За 10 лет существования рынок корпоративных биржевых облигаций в Беларуси так и не смог стать на ноги: банки в настоящее время вообще прекратили выпускать такие ценные бумаги, а объем данных облигаций предприятий в 2017 году сократился в 3,2 раза.

В начале 2008 года в Беларуси появились биржевые облигации – новый финансовый инструмент привлечения средств субъектами хозяйствования, с которыми были связаны большие надежды. Данные ценные бумаги было разрешено выпускать предприятиям и банкам в упрощенном порядке, что снизило их расходы и время на эмиссию. Все сделки должны были совершаться на Белорусской валютно-фондовой бирже, и предполагалось, что это обеспечит появление в РБ ликвидного вторичного рынка облигаций.

Данные ценные бумаги было разрешено выпускать только первоклассным заемщикам – с высокой стоимостью активов (100 000 базовых величин для предприятий), а также не имеющих чистых убытков в течение двух лет до выпуска облигаций. Правда, облигации можно было эмитировать на срок не более года, то есть для пополнения оборотных средств, а не на инвестиционные цели.

Спад начался в 2016 году

Первое время данных облигаций с каждым годом в обращении все больше, и на 1 января 2016 года их объем достиг 1,87 млрд. BYN. В 2015 году данные облигации выпускали 2 банка и 21 небанковская организация. Но затем на рынке начался спад. В 2016 году прекратили выпускать биржевые облигации банки, а в 2017 году объем эмиссии биржевых облигаций предприятиями снизился в 3,2 раза по сравнению с 2016 годом и составил на 1 января 2018 года 0,34 млрд. BYN, что соответствует уровню 2013 года.

Таким образом, все планы по созданию в Беларуси рынка биржевых облигаций рухнули. Рынка, на котором осуществлялись бы котировки облигаций крупных предприятий, привлекающих таким образом свободные средства компаний и населения, в Беларуси не появилось.

Если глянуть на другие сегменты рынка белорусских корпоративных облигаций, то окажется, что в 2017 году кризиса там не было. В частности, стоимость находящихся в обращении жилищных облигаций предприятий в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 41% и достигла 385,9 млн. BYN. А объем обычных облигаций предприятий вырос на 3% — до 5,28 млрд. BYN.

Объем находящихся в обращении облигаций коммерческих банков (без учета Банка развития)  в 2017 году поднялся в еще большей степени: на 9,6% — до 7,2 млрд. BYN. То есть, банки весьма успешно привлекали средства с помощью выпуска данных ценных бумаг, заменяя ими депозиты. В этом нет ничего удивительного, если учесть льготное налогообложение доходов по облигациям.

Банк развития также увеличил объем своих облигаций в обращении: на 2,8% — до 2,45 млрд. BYN на 1 января 2018 года.

Но наиболее активными на рынке облигаций в 2017 году оказались местные органы власти, объем выпущенных которыми облигаций на 1 января 2018 года вырос в полтора раза и достиг 3,59 млрд. BYN.

Таким образом, тенденция налицо: наиболее активно в Беларуси развиваются сегменты рынка облигаций, которые не связаны с вторичным  рынком. Облигации, в значительной степени, используются для привлечения средств в тех случаях, когда эмитент облигаций заранее знает, кто их купит.

Не исключено, впрочем, что спад эмиссии биржевых облигаций предприятиями является временным явлением, связанным с произошедшим в 2016-2017 годах быстрым снижением ставки рефинансирования Нацбанка, что привело к падению ставок по рублевым депозитам и кредитам.

Минфин выпустил собственные биржевые облигации

Гораздо лучше в 2017 году обстояли дела на рынке биржевых облигаций Министерства финансов РБ, который предпринял попытку создать биржевой вторичный рынок государственных облигаций. Для этого в начале 2016 года Минфин организовал размещение своих облигаций через Белорусскую валютно-фондовую биржу. Данные ценные бумаги были доступны физическим лицам. При этом облигации выпускались долгосрочными, а обратно их Минфин до наступления срока погашения покупать не обещал. Предполагалось, что владельцы облигаций будут продавать их, в случае необходимости, на бирже.

Интересно, что начало проекта биржевых облигаций Минфина совпало с началом спада на рынке корпоративных биржевых облигаций. Но Минфин выпускал облигации, номинированные не в рублях, а в иностранной валюте. Они пользовались большим спросом, что было не удивительно. Нацбанк как раз приступил к снижению ставок по валютным депозитам в банках, и проценты по облигациям Минфина оказались намного выше, чем по банковским вкладам. Это, правда, придало всему проекту какой-то странный формат: государство конкурировало за валютные средства населения с коммерческими банками, причем проценты по госзаимствованиям были выше, чем по долгам банков. Но в белорусской экономике много странностей.

Как бы то ни было, процесс пошел. В январе 2016 года были выпущены первые облигации подобного рода (205-й выпуск), правда, только для юридических лиц, со сроком обращения, равным 1 762 дня, объемом эмиссии 50 млн. USD и постоянной ставкой 6,9% годовых. А в феврале Минфин выпустил облигации двух выпусков по 50 млн. USD, которые могли приобретать и физические лица: сроком на 1 092 дня (под 6,2% годовых), и сроком на 1 729 дней (под 6,9%) годовых. В апреле последовал еще один выпуск подобных облигаций, после чего Минфин взял паузу до 2017 года.

В 2016 году Минфин эмитировал, в основном, облигации, размещаемые посредством прямой продажи юридическим лицам. Но в 2017 году ситуация кардинально изменилась: преобладали биржевые облигации. Из 12-ти выпусков долгосрочных валютных облигаций Минфина 7 оказались биржевыми. Более того, в августе 2017 года Минфин выпустил облигации, рассчитанные только на физических лиц (244-го выпуска). Срок обращения данных облигаций составил 1 901 дней, объем эмиссии – 50 млн. USD, а доходность – 4,4% годовых. Доходность оказалась примерно на 1 процентный пункт ниже, чем для аналогичных облигаций, размещаемых как среди населения, так и среди юридических лиц. И облигации 244-го выпуска не пошли – в 2017 году из было реализовано на 17,6 млн. USD, в связи с чем в 2018 году Минфин продолжает их продавать.

Если с продажей государственных биржевых облигаций дела идут довольно неплохо, то с их вторичным рынком есть проблемы. Белагропромбанк вскоре после начала выпуска новых ценных бумаг Минфина было заявил о намерении осуществлять их котировку, но потом дело тихо заглохло. Поэтом говорить о благополучном осуществлении эксперимента Минфина пока рано. Что-то мешает рынку ценных бумаг Беларуси наконец-то стать полноценным рынком.

Тэги:

, , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 30 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,