• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В связи с ожидаемым ростом заработной платы и начавшимся бумом на рынке потребительского кредитования, в 2018 году курс доллара США по отношению к белорусскому рублю может вырасти более чем на 10%.

Только за две недели до завершения 2017 года стало наконец-то известно, каким образом правительство РБ собирается выполнять поручение президента об увеличении средней заработной платы в стране до 1 тыс. BYN, и собирается ли вообще это делать. Это произошло 18 декабря, когда в Палате представителей Национального собрания РБ чиновники представили законопроект о республиканском бюджете на 2018 год, поправки в Бюджетный кодекс и проект закона о бюджете государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2018 год.

Повышать зарплату чиновники не хотят, но будут

Как оказалось, чиновники все-таки решили рискнуть своими креслами, и при формировании республиканского бюджета заложили в него увеличение среднегодовой зарплаты не до 1 тыс. BYN, а всего до 921-941 BYN. Правда, проект бюджета рассчитан исходя из консервативного, то есть самого худшего сценария развития экономики РБ, поэтому существует большая вероятность того, что дела будут идти лучше, бюджет получит больше доходов, которые чиновники, по-видимому, пообещают президенту направить на увеличение зарплаты.

При этом правительство, похоже, решило продемонстрировать президенту, что сделало все, что могло для повышения зарплат: практически весь ожидаемый прирост доходов бюджета (согласно консервативному сценарию) предполагается направить на увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Фонд оплаты труда в консолидированном бюджете в целом должен увеличиться в 2018 году на 1,2 млрд. BYN по сравнению с 2017 годом. Это должно обеспечить увеличение среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере до 700 BYN c 615 BYN, которые ожидаются в текущем году. То есть, зарплата у бюджетников вырастет всего на 14%.

Будут в 2018 году повышены и пенсии: на 12%. Вырастут и выплаты социального характера. По сравнению с 2017 годом выплаты на эти цели вырастут также примерно на 1,2 млрд. BYN.

Более того, примерно в 3 раза (до 1,2 млрд. BYN) увеличен резервный фонд президента, средства из которого также могут быть направлены на увеличение зарплаты, но уже по распоряжению президента. То ли чиновники хотят переложить на президента ответственность за рост зарплат, то ли сам президент хочет непосредственно управлять увеличением зарплат и расходами бюджета.

Таким образом, у бюджетников зарплата в 2018 году будет существенно увеличена, хотя, возможно, и не в такой степени, как требуется, чтобы достичь в целом по стране 1 тыс. BYN.

Что касается предприятий небюджетной сферы, то тут ситуация сложнее. Чиновники не могут приказать повысить там зарплату, но пригрозить руководству предприятий вполне в состоянии, что и происходит в некоторых местах. Так, администрация Центрального района Минска разослала предприятиям, расположенным на территории района, письма, в которых было сказано, что руководство предприятий тоже несет персональную ответственность за обеспечение плана по росту зарплаты. Оказалось, что план для Центрального района в декабре – 1.499,3 BYN. В письме также было сказано, что для этого можно сместить выплаты вознаграждений на декабрь, то есть исполком намекнул на то, как можно выполнить распоряжение президента.



Трудно сказать, какой эффект возымеют подобные письма, однако ясно, что некоторый результат все же будет. Поэтому, пожалуй, можно не сомневаться, что в декабре 2017 года зарплата подскочит до 1 тыс. BYN. Можно также не сомневаться, что в январе 2018 года она резко упадет. Нечто подобное происходило в конце прошлого года, когда еще не было никаких требований президента. Многие предприятия выплатили  вознаграждения за год своим работникам, в результате чего средняя зарплата по стране увеличилась на 84 BYN (11,7%) по сравнению с ноябрем и достигла  до 801,6 BYN. А в январе 2017 года она упала на 10,1% и составила 720,7 BYN.

В октябре 2017 года средняя зарплата в РБ составила 841 BYN, то есть, необходимо обеспечить рост на 159 BYN, что почти в 2 раза превышает подъем в декабре прошлого года. Но учитывая административный ресурс и увеличение зарплат в бюджетной сфере, это не кажется невозможным.

Важно то, что в отличие от событий годичной давности, в начале 2018 года зарплата на практически прежний уровень не вернется. Найдутся директора предприятий, которые действительно повысят зарплату, а в бюджетной сфере ее увеличение, собственно, уже состоялось. В связи с этим ситуация на валютном рынке Беларуси серьезно изменится.

На внутреннем рынке РБ возникнет дефицит валюты

Ожидаемый эффект можно примерно оценить по сумме «лишних» средств, которые окажутся на руках у населения. Что касается бюджетной сферы, то эта величина известна – 1,2 млрд. BYN. Еще 1,2 млрд. BYN добавят пенсионеры и социальные выплаты. Оценить прирост зарплат в небюджетной сфере можно по соотношению численность работников в ней с количеством бюджетников. Последних у нас около 850 тыс., следовательно, во внебюджетной сфере трудится примерно в 4,2 раза больше людей (если считать, что всего у нас официально трудятся 4,5 млн. человек).

