3.01.2018, 9:22
Самоходные артиллерийские установки: пусть это дольше, труднее и дороже
Вооружение
Политика импортозамещения проводимая руководством России существенно сужает сферу взаимодействия предприятий ВПК РФ и РБ в ущерб техническому уровню производимой продукции.
Как следует из недавней публикации в китайском издании «Феникс», военным КНР категорически не понравилась недавно презентованная Россией колесная версия новой самоходной гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ», получившая обозначение — 2С35-1.
Опытный образец 152-мм самоходной гаубицы 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» на колесном шасси. Фото bmpd.livejournal.com
Все не то и не так
Система была получена путем наложения орудийной башни от гусеничной версии самоходной артустановки (САУ) 2С35 на шасси грузового автомобиля КАМАЗ-6560. Что по мнению китайских экспертов не отвечает основным принципам построения современных колесных самоходных артиллерийских установок закрепившимся в мировой практике: быстроходности, маневренности и быстрой изготовке к стрельбе. Что во многом достигается благодаря относительно небольшому весу всей системы.
Полный вес классики «жанра» французской САУ «Цезарь» (хотя она создана 23 года назад), размещенной на шасси автомобиля Mercedes-Benz, составляет всего 17,7 тонны, а в случае использования шасси собственного производства Renault — 17,1 тонны.
САУ CAESAR а базе колесного шасси с формулой 6х6 грузового автомобиля Sherpa 5 от компании Renault. Фото topwar.ru
Во многом благодаря этому, «Цезарь» сразу после марша может за 30-45 секунд изготовится к стрельбе и открыть огонь. Для чего потребуется лишь полторы минуты. Эти тактико-технические характеристики считаются одними из главных ориентиров для разработчиков следующего поколения гаубиц данного класса.
Если говорить о САУ 2С35, то по прикидкам китайских экспертов, вес только одной ее башни составляет 15 тонн, не говоря уже о весе шасси грузового автомобиля КАМАЗ-6560 и армированной конструкции, необходимой для крепления башни. В итоге весь комплекс 2С35-1 «тянет» более чем 25 тонн. Что по мнению комментаторов не может не сказаться отрицательно на ее подвижности.
При этом гаубица 2С35-1 имеет ширину более 3,5 метров, что превосходит ширину грузового отсека военно-транспортного самолета Ил-76. Поэтому ее можно перевозить по воздуху, только на самом большом из имеющихся в военно-транспортной авиации РФ самолетов — Ан-124. Для сравнения, для транспортировки «Цезаря» достаточно скромного C-130.
Но большим весом и габаритами перечень недостатков гаубицы 2С35-1 не ограничивается, Нерациональная конструкция артиллерийской части, также серьезно сказывается на ее боеспособности. В отличие от «Цезаря» которому для закрепления на огневой позиции достаточно одного массивного сошника в задней части, в САУ 2С35-1 используются четыре боковых наклонных сошника. Вследствие чего требуется больше времени для ее подготовки к стрельбе.
Таким образом то, что должно было бы значительно упростить процесс разработки и создания колесной САУ 2С35-1, в реальности выглядит как спонтанное действие, предпринятое в условиях дефицита информации, дорог, ключевых технологий и концепций разработки. На этом фоне более рациональными выглядят действия Китая, который еще в 2006 году разработал аналогичную «Цезарю» гаубицу на колесном ходу SH-1.
Однако не все эксперты согласны с доводами китайских военных. Ряд из них полагает, что главной причиной большинства, приведенных выше недостатков, колесной версии САУ «Коалиция» является неудачный выбор базового шасси.
Этот ВАТ отнюдь не ВАТ…
И ссылаются, в частности, на статью, опубликованную на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru) в выпуске за номером 26 (494) от 10 июля 2013 года.
Из нее следует, что шасси КАМАЗ-6560 (как и все семейство к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим требованиям военных.
То есть КАМАЗ-6560 даже не относится к военной автомобильной технике (ВАТ). И при его создании не было соблюдено ключевое требование для ВАТ — обеспечение возможности передвижения по всем типам дорог и участкам местности. КамАЗ-6560 этому требованию изначально не отвечает.
