20.11.2017, 9:13
Третье пришествие либерализации
Между архаикой и постмодерном
При отсутствии механизмов согласования интересов, поддержание стабильности превращается в проблему.
«Мы строили, строили и наконец построили! Ура!» Это оптимистическое высказывание я позаимствовал у Чебурашки. Но выплескивать позитивные эмоции в связи с удачно завершенным строительным проектом характерно не только для героев мультиков. Перенесемся на грешную землю: «Мы построили свое государство – свободную и суверенную Беларусь». Авторство, полагаю, определить несложно. Это цитата из предвыборной программы кандидата в президенты Лукашенко образца сентября 2015 г.
Но какой смысл при этом кандидат вложил в слово «свободную»? С помощью интерната нахожу соответствующее определение: «Свобода – это не беспредел, это спокойная и тихая жизнь и порядок в обществе».
Не уверен, что Лукашенко является специалистом в вопросах этимологии (раздел лингвистики, изучающий происхождение слов), но в санскрите словами с этим корнем обозначалось организованное, обжитое человеком пространство, противостоящее окружающему хаосу.
Не до жиру, быть бы живу
Поддержание организованности (стабильности) на обжитом пространстве в географическом центре Европы руководства суверенной Беларуси оценивает, как свою главную проблему. Ни у соседей не севере, ни у соседа на западе такая проблема в списке первоочередных не числится. Иное дело – соседи на востоке и на юге.
Откуда растут ноги проблемы? Она порождена самой природой политических режимом государств славянского треугольника. Зафиксировав в конституциях принцип народовластия, они по факту остались авторитарными. Но вынужденные скрывать свою истинную природу при помощи декларирования чужих идеологических принципов, государства-имитаторы не могут обеспечить устойчивого общественного согласия.
В современном динамичном мире стабильность поддерживается, главным образом, политическими средствами. Но политика, под которой в данном случае понимается механизм согласования частных и групповых интересов, в авторитарных персоналистских государствах находится фактически под запретом. Есть национальный лидер. Он выражает единый общенациональный интерес. С кем и что он должен согласовывать?
На протяжении трех «тучных» пятилетий усилия государства по поддержанию стабильности в Беларуси были направлены на рост реальных денежных доходов населения. Успешную реализацию таких усилий на протяжении подтверждает табл. 1.
Но двузначный рост реально располагаемых денежных доходов населения закончился в 2013 г. С его окончанием потерял свою актуальность социальный контракт, основанный на обмене лояльности на рост доходов.
Таблица 1. Среднегодовые индексы прироста (снижения) реально располагаемых денежных доходов населения (%)
1991-1995 | 1996-2000 | 2001-2005 | 2005-2010 | 2011-2015 | 2016 | 2017* |
-10,2 | 14,0 | 12,0 | 11,9 | 4,3 | -7,3 | 0,4 |
* Данные за январь-сентябрь.
В год пятых президентских выборов (2015 г.) доходы среднестатистического белоруса сократились на 5,9%, что не помешало Центризбиркому объявить о рекордном уровне электоральной поддержки пентачемпиона (83,49%). Все логично. Падение доходов требовалось компенсировать достижением виртуально-символическим, а дефицита соответствующих специалистов ведомство госпожи Ермошиной никогда не испытывало.
В 2006 г. Лукашенко обещал за очередной президентский срок «довести качество жизни наших граждан до уровня, сравнимого с западноевропейским». Обещать – не значит жениться. Тем не менее через пять лет тема европейского уровня жизни вновь была включена в кандидатскую программу, но на этот раз лишь в качестве приближения к нему.
В 2015 г. война на востоке Украины позволила Лукашенко переформатировать социальный контракт. Не до жиру, быть бы живу. «Поэтому прежде всего мы должны защитить то, что уже создано. Свободу и независимость Беларуси. Мир и порядок в стране». Иными словами, белорусом было предложено обменивать лояльность на выживание. О росте доходов речь уже не шла.
Популярный фразеологизм
Способность современных государств отвечать на внешние и внутренние вызовы не в последнюю очередь зависит от их умения обеспечивать баланс между стабильностью и динамичным развитием.
Тут я не могу удержаться, чтобы не процитировать историка Александра Ахиезира: «Реальным субъектом стабилизации не может быть государство — монополист всей хозяйственной жизни страны, издающей директивные планы, подлежащие принудительному исполнению. Но им не может быть и изолированная личность, освобожденная от власти государства. Реальным субъектом может быть институциолизированный, опирающийся на реальную культуру диалог между государством и личностью, сложная напряженная система сообществ, в которой бы постоянно вырабатывалась реальная программа воспроизводства на всех уровнях».