Если предположить, что директора предприятий увеличат зарплату работникам в такой же степени, что и в бюджетной сфере, то это приведет к росту доходов населения за год примерно на 5 млрд. BYN (на 14% — как у бюджетников). В сумме с бюджетниками и пенсионерами это даст примерно 7,4 млрд. BYN. Вырастут и доходы студентов и официально неработающих личностей, но их мы уже учитывать не будем.

Конечно, значительная часть этих средств будет нейтрализована инфляцией, которая в 2018 году ожидается на уровне 7%. То есть примерно половина прироста доходов населения может быть связана. Останется примерно 3,7 млрд. BYN.

Куда они пойдут? Скорее всего, на приобретение товаров и валюты, так как ставки по депозитам, как в рублях, так и в валюте, делают сбережения в банках непривлекательными. В какой пропорции средства разделяться, сказать сложно, но учитывая низкий уровень жизни большинства жителей Беларуси, можно ожидать роста спроса на товары. А это неизбежно приведет к росту импорта, то есть к увеличению спроса на валюту со стороны предприятий. В какой пропорции спрос на товары трансформируется в увеличение импорта также сказать сложно, но ясно, что в значительной, учитывая высокую долю импортных товаров на внутреннем рынке РБ, а также существенную долю импортного сырья и энергоносителей в себестоимости товаров, производимых в Беларуси. Если приблизительно считать, что каждый рубль приведет к росту импорта на 50 копеек, то получится, что импорт вырастет примерно на 1,85 млрд. BYN, то есть в долларовом эквиваленте примерно на 0,9 млрд. USD.

Но следует учитывать, что у нас есть еще один фактор, который будет стимулировать импорт: бум на рынке кредитования, в первую очередь, потребительского. Как было подсчитано в статье «В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет», это приведет к возникновению дополнительного спроса на валюту в объеме около 0,6 млрд. USD (как минимум).

В сумме это обеспечит возникновение дополнительного спроса на валюту в объеме около 1,5 млрд. USD, что, похоже, будет ненамного меньше величины чистой продажи валюты населением в текущем году. За 11 месяцев это 1,8 млрд. USD, но в ноябре чистые продажи сократились до 64,9 млн. BYN, а в декабре они могут стать отрицательными.

В принципе, это еще не катастрофа, так как до недавних пор внешняя торговля РБ была примерно сбалансированной, то есть чистое предложение валюты со стороны населения выкупали коммерческие банки с Нацбанком, погашая свои валютные долги. То есть, избыток валюты в текущем году не оказывал особого давления на курс белорусского рубля, поэтому исчезновения этого избытка не приведет к краху курса рубля.

Но не стоит забывать, что в приведенных выше расчетах мы ориентировались на минимальное увеличение зарплаты, то есть ее рост в реальности вполне может оказаться существенно выше, а дополнительный спрос на валюту поднимется до 2 млрд. USD или даже выше. Кроме того, предприятия и банки прекрасно понимают имеющиеся риски, поэтому тоже захотят спасти свои сбережения, конвертировав рубли в валюту.

Таким образом, в 2018 году в Беларуси весьма вероятно возникновение дефицита валюты на внутреннем рынке, что приведет к росту спроса на валюту со стороны населения и предприятий и еще большему увеличение дефицита. Население вполне может из чистого продавца валюты превратиться в ее чистого покупателя, как это было до 2016 года. А это уже серьезно.

Если жители страны начнут покупать валюты хотя бы столько же, сколько продают, возникнет дефицит валюты в объеме около 1,5-2 млрд. USD за год. И компенсировать его придется за счет сокращения объемов импорта, для чего, следуя приведенной выше логике соотношения прироста зарплат и импорта, требуется рост курса доллара по отношению к белорусскому рублю примерно на 10%. Возможно увеличение и на большую величину, хотя в этом случае после прекращения бурного роста зарплаты курс может снизиться.

Приведенные расчеты носят весьма приблизительный характер, но они позволяют оценить масштаб имеющихся рисков на валютном рынке страны, связанных с намеченным увеличением зарплат. Ослаблению рубля нет альтернативы, если, конечно, Совмин с Нацбанком не придумают способов связывания средств населения. Но в это что-то слабо верится.

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Младшие братья как бедные родственники

Несмотря на обострение ситуации на западных рубежах Союзного государства, вооруженные силы Беларуси до сих пор не располагают современными средствами ПВО. 11 сентября госдепартамент США одобрил сделку по продаже Польше 32 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35A. По данным Пентагона, стоимость этой партии самолетов составляет 6,5 млрд. долларов. «Продажа F-35 усилит безопасность Польши, как союзника США по

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП