• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

ИНТЕРВЬЮ

Ключевая проблема белорусской экономики – огромный госсектор, но и быстрый рост частного бизнеса в стране – это определенной вызов для белорусского руководства.

На этот парадокс обратил внимание аналитик Центра восточных исследований (Варшава), специалист по Беларуси Камиль КЛЫСИНЬСКИЙ в интервью БЕЛРЫНКУ.

— Камиль, видите ли вы изменения в экономической политике Беларуси в последние 1-2 года?

— Конечно, наблюдается определенная динамика событий. Есть определенные изменения в экономической политике страны. Однако эти изменения  не такие, которые мы привыкли наблюдать в других странах Западной Европы и новых членах ЕС, которые догоняют старых членов ЕС. В том числе Польша, Чехия, Литва делали свои реформы быстро, потому что хорошо понимали вызовы, которые стояли перед ними.

Поэтому,  понимая нашу скорость реформ, в Беларуси мы видим совсем другую скорость, которая не соответствуют нашим принципам и нашим меркам понимания экономики. Поэтому, естественно, что у многих могут возникать  сомнения относительно происходящих экономических процессов в Беларуси.

В Беларуси действительно все процессы в экономике происходят гораздо медленнее, гораздо осторожнее. Возможно, это вытекает из разных условий, ограничений, в которых белорусские власти функционируют.

Понятно, что белорусские власти боятся социального взрыва. Что если, очень грубо говоря, закроются большие заводы, то люди могут выйти на улицу, что может создать определенные проблемы для порядка и стабильности в стране.

С другой стороны, белорусские власти не хотят сразу терять контроль над экономикой. Поэтому с политической точки зрения им удобнее иметь большой госсектор, который помогает контролировать общество. Получается, что слишком быстрый рост частного сектора тоже является вызовом для белорусских властей.

— Почему?

— Я как аналитик по Беларуси стараюсь понимать  процессы, происходящие в Беларуси. С другой стороны, я вижу вызовы: если экономика не будет быстро и смело реформироваться, то это будет создавать большие риски для национальной экономики.

Да, сейчас мы видим, что в стране  увеличиваются золотовалютные резервы, они выросли до 7,7 млрд. долларов. Это много, и  руководство Нацбанка заявляет о готовности достичь 10 млрд. долларов ЗВР,  что будет оптимумом. Возможно, они к этому придут. Но надо понимать, каким путем достигается выполнение этой задачи. Очень опасным и дорогим путем: происходит рефинансирование долгов по высоким ставкам. В этом году белорусские власти  разместили евробонды на сумму 1,4 млрд. долларов. Но там были высокие коммерческие ставки – больше 7%, в то время как МВФ, как известно, предлагал Беларуси кредит в 3 млрд. долларов по своим обыкновенным ставкам – не больше 3%.

По подсчетам независимых белорусских экономистов, на этом Беларусь потеряла около 0,5 млрд. долларов.

Я нашел недавно интересную статистику: оказывается, сейчас на каждого белоруса приходится по 4,5 тыс .долларов в год внешнего  долга, а обслуживание этого долга стоит для каждого белоруса  – 200 долларов.

— Но ведь и Польша имеет немалый  внешний госдолг.

— Да, Польша также много заимствует на внешних рынках. Но, самое главное, – структура внешнего долга. Если рефинансирование госдолга происходит по скользящей ставке, то возникает риск в будущем: как обслуживать этот долг, как с этим справляться? Это очень актуальный вопрос для Беларуси, потому что здоровых точек роста в экономике очень мало.

В отличие от Беларуси, в Польше очень развит сектор малых и средних предприятий. В Беларуси эти предприятия создают около 25% ВВП. Это очень низкий показатель в сравнении со странами Запада. В Польше это — выше 50%. То есть, как  раз наоборот: госсектор — в меньшинстве, а частный сектор – в большинстве. В Беларуси — обратная ситуация. И это тоже большой вызов для национальной экономики.

— Вроде бы белорусское руководство это уже поняло и в последнее время предпринимает определенные шаги по развитию бизнеса в стране.

— Я так понимаю: белорусские власти, наблюдая за  развитием сектора IT, других маленьких и средних предприятий, пытаются раскрепостить деловую инициативу. Но тоже делают это очень осторожно — по тем причинам, о которых я говорил. А с другой стороны, они способствуют – но тоже очень осторожно – сокращению персонала в госсекторе.

По-моему, тенденции идут в положительном направлении. Но пока в Беларуси мы имеем два параллельных мира: зарождающийся частный сектор, который пока слабый, и госсектор, который все больше и больше сокращается, но своим существованием создает риски для всей экономики.