К сожалению, любые виды диалога не являются сильной стороной белорусской культуры, и это мягко сказано. Поэтому не стоит удивляться, что белорусский парламент подобно своему российскому коллеге не стал местом для дискуссий. Что касается Лукашенко, то несмотря на его многочисленные заявления по поводу необходимости «научиться вести диалог с людьми», воз и ныне там.
Тем не менее необходимость в обеспечении баланса между стабильностью и динамичным развитием на вершине властной «вертикали» осознается. Но его поиск осуществляется привычными бюрократическими методами. Фишкой 2017 г. стало «раскрепощение деловой инициативы» (табл. 2).
Таблица 2. Количество статей в газете «Советская Белоруссия», содержащих фразеологизм «раскрепощение деловой инициативы»
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017* |
3 | 4 | — | 4 | — | — | 14 | 47 |
* Данные с 1 января по 17 ноября.
В свободной Беларуси на исходе 26-го года суверенного существования в числе первоочередных задач оказалось «раскрепощение деловой инициативы»! Достойный итог развития в рамках доморощенной социально-экономической модели.
По законам партнерской организации
Раскрепощение ведется не через диалог в Палате представителей, которая в стремлении представлять интересы предпринимателей не замечена, а традиционным для Беларуси методом через президентские указы. По оценкам экспертов, большинство из них в лучшем случае создают условия для самозанятости (например, в работе ремесленников). Вот таким оригинальным способом в Беларуси пытаются оседлать волну четвертой промышленной революции.
Если согласиться с государственными СМИ, то «раскрепощение деловой активности» является составной частью очередного приступа либерализации (табл. 3). Это уже третий в новейшей истории Беларуси, причем каждый последующий приступ по своей амплитуде существенно превосходит предыдущий.
Таблица 3. Количество статей, опубликованных в газете «Советская Белоруссия», содержащих слово «либерализация»
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17* |
5 | 3 | 1 | 1 | 1 | — | 2 | 30 | 48 | 43 | 31 | 5 | 2 | 2 | 8 | 68 | 123 |
* Данные за январь-октябрь.
Как тревога — так до Бога. Как проблемы с экономикой – так начинаются разговоры о необходимости либерализации. К началу «нулевых» ресурс восстановительного экономического роста в Беларуси был исчерпан, и в кандидатской программе Лукашенко в 2001 г. появился следующий пункт: «Либерализация экономики, стимулирование предпринимательской активности человека. Будет упрощен процесс регистрации предпринимательских структур, прежде всего производственных и оказывающих услуги населению. Контроль производственных предприятий и фирм будет осуществляться 1 раз в год, других предприятий — 2 раза в год. Число лицензируемых видов деятельности будет сокращено до 10 – 12».
Вот такой джентельменский набор либеральных обязательств. Он актуален и сегодня. «Постоянство – показатель класса», — любил повторять известный советский спортивный комментатор Николай Озеров, а нет ничего более постоянного в белорусской политике, чем президентство Лукашенко.
Рост цен на нефть в 2003 г. поставил крест на первой попытке либерализации «белорусской модели». Повод для второй созревал весь 2007 г., который начался с двукратного роста цены на российский газ (с 46,68 до 100 долл. за 1 тыс. куб.м.), а закончился удвоением внешнего долга (с 6,8 до 12,5 млрд. долл.).
Для понимания причины сворачивания второй либерализации нам понадобиться помощь авторов бестселлера «Насилие и социальные порядки», которые разделяют два типа организаций: партнерские и контрактные. Первые в отличие от вторых не нуждаются в существовании третьей стороны, принуждающей к исполнению внутренних соглашений. Координация членов партнерской организации должна быть в каждый момент времени совместима со стимулами для всех членов*.
«Поскольку господствующая коалиция в естественном государстве (авторитарном. — С. Н.) является партнерской организацией, неизбежность мира не обеспечена: мир зависит от баланса интересов, создаваемого процессом формирования административной ренты»**.
Вторая либерализация отодвинула представителей силовых структур от государственной «кормушки», чем нарушила баланс интересов, и они нанесли ответный удар, разыграв 19 декабря 2010 г. операцию «Площадь».
Как долго продлиться третья либерализация? Ответа на этот вопрос у меня, естественно, нет. Но способность силовых структур отстаивать свои корпоративные интересы не вызывает сомнений, что они и продемонстрировали в феврале-марте текущего года.
* * *
Третье пришествие либерализации – это либерализация для самозанятых. В условиях дефицита ресурсов, государство усиливает контроль на стратегических направлениях (банки, ЖКХ), одновременно ослабляя его в регионах. Ничего оригинального в этом нет. Так, в частности, поступает глава Северной Кореи Ким Чен Ын. Усиливая контроль за мужской частью населения страны, он закрывает глаза на предпринимательскую активность женщин.