Фото БЕЛТА

Зацикливание на российском рынке грозит похоронить белорусско-китайский проект выпуска легковых автомобилей по полному технологическому циклу.

14 сентября 2017 года на выездной коллегии Минпрома, которая прошла на Минском моторном заводе, глава ведомства Виталий Вовк сообщил, что автомобили Geely с нового завода по их производству поступят в продажу уже в ноябре.

Очевидно речь шла о пилотной партии легковых авто этой марки из 220 штук выпущенных на предприятии совместного закрытого акционерного общества СЗАО «БелДжи», недавно построенном между Борисовом и Жодино. Ее выпуск ознаменовал переход белорусско-китайской компании от отверточной сборки к промышленному производству полного цикла.

Данное событие должно было произойти 31 декабря 2016 года, но планам этим не суждено было сбыться. Выпуск первых машин по полному технологическому циклу на первых порах был перенесен на середину лета 2017 года, а затем и на начало осени. При этом срок их поступления на рынок закономерно сдвинулся на ноябрь. И тем не менее, как утверждает ряд экспертов, со сбытом новой продукции СЗАО «БелДжи» могут возникнуть серьезные проблемы. Более того, они были заложены уже предварительной стадии проекта.

В данном контексте уместно будет напомнить, что меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей марки Geely был подписан министерством промышленности Беларуси и одноименной китайской компанией еще в октябре 2011 года. А в декабре того же года было основано СЗАО «БелДжи». Инвесторами проекта выступили БелАЗ, Geely и совместное белорусско-китайское предприятие СЗАО «Союзавтотехнологии». Возведение завода было поручены китайской же корпорации «СИТИК Групп».

Производственная мощность первой очереди предприятия должна была составить 60 тыс. легковых автомобилей. Стоимость этого технологического комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов оценивалась примерно в 330 млн. USD. Первоначальный плановый срок окончания работ — до 1 января 2017 года. К этому моменту уровень локализации производства должен был достигнуть 30%, а к июлю 2018 года намечалось довести этот показатель до 50%.

В случае коммерческого успеха первой стадии проекта, в 2018 году его инициаторы предполагали принять решение о строительстве второй очереди завода и удвоении производственных мощностей, т. е. до выпуска 120 тыс. автомобилей в год.

Но еще до начала строительства первой очереди завода полного технологического цикла была начата крупноузловая сборка автомобилей Geely. В режиме «отверточной» сборки (т. е. из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) предполагалось изготавливать до 10 тыс. автомобилей в год. В феврале 2013 года в таком режиме был собран первый автомобиль марки Geely.

Первые продажи Geely собранных в Беларуси начались в марте 2013 года. В настоящее время дилерские центры «БелДжи» есть во всех областных центрах и крупных городах Беларуси.

Однако не подлежит сомнению, что с момента запуска проекта главной целью соучредителей СЗАО «БелДжи» был гигантский рынок соседней России. И здесь с самого начала возникли трудности с реализацией продукции. В 2015 году в РФ было продано 11.617 авто марки Gееly (часть из которых была собрана в России), в 2016 году — менее 5.000.

По мнению аналитиков, основная причина — серьезные проблемы в экономике нашего основного торгового партнера. Следствием чего и стало падение спроса на легковые автомобили практически всех производителей.

По итогам 2016 года объемы продажи машин данного класса на российском рынке сократились наполовину по сравнению с рекордными показателями 2012 года, когда Россия стала вторым после Германии крупнейшим автомобильным рынком Европы. При этом производство автомобилей в РФ за рассматриваемый период сократилось на 43%.

Появившиеся в текущем году некоторые признаки оживления экономики России породили среди представленных на ее рынке автопроизводителей определенные надежды на восстановление спроса.

И они, надо сказать, пока оправдываются. В октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 17,3%, до 148,5 тыс. штук. Непрерывная положительная динамика наблюдается на рынке с марта. Она стала самой продолжительной с 2012 года. За десять месяцев рынок вырос на 11,3%, до 1,277 млн. автомобилей. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ожидают, что по итогам 12 месяцев продажи достигнут уровня 2015 года.

Согласно данным АЕБ, в октябре традиционный лидер рынка АвтоВАЗ увеличил продажи авто марки Lada на 23%, до 28,6 тыс. машин. В январе-октябре их продажи увеличились на 17% в годовом выражении, до 249,8 тыс. штук. Далее следуют Kia (рост на 16%, до 17,4 тыс. к октябрю 2016 года), Hyundai (+11%, до 15,7 тыс.), Renault (+18%, до 13 тыс.).

Автомобили марки Geely отсутствуют не только в ТОП-5 самых продаваемых в России автомобилей, но даже в ТОП-25. Ни одной модели этого брэнда не оказалось и в перечне 25 моделей-бестселлеров.

В октябре самой продаваемой среди новых моделей стала Kia Rio с показателем 8,8 тыс. машин. Второе место заняла Lada Granta (8,2 тыс.), третье Lada Vesta (6,6 тыс.). Четвертой по величине сбыта стала Hyundai Creta — реализовано 6,5 тыс. авто. Пятерку лидеров замкнул Hyundai Solaris — 5,1 тыс. проданных машин.

Подъем рынка вызвал немедленную реакцию со стороны ведущих игроков авторынка РФ. Так представители компании Mitsubishi уже объявили о возобновлении производства внедорожника Pajero Sport на своем заводе в Калуге, а также об увеличении в три раза (до 30 тыс. ед.) общего производства автомобилей в России в 2018 году.

Этому предшествовало сообщение о том, что компания Ford ввела вторую смену на своем заводе в Елабуге. Отметим, вторая смена вводится там впервые с 2013 года. Кроме того, с декабря планируется нанять еще 700 рабочих для увеличения производства внедорожников Kuga и Explorer.

«Мы уверены в том, что производство автомобилей в России вырастет в 2017 году», — заявил Алексей Сереженкин, заместитель исполнительного директора Объединения российских автопроизводителей. По его словам, в этом году ожидается увеличение производства на 10%. Решение компаний Mitsubishi и Ford об увеличении производства в России является, хорошим признаком того, что за ними последуют и другие компании.

Правда этот оптимизм разделяют далеко не все. Так Йохан ван Зил, управляющий директор европейским отделением компании Toyota, считает, что «небольшие проблески надежды» действительно появились, однако зависимость российской экономики от рынка нефти означает, что любое улучшение следует воспринимать с осторожностью. «Мы видим, что положение медленно, медленно улучшается. Продолжится ли эта тенденция? Будем надеяться. Но все это еще очень далеко от того, что было раньше.»

Между тем, некоторое улучшение конъюнктуры на российском рынке легковых автомобилей пока никак не помогло и СЗАО «БелДжи». По данным Национального статистического комитета именно легковые автомобили возглавили список товаров, по которым в январе-июле 2017 года произошло наиболее существенное сокращение объемов поставок в РФ относительно января-июля 2016 года: они упали с 76,8 млн. долларов до 32,0 млн. (или на 44,9 млн.). Это притом, что доля России в общем объеме белорусского экспорта легковых авто составляет 71,2%.

 

 

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,