12.09.2017, 9:01
Подстегнет ли конкуренция создание новых альянсов на калийном рынке?
Мировая калийная отрасль входит в зону перепроизводства в ситуации, когда на рынок выходят новые игроки, а картельные соглашения в отрасли больше не работают. Какую политику в новой ситуации изберет один из ведущих мировых игроков – Белорусская калийная компания (БКК)?
В Минске 6-8 сентября прошла международная конференция «Минеральные удобрения 2017. Производство, торговля и логистика в странах СНГ». С прогнозами развития мирового рынка калийных удобрений ее участников познакомил редактор Argus Potash Юэн Томсон.
Доминантой станет философия рационального производства
Эксперт прогнозирует, что мощности калийных игроков к 2031 году увеличатся на 23%. В результате на рынке появится 109 млн. тонн калийных удобрений при спросе 96 млн. тонн.
В настоящее время 10 добывающих предприятия строят планы по увеличению мощностей. «Что касается спроса, то он растет, но не так быстро, как производственные мощности», — отметил эксперт. Он напомнил, что в июле 2016 года калийный рынок достиг ценового «дна», вслед за чем, после подписания контрактов с Индией и Китаем, начал восстанавливаться. «Скорее, рынок отыграет движение вниз», — считает эксперт.
Согласно оценкам Argus, мировое потребление удобрений будет расти темпами 3,6% в год. Прогнозируется рост спроса в Юго-Восточной Азии. В тоже время в Китае принята тактика нулевого роста по импорту калийных удобрений, а в Индии, скорее всего, будут ликвидированы субсидии для сельхозпроизводителей, что негативно повлияет на продажи.
Небольшое снижение спроса на хлоркалий эксперт Argus прогнозирует и в Европе. А вот надежды участники рынка связывают с ростом спроса в Африке. Сейчас этот регион потребляет немногим более 3% от всего мирового потребления хлоркалия (в 2000 году – чуть более 1%). «Вот когда спрос в Африке действительно начнет расти, это будет крупный регион спроса по минеральным удобрениям», — подчеркнул эксперт.
Но уже сейчас очевидно, что мировая калийная отрасль входит в фазу перепроизводства, подчеркнул Томсон. «На калийном рынке удобрений будет больше, чем рынок потребляет. И это изменит ландшафт отрасли. Произойдет передел рынка среди производителей», — прогнозирует эксперт.
По его словам, усиление конкуренции на мировом калийном рынке приведет к тому, что на рынке будет доминировать философия рационального производства.
«Мощности будут расти. Рынок же будет развиваться по пути самовыживания и балансировки спроса и предложения», — отметил Томсон.
Сейчас цена на калийные удобрения 220 долларов за тонну, а к 2031 году, по прогнозам Argus, цена ожидается 500 долларов. «Но в том случае, если производители будут вести соответствующую политику», — заметил эксперт.
То есть, чтобы достичь цены в 500 долларов за тонну, мировые игроки должны будут принять определенные меры для балансировки спроса и предложения. Это означает, что производителям придется урезать добычу ради удержания цены. «Но некоторые компании не захотят этого делать», — заметил Томсон.
Помогут ли рынку калийные альянсы?
Как заявил во время конференции журналистам генеральный директор ОАО «Беларуськалий» предприятия Иван Головатый , сегодня предприятие работает с полной загрузкой. При этом он обратил внимание, что периодически на «Беларуськалии» в соответствии с графиком проводятся остановочные ремонты, сейчас эти работы ведутся на четвертом рудоуправлении. С августа 2016 по июль 2017 года произведено 11,899 млн калийных удобрений. При этом переработано более 52 т калийной руды.
Он также заявил, что «Беларуськалий» не видит целесообразности в альянсе с «Уралкалием». Эту же точку зрения поддерживает старший вице-президент российского «Райффайзенбанка» Константин Юминов. «Сложно комментировать политические моменты, которые могут быть в этой истории. Однако с экономической точки зрения этот альянс не имеет сейчас особого смысла. В связи с вводом в мире в эксплуатацию новых месторождений политика ограничения производства хлоркалия приведет не к росту цен, а к снижению доли рынка, поэтому такой альянс создавать пока бессмысленно», — сказал он в комментарии агенству БелаПАН.
Белорусско-российский калийный альянс-2: кому и зачем он нужен?
Между тем, Александр Лукашенко весной этого года неоднократно заявлял о готовности обсуждать с российскими партнерами возобновление сотрудничества в калийной сфере. А в июне состоялась встреча Лукашенко с одним из основных акционеров и совладелецев российского ОАО «Уралкалий» Дмитрием Мазепиным. Генеральный директор БКК Елена Кудрявец, комментируя встречу с президентом Беларуси, отметила: «Я бы не сказала, что были предметные разговоры. Были обсуждения, идеи. Предметных значительных разговоров, о которых можно было бы сказать, что они перешли в другую фазу, я бы не назвала».
«Сегодня «Беларуськалий» и БКК представляют собой самодостаточный альянс. Тот путь, который мы прошли с 2013 года, не прошел никто из производителей и торговых компаний. Если в 2013 г. мы начинали свой путь, скажем так, по-шахтерски, с минусовой отметки, то уже в 2015 году «Беларуськалий» вместе с нами был производитель и экспортер номер один в мире, и мы удерживаем эти позиции в 2015-2017 годах. Это говорит о том, что мы создали команду и имеем положительную репутацию на рынке, уважение клиентов и партнеров», — сказал она.
БКК: мы всегда стараемся поддерживать на рынке баланс
В кулуарах конференции обозреватель БЕЛРЫНКА задала в развитие этой темы несколько вопросов генеральному директору БКК Елене КУДРЯВЕЦ.
— Елена Александровна, какой политики должен придерживаться ведущий игрок калийного рынка в ситуации прогнозируемого перепроизводства?
— Задача всех производителей удобрений – растить спрос. Прирост мощностей ожидается большой, поэтому к этому времени мы должны нарастить спрос, чтобы на рынке сохранялся баланс. Сейчас этот спрос растет, чему мы очень рады.
— Главная задача — поддержать баланс. А как на это может повлиять БКК?
— Всегда привожу в пример ситуацию первого полугодия 2016 года, когда на рынке был очень слабый спрос. В то время БКК вместе с «Беларуськалием» больше всех других игроков сократили и объемы производства, и объемы экспорта. Зато когда был заключен китайский и индийский контракты и спрос на рынке вырос, мы больше всех и приросли. Это и есть тот баланс, который мы всегда стараемся соблюдать на рынке.
— Согласно прогнозам, в условиях перепроизводства и ужесточения конкуренции на рынке будет доминировать философии рациональных объемов производства и продаж. К философии «цена превыше объема» или наоборот рынок уже не вернется?
— У нас всегда был рациональный подход к производству. Мы никогда не декларировали и не декларируем, что «объемы превыше цены». Мы всегда стараемся соблюдать баланс, потому что цена для нас очень важный фактор.
Производители должны иметь мощности для удовлетворения спроса в пиковый период и при этом быть загружены на 70-80% , чтобы обеспечить безопасность производственных факторов и человеческого труда.
После преодоления в 2016 году ценового «дна» стоимость калийных удобрений на мировом рынке заметно выросла. В этом году на калийном рынке продолжаются позитивные тенденции, обозначенные во второй половине 2016 года. Если в первой половине 2016 года мы ограничивали и экспорт, и производство, то сейчас тенденция обратная : спрос превышает предложение. По итогам года мы ожидаем роста экспорта и в физическом, и в стоимостном объеме.
Надеемся, что тенденция роста цен на спотовых рынках сохранится и в IV квартале текущего года и продолжится в 2018 году.
— В этом году цена фрахта выросла на 5-15 долларов за тонну, что снижает для производителей эффект повышения цен на калийные удобрения. Может ли БКК повлиять на эффективность логистики?
— Да, фрахт подрос (он имеет сезонные колебания), но растут и цены на калийные удобрения. При экспорте мы смотрим на порт отгрузки, вид отгрузки (навалом либо в контейнерах) , используем склады в Китае и т. д. Мы все считаем.
— Есть ли у БКК новые проекты в сфере логистики?
— Есть мысли на этот счет. Но мы, как всегда, больше любим говорить о сделанном, чем о планах Сделаем, — расскажем.
— Не просчитывает ли БКК возможность создания альянса с учетом новых тенденций на калийном рынке?
— В жизни ничего не исключено, и альянсы возможны. Сейчас идет процесс слияния PotashCorp и Agrium (крупнейшие канадские производители удобрений. — Прим. ред). Посмотрим, — жизнь покажет.
У нас есть опыт, горький опыт 2013 года, создания альянса. Поэтому любые альянсы будут рассматриваться с точки зрения большой прочности гарантий и механизмов. Для создания альянса нужно четкое понимание стратегии, которая будет у совместной компании, и экономического эффекта для участников альянса.
Для страны хлоркалий — очень важный ресурс. И люди очень болеют за дело. Надеюсь, что так будет и дальше.
— Компания «Славкалий», которая строит в Беларуси Нежинский ГОК, в перспективе тоже будет самодостаточной, но канал реализации будет один – БКК?
— Мы надеемся, что канал реализации будет один. Об этом говорил и владелец «Славкалия». Как раз в альянсе со «Славкалием» мы видим определенный синергетический эффект, который может быть достигнут и в производственной части, и в логистической, и в торговой.
— Вы сказали, — надеемся. Разве канал экспорта «Славкалия» не определен рамками проекта строительства Нежинского ГОКа?
— Сейчас такая позиция, что «Славкалий» будет продавать удобрения через БКК. Формы продажи могут быть различными. Какая на самом деле будет форма – либо «Славкалий» войдет в БКК, либо будут договорные отношения, — будем обсуждать. Договорные отношения тоже могут иметь различные формы. Но мы видим одно: этот союз принесет обоим производителям достаточно синергетического эффекта.
— В марте 2017 года Беларуськалий завершил строительство Гарлыкского ГОКа в Туркмении. Ранее шла речь о том, что и туркменский калий может продаваться через БКК.
— Возможно, были идеи. Но каких-то шагов в этом направлении нет.
— Будет ли БКК инициировать такие шаги?
— Мы находимся очень далеко друг от друга, и, конечно же, достичь в этом случае производственного и логистического синергетического эффекта невозможно.
— Получается, мы сами себе взрастили конкурента.
— Что значит, — взрастили конкурента? Это развитие рынка. К тому же, хочу заметить, что мы не боимся конкуренции. Посмотрим, как новый игрок будет развиваться дальше.
ДЛЯ СПРАВКИ
Экспорт белорусских калийных удобрений по итогам первого полугодия 2017 года увеличился на 41% по сравнению с январем-июнем 2016 года — до 3,260 млн. тонн (в пересчете на 100% содержание питательных веществ). Валютная выручку от экспорта калийных удобрений увеличилась на 31% в сравнении с январем-июнем 2016 годом – до 1,254 млрд. долларов.
Читайте также:
- Лукашенко провел назначения
- «Уралкалий» не рассматривает покупку калийных активы в Беларуси
- «Белорусская калийная компания» договорилась о цене контракта c китайскими компаниями
- Беларусь подписала с Индией годовой контракт на поставку калийных удобрений
- Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?