Вооружение

Фото vsr.mil.by

Через глубокую модернизацию старых советских образцов к разработке и налаживанию собственного производства современных вооружений — такова новая стратегия развития белорусского ВПК.

На состоявшемся 27 октября 2017 года в Ашхабаде военном параде в честь 26-й годовщины независимости Туркмении, в числе прочих образцов вооружения и военной техники армии Туркмении, впервые были продемонстрированы зенитные ракетные комплексы С-125-2БМ «Алебарда» («Печора-2БМ»), представляющие собой новый белорусский вариант модернизации советских ЗРК серии С-125М.

Фото dambiev.livejournal.com

Старое, но верное оружие

История ЗРК С-125 восходит к 1955 году, когда в Советском Союзе началась разработка средств борьбы с авиационной техникой потенциального противника на высотах до 20 км и дальностях поражения до 25 км. В 1961 году комплекс был принят на вооружение. По тем временам его характеристики были впечатляющими: С-125 мог поразить воздушную цель, летящую со скоростью до 550 м/с двумя ракетами с вероятностью 0,98.

Боевое «крещение» ЗРК С-125 прошел в 1970 году на Синайском полуострове. Фото topwar.ru

В условиях реальных боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке этот ЗРК показал себя как весьма эффективное средство противовоздушной обороны, особенно для уничтожения низколетящих целей. В советские времена он достаточно широко экспортировался и до сих пор состоит на вооружении армий более 35 государств (около 400 комплексов), в том числе бывших советских республик, стран Восточной Европы и дальнего зарубежья.

ЗРК «Печора» применялся во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Тогда сирийские и египетские войска выпустили 305 ракет и поразили 54 самолета. Использовался он для борьбы с воздушным противником и в ряде военных конфликтов последних двух десятилетий (в том числе в зоне Персидского залива и на Балканах). Во время боевых действий в Югославии в 1999 году двумя ракетами ЗРК «Печора» был сбит американский самолет F-117 «Ночной Ястреб» построенный по технологии stels.

Длительные сроки эксплуатации и опыт боевого применения ЗРК «Печора» показали, что, несмотря на значительный срок службы, комплекс имеет большой модернизационный резерв. Это, наряду с наработанными тактическими приемами и наличием хорошо подготовленного строевого и технического персонала, позволило говорить об эффективности продления сроков его эксплуатации в условиях ограниченных возможностей оборонных бюджетов потенциальных заказчиков из числа небогатых развивающихся стран.

Непосредственным толчком для оживления в сегменте мирового рынка предлагающем программы модернизации средств и систем противовоздушной обороны советского производства многие эксперты считают разгром коалицией западных стран Ливии. Тогда авиация коалиции уже в первые дни операции практически полностью подавила противовоздушную оборону Муамара Каддафи. В первую очередь потому, что она уже не отвечала требованиям современной войны.

Это обстоятельство заставило ряд стран, которые откладывали перевооружение своих сил ПВО, изыскать средства для их модернизации, ставя во главу угла соотношение цены и качества.

Спрос рождает предложение

Воспользоваться выгодной конъюнктурой пожелали фирмы целого ряда стран работающие в секторе производства и модернизации систем ПВО. И здесь пальма первенства заранее отдавалась компаниям из России. Однако достаточно неожиданно российским разработчикам пришлось столкнуться с конкуренцией предприятий ВПК Польши, Украины и Беларуси.

Так белорусские предприятия предложили несколько вариантов модернизации ЗРК «Печора». Это проект С-125 2ТМ «Печора-2ТМ», предлагаемый предприятием «Тетраэдр», а также С-125 2БМ «Алебарда», разработанный под эгидой ОАО «Алевкурп».

Согласно данным СМИ, разработка ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» под руководством ОАО «Алевкурп» осуществлялась начиная с 2011 года. Его соисполнителями выступили «ВолатАвто» (предприятия образовано МЗКТ) и 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.

Впервые публично образец ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» был продемонстрирован в июле 2014 года в рамках оборонной выставки MILEX-2014 проходившей в Минске, во время презентации было заявлено, что за несколько дней до выставки прошли испытания этой системы.

По заявлению разработчиков зенитный ракетный комплекс «Алебарда» представляет собой модернизированный вариант ЗРК «Печора-2М», созданного почти полтора десятка лет назад белорусско-российской международной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» на базе еще советского ЗРК серии С-125М «Печора».

ЗРК Печора-2М. Фото topwar.ru

С учетом того, что главным разработчиком «Алебарды» и ведущим исполнителем проекта «Печора-2М» выступило минское предприятие «Алевкурп», эксперты не без основания сделали предположение, что и в новом проекте этого коллектива были использованы наиболее удачные конструкторские и технологические решения, использованные при создании «Печоры-2М». В связи с чем будет не лишним еще раз отметить наиболее значимые из них.

Программа модернизации С-125М до уровня «Печора-2М» в первую очередь предусматривала замену основной аналоговой аппаратуры исходного комплекса на цифровую используемую в ЗРК С-300ПМУ1. А также введение новых средств защиты от активных и пассивных радиопомех; устройств автозахвата и автосопровождения целей в телеоптический канал ТОВ; устройства, обеспечивающего специальные методы сканирования пространства.

Весьма важным элементом программы доработки ЗРК С-125М стал перенос всех основных подсистем комплекса (кабины управления, антенного поста, пусковых установок) на автомобильные шасси повышенной проходимости Минского завода колесных тягачей.

Основные тактико-технические характеристики комплекса «Печора-2М» выглядят следующим образом: поражение цели по дальности — 2,5-32 км; поражение цели по высоте — 0,02-20 км; время выхода на стрельбу — менее 30 минут; сопровождение до 16 воздушных объектов.

«Алебарда» вытекает из «Печоры»

Исходя из заявлений представителей разработчика, эксперты полагают, что основные тактико-технические показатели ЗРК «Алебарда», как минимум, аналогичны. При этом данный комплекс по сути дела является практически полностью белорусским, так как при его производстве используются детали, узлы и агрегаты выпущенные отечественными предприятиями.

Для ЗРК «Алебарда» была разработана оптическая система «день — ночь» (тепловизор и телевизор) с улучшенными характеристиками. Исключены сотни регулировок, все настройки производятся автоматически. Высокая мобильность комплекса достигается установкой четырех пусковых установок на полуприцепах производства Минского завода колесных тягачей. При этом седельный тягач по желанию заказчика может быть любым.

Впервые публично образец ЗРК С-125-2БМ «Алебарда» был продемонстрирован в июле 2014 года в рамках оборонной выставки MILEX-2014 проходившей в Минске. Фото bsvt.by

В дальнейшем предполагалось создать новый передатчик для радиолокационной станции и новую фазированную решетку, что значительно повысит возможности комплекса. Однако и сегодня они достаточно велики: РЛС ЗРК С-125 2БМ «Алебарда» способен обнаружить цель типа истребитель F-16 на расстоянии до 70 км.

Специалисты предприятии «Алевкурп» считают, что более эффективное (по сравнению с другими проектами доработки ЗРК С-125) сочетание методов наведения дает возможность использовать в «Алебарде» старые ракеты для С-125 и получать примерно такую же дальность поражения, как и у «Печоры 2М» при использовании модернизированных боеприпасов.

В ЗРК «Алебарда» обеспечена возможность применения любых пусковых установок, на которых могут быть размещены «не родные» ракеты. Перепрограммирование процесса формирования команд управления на борт ракеты занимает миллисекунды, после чего они подключаются к имеющемуся пункту боевого управления.

К числу наиболее заметных внешних отличий «Алебарды» от «Печоры-2М» можно отнести размещение антенного поста и пусковых установок на полуприцепах разработанных Минским заводом колесных тягачей, а кабины управления — на полноприводных автомобильном шасси (типа МАЗ-6317). В ЗРК «Печора-2М», как уже говорилось выше, все элементы комплекса размещались на полноприводных автомобильных шасси марки МЗКТ.

Замена колесных шасси (как и использование комплектующих преимущественно белорусского производства) скорее всего связана с желанием сэкономить на издержках и сделать «Алебарду» привлекательной по цене для небогатых заказчиков.

С этой же целью производитель предлагает поставлять и комплексы, изготовленные целиком в Беларуси, и осуществлять реновацию ЗРК С-125 по программе «Алебарда» непосредственно у заказчика, направляя к нему необходимую технику, комплектующие и специалистов.

И эта ставка себя похоже оправдывает. По мнению аналитиков емкость рынка для ЗРК «Алебарда» в ближайшие 10-15 лет может составить от 100 до 200 ед.

 

 

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 28 февраля – 4 марта

Можно ожидать существенных колебаний курса доллара на БВФБ, вызванных скачками его курса на Московской бирже. Скачок, подобный произошедшему 24 февраля, маловероятен, в то время как возможна коррекция на 1-2%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос на 7,5% и достиг 25 февраля 2,7597 рубля, что намного превысило прогноз. Но такой обвал вряд

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 21 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль отыграл почти половину вчерашнего падения — итоги торгов на БВФБ 1 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль резко подешевел к доллару и евро на торгах на БВФБ 22 февраля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия