Чтобы белорусская экономика преодолела стагнацию, нужно менять подходы к фискальной политике.

Нацбанк Беларуси недавно в 8-й раз в этом году снизил ставку рефинансирования – до 11% годовых. Однако предприятия, которых еще недавно возмущали дорогие кредитные ресурсы, отреагировали на это решение сдержанно. Почему цена финансовых заимствований отошла для них на второй план?

Между тем, кредитные ресурсы в Беларуси в этом году подешевели даже большей степени, чем ожидалось: изначально официальный годовой прогноз Нацбанка предполагал, что ставка рефинансирования в течение 2017 года снизится до 14%. В 2016 году Нацбанк снижал ставку рефинансирования 4 раза: с 25% в начале года до 18% в августе.

«Снижение ставки рефинансирования действительно сделало банковское кредитование более доступным для бизнеса. Однако сегодня большинство белорусских предприятий находятся в таком угнетенном финансовом состоянии, что принципиально повлиять на их развитие новая ставка уже не может», — подчеркнул почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.

На оплату кредитов уходит четверть выручки

Георгий Бадей

Основная проблема низкой кредитной активности белорусских предприятий сегодня – это не стоимость кредитных ресурсов, а слабое финансовое состояние самих заемщиков.

Согласно статданным, задолженность белорусских предприятий за первое полугодие 2017 года увеличилась на 5,1 %, или на 5,1 млрд. рублей, по сравнению с началом года и на 1 июля 2017 года достигла 104 млрд. рублей. В том числе долги по кредитам и займам коммерческих банков выросли на 4,7%, или на 2.8 млрд. рублей, и составили 62,1 млрд. рублей.

Рост кредитной задолженности – тревожная тенденция последних лет. Ни для кого не секрет, что кредитная ноша предприятий образовалась не за один год. Схема проста: предприятие не может рассчитаться за уже накоп­ленные долги, и у него ничего другого не остается, кроме как привлекать новые кредиты.

«В результате сейчас на оплату кредитов у предприятия уходит около 25% его выручки, а в объеме добавленной стоимости – более 50%», — говорит Г. Бадей.

После оплаты кредитов и выплаты зарплат у них не остается денег на развитие. Разговаривал недавно с директором одного оршанского предприятия. Он пожаловался: вроде бы мы нормально работаем, деньги получаем, но кредиты так сильно давят, — ничего не остается на развитие», — рассказал Г. Бадей.

По его словам, по сути, предприятия оказались в кредитной ловушке, и если из нее не найти выхода, ни о каком восстановлении экономики речи быть не может.

Главная проблема – фискальная нагрузка

«Вот почему именно вопросы финансового оздоровления остаются сегодня самыми острыми для развития бизнеса», — подчеркнул Г. Бадей.

По его словам, сейчас более половины добавленной стоимости предприятий изымается в виде налогов.

«Белстат заявляет, что налоговая нагрузка в Беларуси составляет порядка 30% к ВВП, что в целом выглядит неплохо на фоне других стран. Однако реальную нагрузку надо считать не к ВВП, куда включаются чистые налоги, а к добавленной стоимости. При таком подсчете получается уже 40-45%. Если же добавить отчисления в Фонд социальной защиты, то получается, что у предприятий изымается более половины добавленной стоимости», — отметил Г. Бадей.

Общая налоговая ставка в Беларуси составила в 2016 году, согласно исследованию Всемирного банка Doing Business, 54,8% к чистой прибыли, в то время как в России — 47,5%, Казахстане — 29,2%.

«Эксперты, между тем, отмечают: чем в стране выше налоговая нагрузка на бизнес, тем  темпы  ее экономического развития ниже. Возможно, стагнация белорусской экономики тоже обусловлена высоким уровнем налогообложения. Ведь только по бюджетным платежам предприятие имеет налоговую нагрузку 30%, плюс 12% — Фонд социального страхования, а если добавить все остальные платежи, то выходит примерно 50%. Для нанимателя эта нагрузка неподъемна», — отметил Г. Бадей.

БСПН уже несколько лет говорит о том, что в Беларуси нужно поменять подходы по формированию ФСЗН, — разделить эту нагрузку между нанимателем и работником, как сделано во всем мире. Однако аргументы бизнес-союза чиновники пока не слышат.

Нужно ослабить хотя бы бремя долгов

«Чтобы белорусская экономика преодолела стагнацию, нужно менять подходы к фискальной политике. Но если правительство не идет на снижение налогов, то нужно ослабить хотя бы проблему долгов. Без этого мы просто не сможем оздоровить экономику в ближайшей перспективе», — подчеркнул Г. Бадей.

По его словам, нужно позволить предприятиям уйти хотя бы от авансовых платежей – то есть, перейти на уплату налогов по факту получения выручки, а не по факту отгрузки товара. «Сама по себе абсурдна ситуация, когда предприятие штрафуют за то, что оно не оплатило энергию по предоплате. Но также нелогично требовать авансовой уплаты некоторых налогов: из каких источников делать эти платежи, если предприятие еще не получило денег?» — говорит Г. Бадей.

Он отмечает, что в последнее время правительство вроде бы пытается стимулировать развитие малого бизнеса в стране. Недавно принят очередной пакет нормативных актов по упрощению отдельных процедур. «Однако сегодня для уже действующего бизнеса гораздо актуальнее вопросы финансового оздоровления предприятий. И если этой проблемы и дальше не замечать, то предприятия и бизнес продолжат умирать», — убежден руководитель бизнес-союза.

Статистика подтверждает эти тенденции. В последние годы в Беларуси растет количество микроорганизаций — с численностью работающих до 15 человек (что больше похоже на самозанятость, чем на бизнес), их доля в секторе малого и среднего предпринимательства составляет более 85%. В то же время количество малых предприятий с численностью от 50 до 100 человек, а также средних предприятий снижается уже в течение двух лет.

«А без малых и средних предприятий невозможно развивать промышленную кооперацию, аутсорсинг и т. д. Малый бизнес должен стать катализатором эффективного развития крупных предприятий. Не будет малого бизнеса в стране, не будет будущего и у наших крупных предприятий», — убежден Г. Бадей.

БСПН предлагает «мозговой штурм»

Большинство предложений белорусского бизнеса по изменению налоговой системы МНС и Минфин в последнее время блокируют. «Вывод: нужно действовать иными методами», — говорит Г. Бадей.

БСПН им. Кунявского совместно с международными экспертами планируют системно проанализировать фискальную систему страны и выработать предложения по совершенствованию бюджетно-налоговой политики, которые будут направлены в госорганы.

Результаты этой работы планируется обсудить на конференции в Минске, — ориентировочно феврале 2018 года. Ожидается, что в ней примут участие эксперты ведущих мировых институтов, в том числе Всемирного банка. Согласно планам, конференция будет включать пленарное заседание, работу в секциях по видам налогов (косвенные, имущественные и др.), а также заключительное обсуждение проблем. Рассматриваются одно- и двухдневный форматы ее проведения.

Предполагается, что финансирование конференции будет осуществляться преимущественно в формате краудфандинга. Международные структуры уже заявили о готовности принять активное участие в конференции, отмечают в БСПН.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,