Отсутствие гарантий защиты прав собственности – ключевая проблема инвестиционного климата в Беларуси. Если не обеспечить таких гарантий, ситуация с привлечением инвестиций останется плачевной.

Эксперты Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) провели доскональную ревизию всего белорусского законодательства с одной целью: обеспечить в стране правовую предсказуемость в отношении собственности. Достаточно ли одних законодательных решений, чтобы переломить сложившуюся ситуацию? Об этом шла речь на конференции БНПА «О предложениях по улучшению инвестиционных условий в Беларуси» 17 января в Минске.

Белорусское инвестиционное законодательство само себе неплохое, заметил замминистра экономики Беларуси Дмитрий Матусевич. Хотя при этом признал, что проблема привлекательного делового и инвестиционного климата для Беларуси «является суперактуальной».

Чиновник рассказал, что имеет определенный инвестиционный опыт — еще недавно сам участвовал в реализации крупного инвестпроекта стоимостью около 1 млрд. долларов. «Инвестиционное законодательство в стране сформировано, и оно работает. Но мир меняется, и процесс нужно совершенствовать. Мы переходим от кредитов к прямым инвестициям. Это заложено в программных экономических документах. Поэтому, думаю, в ближайшее время будут сделаны шаги в нужном направлении», — пообещал замминистра.

Главное – не законы, а правоприменительная практика

Если инвестиционное законодательство в Беларуси неплохое, то почему инвесторы не идут к нам?

Потому что проблема — не в законодательстве как таковом, а в правоприменительной практике, подчеркнул советник по правовым вопросам представительства МФК в Беларуси, заслуженный юрист Беларуси Валерий Фадеев.

«Законодательство в целом у нас хорошее, — в нем есть нормы, гарантирующее права собственности и ее защиты. Однако на практике они не работают. Это как в том анекдоте: пуговицы на месте, рукава есть, а пиджак сидит плохо», — сказал В. Фадеев.

По его словам, неравенство государственной и частной собственности, незащищенность частной собственности, отсутствие независимой судебной системы — ключевые проблемы инвестиционной среды в Беларуси. Эксперт отметил, что в настоящее время обсуждается проект указа о лицензировании. «Даже в таком вопросе, как лицензирование, неравенство форм собственности наблюдается», — добавил он.

Отношение к собственности – краеугольный камень доверия

Солидарную позицию высказал председатель БНПА, член Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси Александр Швец.

Он подчеркнул, что в Беларуси отношение к собственности является краеугольным камнем доверия между властью и бизнесом. «У нас есть, по сути, две экономики — государственные предприятия и частные. Государственные предприятия работают в преференциальном режиме — только на их поддержку в 2016 г было направлено около 400 млн. долларов (подчеркну: это — прямые субвенции). А сколько было поддержку частных предприятий?» — задал он риторический вопрос.

А. Швец обозначил еще одну проблему, обострившуюся в последнее время: доверия к экономическим судам. «Доверие к экономическим судам — это одна из краеугольных проблем государства», — подчеркнул он. Проблематика этих вопросов лежит, по его словам, в системе непрозрачности экономических судов. «Необходимо сделать экономическое судейство прозрачным», — сказал руководитель БНПА.

Но так как сейчас правоприменительная практика в отношении частного бизнеса свидетельствует о невозможности добиться справедливости в экономических судах Беларуси, у бизнеса и инвесторов формируется стойкое недоверие в целом ко всем государственным институтам страны.

По словам А. Швеца, пакет документов по либерализации бизнеса снимает часть проблематики. «Журналисты нас часто спрашивают: вот, либерализировались. Теперь – счастье? Нет, совершенствовать законодательную практику нужно постоянно», — подчеркнул председатель БНПА,

Комплексная ревизия законодательства

БНПА подготовила предложения по защите прав и интересов добросовестных приобретателей и инвесторов. Это внушительный пакет документов, которые ассоциация направит в органы власти для принятия необходимых решений. Как подчеркнул А. Швец, эксперты были нацелены на решение актуальной для страны задачи – сформировать крепкий инвестиционный климат, повысить доверие к правоприменительной практике и создать правовую предсказуемость в отношении права собственности.

Эксперты ассоциации разделили проблемы, связанных с ущемлением прав собственности в Беларуси, на несколько групп. Прежде всего, это проблемы, относящиеся к законодательным актам первого уровня законодательной системы, — Конституция, декреты, законы. Их решение — наиболее трудоемкая задача, поскольку требует изменений Гражданского кодекса, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Налогового кодекса и ряда указов президента, отмечают в БНПА

Ко второй группе отнесены ограничения, которые установлены актами второго уровня системы белорусского законодательства, а также законодательными актами, которые имеют узконаправленный характер и не касаются системы права собственности в целом. Для снятия этих ограничений также нужно менять правовые акты, но не концептуальные подходы. В третью группу вошли ограничения, выявленные в ходе правоприменительной практики. Для их устранения достаточно прямого применения норм законодательства, считают в БНПА.

При этом эксперты настаивают на том, что во всех случаях собственник должен иметь возможность надлежащей защиты в суде при обращении взыскания на его имущество. Важно также обеспечить равные права для субъектов государственной и частной собственности при приобретении права собственности.

При этом, как подчеркивали эксперты, все вопросы в сфере защиты прав собственности необходимо решать комплексно, иначе результата не будет. Вот почему В. Фадеев не мог не отреагировать на реплику одного из выступающих, заметившего, что «мамонт проблем может быть съеден, но его надо есть по частям». «Наверное, мамонта можно есть по частям. Но готовить его надо целиком – иначе он испортится», — подчеркнул эксперт.

Если не изменить ментальность судейского корпуса, ничего поменяется

Заведующий кафедрой конституционного права БГУ Григорий Василевич (а в недавнем прошлом — председатель Конституционного Суда Беларуси, генеральный прокурор Республики Беларусь) поддержал наработки экспертов по совершенствованию законодательства в сфере защиты собственности. Но при этом откровенно и прямо заявил: пока не изменится ментальность судейского корпуса, ничего в судебной практике не изменится.

Чтобы стимулировать позитивные изменения в белорусской судебной практике, он предложил подумать над следующим предложением – «увязать составляющую инвестиционного климата в Беларуси с работой экономических судов».

По словам Г. Василевича, в 1991-2011 годах экономические суды Беларуси принимали решения в пользу добросовестного приобретателя собственности. «Нужно, чтобы человек, занимающийся бизнесом, чувствовал уверенность в завтрашнем дне», — подчеркнул он. Поэтому внес еще одно предложение: прежде, чем назначать судей экономических судов Беларуси, нужно, чтобы они 5 лет проработали предпринимателями. По его словам, это сказано «в качестве шутки», хотя на самом деле оно прозвучало как отчаянное предложение профессионала, хорошо понимающего суть проблемы.

Адвоката адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Александра Степановского беспокоит тот факт, что имеющийся сегодня высокий размер госпошлины отбивает желание у многих частных компаний обращаться в суд: для них проще заплатить штраф, чем тягаться с судами. Поэтому юрист считает разумным установить лимит госпошлины, чтобы любое юрлицо имело возможность обратиться в суд за защитой своих интересов.

Также А. Степановский предложил присмотреться к украинскому опыту, где сейчас судей Конституционного Суда отбирают по конкурсу. «Они имеют самую высокую зарплату в своей сфере – 8 тысяч долларов в месяц, но идет очень жесткий отбор. Это интересный эксперимент», — сказал юрист. (В качестве справки: президент Украины Петр Порошенко 31 июля 2017 года подписал Закон «О Конституционном Суде Украины». Закон вступил в силу с 3 августа. Среди главных новаций закона: назначение судей по результатам конкурсного отбора кандидатур).

Член Совета Республики, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Владимир Пантюхов в своем выступлении был предельно лаконичен: он пообещал использовать все озвученные замечания и предложения при совершенствовании инвестиционного законодательства.

В свою очередь депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Постоянной комиссии по экономической политике Владислав Щепов сообщил участникам конференции, что депутаты готовятся провести парламентские слушания по вопросам совершенствования инвестиционного климата в стране.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,