В связи с ожидаемым ростом заработной платы и начавшимся бумом на рынке потребительского кредитования, в 2018 году курс доллара США по отношению к белорусскому рублю может вырасти более чем на 10%.

Только за две недели до завершения 2017 года стало наконец-то известно, каким образом правительство РБ собирается выполнять поручение президента об увеличении средней заработной платы в стране до 1 тыс. BYN, и собирается ли вообще это делать. Это произошло 18 декабря, когда в Палате представителей Национального собрания РБ чиновники представили законопроект о республиканском бюджете на 2018 год, поправки в Бюджетный кодекс и проект закона о бюджете государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2018 год.

Повышать зарплату чиновники не хотят, но будут

Как оказалось, чиновники все-таки решили рискнуть своими креслами, и при формировании республиканского бюджета заложили в него увеличение среднегодовой зарплаты не до 1 тыс. BYN, а всего до 921-941 BYN. Правда, проект бюджета рассчитан исходя из консервативного, то есть самого худшего сценария развития экономики РБ, поэтому существует большая вероятность того, что дела будут идти лучше, бюджет получит больше доходов, которые чиновники, по-видимому, пообещают президенту направить на увеличение зарплаты.

При этом правительство, похоже, решило продемонстрировать президенту, что сделало все, что могло для повышения зарплат: практически весь ожидаемый прирост доходов бюджета (согласно консервативному сценарию) предполагается направить на увеличение зарплаты в бюджетной сфере. Фонд оплаты труда в консолидированном бюджете в целом должен увеличиться в 2018 году на 1,2 млрд. BYN по сравнению с 2017 годом. Это должно обеспечить увеличение среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере до 700 BYN c 615 BYN, которые ожидаются в текущем году. То есть, зарплата у бюджетников вырастет всего на 14%.

Будут в 2018 году повышены и пенсии: на 12%. Вырастут и выплаты социального характера. По сравнению с 2017 годом выплаты на эти цели вырастут также примерно на 1,2 млрд. BYN.

Более того, примерно в 3 раза (до 1,2 млрд. BYN) увеличен резервный фонд президента, средства из которого также могут быть направлены на увеличение зарплаты, но уже по распоряжению президента. То ли чиновники хотят переложить на президента ответственность за рост зарплат, то ли сам президент хочет непосредственно управлять увеличением зарплат и расходами бюджета.

Таким образом, у бюджетников зарплата в 2018 году будет существенно увеличена, хотя, возможно, и не в такой степени, как требуется, чтобы достичь в целом по стране 1 тыс. BYN.

Что касается предприятий небюджетной сферы, то тут ситуация сложнее. Чиновники не могут приказать повысить там зарплату, но пригрозить руководству предприятий вполне в состоянии, что и происходит в некоторых местах. Так, администрация Центрального района Минска разослала предприятиям, расположенным на территории района, письма, в которых было сказано, что руководство предприятий тоже несет персональную ответственность за обеспечение плана по росту зарплаты. Оказалось, что план для Центрального района в декабре – 1.499,3 BYN. В письме также было сказано, что для этого можно сместить выплаты вознаграждений на декабрь, то есть исполком намекнул на то, как можно выполнить распоряжение президента.



Трудно сказать, какой эффект возымеют подобные письма, однако ясно, что некоторый результат все же будет. Поэтому, пожалуй, можно не сомневаться, что в декабре 2017 года зарплата подскочит до 1 тыс. BYN. Можно также не сомневаться, что в январе 2018 года она резко упадет. Нечто подобное происходило в конце прошлого года, когда еще не было никаких требований президента. Многие предприятия выплатили  вознаграждения за год своим работникам, в результате чего средняя зарплата по стране увеличилась на 84 BYN (11,7%) по сравнению с ноябрем и достигла  до 801,6 BYN. А в январе 2017 года она упала на 10,1% и составила 720,7 BYN.

В октябре 2017 года средняя зарплата в РБ составила 841 BYN, то есть, необходимо обеспечить рост на 159 BYN, что почти в 2 раза превышает подъем в декабре прошлого года. Но учитывая административный ресурс и увеличение зарплат в бюджетной сфере, это не кажется невозможным.

Важно то, что в отличие от событий годичной давности, в начале 2018 года зарплата на практически прежний уровень не вернется. Найдутся директора предприятий, которые действительно повысят зарплату, а в бюджетной сфере ее увеличение, собственно, уже состоялось. В связи с этим ситуация на валютном рынке Беларуси серьезно изменится.

