23.08.2017, 9:22
Что будет с финансами Беларуси при зарплате в 1-1,5 тыс. BYN?
Теперь о долларах среди чиновников уже никто не вспоминает.
Президент Беларуси распорядился не только поднять зарплату в стране в конце 2017 года до 1 тыс. BYN, но и удержать ее в начале 2018 года, а затем увеличить еще до 1,5 тыс. BYN. Но выполнить эти поручения, не вызвав новый финансовый кризис в стране, невозможно.
Когда в начале 2017 года президент Беларуси приказал увеличить зарплату до 500 USD, существовало несколько теоретических возможностей решить эту задачу (см. «Сколько будет стоить Беларуси зарплата в 500 USD?»), было только непонятно, как станет действовать правительство. Ясности нет до сих пор, но уже известно, какие возможности использовать не удастся.
Возможности, от которых отказались
В частности, можно было увеличить зарплату в долларовом выражении за счет снижения курса доллара по отношению к белорусскому рублю. Это было вполне реально, так как население обеспечивает стабильный приток валюты на внутренний рынок, а проблему с выплатой внешнего долга удалось решить, нормализовав отношения с Россией, что позволило возобновить кредитование от Евразийского фонда стабилизации и развития и разместить еврооблигации на 1,4 млрд. USD. А 22 августа стало известно, что правительство РФ согласовало проект соглашения о выделении Беларуси еще и правительственного кредита в объеме 700 млн. USD.
Однако президент прикрыл эту возможность, изменив свое поручение по увеличению зарплаты с 500 USD на 1 тыс. BYN. Теперь о долларах среди чиновников уже никто не вспоминает.
Второй способ состоял в увеличении зарплаты всего на один месяц – в декабре, за счет выплаты вознаграждений за год. Однако и эту лазейку Александр Лукашенко прикрыл: 11 августа в ходе ознакомления с социально-экономическим развитием Бреста он заявил, что зарплату на уровне 1 тыс. BYN в конце года надо закрепить и не допустить ее снижения в начале 2018 года.
Более того, он сказал, что на тех предприятиях, где заработная плата в текущем году не поднимется до 1 тыс. BYN, необходимо сделать это в 2018-2019 годах, в результате чего зарплата в среднем по стране поднимется до 1,5 тыс. BYN. Требование сохранить достигнутый уровень зарплаты повторили и глава Администрации президента РБ Наталья Кочанова на оперативном совещании в Мингорисполкоме 14 августа.
Существовала возможность добиться роста заработной платы за счет сокращения численности работающих. В принципе, оно осуществляется довольно быстрыми темпами, однако и тут возникла проблема. Во-первых, в текущем году из-за удлинения пенсионного возраста выход людей на пенсию замедлился. Во-вторых, президент распорядился с 1 октября переделать его знаменитый декрет о «тунеядцах», поручив местным органам власти обеспечить работой всех желающих. Это требование только усложнит выполнение задачи увеличения средней зарплаты до 1 тыс. BYN.
И, в-третьих, президент постоянно требует обеспечить сокращаемых людей новой работой. В частности, в 2017 году планируется создать 70 тыс. новых рабочих мест.
Оставшиеся возможности
Итак, три имевшиеся реальных способа, за счет которых можно было обеспечить подъем заработной платы в декабре до 500 USD, отвергнуты. А что осталось то? Видимых способов решить задачу не видно, однако органы власти с уверенностью рапортуют президенту, что задача будет выполнена.
Ситуация выглядит несколько сюрреалистической. Министерство труда РБ даже разработало график роста зарплаты, отставание от которого в июне составило 1%, то есть 9 BYN (в июне зарплата достигла 819,3 BYN).
Не исключено, конечно, что чиновники рассчитывают, что президент согласится с тем повышением зарплаты, которое удастся осуществить, и все эти разговоры о зарплате и ее удержании на высоком уровне в 2018 году это всего лишь средство занять чем-то умы населения и прессы. Большой спектакль.
Некоторые основания для такого предположения имеются. Например, Александр Лукашенко недавно поручил закончить уборку зерновых 20 августа. Убрано на эту дату было всего 90,1% посевов, но никаких претензий президент никому не предъявил. Акцент был сделан на том, что урожай вышел хороший.
Так может произойти и с зарплатой. Нужен будет только какой-то хороший результат, на который можно будет переключить внимание людей и прессы. И он может быть получен. В настоящее время курс доллара по отношению к белорусскому рублю снижается, и, в принципе, если Нацбанк откажется от покупки им валюты на внутреннем рынке, он вполне может снизить курс до такого уровня, что зарплата вырастет до 500 USD. В таком случае можно будет сказать, что 1 тыс. BYN не получилось, но 500 USD обеспечены.
Основания для предположения о возможности такого сценария также имеются. А именно, 22 августа Александр Лукашенко на совещании с правительством и Нацбанком почему-то спросил, какие меры принимаются для укрепления белорусского рубля. Вопрос очень странный, так как курс рубля в Беларуси формально является плавающим, более того, в настоящее время Нацбанк скупает валюту на внутреннем рынке, чтобы не допустить укрепление белорусского рубля. Не исключено, что банк получит намек президента на прекращение такой практики, что действительно приведет к укреплению рубля. Правда, это ухудшит конкурентоспособность белорусских экспортеров и снизит возможности Нацбанка по пополнению резервов, но проблемы будут нарастать постепенно, и возникший со временем (в 2018-2019 годах) кризис можно будут списать на какие-нибудь внешние обстоятельства.
Конечно, теоретически существует и третий способ повышения зарплаты, на который формально и ориентируется правительство: за счет роста экономики и доходов бюджета и предприятий, то есть за счет роста производительности труда. Но успехи на этом пути весьма скромны. Как сообщил Андрей Кобяков 1 августа на заседании Совета министров РБ, за пять месяцев текущего года производительности труда выросла всего на 2,7%. А зарплату за II полугодие 2017 года предстоит увеличить на 22,1%.
Добиться подъема производства и зарплаты теоретически возможно за счет кредитной эмиссии. Но судя по действиям Нацбанка, он на это не пойдет. Правда, ставки по рублевым кредитам снижены, а объемы кредитования растут, но увеличение довольно умеренное.
Не исключено, что правительство попытается обойтись без Нацбанка. Сделать это можно за счет роста объемов производства в долг. На такую возможность указывает рост внешней дебиторской задолженности белорусских предприятий в июне 2017 года по сравнению с маем на 7% (на 507,6 млн. BYN, то есть примерно на 260 млн. USD) — до 7,76 млрд. BYN. С начала года данная задолженность выросла на 6,6%, то есть скачек произошел только в июне. Денег страна не получила, но продукция произведена, внешняя торговля выросла, можно с чистой совестью поднимать зарплату.
Правда, со временем у предприятий, которые так поступают, возникнут финансовые проблемы и финансовый кризис в стране будет неминуем, но это же когда еще будет. А пока что возможности для такой деятельности расширяются: 28 июня вступил в силу указ президента РБ от 23 июня 2017 года №221, в соответствие с которым, в частности, увеличены сроки завершения внешнеторговых операций при экспорте с 90 до 180 дней с даты отгрузки товаров. Таким образом, ворота для отправки белоруской продукции за рубеж без получения денег открыты.
Внешнеторговыми операциями можно не ограничиваться, для наращивания производства в долг подходит и внутренний рынок. Поэтому, возможно, не случайно в июне внутренняя дебиторская задолженности в РБ увеличилась примерно на такую же сумму, как и внешняя, а в целом данная задолженность выросла на 3,3% по сравнению с маем и достигла 31,7 млрд. BYN. Прирост за один месяц составил около 1 млрд. BYN. Предприятия активно поставляют товары, не получив за них денег, но основания для увеличения зарплаты у них появились.
Как видим, у правительства и Нацбанка имеется возможность увеличения зарплаты, но только ценой увеличения риска возникновения финансового кризиса в 2018 году, что приведет к девальвации рубля и росту инфляции. Что поделаешь, чудес в экономике не бывает, кому-то придется заплатить за зарплату в 1-1,5 тыс. BYN.