• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Энергетика

Фото vgudok.com

Выполнит ли белорусская сторона указание Кремля о переориентации маршрутов экспорта белорусских нефтепродуктов на российские порты или проявит стойкость, отстаивая свои интересы?

Ни правительственные чиновники, ни президент Беларуси пока не прокомментировали политическое намерение Москвы вмешаться в географию экспорта белорусских нефтепродуктов. Это «молчание» можно объяснить: зачем спешить с комментариями, если нефтяной «ультиматум» Россия пока не предъявила, а сделала только публичные заявления о готовности пересмотреть условия поставок нефти в Беларусь.

Но, если судить по словам министра энергетики России Александра Новака, «пакетные» предложения Кремля могут появиться уже скоро. А. Новак 22 августа сообщил, что Минэнерго России в ближайшее время разработает предложение по обязательному использованию белорусскими производителями нефтепродуктов транспортной инфраструктуры РФ. «Мы такое поручение получили и сейчас начали прорабатывать детали», — сказал  А. Новак. Как было сказано, Минэнерго РФ «соберет аналитику в ближайшее время и сможет предложить вариант».

«Пакетные» предложения Москвы, как уже заявлялось, напрямую свяжут объемы поставок российской нефти на белорусские НПЗ с объемом экспорта белорусских нефтепродуктов через российские порты Северо-Западного региона России.

Вероятно, в Кремле установят для Беларуси некую квоту обязательной поставки нефтепродуктов через российские порты. Выполнит это условие белорусская сторона — получит 24 млн. тонн нефти, которые ей нужны для загрузки своих НПЗ, а если нет — Москва снизит  этот объем. Неслучайно российский министр энергетики уже намекнул, что Россия может поставить в Беларусь в 2017 году менее 24 млн. тонн нефти, о чем стороны договорились в апреле текущего года. «Там есть определенные в рамках подписанных соглашений возможности поставлять в меньшем объеме, но при этом возможная доля к реализации нашими белорусскими партнерами в общем объеме будет не более 24 млн. тонн», —  весьма дипломатично отметил  А. Новак.

По крайней мере, пока.

РЖД уже посчитало белорусские грузы

В России, между тем, уже обсуждают, какой объем нефтепродуктов Беларусь может перенаправить из портов стран Балтии в российские терминалы. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов считает,  что около 5 млн. тонн. В переговорах с Беларусью по этому вопросу необходимо, по его словам, сформировать пакетное предложение, скоординировав действия двух российских монополий – «Транснефти» и РЖД — и профильных министерств.

Основание для транспортировки белорусских нефтепродуктов через РФ – беспошлинные поставки российской нефти в Беларусь, считает эксперт.  «Поставляя на белорусские НПЗ беспошлинно нефть, российский бюджет недополучает 1,4 млрд. долларов в год при текущих ценах на нефть, это хороший аргумент в переговорах о поставках нефтепродуктов через Россию», — отмечает С. Ежов.

Заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (филиал РЖД) Сергей Тугаринов заявил 23 августа, что транспортная система России до конца 2017 года готова принять 7-8 млн. тонн нефтепродуктов из Беларуси. При этом о дополнительных стимулах для белорусских экспортеров речь не идет.  «Мы меры все реализовали. Мы установили максимально допустимый размер снижения тарифов 50%», — сказал он.

По оценкам старшего консультанта Vygon Consulting Александра Былкина, при переориентации логистики белорусские производители нефтепродуктов могут потерять до 150 млн. долларов за счет более длинного транспортного плеча в направлении российских портов в сравнении с портами стран Балтии. Но поскольку выгода от поставки беспошлинной российской нефти в Беларусь из расчета поставок 24 млн. тонн в год, составляет около 1,4 млрд. долларов в год при текущих ценах на нефть, то требование РФ  об использовании белорусами российской транспортной инфраструктуры эксперт считает обоснованным для продления существующего формата беспошлинного экспорта сырья.

Насколько точны расчеты белорусских потерь, сказать сложно, пока неясны детали нефтяного «ультиматума» Кремля.

Что эксперты не учли

Но кроме чисто математических расчетов потерь следует учитывать и другие потери. За годы работы белорусские нефтяники создали в странах Балтии собственную товаропроводящую сеть, которая заметно расширила участие белорусской стороны в логистической «цепочке»  экспорта нефтепродуктов. Российский ультиматум потребует от Минска перекроить эту сеть, что обернется серьезными убытками для «дочек» БНК и «Белнефтехима».

Отметим, что сейчас основными партнерами Белорусской нефтяной компании  — спецэкспортера белорусских нефтепродуктов — в области оказания транспортно-логистических услуг являются дочерние компании: ООО «Европейская трейдинговая компания», «БНК-Украина»,  «TransBalticOil», а также компания ЗАО «Трансхема», основная сфера деятельности которой — продвижение  продукции предприятий концерна «Белнефтехим» на рынок Литвы и других европейских государств.

В частности, «TransBaltic OIL» осуществляет транспортно-экспедиторское обслуживание и декларирование нефтеналивных грузов, перевозимых в вагонах-цистернах по территории стран Балтии транзитом в направлении морских портов  и стран СНГ, а также следующих на внутренний рынок стран Евросоюза.

ЗАО «Трансхема»  (г. Вильнюс) оказывает транспортно-экспедиторские услуги на рынке стран Балтии и Европейского союза. Компания является субъектом товаропроводящей сети предприятий концерна «Белнефтехим». Это — единственная из иностранных компаний, которая лицензию на право осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, выданную Минтрансом  Беларуси. Лицензия разрешает ей экспедирование не только транзитных, но и экспортных грузов. Компания оказывает комплекс услуг по экспедированию мазута, бензина, дизтоплива по Литовской железной дороге и в порту Клайпеда, их перевалке на борт судна через терминал АО «Клайпедос нафта» и АО «Кровиню терминалас», по обеспечению проведения инспекции по количеству и качеству в порту Клайпеда, а также, при необходимости, при отгрузке с завода-производителя и т. д.

Какую позицию займет официальный Минск?

Мнения профильных экспертов по этому вопросу разделились. Близкий к нефтяным кругам эксперт в беседе с обозревателем БЕЛРЫНКА отметил, что Беларусь должна из двух зол выбрать наименьшее. То есть просчитать, что для нее выгоднее: снижение импорта российской нефти или же невыгодные поставки определенного объема нефтепродуктов в российские порты. При этом эксперт обратил внимание, что недавний нефтегазовый спор принес белорусской нефтеперерабатывающей отрасли потери в размере около 2 млрд. долларов. Поэтому, считает он, Беларусь не должна ввязываться в очередной нефтяной спор с Москвой, — тем более, что белорусские НПЗ сейчас находятся на ответственном этапе модернизации, и для них самая главная задача – скорейшее завершение намеченных инвестпрограмм.

Другие эксперты считают, что Беларусь должна отстаивать национальные экономические  интересы и не поддаваться требованиям, которые абсолютно неправомерны и противоречат подписанным ранее договоренностям.

На наш взгляд, официальный Минск вряд ли без «боя» примет российский ультиматум. Тем более, что ни одно из соглашений, регламентирующих условия поставки российской нефти в Беларусь, – ни в рамках «двойки» с Россией, ни в ЕАЭС, — не увязывает их объемы с географией транспортировки белорусских нефтепродуктов через определенные порты.

«Однако ситуация может развиваться непредсказуемым образом, если белорусской стороне не удастся убедить Москву в неправомерности подобного шага», — отметил чиновник профильного ведомства.

Путин лоббирует интересы РЖД

Еще недавно в ходе своего официального визита Бишкек в феврале 2017 года В. Путин  заявил, что России выгодны вложения в экономику Беларуси. «Если вы посмотрите на цифры, которые предоставляет МВФ, то увидите очень впечатляющие цифры в скрытой и прямой поддержке белорусской экономики (со стороны России). Но мы об этом не жалеем, потому что ( играем), что называется, «вдолгую», и российская экономика получит от этого выгоды, потому что это усиливает наш синергетический эффект и повышает нашу общую конкурентоспособность», — сказал он.

Эта поддержка – «просчитанные шаги в расчете на будущий результат», добавил В. Путин. В числе таких мер поддержки Беларуси он назвал кредиты, открытый рынок и беспошлинные поставки нефти.

Любопытный вопрос: почему спустя  4 месяца В. Путин  неожиданно сменил тон? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой.

Напомним, на белорусов, не желающих воспользоваться  50-процентной скидкой, В. Путину пожаловался президент РЖД Олег Белозеров. Эта жалоба имеет свои причины. В России в последние годы отчетливо обзначилась тенденция  снижения отгрузки железнодорожным транспортом и рост загрузки трубопроводного транспортом. По данным за 9 месяцев 2016 года, отгрузка нефтепродуктов железнодорожным транспортом в России упала на 11,8%, тогда как трубопроводным транспортом увеличилась на 5,3% .

По данным ФАС РФ на начало декабря 2016 года, доля железной дороги в перевозках нефтепродуктов на внутреннем рынке составляла более 70%, трубопроводного — менее 13%, а при экспорте, соответственно, — 48,4% и 44,6%, что, по сути, сделало их альтернативными видами транспорта.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, из-за строительства нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг» и реконструкции системы для увеличения поставок в Московский регион  РЖД в 2017-2021 годах потеряет до 29 млн. тонн перевозок светлых нефтепродуктов в год (это 30% всего объема таких перевозок по железной дороге в 2016 году). «Какую рабочую группу ни создавай, эти объемы уже потеряны, так как соглашения нефтяников с «Транснефтью» по прокачке жесткие и гарантированы по объемам», — отмечает он.

По мнению эксперта, основная причина потери объемов на железной дороге состоит в том, что РЖД не может вовремя согласовать тариф на год, в то время как операторы нефтяного рынка при всей волатильности рынка готовы заключать пятилетние контракты с «Транфнефтью».

В декабре 2016 года Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава и Союз операторов железнодорожного транспорта РФ направили письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу и главе Минэнерго Александру Новаку. Операторы попросили правительство разработать баланс на 3-5 лет с планами по объемам перевозок и их распределению между железной дорогой и трубопроводами, поскольку из-за оттока грузов с железной дороги обесценились масштабные инвестиции в нефтеналивные цистерны.

ОАО РЖД поддержало это обращение. «В современных экономических условиях решение об использовании для перевозки грузов различных видов транспорта принимается грузовладельцем, На принятие решения оказывают влияние состояние инфраструктуры и конкурентные условия деятельности перевозчиков различных видов транспорта, при этом не всегда учитываются интересы национальной экономики. В результате создается дисбаланс развития транспортного комплекса России в целом», — цитирует  вице-президента РЖД Салмана Бабаева газета «Коммерсантъ» (от 12 января 2017 года).

Правительство РФ на это обращение пока не ответило. Но аналитики полагают, что поправить ситуацию уже не получится, поскольку РЖД в свое время не заблокировало строительство новых нефтепродуктопроводов и не предоставило нефтяникам долгосрочные скидки.

Получается, что теперь российское руководство пытается  поправить незавидную экономику РЖД за счет белорусских нефтяников?

 

Тэги:

, , ,

У БЕЛАЗа — новый гендиректор

Александр Лукашенко согласовал на должность генерального директора ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергея Никифоровича, передает  БЕЛТА. Сергей Никифорович до того, как возглавить БЕЛАЗ, работал директором ОАО «Кузлитмаш» в Пинске. Должность гендиректора ОАО «БЕЛАЗ» оставалась вакантной с тех пор, как Петр Пархомчик был назначен на пост министра промышленности.

Прогноз курса рубля на неделю 28 сентября – 2 октября

Парадоксальная ситуация на БВФБ может сохраниться: предложение валюты будет превышать спрос на нее, однако курс доллара не снизится, а вырастет еще примерно на 1%. Уже в понедельник 28 сентября возможен подъем курса порядка 0,5%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе неожиданно прекратил снижение и даже вырос на 1,3%, достигнув 25 сентября до

Зачем покупать доллары, если есть золото?

Самым доходным видом вложения средств в текущем году в Беларуси стали вовсе не доллары, а драгоценные металлы. После нового подъема цен их покупки Минфином с 22 сентября, рост цены золота за год составил 72%, а серебра – примерно 2 раза. Эпидемия коронавируса и вызванный ею мировой экономический кризис привели к резкому росту цен на некоторые

Назначены ректоры трех медвузов Беларуси

Александр Лукашенко согласовал назначение ректоров трех медицинских вузов страны, передает  БЕЛТА. На должность ректора Белорусского государственного медицинского университета согласован Сергей Рубникович, который до настоящего времени работал заведующим кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования. Ректором Гомельского государственного медицинского университета согласован Игорь Стома, ранее работавший доцентом кафедры инфекционных болезней

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые

У белорусских банков уже не хватает рублей

В коммерческих банках Беларуси в последние дни возник дефицит рублей, в связи с чем некоторые банки прекратили выдачу кредитов населению и повысили ставки по рублевым депозитам. Но это, скорее всего, ненадолго. Если дефицит наличной валюты, который наблюдался в августе, еще можно понять – Беларусь ее не печатает, а зарабатывает и одалживает за рубежом, то проблемы

Бунт законопослушных

Александр Лукашенко разделил учителей на две категории – верных и неверных. Верным педагогам он пообещал всю доступную защиту, неверных присудил к изгнанию из школ. В далекие уже времена точно так же разделили журналистов – лояльных ему нарекли «честными», критиковавших его – «нечестными». С той поры в государственных газетах, на радио и телевидении «нечестных» журналистов не