20.01.2018, 9:07
Отчаянное предложение эксперта: назначать экономических судей в Беларуси после 5-летнего опыта работы в бизнесе
Отсутствие гарантий защиты прав собственности – ключевая проблема инвестиционного климата в Беларуси. Если не обеспечить таких гарантий, ситуация с привлечением инвестиций останется плачевной.
Эксперты Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) провели доскональную ревизию всего белорусского законодательства с одной целью: обеспечить в стране правовую предсказуемость в отношении собственности. Достаточно ли одних законодательных решений, чтобы переломить сложившуюся ситуацию? Об этом шла речь на конференции БНПА «О предложениях по улучшению инвестиционных условий в Беларуси» 17 января в Минске.
Белорусское инвестиционное законодательство само себе неплохое, заметил замминистра экономики Беларуси Дмитрий Матусевич. Хотя при этом признал, что проблема привлекательного делового и инвестиционного климата для Беларуси «является суперактуальной».
Чиновник рассказал, что имеет определенный инвестиционный опыт — еще недавно сам участвовал в реализации крупного инвестпроекта стоимостью около 1 млрд. долларов. «Инвестиционное законодательство в стране сформировано, и оно работает. Но мир меняется, и процесс нужно совершенствовать. Мы переходим от кредитов к прямым инвестициям. Это заложено в программных экономических документах. Поэтому, думаю, в ближайшее время будут сделаны шаги в нужном направлении», — пообещал замминистра.
Главное – не законы, а правоприменительная практика
Если инвестиционное законодательство в Беларуси неплохое, то почему инвесторы не идут к нам?
Потому что проблема — не в законодательстве как таковом, а в правоприменительной практике, подчеркнул советник по правовым вопросам представительства МФК в Беларуси, заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев.
«Законодательство в целом у нас хорошее, — в нем есть нормы, гарантирующее права собственности и ее защиты. Однако на практике они не работают. Это как в том анекдоте: пуговицы на месте, рукава есть, а пиджак сидит плохо», — сказал В. Фадеев.
По его словам, неравенство государственной и частной собственности, незащищенность частной собственности, отсутствие независимой судебной системы — ключевые проблемы инвестиционной среды в Беларуси. Эксперт отметил, что в настоящее время обсуждается проект указа о лицензировании. «Даже в таком вопросе, как лицензирование, неравенство форм собственности наблюдается», — добавил он.
Отношение к собственности – краеугольный камень доверия
Солидарную позицию высказал председатель БНПА, член Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси Александр Швец.
Он подчеркнул, что в Беларуси отношение к собственности является краеугольным камнем доверия между властью и бизнесом. «У нас есть, по сути, две экономики — государственные предприятия и частные. Государственные предприятия работают в преференциальном режиме — только на их поддержку в 2016 г было направлено около 400 млн. долларов (подчеркну: это — прямые субвенции). А сколько было поддержку частных предприятий?» — задал он риторический вопрос.
А. Швец обозначил еще одну проблему, обострившуюся в последнее время: доверия к экономическим судам. «Доверие к экономическим судам — это одна из краеугольных проблем государства», — подчеркнул он. Проблематика этих вопросов лежит, по его словам, в системе непрозрачности экономических судов. «Необходимо сделать экономическое судейство прозрачным», — сказал руководитель БНПА.
Но так как сейчас правоприменительная практика в отношении частного бизнеса свидетельствует о невозможности добиться справедливости в экономических судах Беларуси, у бизнеса и инвесторов формируется стойкое недоверие в целом ко всем государственным институтам страны.
По словам А. Швеца, пакет документов по либерализации бизнеса снимает часть проблематики. «Журналисты нас часто спрашивают: вот, либерализировались. Теперь – счастье? Нет, совершенствовать законодательную практику нужно постоянно», — подчеркнул председатель БНПА,
Комплексная ревизия законодательства
БНПА подготовила предложения по защите прав и интересов добросовестных приобретателей и инвесторов. Это внушительный пакет документов, которые ассоциация направит в органы власти для принятия необходимых решений. Как подчеркнул А. Швец, эксперты были нацелены на решение актуальной для страны задачи – сформировать крепкий инвестиционный климат, повысить доверие к правоприменительной практике и создать правовую предсказуемость в отношении права собственности.
