Тут я не могу отказать себе в удовольствии, чтобы не привести слова председателя Постоянной комиссии ППНС по труду и социальным вопросам Тамары Красовской, сказанные при обсуждении новой редакции декрета о тунеядцах: «Для наших избирателей и для нас, представителей органов исполнительной и законодательной власти, сегодня самое главное – знать, как его правильно реализовать, как он будет на практике реализован. То есть узнать глубину нормотворческого замысла, который заложен в декрете (выделено. – С.Н.)».
Не имела баба хлопот и купила порося. Совету Министров поручено до 1 апреля 2018 г. определить:
– услуги с возмещением затрат и условия их предоставления;
– порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат.
Не стану скрывать, очень хочется дожить до указанной даты, чтобы вместе с Тамарой Красовской и ее коллегами по ППНС «узнать глубину нормотворческого замысла» разработчиков указа.
Отдельная песня – правоприменение. Наблюдать исполнение властью собственных правовых предписаний смогут лишь те, кому «государство для народа» не помешает дожить до 1 января 2019 г. Гарантирую, скучно не будет.
В положении цугцванга
А как на счет социальной справедливости? Кто не работает на государство, тот не ест (не должен есть) с его рук. Логично? Логично!
В экономиках, основанных на рыночном распределении, подобная проблема решается просто: государство гарантирует минимум, а за все остальное необходимо платить. В XX в. так оно и было. Но в XXI в. экономика знаний начала переворачивать все с ног на голову. Сегодня не носители управленческих и технологических знаний (меньшинство) эксплуатируют рабочий класс и офисный планктон (большинство), а наоборот.
Что в таких условиях остается невостребованному большинству? Переходить на безусловный доход, своеобразный аналог подушной подати только с обратным знаком. Разумеется, мы сегодня являемся свидетелями лишь начальных шагов этой фундаментальной рокировки.
Беларуси мировых трендов также не избежать. Впустив в начале 90-х годов в свой социокультурный мир рынок, она постепенно оказалась в положении цугцванга, когда любой ход как в сторону рынка, так и административного регулирования ухудшает ситуацию.