На внутреннем рынке РБ возникнет дефицит валюты

Ожидаемый эффект можно примерно оценить по сумме «лишних» средств, которые окажутся на руках у населения. Что касается бюджетной сферы, то эта величина известна – 1,2 млрд. BYN. Еще 1,2 млрд. BYN добавят пенсионеры и социальные выплаты. Оценить прирост зарплат в небюджетной сфере можно по соотношению численность работников в ней с количеством бюджетников. Последних у нас около 850 тыс., следовательно, во внебюджетной сфере трудится примерно в 4,2 раза больше людей (если считать, что всего у нас официально трудятся 4,5 млн. человек).

Если предположить, что директора предприятий увеличат зарплату работникам в такой же степени, что и в бюджетной сфере, то это приведет к росту доходов населения за год примерно на 5 млрд. BYN (на 14% — как у бюджетников). В сумме с бюджетниками и пенсионерами это даст примерно 7,4 млрд. BYN. Вырастут и доходы студентов и официально неработающих личностей, но их мы уже учитывать не будем.

Конечно, значительная часть этих средств будет нейтрализована инфляцией, которая в 2018 году ожидается на уровне 7%. То есть примерно половина прироста доходов населения может быть связана. Останется примерно 3,7 млрд. BYN.

Куда они пойдут? Скорее всего, на приобретение товаров и валюты, так как ставки по депозитам, как в рублях, так и в валюте, делают сбережения в банках непривлекательными. В какой пропорции средства разделяться, сказать сложно, но учитывая низкий уровень жизни большинства жителей Беларуси, можно ожидать роста спроса на товары. А это неизбежно приведет к росту импорта, то есть к увеличению спроса на валюту со стороны предприятий. В какой пропорции спрос на товары трансформируется в увеличение импорта также сказать сложно, но ясно, что в значительной, учитывая высокую долю импортных товаров на внутреннем рынке РБ, а также существенную долю импортного сырья и энергоносителей в себестоимости товаров, производимых в Беларуси. Если приблизительно считать, что каждый рубль приведет к росту импорта на 50 копеек, то получится, что импорт вырастет примерно на 1,85 млрд. BYN, то есть в долларовом эквиваленте примерно на 0,9 млрд. USD.

Но следует учитывать, что у нас есть еще один фактор, который будет стимулировать импорт: бум на рынке кредитования, в первую очередь, потребительского. Как было подсчитано в статье «В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет», это приведет к возникновению дополнительного спроса на валюту в объеме около 0,6 млрд. USD (как минимум).

В сумме это обеспечит возникновение дополнительного спроса на валюту в объеме около 1,5 млрд. USD, что, похоже, будет ненамного меньше величины чистой продажи валюты населением в текущем году. За 11 месяцев это 1,8 млрд. USD, но в ноябре чистые продажи сократились до 64,9 млн. BYN, а в декабре они могут стать отрицательными.

В принципе, это еще не катастрофа, так как до недавних пор внешняя торговля РБ была примерно сбалансированной, то есть чистое предложение валюты со стороны населения выкупали коммерческие банки с Нацбанком, погашая свои валютные долги. То есть, избыток валюты в текущем году не оказывал особого давления на курс белорусского рубля, поэтому исчезновения этого избытка не приведет к краху курса рубля.

Но не стоит забывать, что в приведенных выше расчетах мы ориентировались на минимальное увеличение зарплаты, то есть ее рост в реальности вполне может оказаться существенно выше, а дополнительный спрос на валюту поднимется до 2 млрд. USD или даже выше. Кроме того, предприятия и банки прекрасно понимают имеющиеся риски, поэтому тоже захотят спасти свои сбережения, конвертировав рубли в валюту.

Таким образом, в 2018 году в Беларуси весьма вероятно возникновение дефицита валюты на внутреннем рынке, что приведет к росту спроса на валюту со стороны населения и предприятий и еще большему увеличение дефицита. Население вполне может из чистого продавца валюты превратиться в ее чистого покупателя, как это было до 2016 года. А это уже серьезно.

Если жители страны начнут покупать валюты хотя бы столько же, сколько продают, возникнет дефицит валюты в объеме около 1,5-2 млрд. USD за год. И компенсировать его придется за счет сокращения объемов импорта, для чего, следуя приведенной выше логике соотношения прироста зарплат и импорта, требуется рост курса доллара по отношению к белорусскому рублю примерно на 10%. Возможно увеличение и на большую величину, хотя в этом случае после прекращения бурного роста зарплаты курс может снизиться.

Приведенные расчеты носят весьма приблизительный характер, но они позволяют оценить масштаб имеющихся рисков на валютном рынке страны, связанных с намеченным увеличением зарплат. Ослаблению рубля нет альтернативы, если, конечно, Совмин с Нацбанком не придумают способов связывания средств населения. Но в это что-то слабо верится.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,