Эксперты ассоциации разделили проблемы, связанных с ущемлением прав собственности в Беларуси, на несколько групп. Прежде всего, это проблемы, относящиеся к законодательным актам первого уровня законодательной системы, — Конституция, декреты, законы. Их решение — наиболее трудоемкая задача, поскольку требует изменений Гражданского кодекса, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Налогового кодекса и ряда указов президента, отмечают в БНПА
Ко второй группе отнесены ограничения, которые установлены актами второго уровня системы белорусского законодательства, а также законодательными актами, которые имеют узконаправленный характер и не касаются системы права собственности в целом. Для снятия этих ограничений также нужно менять правовые акты, но не концептуальные подходы. В третью группу вошли ограничения, выявленные в ходе правоприменительной практики. Для их устранения достаточно прямого применения норм законодательства, считают в БНПА.
При этом эксперты настаивают на том, что во всех случаях собственник должен иметь возможность надлежащей защиты в суде при обращении взыскания на его имущество. Важно также обеспечить равные права для субъектов государственной и частной собственности при приобретении права собственности.
При этом, как подчеркивали эксперты, все вопросы в сфере защиты прав собственности необходимо решать комплексно, иначе результата не будет. Вот почему В. Фадеев не мог не отреагировать на реплику одного из выступающих, заметившего, что «мамонт проблем может быть съеден, но его надо есть по частям». «Наверное, мамонта можно есть по частям. Но готовить его надо целиком – иначе он испортится», — подчеркнул эксперт.
Если не изменить ментальность судейского корпуса, ничего поменяется
Заведующий кафедрой конституционного права БГУ Григорий Василевич (а в недавнем прошлом — председатель Конституционного Суда Беларуси, генеральный прокурор Республики Беларусь) поддержал наработки экспертов по совершенствованию законодательства в сфере защиты собственности. Но при этом откровенно и прямо заявил: пока не изменится ментальность судейского корпуса, ничего в судебной практике не изменится.
Чтобы стимулировать позитивные изменения в белорусской судебной практике, он предложил подумать над следующим предложением – «увязать составляющую инвестиционного климата в Беларуси с работой экономических судов».
По словам Г. Василевича, в 1991-2011 годах экономические суды Беларуси принимали решения в пользу добросовестного приобретателя собственности. «Нужно, чтобы человек, занимающийся бизнесом, чувствовал уверенность в завтрашнем дне», — подчеркнул он. Поэтому внес еще одно предложение: прежде, чем назначать судей экономических судов Беларуси, нужно, чтобы они 5 лет проработали предпринимателями. По его словам, это сказано «в качестве шутки», хотя на самом деле оно прозвучало как отчаянное предложение профессионала, хорошо понимающего суть проблемы.
Адвоката адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Александра Степановского беспокоит тот факт, что имеющийся сегодня высокий размер госпошлины отбивает желание у многих частных компаний обращаться в суд: для них проще заплатить штраф, чем тягаться с судами. Поэтому юрист считает разумным установить лимит госпошлины, чтобы любое юрлицо имело возможность обратиться в суд за защитой своих интересов.
Также А. Степановский предложил присмотреться к украинскому опыту, где сейчас судей Конституционного Суда отбирают по конкурсу. «Они имеют самую высокую зарплату в своей сфере – 8 тысяч долларов в месяц, но идет очень жесткий отбор. Это интересный эксперимент», — сказал юрист. (В качестве справки: президент Украины Петр Порошенко 31 июля 2017 года подписал Закон «О Конституционном Суде Украины». Закон вступил в силу с 3 августа. Среди главных новаций закона: назначение судей по результатам конкурсного отбора кандидатур).
Член Совета Республики, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов в своем выступлении был предельно лаконичен: он пообещал использовать все озвученные замечания и предложения при совершенствовании инвестиционного законодательства.
В свою очередь депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов сообщил участникам конференции, что депутаты готовятся провести парламентские слушания по вопросам совершенствования инвестиционного климата в стране.
Читайте также:
- Александр ШВЕЦ: «БНПА в течение 30 лет удалось выжить и не прогнуться»
- Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси
- Александр ШВЕЦ: «Отсутствие прозрачных правил регулирования рынка смазочных материалов и масел противоречит духу декрета №7»
- Александр ШВЕЦ: «Дестабилизировать белорусскую экономику может малейший стресс»
- Валерий ФАДЕЕВ: «Главная проблема проектов ГЧП в Беларуси – недоверие к государству»