• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Энергетика

Баланс по поставкам российской нефти в Беларусь в 2018 году не содержит обязательных условий транзита белорусских нефтепродуктов через порты России.

Беларусь и Россия договорились об условиях поставки нефти в Беларусь на 2018 год еще в октябре, а 8 декабря баланс был утвержден на Совмине Союзного государства.

Основная интрига при согласовании баланса была связана с тем, что российский президент Владимир Путин 16 августа поручил правительству подписать пакетное соглашение о поставках нефти в Беларусь, — в увязке с условиями транзита нефтепродуктов через российские порты.

Москва не стала применять административный жим

Возник серьезный риск того, что Россия пересмотрит уже подписанные нефтяные соглашения. Варианты могли быть разными. В том числе Москва могла установить для Беларуси некую обязательную квоту перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты – как обязательное условие поставки нефти в Беларусь.

В течение нескольких месяцев белорусская сторона старательно доказывала российским коллегам, что менять логистику транзита нефтепродуктов с портов стран Балтии на порты РФ ей невыгодно, даже несмотря на предоставленную Российской железной дорогой (РЖД) скидку в 50% (РЖД предоставило скидку в 50% на 2 года). Скидка выравнивает условия доставки к российским портам с прибалтийскими, но остается разница в километраже и более чем двукратная разница в стоимости перевалки.

В сентябре риторика белорусских чиновников относительно переориентации поставок стала менее категоричной. В это время шло обсуждение баланса поставок нефти на 2018 год. Появились публичные заявления, что Минске не исключают поставок в порты РФ, но если новый маршрут будет «хоть на копейку» выгоднее. На самом деле, оценивалась не только коммерческая составляющая, но и другие факторы российских портов Северо-Западного региона – транспорт, поставка, перевалка, особенности по раздельному хранению и т. д. То есть, помимо РЖД, пересмотреть свою тарифную политику необходимо также и терминалам российских портов, которыми владеют частные инвесторы.

Переговоры по этому вопросу с российской стороной идут конструктивно, отмечали белорусские чиновники. Со своей стороны, Минэнерго РФ направило в правительство предложения по прокачке нефтепродуктов из Беларуси через Россию. При этом министр энергетики РФ А. Новак в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль» в октябре признал, что это — «коммерческий вопрос компаний».

Позиция Минска: готовы поставить 1 млн. тонн через Усть-Лугу, если будет выгодно

На заседании Союзного Совмина 8 декабря председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко сообщил, что Беларусь и Россия согласовали возможность экспорта в 2018 году до 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов через порты России при благоприятных условиях.

«В протоколе встречи (вице-премьера Беларуси. – ред.) Владимира Семашко и (вице-премьера РФ. – ред.) Аркадия Дворковича (на прошлой неделе. – ред.) есть обращение российской стороны … написано в протоколе, что при условии экономических положительных факторов белорусская сторона до 1 млн. тонн может обеспечить на Усть-Лугу (Ленинградская область. – ред.) поставку нефтепродуктов», — сказал И Ляшенко журналистам.

Он также рассказал, что в ходе торгов одна из российских компаний уже приобрела две партии бензина в объеме 72 тыс. тонн бензина, которые выберет в декабре-январе 2017-2018 годов. И. Ляшенко уточнил, что «российской стороной был предпринят ряд действий, которые повышают транзитную привлекательность поставки через эти порты.

Отметим, что в 2017 году Беларусь поставит на экспорт около 13 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе около 65% этого объема – через порты стран Балтии. Сейчас БНК реализует стратегическую задачу – меньше топлива поставлять через порты, а больше продавать на соседних рынках – в этом случае выше эффективность продаж.

Между тем, отметим, что в августе заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Сергей Тугаринов заявлял, что транспортная система России до конца 2017 года готова принять 7-8 млн. тонн нефтепродуктов из Беларуси.

Без дополнительных обязательств, но и без 100-процентной уверенности

По данным БЕЛРЫНКА, нынешний баланс поставок российской нефти в Беларусь в сравнении с 2017 годом не претерпел изменений. В соответствии с балансом Россия поставит в Беларусь в 2018 году 24 млн. тонн нефти, в том числе 6 млн. тонн – для растаможки. Предполагается, что весь этот объем будет поставлен по трубопроводному транспорту. При этом Беларусь в соответствии с договоренностями освобождена от обязательных поставок бензинов на российский рынок.

«Дополнительных обязательств при подписании этого документа белорусская сторона не брала. Что же касается перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты, то они возможны, – если сложится соответствующим образом экономика в коммерческом плане», — отметил собеседник БЕЛРЫНКА.

Однако пока неизвестно, изменится ли позиция Кремля по вопросу логистики поставок белорусских нефтепродуктов после президентских выборов в России в марте 2018 года. Непонятно, будет ли российская сторона настаивать на обязательном транзите 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов через Усть-Лугу в будущем году, как зафиксировано в протоколе встречи Семашко-Дворковича в канун утверждения нефтяного баланса на Союзном Совмине. И если этот транзит окажется для белорусской стороны невыгодным, то как отреагирует Москва? Напомнит ли она белорусам, что подписанный баланс тоже является индикативным (то есть, рекомендательным, а не обязательным)?

В этой связи обращает на себя внимание заявление посла России в Литве Александра Удальцова. «Предложение о переориентации транзита белорусских грузов, в том числе нефтепродуктов на российские порты выглядит, на наш взгляд, вполне логично», — сказал он в интервью, опубликованном 9 ноября в еженедельнике «Экспресс-неделя».

По словам дипломата, белорусские нефтепродукты производятся из российской нефти, и их транзит является как бы единым производственным циклом. «РФ готова обеспечить полную конкурентоспособность предложения: оно будет включать не только пониженные железнодорожные тарифы, но и выгодные тарифы на перевалку грузов непосредственно в портах РФ, изменение условий таможенного оформления и контроля грузов, совершенствование системы управления рисками в этом процессе и ряд других мер», — добавил он.

Любопытен также следующий комментарий. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в октябре в интервью «Financial Times», отвечая на вопрос почему Россия предложила направлять белорусские нефтепродукты на экспорт через российские терминалы, сказал, что предложение России экспортировать белорусские нефтепродукты через российские порты сделано «не просто так». «Вам стоит спросить у них об этом. По моему, я подчеркиваю – личному мнению, с геополитической точки зрения любые шаги в политике не предпринимаются просто так. Всегда что-то стоит за теми или иными шагами и заявлениями», — отметил В. Макей.

В России объем железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов упал почти на 11%

Между тем, в России железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в экспортном и импортном направлениях по итогам января-ноября 2017 года сократились на 10,9% по сравнению с показателем аналогичного периода 2016 года – до 66,43 млн. тонн. По данным ГВЦ РЖД, экспортные перевозки составили 66,2 млн. тонн (-10,8%), импортные – 0,23 млн тонн (-24%).

Объем железнодорожных перевозок сырья на экспорт в порт Усть-Луга за 11 месяцев 2017 года составил 21,79 млн. тонн, что ниже января-ноября прошлого года на 6%. В порт Новороссийск доставлено 13,8 млн. тонн (-10,7%), Высоцк – 5,9 млн. тонн (-24,3%), Туапсе – 5,39 млн. тонн (-6%). На долю перевозок нефти и нефтепродуктов в порт Усть-Луга пришлось до 32,9% экспортных отправок, в порт Новороссийск – 21%, Высоцк – 8,6%. По итогам ноября 2017 года объем экспортных ж/д перевозок нефти и нефтепродуктов в порты составил 6,39 млн тонн (-10,8% к ноябрю 2016 года).

При этом импортная перевозка сырья по железной дороге из порта Атырау (Казахстан) за 11 месяцев 2017 года составила 77,78 тыс. тонн (-40,6%), Находка – 46,59 тыс. тонн, Рига – 37,79 тыс. тонн (+65,5%).

Уже известно, что в России в 2018 году тариф на грузовые перевозки РЖД вырастет на 5,4%.

«Индексация тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры для грузовых железнодорожных перевозок в 2018 году должна составить 3,9%. Кроме того, поручено ввести дополнительную целевую надбавку на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства, в размере 1,5%. Таким образом, общий рост грузового тарифа в следующем году достигнет 5,4%», — говорится в сообщении российского железнодорожного оператора.

При этом сохраняется надбавка в размере 2% на выполнение капремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В то же время РЖД сохраняет поле для маневров в рамках тарифного коридора. В частности, по поручению правительства РФ предельный размер повышающих коэффициентов в 2018 году будет установлен в размере 1,08 со снижением до 1 в последующие годы. В отношении понижающих коэффициентов рекомендовано продолжить практику предоставления долгосрочных скидок на перевозку грузов в размере до 50%.

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Электробалансы поют романсы о стагнации «белорусской модели»

Эффект уличного фонаря – это желание искать решение проблемы там, где его легче всего найти. Как этот эффект работает на практике, Лукашенко продемонстрировал в сентябре, умудрившись дважды за один месяц обнаружить в школах бардак. Возражений со стороны педагогов, естественно, не последовало: 112,5 тыс. учителей промолчали, а молчание – знак согласия. Не нашел, что возразить и

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и