10.01.2018, 9:33
Мониторинг экономического законодательства Беларуси (октябрь-декабрь 2017 года)
Четвертый квартал 2017 года подарил бизнесу надежду на долгожданную либерализацию белорусской экономики. Именно такое мнение пытаются сформировать власти и СМИ после публикации Декретов № 7 и № 8. Но так ли все хорошо было в белорусском экономическом нормотворчестве в конце 2017 года? Попробуем разобраться.
Либерализация экономики
Наиболее важным и комплексным документом по праву можно считать Декрет № 7. В этом документе систематизированы технических требований государства к бизнесу, а также предложены некоторые послабления для бизнеса в сфере налогообложения, бухгалтерского учета, регистрации и текущей деятельности.
Не менее важным для бизнеса, нежели Декрет № 7, является и указ № 376 от 16 октября 2017 года . Данным нормативным документом существенно изменены подходы к порядку осуществления государственного контроля в Беларуси. Так, указом № 376 упрощен порядок проведения технического контроля, а также задекларирован отказ от проведения плановых проверок.
Кроме Декрета № 7 был принят и ряд узкоспециализированных документов, направленных на поддержку отдельных сфер деятельности белорусского бизнеса. Так, Декретом № 8 от 21 декабря 2017 года на 21 год продлен льготный режим налогообложения для резидентов Парка высоких технологий. Также для данной категории предприятий введен особый порядок ведения бухгалтерского учета и оформления договорных отношений.
Указом № 365 от 09 октября 2017 года был уточнен порядок осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма. Данная деятельность может осуществляться физическими лицами и сельскохозяйственными организациями по заявительному принципу с уплатой 1 базовой величины в год.
Из этой же серии документов и указ № 364 от 09 октября 2017 года, которым определен порядок осуществления ремесленной деятельности. В указе 364 определен перечень видов деятельности относимой к ремесленной деятельности, а также определено, что данной деятельностью могут заниматься физические лица по заявительному принципу после постановки на учет в налоговых органах, но без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Указом № 443 от 12 декабря 2017 года предоставлено освобождение от налога на прибыль доходов, включая сдачу имущества в аренду, полученную организациями физической культуры и спорта. Льгота предоставляется на четыре года до 31 декабря 2021 года.
Бюджет
Кроме установления льгот государство пыталось найти и дополнительные доходные источники поступления в бюджет. Так, постановлением Совета Министров от 4 ноября 2017 года № 828 утвержден перечень из 18 высокодоходных предприятий, которые должны перечислить свою прибыль в республиканский бюджет в целевой бюджетный фонд национального развития. Сумма перечислений составляет почти 10 млн. белорусских рублей.
Отдельный перечень документов связан с предоставлением государственной поддержки отдельным белорусским предприятиям. Так, указом № 372 от 10 октября 2017 года организациям холдинга «Гомсельмаш» до 2029 года продлили срок возврата бюджетных займов, а также до 31 декабря 2020 года предоставлена отсрочка начисленных, но не уплаченных процентов по бюджетным займам. Также предприятиям холдинга разрешили самостоятельно до 31 декабря 2025 года определять порядок учета курсовых разниц в налогообложении.
Постановлением Совмина от 9 октября 2017 года № 755 были предоставлены государственные гарантии ОАО «Белагропромбанк» в погашении ОАО «Амкадор-Шклов» кредита в 14 млн. белорусских рублей. Постановлением Совмина от 20 ноября 2017 года № 862 выданы правительственные гарантии ОАО «Белгорхимпром» по банковскому кредиту в АСБ «Беларусбанк» в 24 млн. долларов США,
В свою очередь указом № 386 от 25 октября 2017 года утверждено перечисление 2,3 млн. рублей из республиканского инновационного фонда предприятиям Министерства архитектуры и строительства и концерна «Беллегпром». Речь идет о погашении задолженности 11 предприятиям за выполненные для государственных организаций работы и услуги. Очевидно, что денег бюджета на погашение обязательств государства не хватает, поэтому используются средства инновационных фондов.
Пыталось государство в 2017 году сократить некоторые расходы за счет ОАО «Банка развития Республики Беларусь». Так, постановлением Совета Министров от 19 октября 2017 года № 789 были сокращены годовые лимиты расходов банка на финансирование государственных программ на 158 млн. рублей до размера 995,04 млн. рублей.
Не успели, как говориться, чернила обсохнуть на документе, как постановлением Совета Министров от 4 ноября 2017 года № 829 были увеличены лимиты директивного кредитования государственных программ ОАО «Банком развития Республики Беларусь» в 2 раза до 1 900 млн. рублей. Государство легко манипулирует сотнями миллионов рублей, что напрямую влияет на стабильность денежно-кредитной политики и соответственно курса белорусского рубля.
Административное регулирование
Некоторые нормативные документы в 4 квартале 2017 года были направлены на совершенствование административного регулирования экономики. Так, указом № 370 от 10 октября 2017 года было утверждено новое положение о Совете по развитию предпринимательства при президенте. Также указом № 370 определен и новый состав Совета, который должен вырабатывать для президента рекомендации по государственной поддержке белорусского бизнеса.
Антимонопольное министерство своим постановлением от 20 октября 2017 года № 57 утвердило государственные социальные стандарты в области торговли и общественного питания. Так, например, стационарные магазины должны быть расположены только в населенных пунктах с численностью больше 200 человек. В остальных населенных пунктах возможно использование автомагазинов.
Постановлением Совета Министров от 09 октября 2017 года № 765 утверждены целевые показатели экспорта в страны Европейского союза на 2018-2020 годы. Задание распределено между 22 министерствами, ведомствами и облисполкомами и задекларировало достижение 11% роста экспорта в стране ЕС в течение 3-лет.
Из этой же серии документов и указы от 31 декабря 2017 года № 469 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год» и № 470, которым утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2018 год. Так, в частности в 2018 году декларируется снижения инфляции до 6% в год и прирост денежной массы не более 12% в год, при сохранении Международных резервных активов на уровне не менее 6 млрд. долларов США.
Указом № 360 от 05 октября 2017 года определен порядок продажи активов «Белинвестбанка» в пользу ОАО «Банка развития Республики Беларусь». Речь идет о кредитах, выданных под гарантии правительства и местных органов власти белорусским предприятиям. Сумма передаваемой задолженности по кредитам составляет 31 млн. белорусских рублей, 17 млн. долларов США и 12 млн. евро.
Продолжило государство в прошлом квартале и практику ежеквартального установления уровня минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Указанные показатели были введены соответственно постановлениями Министерства труда и социально защиты № 61 и № 60 от 23 октября 2017 года. Так, до 31 января 2018 года для трудоспособного населения минимальный потребительский бюджет составляет 413,33 белорусских рублей, а бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения – 217,74 белорусских рубля. Можно ли выжить в Беларуси с такими доходами знают только чиновники устанавливающие данные показатели.
Из этой же серии документов и постановление Совета Министров от 28 декабря 2017 года № 1022, которым установлен размер минимальной заработной платы в Беларуси с 1 января 2018 года в размере 305 белорусских рублей. Постановлением Совета Министров № 997 от 22 декабря 2017 года размер базовой величины, используемой в расчете штрафов и некоторых обязательных платежей в бюджет, увеличен с 1 января 2018 года до размера 24,5 белорусских рубля.
Финансовая сфера
Ряд нормативных документов направлен на регулирование финансовой сферы в Беларуси. Так, постановлением Совета Министров от 05 октября 2017 года № 750 определен порядок согласования организаторами торговли ценными бумагами, клиринговыми организациями проектов локальных нормативных правовых актов. Указанные локальные документы согласовываются в Министерстве финансов и Национальном банке Республики Беларусь.
Указом № 371 от 10 октября 2017 года определено создание до 1 января 2018 года ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр». Соучредителем данной организации с долей не менее 99% уставного фонда определен Национальный банк Республики Беларусь.
Постановлением Правления Национального банка от 19 декабря 2017 года № 514 утверждена Инструкция о порядке рефинансирования Национальным банком банков Республики Беларусь в форме кредитов на поддержку текущей ликвидности. Этим же постановлением отменена ранее действовавшая Инструкция о рефинансировании Национальным банком банков в форме кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг.
Постановлением Правления Национального банка от 20 декабря 2017 года № 520 определены основания для назначения внеплановой проверки в отношении банков, ОАО «Банка развития Республики Беларусь», небанковской кредитно-финансовой организации.
