• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Энергетика

Фото russia-now.com

Белорусское руководство в стремлении получить более низкие цены на российский газ усердно работает одновременно на двух «фронтах»: настаивает на пересмотре тарифов на транзит газа в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и при этом надеется к 2025 году сблизить цену на импортируемый газ с ценой для потребителей Смоленской области РФ.

Напомним, для Беларуси ситуация с поставками газа понятна до 2019 года включительно. Согласно достигнутым в апреле 2017 года договоренностям с РФ, в 2017 году Беларусь покупает газ, как и в 2016 году, — с привязкой к стоимости газа в Ямало-ненецком автономном округе с учетом затрат на логистики, долларовой инфляции и т. д.

А вот в 2018 году за российский газ будет стоить для Беларуси, независимо от конъюнктуры рынка нефти и газа,129 долларов за тыс. куб. м (на границе), а в 2019 году — 127 долларов. Отметим, что за 9 месяцев 2017 года средняя цена газа составила 146 долларов за тыс. куб. м (на 6,5% больше, чем за такой же период 2016 года).

Минэнерго Беларуси уже оценила расчетный экономический эффект от снижения цены на российский газ в 2018-2019 годах — порядка 700 млн. долларов (эти деньги планируют направить на снижение тарифов на газ и электроэнергию для промпредприятий).

Задача-максимум – иметь газ по цене Смоленской области

Итак, ситуация с поставками газа в Беларусь в 2018-2019 годах ясна (если, конечно, будут соблюдены договоренности). Сейчас белорусская сторона работает над условиями импорта российского газа в 2020-2024 годах.

К 1 июля 2019 года Беларусь и РФ и должны подготовить проект соглашения, который будет включать формулу определения цены на газ для Беларуси в 2020-2024 годах (в том числе обсуждается возможность оплаты газа за российские рубли).

Пока позиции сторон обсуждают вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер России Аркадий Дворкович. Переговоры идут непросто, о чем в октябре рассказал В. Семашко. По его словам, состоялось три встречи, четвертую планировалось провести до 15 ноября 2017 года. О результатах этой встречи ничего не сообщалось.

Но, как можно предположить, идут очень тяжелые закулисные переговоры, поскольку Минск поставил перед собой фантастическую задачу: с 1 января 2025 года цена газа для Беларуси должна быть равной цене в Смоленской области России. Сегодня эта цена отличается в 2 раза.

Камень преткновения — тариф на транзит

Таким образом, сейчас Минск определяется с условиями покупки российского газа в 2020-2024 годах, но одновременно смотрит и на более далекую перспективу. С 2025 года в ЕАЭС должен быть создан общий рынок газа.

Проект программы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС уже подготовлен, сейчас он проходит согласование. Но есть одно принципиальное замечание с белорусской стороны — это вопрос формирования тарифов на транспортировку (или транзит) газа по территории стран ЕАЭС, сообщил первый заместитель министра энергетики Беларуси Виктор Каранкевич, выступая 23 ноября в Палате представителей.

Россия и Казахстан предлагают сохранить практически действующую схему формирования тарифов, когда для внутренних потребителей устанавливается низкий тариф, а для субъектов общего рынка газа ЕАЭС — более высокий. «С этим Беларусь согласиться не может», — сказал В. Каранкевич.

Он пояснил, что в цене газа для Беларуси в 2017 году 70% — это транзитная составляющая. Белорусская сторона будет настаивать, чтобы тарифы на транзит соответствовали уровню тарифов, действующих в России и Казахстане, ибо без этого сложно говорить о создании равных условий для конкуренции в ЕАЭС.

Сейчас тарифы на транзит устанавливаются национальным законодательством стран. Для создания и полноценного общего рынка газа в ЕАЭС должна действовать общая методика расчета тарифов на транзит газа. «Независимо от того, это субъект Российской Федерации или Беларуси, подходы по формированию тарифов должны быть едиными», — подчеркнул В. Каранкевич.

Белорусская сторона предложила партнерам по ЕАЭС согласовать единую методику формирования транзитного тарифа. Белорусские предложения направлены российской стороне. Сейчас эта тема обсуждается в рамках Евразийской экономической комиссии и на уровне «двойки» Беларусь — Россия. В Минске надеются, что вопрос с транзитным тарифом будет рассмотрен до 1 января 2018 года.

Удастся ли Минску победить монополию «Газмпрома»?

Понятно, что если к 2025 году в ЕАЭС удастся создать общий рынок газа, то фиксированных цен для Беларуси там не будет — в евразийском союзе планируют организовать биржевую торговлю газом.

Пока ЕЭК готовит «дорожную карту» с мероприятиями для запуска биржевых торгов газом, поэтому многие вопросы остаются без ответа. Непонятно, как будет организована биржевая торговля: через поставщика или же каждый потребитель будет выходить на биржу самостоятельно. Не исключено, что наряду со структурами «Газпрома» появятся посредники, которые также будут оказывать услуги на территории Беларуси и Казахстана.

Но в любом случае запуск биржевых торгов в ЕАЭС может создать серьезные проблемы для российской газовой монополии. Ведь сейчас в России в соответствии с законом об экспорте газа только ООО «Газпром экспорт» (100-процентная дочка «Газпрома») является единственным экспортером природного газа. Эксклюзивные права на поставку газ в Беларусь сейчас имеет дочерняя компания «Газпрома» — «Газпром трансгаз Беларусь».

Поменяется ли здесь что-то для Беларуси с созданием общего рынка в ЕАЭС? Первый замминистра энергетики Беларуси Виктор Каранкевич рассказал депутатам, что в соответствии с проектом программы формирования общего рынка газа в ЕАЭС с 1 января 2025 года предусматривается возможность покупки газа на различных площадках или путем проведения различного рода торгов — это биржевые торги либо заключение долгосрочных контрактов непосредственно с производителями природного газа. «Поэтому, когда будет создан общий рынок газа в ЕАЭС, за счет работы этих площадок будет возможность уйти от эксклюзивных прав, или монополии, ПАО «Газпром» и обеспечить непосредственное заключение контрактов с поставщиками как в России, так и в Казахстане», — сказал В. Каранкевич.

Концепция единого рынка газа в ЕАЭС действительно подразумевает доступ участников внутренних рынков к закупкам газа, а также недискриминационный доступ к соответствующей транспортной инфраструктуре. Удастся ли реализовать эти подходы, вот в чем вопрос.

Ведь создание общего рынка газа по сути означает, что «Газпром» должен лишиться своего монопольного права на экспорт трубопроводного газа. Неочевидно, что российские власти уже созрели для этого шага.

Вопрос об отмене монополии «Газпрома» на экспорт газа по трубопроводам на данный момент не рассматривается, сообщил министр энергетики России Александр Новак в интервью «РБК-ТВ» в сентябре 2017 года. «Мы обсуждали (вопрос либерализации экспорта. – Прим. ред.), у нас сейчас концептуально принято решение сохранить эту позицию»», — сказал А. Новак. По его словам, правительством страны принято решение «сохранить единый экспортный канал, который бы в настоящий период времени давал преимущество для России, для российского бюджета, для трубопроводного газа».

Газовый рынок – на двоих или на пятерых?

Понятно, что если до 2025 года РФ не изменит свою позицию в отношении монопольного экспортера газа, это может стать серьезным тормозом на пути создания общего рынка газа в ЕАЭС. Это в свою очередь может спровоцировать очередной белорусско-российский конфликт, поскольку Беларусь в евразийском союзе больше других стран заинтересована в создании общего рынка газа.

Впрочем, именно этого конфликта союзники могут успешно избежать, — ведь поле для маневра у них есть.

Ранее белорусский вице-премьер В. Семашко рассказывал, что концепция формирования газового рынка в ЕАЭС после согласования ее белорусской и российской сторонами в начале 2019 года будет предложена партнерам по ЕАЭС — Казахстану, Кыргызстану и Армении. «Чтобы они посмотрели, готовы ли они на таких принципах формировать рынок. Более того, мы договорились с Россией, что если вдруг по каким-то причинам не захотят наши партнеры, тогда мы рынок газа будем создавать на двоих — РФ и Беларусь», — отметил В. Семашко.

В Минске, возможно, рассчитывают, что в этом случае договориться с Россией будет проще, хотя это далеко не факт. Если белорусская сторона будет жестко требовать таких же цен на газ, как в Смоленской области, то в ответ Москва может предложить ей, например, войти в валютный союз или сделать другие шаги, означающие глубокую интеграцию двух стран, от чего Минску пока удавалось дистанцироваться.

Тэги:

, , , , , , ,

Календарь майских праздников: рабочие и выходные дни в мае

С 5 по 9 мая в Беларуси будут длинные выходные. Напоминаем расписание праздничных и рабочих дней. Выходные и праздничные дни в Мае 2019:  1 Мая (среда) — День труда;  5 мая выходной день; 7 мая (вторник) — Радуница по календарю православной конфессии; 9 мая (четверг) — День Победы; 12 мая выходной день; 18 и 19

Прогноз курса рубля на неделю с 22 по 25 апреля

Белорусский рубль может еще раз укрепиться против доллара на БВФБ на 0,5-1%. В то же время возможны резкие колебания курса доллара. При этом оснований для существенного изменения курса доллара в понедельник 22 апреля в какую-либо сторону не имеется. На прошедшей неделе ситуация на валютном рынке РБ, как и ожидалось, оказалась такой же, как и на

Минтруда и соцзащиты назвало размер средних пенсий после повышения 1 мая

Министерство труда и соцзащиты Беларуси сообщает, что в результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 руб. Размер (процент) увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров

Российский эксперт: «Сомневаюсь, что есть настрой на конфликт»

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности РФ Александр Пасечник в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА рассказал, как в России воспринимают попытки Беларуси найти компенсацию налоговому маневру. Беседа состоялась в кулуарах международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы» 9 апреля в Минске — Беларусь с 1 февраля 2019 года повысила тарифы на транзит российской нефти. На

Сможет ли Беларусь скорректировать цены на российскую нефть из-за снижения ее качества?

Проблемы, с которыми столкнулись недавно белорусские НПЗ из-за резкого ухудшения качества российской нефти, дают шанс белорусской стороне пересмотреть подходы к ценообразованию на поставки российской нефти Urals. Белорусская сторона вносит этот вопрос в повестку переговоров постоянно, но безрезультатно. Получится ли на этот раз? Качество Urals падает давно Негативная ситуация с поставками нефти через трубопровод «Дружба» проявилась

Правовые новации белорусской экономической политики (январь-март 2019 года)

Экономическое нормотворчество государства в 1 квартале 2019 года характеризуется не столько новыми документами, сколько несбывшимися ожиданиями бизнеса по отмене старых. Так, по истечении первых трех месяцев текущего года так и не был отменен одиозный указ президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Несмотря на

Белорусские предприятия спасли курс рубля от обвала

Валютный рынок РБ в марте находился на краю пропасти: жители Беларуси бросились скупать валюту, как это было в кризисном 2014 году. Если бы не белорусские предприятия, которые сделали противоположный финт и начали сливать валюту, курс белорусского рубля ждал бы обвал. Что происходит? Население вдруг стало больше интересоваться валютой По данным Национального банка РБ, физические лица

Белорусские банки стремительно теряют вкладчиков

Около 147,4 тыс. срочных вкладов закрыли физические лица в банках Беларуси в 2018 году, при этом величина таких вкладов сократилась примерно на 0,5 млрд. рублей. Такова довольно печальная статистика, представленная Национальным банком РБ в рамках исследования данных о структуре срочных депозитов по программе «Знай своего клиента» на конец 2018 года. Количество счетов, открытых в банках