Конечно, все это — очень длинные, многолетние процессы. И я только опасаюсь: смогут ли эти очень осторожные шаги белорусского руководства уложиться во времени, чтобы не произошло социального взрыва по ходу этих медленных процессов.

— Но сейчас у руководства Беларуси появился  повод для оптимизма – обозначился экономический рост…

— Этот рост объясняется в первую очередь конъюнктурными изменениями на российском рынке. Но это, мы все понимаем, нездоровый источник роста, — очень нестабильный и конъюнктурный.

Чтобы Беларусь была более независима в экономическом плане, она должна также создавать внутренний спрос и внутреннюю экономику – то есть, не зависеть от экспортной конъюнктуры по нескольким продуктам. В случае Беларуси это — нефтепродукты, калий, продукты деревообработки. Беларуси нужно диверсифицировать свою экономику.

Польша также много экспортирует, но параллельно имеет очень сильную внутреннюю экономику и внутренний спрос.

Хотя я не экономист, но, думаю, что в такой стране, как Беларусь, можно глубже развить внутренний рынок и спрос. Люди здесь хотели бы потреблять больше, но надо создавать условия – предлагать товары хорошего качества местного производства. А с этим в Беларуси большая проблема.

— На ваш взгляд, в чем сегодня главная проблема белорусской экономики?

— Ключевая проблема белорусской экономики – огромный госсектор. Да, очевидного желание властей  подстегнуть развитие частных малых и средних предприятий. Однако, на мой взгляд, под тяжестью такого огромного госсектора вряд ли удастся сделать серьезный рывок в развитии частного бизнеса. Потому что необходимо поддерживать в том числе неэффективный госсектор, — а это придется делать за счет потенциала частного сектора.

— Как долго белорусские власти могут откладывать реформы госсектора?

— Большой вопрос. Ответ на него вытекает из  общей проблемы белорусской политики и политики в экономической области. Это также связано с личным подходом политического лидера страны. Президент Лукашенко является искусным тактиком. Но со стратегией – многолетней и дальновидной – немножко хуже. Белорусские власти сосредоточены на том, как удержаться в ближайшие год-два и не смотрят на перспективы. Надо признать успех в этой тактике. Но также надо честно сказать: без поддержки со стороны России это получилось бы гораздо сложнее.

— То есть, финансовая поддержка России помогает белорусскому руководству не спешить с реформами?

— Для Беларуси российский фактор был и будет решающим во многих областях . Но для самой же Беларуси важно – я не говорю про соседние государства – чтобы значение российского фактора уменьшалось. Думаю, что это понятно и является очевидным выводом.

 

Тэги:

, , , , , ,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Боевые самолеты: атракцион невиданной щедрости

Поставки Россией Беларуси дорогой современной авиатехники военного назначения существенно усилят привязку Минска к Москве как в военно-стратегическом, так и в экономическом плане. 13 ноября первые два многоцелевых истребителя Су-30СМ, закупленные в России, прибыли в Беларусь, сообщила пресс-служба Минобороны нашей страны. Отмечается, что это первая пара Су-30СМ из запланированных 12 единиц. «Самолеты значительно повысят боевой потенциал

«Черная пятница»: единый день скидок пройдет в универмагах Минска 23-24 ноября

Акция «Единый день скидок» пройдет 23 и 24 ноября 2019 года в крупных универмагах и магазинах города Минска, сообщает ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МИНГОРИСПОЛКОМА 23 и 24 ноября: КУП «Торговый дом «На Немиге» — 28%;  ОДО «Вероника» — до 30% (ул. Притыцкого, 38) и др. 23 ноября: ОАО «ЦУМ Минск» — до 27%; УП «Кирмаш» — 27%; ОАО «ГУМ» —

Александр ШВЕЦ: Чем «скромнее» будут интеграционные соглашения с РФ, тем быстрее пойдут реформы в Беларуси

Министр финансов Беларуси Максим Ермолович в ходе конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 1 ноября призвал перестать клеймить позором себя за то, что в стране есть госсектор и говорил о необходимости найти комфортную скорость проведения экономических реформ в Беларуси. Не демонстрирует ли это заявление неготовность экономического блока правительства к реформам? И есть ли время у Беларуси

Стал ли белорусский рубль популярной валютой для сбережений у россиян?

На прошедшей неделе появилась новость о том, что, согласно опросу, проведенного компанией «Сбербанк Управление Активами», белорусский рубль вошел в тройку самых популярных валют для сбережений у жителей России. Однако в наших банках имеют вклады в белорусских рублях всего около 6,8 тыс. иностранцев. Что-то не так. Эти данные кажутся противоречащими друг другу, поэтому стоит разобраться, то

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы