Принятие Декрета президента № 8 от 21.12.2017 года, является очередным наглядным доказательством принципов неизменности белорусской экономической политики последних 23 лет. Этот принцип достаточно прост: «необходимо принять такой нормативный документ, который, ничего не меняя в экономике, по сути, сделает Беларусь высокоразвитой страной». То есть, чиновники десятилетиями пытаются придумать такое белорусское экономическое чудо, которое сразу решит все экономические проблемы страны.

Один из методов реализации этого принципа, начиная еще с 90-х лет прошлого века, заключается в том, что белорусские чиновники пытаются найти в экономике такие точки роста, простимулировав которые налоговыми льготами, дотациями и иными преференциями и государственной поддержкой можно добиться существенного экономического роста во всей стране. В 90-е годы такими точками роста были: экспорт, сельское хозяйство и строительство. В нулевые годы такими точками роста пытались сделать цементную промышленность и деревообработку. В настоящем десятилетии надежды возлагают на высокие технологии китайцев и белорусских программистов.

Практика использования точек роста для развития государства не улучшило экономическую ситуацию в стране, и этому есть понятные и очевидные для всех, кроме белорусских чиновников, объяснения. Чтобы понять причину прошлых неудач достаточно проанализировать положения нового Декрета № 8, который содержит в себе все те же недостатки, как и прошлые документы, а значит, изначально обречен на неудачу. Почему же преференции, предоставленные белорусским программистам, не принесут ожидаемой пользы для белорусской экономики в целом?

Чего хотят достичь?

Целью Декрета № 8 объявлено создание современной цифровой экономики в Республике Беларусь. Но что такое современная цифровая экономика? Судя по тексту документа, современная цифровая экономика включает в себя следующие элементы.

Во-первых, это экономика, в которой субъекты хозяйствования активно занимаются деятельностью в сфере информационно-коммуникационных технологий, деятельностью в сфере киберспорта, деятельностью в сфере искусственного интеллекта, создания системы беспилотного управления и иные сферы деятельности, которыми занимаются резиденты Парка высоких технологий (далее – ПВТ).

Во-вторых, цифровая экономика – это экономика, в которой активно используются технологии реестра блоков транзакций (блокчейн), а также иные технологии, основанные на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций.

В третьи, цифровая экономика – это экономика, в которой активно используются цифровые знаки (токены). Токены – это фактически наборы цифр, которые в виртуальном пространстве приравниваются к деньгам и называются криптовалютами. Токены имеют одно из свойств настоящих денег – это универсальное средство обмена для тех людей, которые согласны признавать их виртуальными деньгами, поэтому их и называют криптовалютами.

По своей экономической сути токены очень схожи с инструментами биржевых торгов (опицонами, фьючерсами, форвардами) и так далее, которые тоже не имеют бумажной формы, тоже имеют ограниченную сферу обращения и тоже, по сути, являются суррогатными деньгами. Схожесть токенов с инструментами биржевых торгов проявляются еще и в существенном колебании (волатильности) стоимости токенов (например, биткоинов) в зависимости от моды, СМИ и иных многочисленных факторов.

В-четвертых, цифровая экономика ( по декрету) – это экономика, в которой активно используются следующие формы договоров: конвертируемый заем, опцион на заключения договора и опционный договор, смарт-контракт, соглашение о возмещение имущественных потерь в связи с наступлением определенных обстоятельств, соглашение о возмещение убытков или потерь при возникновении определенных обстоятельств, безотзывные доверенности. По сути, данные формы договоров давно используются в мировой биржевой торговле и являются новинкой только для белорусского гражданского права.

Критически оценивая признаки белоруской современной цифровой экономики, закрепленные в Декрете № 8 можно сказать, что государство пытается внедрить в практику новые информационные технологии на основании классических биржевых инструментов и форм договоров. По сути, Беларусь пытается минуть стадию биржевого развития экономики, которой в Беларуси в силу отсутствия приватизации фактически не было, и перейти на новый современный формат экономических отношений.

Какие методы используются?

Какими же методами пытаются создать цифровую экономику в Беларуси? Во-первых, государство на 21 год — до 1 января 2049 года продлила льготный режим налогообложения для предприятий ПВТ. При этом льготный режим налогообложения касается не только самих предприятий, но и налогообложения заработной платы работающих в ПВТ.

Во-вторых, на 5 лет до 1 января 2023 года предоставляются налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль, подоходному налогу, налогу на упрощенную систему налогообложения по всем хозяйственным операциям, связанным с токенами. Также на данные операции не распространяется действие валютного и лицензионного законодательства, законодательства о ценных бумагах.

В-третьих, собственники предприятий резидентов ПВТ, освобождаются от субсидиарной ответственности в случае банкротства данных предприятий, за исключением случаев, когда банкротство связано с умышленными действиями собственников.

В-четвертых, проверки резидентов ПВТ могут проводиться только после их согласования с Администрацией Парка.

По экономической сути государство создало закрытую оффшорную (то есть освобождаемую от налогообложения) зону внутри страны для определенных видов деятельности.

В этой оффшорной зоне смогут работать отдельные категории предприятий и индивидуальных предпринимателей — резидентов ПВТ, и получать при этом существенные налоговые, бухгалтерские и правовые послабления. Зачем государству такая оффшорная зона?

Зачем Декрет № 8 для государства?

При принятии Декрета № 8 государство преследовало две цели — внутреннюю и внешнюю. При этом внешние цели превалируют над целями внутренними.

Очевидно, что первоочередная цель принятия Декрета № 8 – это попытка заявить о Беларуси, как о новом центре информационных технологий и, прежде всего, о новом центре работы с токенами. В условиях затягивающего экономического кризиса, сопряженного с ростом государственного долга, власть пытается найти тот спасательный круг, который поможет улучшить экономическую ситуацию в стране без проведения экономических реформ и без привлечения новых государственных кредитов и займов, а за счет привлечения прямых иностранных инвестиций в ПВТ.

Именно тезис о цифровой экономике и безналоговом режиме работы с токенами и иными новыми информационными технологиями, по мнению авторов Декрета, поможет стать тем магнитом, который привлечет иностранных инвесторов, а значит и иностранную валюту, в страну. Тезис об иностранной валюте, здесь не случаен, так как чиновниками очень часто ПВТ приводится в качестве примера эффективного проекта по привлечению иностранной валюты в страну.

В этой связи хочется отметить, что использование чиновниками иностранной валюты в качестве аргумента эффективности работы ПВТ свидетельствует о задержке экономической мысли руководства Беларуси в 90-х годах прошлого года. Именно тогда экспорт рассматривался как основной источник валюты, а значит и богатства в стране. Вместо того, чтобы создать собственную белорусскую конвертируемую валюту государство пытается экспериментировать с льготами и токенами.

Второй внутренний аргумент властей, обосновывающий принятия Декрета № 8, связан с дальнейшим внедрением информационных технологий в Беларуси, которые приведут к созданию новых рабочих мест. В этой связи хочется вспомнить государственные программы по внедрению электронных подписей для подготовки и сдачи отчетов в государственные контролирующие органы.

Те, кто на практике столкнулся с необходимость сдачи отчетов в налоговые, статистически органы и органы ФСЗН знает о многочисленных программных и технических нестыковках, которые были у ключей разных контролирующих органов. При этом введение единого ключа на данном этапе не решило всех проблем, так как выдвигает новые требования к программным и техническим средствам предприятия. Это ведет к дополнительным финансовым затратам бизнеса, как на получение новых ключей, так и на их адаптацию к работе на практике. При этом получить квалифицированную помощь по работе с электронными ключами и электронными ресурсами от государственных органов (например, личный кабинет Министерства по налогам и сборам), бывает очень сложно. В этой связи можно говорить о росте занятости (но не о квалификации) среди программистов, но не среди других профессий.

Зачем Декрет № 8 Беларуси?

Очевидным и, пожалуй, единственным выгодоприобретателем Декрета № 8 являются резиденты ПВТ. Во-первых, предприятия — резиденты ПВТ получат возможность длительного льготного периода осуществления своей деятельности. Фактически государство обменяло надежды на привлечение новых иностранных инвестиций на реальные денежные налоговые льготы без каких-либо встречных обязательств. В условиях отсутствия четких обязательств резидентов ПВТ перед государством сложно ожидать и каких-либо реальных экономических выгод от ПВТ для экономики Беларуси.

Принимая Декрет № 8, государство фактически объявляет, что приоритетом для Беларуси являются информационные компании, которые могут не платить основные налоги на содержание государства, а должны только привлекать в страну инвесторов и иностранную валюту. Об ущербности данной идеи было рассказано выше. В свою очередь налоговое бремя на содержание чиновников, армии, милиции и всей бюджетной сферы будет возлагаться на все остальные предприятия и индивидуальных предпринимателей, а значит налоговое бремя на них будет выше того бремени, которое было бы в стране, если бы все предприятия платили налоги одинаково.

Во-вторых, сохраняя льготные условия налогообложения заработной платы для работников ПВТ, государство говорит и показывает на деле, что нам нужны программисты, а другие профессии для нас не важны. Самые высокооплачиваемая профессия получает самые большие налоговые льготы, а значит, и дальше люди данной профессии будут богатеть быстрее, чем все остальные.

На рынке труда создается искусственная дискриминация по профессии. По сути, государство дает сигнал молодежи: «Если ты хочешь, быть успешным и богатым в Беларуси, то ты должен быть программистом. А если ты не хочешь быть программистом, то ты либо будешь бедным, либо должен уехать в другую страну».

Непонятно, почему государство труд крестьянина, учителя или врача ценит ниже, чем труд программиста? Почему всем, а не только программистам нельзя установить подоходный налог в 9%? Зачем возвращаться в средневековое общество, в котором есть одна привилегированная каста и вся остальная чернь?

В-третьих, введение льготного налогообложения токенов, заинтересует прежде всего программистов, которые имея самую большую заработную плату в стране смогут фактически работать с токенами. Как уже отмечалось выше, токены по своей экономической сути являются интернетовскими аналогами биржевых инструментов. Особенно наглядно эту мысль подтверждает ежедневное существенное колебание курса биткоина. Биржевыми инструментами занимаются только богатые люди, которые в Беларуси, за исключением программистов, очень мало, а значит, налоговые льготы по токенам для большинства белорусов безразличны и вряд ли будут даже замечены.

Отрицательным моментом работы резидентов в белорусском ПВТ является особая правоприменительная практика, при которой директоров предприятий, нарушивших, по мнению контролирующих органов, законодательство, помещают в следственный изолятор. И содержат там до момента полного погашения всей задолженности перед государством, начисленной контролерами.

Зная эти особенности Беларуси, сомнительно, чтобы солидные компании захотели переносить свои головные офисы в Беларусь, а значит, серьезных инвестиций белорусскому ПВТ после принятия Декрета № 8 ждать не стоит. Имидж государства зарабатывается десятилетиями и не может быть легко изменен одним нормативным документом, каким бы революционным его не называли заинтересованные лица и СМИ.

Пока белорусское государство не поймет жизненной необходимости в создании нормальной равной для всех экономической среды, основанной на власти частной собственности, а не власти чиновников, системы, в которой не будет многочисленных льгот, изъятий, послаблений и преференций непонятно кому и непонятно зачем, до тех пор мы будем жить в бедной стране. Для нормального развития белорусской экономики необходимо не принятие революционных Декретов, рассчитанных на внешних пользователей, а создание стабильного прозрачного законодательства, минимального вмешательства и участия чиновников в экономической деятельности белорусского бизнеса. И пока чиновники этого не поймут, до тех пор мы будет вести свое летоисчисление от одного экономического кризиса к другому все более затяжному и глубокому.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,