Ценовое регулирование
Продолжило государство в 4 квартале 2017 года и политику регулирования цен. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – Антимонопольное министерство) от 02 октября 2017 года № 53 были установлены минимальные отпускные цены на вина. Постановлением Антимонопольного министерства от 2 октября 2017 года № 53 установлены минимальные цены на алкогольную продукцию свыше 28 процентов.
Помимо регулирования цен Антимонопольное министерство своим постановлением № 55 от 6 октября 2017 года определило перечень должностных лиц, которые могут составлять протоколы об административных правонарушениях.
Указом № 459 от 22 декабря 2017 года уточнен порядок расчетов тарифов ЖКХ местными органами власти. Так, тарифы на коммунальные услуги будут определяться по курсу белорусского рубля к курсу доллара США, указанному в решениях облисполкомов и Минского горисполкома об установлении тарифов (цен).
Бухгалтерский учет
Ряд нормативных документов в последнем квартале 2017 года был направлен на регулирование бухгалтерского учета. Так, постановлением Национального банка от 13 октября 2017 года № 412 был утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета 40 «Инвестиционная недвижимость». Постановлением Национального банка от 13 октября 2017 года № 413 утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета 17 «Аренда».
Была продолжена в 2017 году и практика улучшения финансового положения предприятий за счет бухгалтерских манипуляций. Так, постановлением Совета Министров от 30 октября 2017 года № 802 предоставлено право предприятиям не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам в 2018 году. С 2019 года право не начисления амортизации будет предоставляться на срок 3 лет только по объектам, включенным в бизнес-план модернизации и реконструкции.
Из этой же серии документов и указ № 468 от 28 декабря 2017 года . Согласно данному нормативному документу предприятиям разрешено переносить отрицательные курсовые разницы 2017 года на 2018 год. Ради видимого улучшения финансового состояния предприятий государство в очередной раз пренебрегло стандартами Международной финансового отчетности (МФСО), что ещё раз доказывает фиктивность применения МФСО в современном белорусском бухгалтерском учете.
ВЭД
Продолжило государство и практику регулирования внешнеэкономических отношений. Так, постановлением Совета Министров от 19 октября 2017 года № 794 установлены разовые лицензии на импорт изделий из гипса из-за пределов Евразийского экономического союза. Постановлением же Совета Министров от 15 ноября 2017 года № 851 введено лицензирование экспорта регенерируемых бумаг и картона (макулатуры и отходов). В свою очередь постановлением Совета Министров от 17 ноября 2017 года № 860 введен временный запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота, и введено лицензирование экспорта дубленых кож.
Постановлением Совета Министров от 30 октября 2017 года № 806 были повышены с 1 ноября 2017 года вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты. Благоприятная мировая конъюнктура способствовала пополнению республиканского бюджета в 4 квартале 2017 года.
Так, постановлением Совета Министров от 29 ноября 2017 года № 907 с 1 декабря 2017 года были еще раз увеличены вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты. Но и данное повышение вывозных пошлин на нефть, и нефтепродукты в 2017 году не оказалось последним. Благоприятная конъюнктура на нефтяном рынке позволила Совету Министров повысить вывозные таможенные пошлины с 1 января 2018 года постановлением от 27 декабря 2017 года № 1007.
Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2017 года № 59-3 был ратифицирован договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Данный документ вступил в силу с 1 января 2018 года.
Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2017 года № 81-3 ратифицирована Конвенция между Республикой Беларусь и Королевством Испании об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.
После ознакомления с правовыми нововведениями возникает двоякое впечатление. С одной стороны, государство улучшает условия ведения бизнеса, упрощая порядок проведения контрольных проверок и предоставляя всевозможные налоговые льготы программистам, агротуристам и так далее. С другой стороны, государство по-прежнему пытается работать административными методами, оказывать финансовую поддержку государственным предприятиям, регулируя ценообразования и доводя целевые показатели до предприятий. Но сможет ли власть одновременно усидеть на двух стулья, сокращения доходов бюджета за счет льгот и послаблений и увеличивая расходы бюджета за счет роста государственной поддержки. Выдержит ли данный эксперимент государственный бюджет?
Читайте также:
- Лукашенко утвердил основные показатели прогноза на 2023 год
- Путин подписал указы о признании Россией независимости Херсонской и Запорожской областей
- Лукашенко утвердил основные показатели прогноза на 2022 год
- Беларусь застряла на пути в ВТО
- Лукашенко проводит совещание по вопросам «совершенствования законодательства»