Практически Беларусь уже стоит на «пороге» ВТО. Решится ли она быстро переступить этот «порог»? Тем более, что теперь вроде бы ничто этому не мешает, более того, страны ЕС и США открыли для Беларуси «зеленую улицу» в мировой торговый клуб.

Беларусь — европейский аутсайдер на пути в ВТО

Беларусь — последняя страна Европы, которая пытается вступить в ВТО. Ее путь в мировую торговлю растянулся  на 24  года. Беларусь начала процесс вступления в ВТО в 1993 году, в 2015 году он активизировался, а в 2016 году, после снятия с нее санкций Евросоюза, многие страны заявили о том, что ждут Беларусь в ВТО.

Потепление в отношениях с Европой, снятие европейских санкций добавили оптимизма и белорусским чиновникам. В  начале 2017 года некоторые их них весьма уверенно заявляли, что Беларусь может стать членом ВТО уже в этом году.

Процесс вступления Беларуси в ВТО в последнее время действительно ускорился. В январе 2017 года — впервые с 2005 года — в Женеве прошло полномасштабное восьмое заседание рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО. По его результатам было принято решение о подготовке финального документа – проекта доклада рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО, в котором фиксируются все условия членства страны в ВТО. В октябре 2017 года должно пройти девятое заседание рабочей группы ВТО по белорусской повестке.

Министр иностранных дел Владимир Макей на совещании по приоритетам внешней политики Беларуси 11 июля отметил значительный прогресс в двусторонних переговорах с членами ВТО. Завершены переговоры с 12 странами, в том числе в апреле 2017 года подписаны протоколы с Японией и Республикой Корея. «Ведем предметные переговоры еще с 13 членами ВТО, включая ЕС и США. Важно, что нам удалось на данном этапе добиться понимания того, что Евросоюз и США будут оказывать поддержку в процессе нашего вступления в ВТО», — подчеркнул В. Макей.

Президент сомневается

Глава белорусского МИДа сообщил еще одну новость: до 1 сентября 2017 года  на согласование президенту предполагалось внести обновленные подходы по тематике вступления в ВТО. Что это за подходы, министр не рассказал.

Между тем, отметим, что высшее руководство Беларуси публично так и не объявило о курсе на вступление в ВТО как одном из своих приоритетов. К примеру, в Программе социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы на оформление членства в ВТО отводится 5 лет.

Да и президент Беларуси Александр Лукашенко еще недавно не допускал мысли, что Беларусь может скоро интегрироваться в мировую торговлю. Более того, он требовал от правительства принять дополнительные меры защиты от «необоснованного импорта»: «Мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны. Давайте защитим свой внутренний рынок. Мы собственного производителя должны защищать, поддерживать и продвигать».

На совещании по теме взаимодействия с ВТО в марте 2016 года А. Лукашенко также сомневался, «а надо ли нам это в нынешних условиях?» «Еще совсем недавно, вчера, говорили, что нас там, в общем-то, не хотели бы видеть. Сегодня нас уже активно к этому подталкивают. Кто? Что, у нас доброжелатели в мире есть? Нет. В экономике сплошная конкуренция. И я всегда, когда наши соперники подталкивают к каким-то вещам, серьезно задумываюсь, с чего бы это», — заявлял А. Лукашенко.

По его словам, несмотря на то, что главные «союзники» страны по евразийской интеграции уже являются членами ВТО, Беларусь, тем не менее, имеет определенную степень свободы, не связанную правилами ВТО. «Так вот эта степень свободы нам нужна или не нужна? При вступлении в ВТО мы получим что-то больше, или это ничего не даст, или мы повяжем сами себя определенными обязательствами?» — подчеркнул А. Лукашенко.

Почему правительство торопит

Правительство, похоже, смогло ответит на все эти вопросы достаточно убедительно, коль после этого совещания президент, как заявил белорусский премьер Андрей Кобяков, дал поручение активизировать переговорный процесс по вступлению Беларуси в ВТО.

Правительство, что очевидно, является сейчас своего рода «застрельщиками» интеграции Беларуси в мировую торговлю. Почему же оно пытается ускорить этот процесс, понимая, что этот шаг не станет панацеей для нереформированной белорусской экономики, но и чреват серьезными вызовами?

В интервью программе «Главный эфир» телеканала «Беларусь 1» 16 июля В. Макей ответил на вопрос, почему Беларусь должна вступить в ВТО, «Надо постараться снять по максимуму барьеры и препятствия для продвижения наших товаров на все рынки. Мы должны активизировать (и мы очень активно работаем над этим) процесс  вступления нашей страны в ВТО. Это важно и для экономического имиджа нашего государства, и для того, чтобы мы могли действовать по тем унифицированным правилам, которые существуют в рамках ВТО, в которую входит большинство стран мира», — подчеркнул он.

Вероятно, правительство считает, что отчасти Беларусь уже адаптировалась к правилам ВТО,  будучи страной Евразийского экономического союза. Ведь в ЕАЭС законодательный приоритет отдан правилам ВТО. К тому же все союзники Беларуси по евразийскому союзу являются членами этой организации. После вступления в 2015 году Казахстана в ВТО Беларусь осталась единственной страной ЕАЭС, оказавшейся за бортом этой организации (Россия вступила в ВТО в 2012 году, Армения – в 2003 году, а Кыргызстан — в 1998 году).

С другой стороны, подталкивает экономическая ситуация. На июльском совещании В. Макей отметил, что в 2017 году  Беларусь нарастила экспорт почти на 2 млрд. долларов, или на 23%. Экспорт вырос как за счет роста средних экспортных цен почти на 16%, так и за счет роста физического объема экспорта по большинству товарных групп. При этом из 2 млрд. долларов общего прироста экспорта 1,7 млрд. долларов приходится на несырьевые товары, что свидетельствует о существенном улучшении товарной структуры экспорта. «Задача сейчас состоит в том, чтобы нарастить физические объемы экспорта», — заявил министр. А для этого нужна диверсификация рынков, то есть, «более активно осваивать европейский рынок и рынки стран дальней дуги», — подчеркнул он.

На евразийском рынке конкуренция поджимает

Похоже, что правительство рассматривает вступление страны в ВТО как фактор, способный позитивно повлиять на диверсификацию отечественного экспорта на фоне сужающихся  возможностей на рынке ЕАЭС. Радикальное изменение внешней конъюнктуры (отметим, что в 2015 году внешнеторговый оборот Беларуси упал на 25,6% — до 57 млрд. долларов, а в 2016 году — на 10,5%,  до 50,9 млрд. долларов), подстегивает белорусское правительство к ускорению оформления членства в ВТО.

Особое беспокойство вызывает ситуация на главном экспортном рынке – российском, где растет конкуренция и усиливаются лоббистские настроения по защите внутреннего рынка, что ведет к выдавливанию с этого рынка белорусских экспортеров.

Взять, к примеру, белорусскую молочную промышленность. Пока белорусские экспортеры «молочки» в числе лидеров на российском рынке. Однако удержать эти позиции им будет очень непросто. Ведь Россия  в своей доктрине  продовольственной безопасности страны до 2020 года обозначила минимальный порог доли собственной молочной продукции не менее  90%. Между тем, согласно экспертным прогнозам, уже к концу 2017 года предложение сырого молока на российском рынке может превысить спрос на 4–5%.

Очевидно, что белорусские экспортеры во многом практически исчерпали свои возможности по наращиванию экспорта в ЕАЭС. К тому же в обозримом будущем евразийский рынок не обещает позитивных перспектив для внешней торговли. Падение продаж на едином рынке ЕАЭС приобрело характер устойчивой тенденции, на этом фоне руководство склонилось к вступлению в ВТО.

Правда, в последнее время российский рынок оживает на фоне роста цен на нефть. По данным Федеральной таможенной службы РФ, за первое полугодие 2017 года российский экспорт составил почти 169 млрд. долларов, что на 29% превышает показатель первого полугодия 2016 года. Основой российского экспорта в I полугодии 2017 года в страны дальнего зарубежья традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 66,6% (в I полугодии 2016 года – 62,3%). По сравнению с январем-июнем 2016 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров возрос на 38,3%, а физический – на 3,6%.

Как следствие, Беларусь в первом полугодии 2017 года увеличила экспорт своей продукции на российский рынок на 26% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, в том числе экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания возрос на 24,8% — до 2,379 млрд. долларов.

Как бы эти показатели снова не посеяли у высшего белорусского руководства сомнения,  —  стоит ли Беларуси торопиться в ВТО.

Почему Россия не получила ожидаемых дивидендов от вступления в ВТО?

В августе 2017 года исполнилось 5 лет со дня вступления России во ВТО. МВФ и российские эксперты 5 лет назад  предсказывали рост экспорта на 50% в долгосрочной перспективе. Однако оценить эффект этого шага для РФ сложно, учитывая изменение внешнеполитической ситуации: введение санкций по отношению к РФ и контрсанкций со стороны России.

В 2013 году экспорт из РФ составлял немногим более 530 млрд. долларов, а в 2016 году он упал почти в 2 раза — примерно 286 млрд. долларов. Дело в том, что огромную долю в экспорте по-прежнему составляют углеводороды, нефть и газ (по данным Российского экспортного центра, — это 58%, поэтому из-за падения цен на них упала и общая стоимость экспорта.

Среди плюсов участия России в ВТО эксперты отмечают расширение возможностей для экспорта, а также повышение конкурентоспособности товаров. По их мнению, основной результат участия в ВТО — это изменение российского законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Присоединение к ВТО привело к улучшению условий доступа конкретных российских товаров и услуг на рынки стран ВТО (они были вынуждены отменить действовавшие против российской продукции ограничения и дискриминационные меры). Только от принятия Соглашения об упрощении процедуры торговли выгода для экономики России, по оценкам наших экспертов, должна составить до 21 млрд. долларов для различных секторов, включая сельское хозяйство, химическую промышленность и металлургию.

Но у противников ВТО свои расчеты.  Депутаты-коммунисты внесли в июле 2017 года в Госдуму РФ законопроект о прекращении членства в ВТО. По их данным, с учетом межотраслевого и мультипликативного эффекта потери в добавленной стоимости российской экономики к 2020 году, за 8 лет членства в ВТО, составят 12-14 трлн. рублей.

Масштабных позитивных результатов от участия России в ВТО не получилось из-за того, что страна так и не перешла на модернизационный путь развития, отмечают эксперты.

Когда проводились переговоры о присоединении к ВТО, предполагалось, что это даст наибольший эффект через 7-10 лет в том случае, если РФ уйдет от зависимости от экспорта энергоносителей и вступит на модернизационный путь развития. Однако этого, по сути, не случилось.

За это время членства в ВТО  Россия участвовала в 13 двусторонних спорах: в 7 спорах она является ответчиком, в 6 спорах — истцом. К РФ были иски по утильсбору, по пошлинам на LCV (легкие коммерческие автомобили), по ограничениям на поставку свинины из ЕС, по пошлинам на пальмовое масло, холодильники, бумагу, от Украины по стрелочным переводам и по транзиту. Российские иски к ЕС — по Третьему энергопакету, по энергокорректировкам к ЕС и Украине, по холоднокатаной стали к ЕС, к Украине — комплексный иск по большому количеству ограничений в отношении РФ. Также РФ участвует в 37 спорах между другими членами ВТО в качестве третьей стороны.

Эксперты предполагают, что количество споров, которые сейчас ведет Россия в рамках ВТО, будет увеличиваться, —  в том числе из-за нового пакета санкций со стороны США, часть которых противоречит стандартам и обязательствам ВТО. Вероятно, Россия использует  возможности по защите своих экспортеров в рамках организации. В РФ не исключают, что в части споров ВТО может встать на сторону России. После опубликования проекта нового закона США, усиливающего антироссийские санкции, президент РФ Владимир Путин заявил, что «санкции незаконны с точки зрения международного права, они нарушают правила ВТО». Однако признавая, что система ВТО не идеальна и нуждается в оптимизации, министр экономического развития РФ Максим Орешкин подчеркнул, что альтернативы ей сегодня не существует.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

В июне 2017 года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), изменил таможенные пошлины в отношении  472 позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. с учетом обязательств России, взятых ею на себя при вступлении в ВТО.

Изменение пошлин касается товаров, включенных в перечень чувствительных. В это число вошли различные виды оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, беспилотные летательные аппараты, некоторые типы авиационной техники, ткани, другие изделия легкой промышленности, рыба и морепродукты, ряд иных товаров. В частности, снижены пошлины на тихоокеанский лосось с 4,4% до 3%, на треску — с 6% до 5%, на печень и икру — с 6,6% до 5%, на спички — с 11 до 8,8%, на одежду и принадлежности к ней, включая перчатки, рукавицы и митенки, — с 9,2 до 6,5%, на розы — с 7 до 5%, на столовую и кухонную посуду, а также холодильники — с 13,6 до 12%. Кроме того, снизятся пошлины на яблоки, груши, айву, дрожжи, двери, окна, различные виды тканей, микроволновки и т. д..

В мае 2017 года решением Коллегии ЕЭК были скорректированы ставки ввозных таможенных пошлин в отношении 491 позиции.

 

 

 

 

Тэги:

, , ,

Избран новый председатель Палаты представителей Нацсобрания

Председателем Палаты представителей восьмого созыва стал бывший руководитель Администрации Александра Лукашенко Игорь Сергеенко. Такое решение было принято на ее первом заседании. Игорь Сергеенко сменил на посту председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, который занимал этот пост 16 лет. В новом составе Палаты представителей будут работать 20 депутатов предыдущего созыва, а также 27 депутатов местных советов 28-го

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,