Помимо этого, любой системе оружия на шасси КАМАЗ-6560 будет присущ целый букет врожденных недостатков. В их числе недостаточная габаритная ширина и высокое расположение центра масс.
Даже у обычного грузового автомобиля платформа для полезной нагрузки, расположена выше балки моста, выше узла подвески, выше рессоры. Это примерно 130 сантиметров. А у авто большой грузоподъемности типа «КамАЗ» данный показатель составляет все полтора метра. При этом центр масс у них расположен настолько высоко, что риск опрокидывания установки становится неоправданно высоким даже при движении по неровной грунтовке.
То, что подобные опасения не являются чрезмерными свидетельствует ДТП случившееся в октябре 2015 года недалеко от Сочи, когда ЗРПК «Панцирь-С1» на базе шасси КамАЗ-6560 не вписался в поворот на извилистом «серпантине» и потерпел крушение. К счастью, обошлось без пострадавших, машину поставили «на ноги» и она своим ходом прибыла в расположение части. Но, как отмечают эксперты, данное ЧП никак нельзя назвать случайным. Более того, в некотором роде, оно является запрограммированным особенностями конструкции.
Большая погрузочная высота этого шасси также затрудняет вписывание систем оружия на его базе в ж/д и авиагабариты. Имеет место недостаточная проходимость в связи с применением неразрезных мостов, зависимой подвески, недостаточной габаритной ширины. На испытаниях была выявлена недостаточная плавность хода. Еще один недостаток — низкая средняя скорость передвижения по пересеченной местности.
Примером того как шасси влияет на судьбу всей артсистемы можно считать САУ созданную еще во времена социалистической Чехословакии.
Дуло с нежным именем
В середине 1970-х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городе Дубница-над-Вагом была разработана артсистема, принятая на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77-152-мм самоходная пушка-гаубица образца 1977 года). Однако большую известность эта самоходка, запущенная в серию в 1979 году, приобрела под именем «Дана».
В качестве базы для размещения орудия в этой САУ было использовано модернизированное полноприводное колесное шасси Tatra 815 с колесной формулой 8×8 и двумя передними управляемыми парами колес. Подвеска — независимая пружинная. Колеса оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах.
В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина для водителя и командира. В кормовой части шасси размещен 12-цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 2-930-34 мощностью 345 л.с.
152-мм пушка-гаубица установлена во вращающейся башне, состоящей из двух герметичных и изолированных друг от друга бронированных полубашен. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного люка второго заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ.
Установка может быть развернута на огневой позиции в течение 2 минут, а покинуть ее через минуту после завершения стрельбы. В боевом положении установка вывешивается с помощью трех гидравлических опор, сектор ведения огня — 225°. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой массой 43,5 кг составляет 18,7 км.
В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность составляет 2 выстрела в минуту. Возимый боекомплект — 60 выстрелов.
Двигатель позволяет машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода — 800 км. Благодаря применению колесного шасси «Дана» имеет более высокую подвижность на дорогах по сравнению с гусеничными САУ, но вне дорог она проигрывает по проходимости гусеничной гаубице 2СЗ «Акации».
Всего до начала 1990-х годов в Чехословакии было изготовлено около 750 САУ. В начале 1980-х годов САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Стояла она и на вооружении 211-й артбригады советской армии, входившей в состав Центральной группы войск, дислоцировавшейся в ЧССР. Эти установки также поступили в артиллерийский учебный центр, находившийся на территории Белорусского военного округа.
По отзывам офицеров 211-й бригады, артиллерийская часть «Даны» оказалась очень чувствительной к условиям эксплуатации, и по этой причине возникали отказы. А вот восьмиколесное шасси, особенно его маневренность (которая оказалась даже выше, чем у БТР-70) удостоилось похвалы.
По мнению ряда экспертов, в случае с колесной версией «Коалиции», от ее наиболее вопиющих недостатков российским разработчикам можно было бы избавится, использовав специальное корпусное шасси Минского завода колесных тягачей с колесной формулой 8х8, имеющее изменяемый клиренс.
Однако «шкурные» интересы и лоббизм никто не отменял. Вот о чем говорится в одной из публикаций российского отраслевого журнала «Новый оборонный заказ», 2015, номер 5 (37): «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже.»
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает