6.09.2017, 0:09
Белорусский табачный рынок: реалии и перспективы
Каковы тенденции и перспективы развития табачного рынка в Беларуси? Что влияет на его динамику? Об этом порталу «БЕЛРЫНОК» рассказал директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.
Директор ИООО «Джапан Тобакко Интернэшнл ЭсЭндДи» (JTI) Константин ФЕДОРОВ.
— В последние годы для табачного рынка Беларуси характерен тренд постепенного сокращения потребления табачных изделий, вызванный демографической динамикой, опережающим инфляцию ростом акцизов и цен, а также уменьшением доли курящего населения, — сказал г-н Федоров. — На фоне изменения индекса ценовой доступности, а также неравномерного роста величины акциза на сигареты первой ценовой группы (самых дешевых сигарет. – Ред.) относительно второй и третьей групп наблюдается массовое переключение потребителей на более дешевые марки сигарет, т.е. постоянный рост доли продаж табачных изделий низкоценового сегмента (около 9% в период с декабря 2016 г. по июнь 2017 г.) за счет снижения доли среднеценового и верхнеценового сегментов. Это объективные факторы, влияющие на ситуацию на рынке.
— JTI – одна из ведущих табачных компаний, ведет операции во многих странах мира. С точки зрения международного бизнеса какими отличительными чертами обладает белорусский табачный рынок?
— В Беларуси табачный рынок имеет ряд специфических черт, при этом некоторые из них, к сожалению, нельзя отнести к положительным. Практикуемая система квотирования уже сама по себе ограничивает свободную конкуренцию. Более того, производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость рынка составляет не более 20 млрд шт сигарет, тогда как на 2017 г объем квоты составляет более 29 млрд шт, из которых более 22 млрд шт сигарет приходятся на долю ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» (ГТФ), в котором доля государства составляет 100%, и 7 млрд шт сигарет – на долю частного ООО «Табак-инвест» (Минск).
Помимо этого, сложившаяся диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в 2-3 раза ниже, чем на остальную продукцию, поощряет перепроизводство дешевых марок сигарет, что противоречит мировой практике. Это приводит к глубокому искажению структуры самого рынка, ценовой декомпрессии, нехарактерной ни для стран Евросоюза, ни для партнеров по ЕАЭС. Очевидно, что и целям общественного здравоохранения такой подход также не соответствует.
Кроме того, с 2015 г в особую группу, на которую устанавливается отдельная квота, выделены сигареты с фильтром нижнего ценового сегмента. Это сделало невозможным производство импортозамещающих международных марок первой ценовой группы, выпускавшихся ранее. В нашем случае речь идет о популярных международных марках Magna и More, выпускавшихся фабрикой «Табак-инвест». Доля сигарет нижнего ценового сегмента составляет 70%. В нем доминирует ГТФ, занимая своими марками 80% объема выпуска таких сигарет. В результате установления непропорционально низкой ставки акциза на первую ценовую группу и ограничения доступа в данный сегмент другим игрокам фактически выстроена искусственная монополия на производство дешевых сигарет.
— Какие последствия для табачного рынка влечет за собой увеличение разрыва между ставками акциза на дешевые сигареты первой ценовой группы и более дорогими сигаретами второй и третьей ценовой групп?
— Такая существенная разница в акцизах на сигареты первой ценовой категории с одной стороны и сигареты второй и третьей ценовых категорий с другой стороны уже влияет на сокращение поступлений в государственный бюджет от акциза на табачные изделия. Дело в том, что рост налогов и иных платежей от первой ценовой группы не компенсирует их падение от второй и третьей групп. Приведу пример. В 2016 миграция потребителя в низкий ценовой сегмент, обусловленная уже упомянутыми выше причинами, привела к сокращению реализации сигарет среднего и верхнего ценовых сегментов примерно на 1,3 млрд. шт. Главным образом, это произошло за счет международных марок сигарет белорусского производства. Другими словами, сократилась производство и реализация сигарет, которые обеспечивают наиболее существенные налоговые поступления. При этом международные марки, производственная квота которых составляет лишь 28%, обеспечивают 51% акцизных поступлений. В перспективе, если ситуация не изменится, эта тенденция будет усиливаться. Для компенсации выпадающих доходов бюджета от одной непроданной пачки сигарет второй и третьей ценовой группы необходимо продать две-три пачки первой ценовой группы, а это практически невозможно в условиях общего сокращения рынка и усилий государства по снижению потребления табачных изделий.
— Исходя из этого, логичным было бы пересмотреть существующие подходы к акцизному налогообложению. Какие варианты являются рациональными с Вашей точки зрения?
— Самый оптимальный вариант — рассмотреть возможность упрощения действующей системы налогообложения табачных изделий путем введения единой специфической ставки. Мировой опыт показывает, что это наиболее адекватная система для компактных рынков, позволяющая удешевить администрирование налога, обеспечить полную акцизную отдачу от всех сегментов и препятствовать нелегальному обороту.
Что касается проблемы особого квотирования производства первой ценовой группы, вот простой конкретный пример. Даже в то время, когда наши международные марки производились в первой ценовой группе, их объем составлял всего около 3%.
В случае принятия решения о возобновлении выпуска международных марок JTI в первой ценовой группе очевидно, что это практически не отразится на результатах абсолютного лидера этого сегмента – Гродненской табачной фабрики, и при этом окажет положительный экономический эффект для второго производителя — «Табак-инвеста» и других отечественных предприятий, где в этом случае размещались бы заказы не материалы, необходимые при производстве, например, печать упаковки.
— Говоря о рационализации акцизного налогообложения, нельзя не вспомнить о предстоящем в ближайшие годы процессе гармонизации в рамках ЕАЭС. Как вы считаете, какие действия в этом направления необходимо предпринять?
— В настоящее время в Беларуси ставки акциза средней и верхней ценовых групп уже достаточно гармонизированы с уровнем ставок, действующих в Российской Федерации, и составляют 85-90% от них. В то же время, ставка нижней ценовой группы находится на уровне не более 40% к действующей в РФ. Здесь, опять же, логика требует планомерного сближения ставок нижней ценовой группы со ставками средней и верхней ценовых групп. Если этот процесс не начать сейчас, в дальнейшем необходимость более резкой гармонизации может привести к ценовому шоку для потребителей, резкому сокращению объемов производства, и, как следствие, рабочих мест отечественных производителей.
Такого сближения можно достичь путем постепенного опережающего увеличения ставки акциза для нижней ценовой группы, начиная с 2018 г, и дальнейшего упрощения акцизной системы вплоть до введения единой специфической ставки.
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность внедрения трехлетнего планирования акцизного налога. Такой подход позволяет формировать предсказуемую и стабильную налоговую среду. Он уже многие годы действует в некоторых странах ЕАЭС, например, в Российской Федерации и Казахстане.
— Сейчас на рассмотрении в правительстве находится доработанный проект Декрета «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения». Какие последствия для табачного рынка могут иметь предлагаемые в нем меры?
— Прежде всего, необходимо отметить, что наша компания полностью поддерживает пропорциональное, экономически обоснованное, учитывающее интересы государства, общества и бизнеса регулирование табачной отрасли. Вместе с тем, мы считаем, что некоторые из предлагаемых в проекте нововведений требуют более тщательного анализа и взвешенного подхода.
К сожалению, в проекте Декрета сохраняется запрет на использование для хранения и продажи сигарет во всех магазинах торгового оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами. Еще раз подчеркну: подвесное торговое оборудование в кассовых узлах является оптимальным вариантом размещения табачных изделий с закрытой выкладкой, удобным и для продавцов, и потребителей. Наличие такого вида торгового оборудования вызвано, прежде всего, техническими условиями организации торгового процесса на объектах торговли. Негативное отношение к такому нерациональному запрету в ходе общественного обсуждения было выражено подавляющим большинством представителей розничной торговли, в том числе Ассоциацией розничных сетей, а также рядом органов местного управления. Эта позиция была поддержана в ходе обсуждений и совещаний в МАРТ с представителями табачной отрасли и торговли. Тем не менее, такой подход не нашел отражения в текущей редакции проекта. Хочу напомнить, что, помимо прочего, это торговое оборудование весьма дорогостоящее. Запрет по существу означает невозвратные потери для бизнеса, т.е. не обеспечивается сохранность инвестиций.
— Принципиально новым в проекте является приравнивание электронных систем курения к обычным сигаретам. Насколько обоснована такая мера?
— Инновационные продукты JTI, например, такие, как Logic или PLOOM TECH, являющиеся электронными системами доставки никотина, пока не присутствуют на белорусском рынке. Тем не менее, мы считаем, что в проекте объединено регулирование оборота принципиально разных категорий потребительских товаров – электронных систем доставки никотина и табачной продукции. Такое объединение в рамках одного нормативного правового акта представляется нецелесообразным. Сегмент рынка электронных систем доставки никотина в Беларуси еще только развивается, отсутствуют соответствующие исследования самого этого продукта, и его чрезмерное регулирование может привести к неоправданным потерям как для государства, так и для рынка.
— Константин Михайлович, одно из предлагаемых в проекте нововведений фактически означает запрет курения в барах, кафе и ресторанах даже в помещениях с действующей системой вентиляции. К чему приведет такая мера?
— Такой запрет может оказать существенное влияние на экономический результат предприятий общественного питания, поскольку повлечет за собой затраты на переоборудование, необходимость закрытия объектов в связи с ремонтом, отток курящих посетителей, снижение товарооборота и налоговых отчислений. Распространение запрета на курение на территории летних площадок объектов общепита еще более усугубляет ситуацию, поскольку делает запрет тотальным. Оно является необоснованным и редко применяется даже в странах, принявших решение о запрете курения в объектах общепита. Нетрудно также спрогнозировать негативную реакцию посетителей, которых лишат возможности не только выбора, но и цивилизованного потребления совершенно легального продукта. И, опять же – установленное вентиляционное оборудование весьма дорогое, т.е. и это – вопрос сохранности инвестиций, который, надо помнить, очень важен для инвестиционного климата страны.
Читайте также:
- Некоторые марки сигарет дорожают в Беларуси с 1 мая
- Правительство Беларуси значительно увеличило квоты на выпуск спиртосодержащих дезинфектиков и антисептиков
- Ставки акцизов на автомобильное топливо повышены в 4 раза — указ
- Цены на сигареты вырастут в Беларуси с 1 февраля
- МНС обобщило изменения на 2020 год, введенные указом №503 «О налогообложении»