19.08.2017, 9:00
Сползает ли Беларусь с нефтяной иглы?
Энергетика
Надежды белорусского руководства на то, что отечественная экономика в последнее время начала восстанавливаться благодаря несырьевому экспорту, иллюзорны.
Недавний обвал цен на нефть и падение нефтяных доходов серьезно озадачили белорусское руководство и поставили перед фактом необходимости сменить экспортные приоритеты: сделать ставку на экспорт несырьевых товаров.
По оценкам Всемирного банка, размер российской нефтяной субсидии Беларуси в 2016 году составил 5% ВВП. Это заметно ниже, чем, в 2015 году, когда эта субсидия достигала 7,6%. Нефтяная «рента» Беларуси сжалась из-за падения цены на нефть. Слабое восстановление мировых цен на нефть (по прогнозу ВБ, до 55 долларов за баррель в 2017 году и до 60 долларов — в 2018 году) приведет к дальнейшему снижению выгод Беларуси от переработки российской нефти. Тем более, что невзирая на мировую конъюнктуру цены на нефть для Беларуси вырастут вследствие налогового маневра в России. А поскольку мировые цены быстро не восстановятся, то объем нефтяной субсидии для Беларуси и далее будет уменьшаться.
Таким образом, «без конкурентоспособного несырьевого экспортного сектора низкие мировые цены на нефть продолжат подрывать устойчивость экспортной выручки Беларуси», — подчеркнула экономист Всемирного банка Марина Сидоренко в мае 2017 года.
Оживлению белорусской экономики помогла Россия
Между тем, на совещании по приоритетам внешней политики в июле 2017 года было заявлено чуть ли не о новых тенденциях в белорусской экономике. «В нынешнем году прирост белорусского экспорта за январь-май превышает 20%, (около 2 млрд. долларов). Без учета нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений экспорт вырос еще больше — почти на 30%», — подчеркнул А. Лукашенко.
Нынешний рост белорусского экспорта на фоне его недавнего падения не особо впечатляет (отметим, что в 2015 году экспорт снизился на 24,2%, а в 2016 году — еще на 9,3%.).
Отметим, что белорусская промышленность начала свое восстановление в IV квартале 2016 года – прежде всего, благодаря активизации спроса в России. Но это восстановление не помогло белорусской экономике преодолеть потери от снижения в 2016 году переработки нефти белорусскими НПЗ (потеря валютной выручки – около 1,3 млрд. долларов) и падения мировых цен на нефть (потеря – около 1,65 млрд. долларов), что сказалось на объемах финансирования госпрограмм, инвестициях в основной капитал и т. д.
Нынешнее оживление белорусской экономики эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка России связывают преимущественно с восстановлением экономической активности в России. «Внешний спрос со стороны РФ поддерживает показатели промышленности (6,1% в I полугодии 2017 года), экспорт которой растет ускоренными темпами», — говорится в недавнем обзоре Центра. В результате в январе-мае поставки сельхозтехники в Россию увеличились в физических объемах на 63,6%, тракторов — на 26,8%, трансформаторов — в 3,8 раза. Транспортная отрасль, динамика которой тесно связана с состоянием индустриального сектора, показала рост валовой добавленной стоимости в I полугодии на 5,2%, в частности, грузооборот железнодорожных перевозок вырос на 17,2%.
Еще один фактор ускорения белорусской экономики – аномально холодная погода, которая вынудила отложить окончание отопительного периода. В результате чего снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом выросло в первом полугодии 2017 года на 5,5%, отмечают российские эксперты.
Россия остается основным торговым партнером для белорусских предприятий. Доля российского рынка в экспортных поставках Беларуси достигает 45% от общего объема экспорта. Как следствие, рост инвестиций в сельское хозяйство России обусловил увеличение закупок белорусской сельхозтехники, а российские контрсанкции позволили белорусским поставщикам продовольствия нарастить поставки в РФ.
Воспользовавшись оживлением в экономике России, белорусская промышленность увеличила объемы производства, что стало основной причиной роста ВВП в 1 полугодии 2017 года на 1%. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, при прогнозе роста на 0,2%. Наибольший вклад в увеличение ВВП внесла промышленность: индекс промышленного производства составил 106,1%, рост производства отмечен в 13 из 16 видов промышленного производства.
Россия: растут цены на нефть — растет сырьевая зависимость РФ
Очевидно, что оптимистичный рост ВВП Беларуси «завязан» на позитивные тенденции в экономике России, что подстегивает повышенный спрос на белорусскую продукцию. Между тем, оживление российской экономики обусловлено не структурными сдвигами и ростом несырьевого экспорта, а прежде всего улучшением конъюнктуры на сырьевых рынках, и, прежде всего, повышением цен на нефть.
Недавно министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в 2017 году российский бюджет достиг максимальной за последние 10 лет устойчивости к перепадам нефтяных цен. Этот результат он объяснил снижением нефтегазового дефицита: этот показатель снизился на 0,6 процентного пункта, до 8,4% ВВП.
Согласно данным Российского экспортного центра (РЭЦ), объем несырьевого экспорта РФ в первой половине 2017 года составил 90 млрд. долларов, увеличившись на 27,5% в годовом выражении. Однако доля его в общей структуре зарубежных поставок сократилась на 0,7 процентного пункта — до 53,7%, В общей структуре экспорта России главными драйверами роста были топливо (+37%) и минеральное сырье (+35%). Среди отдельных товаров максимальный рост спроса отмечался на нефть (+12,7 млрд. долларов) и нефтепродукты (+9,7 млрд. долларов).
Доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете РФ остается чрезвычайно высокой, отмечают эксперты, хотя она и снизилась по итогам I полугодия 2016 года до 36% против пикового значения — 53% в 2014 году.
Сырьевая зависимость России механически снижалась вместе с падением цены нефти, но с восстановлением цен эта зависимость вновь стала расти. Если цена нефти будет стоить около 50 долларов за баррель, зависимость от сырьевых доходов России только возрастет, подчеркивают аналитики.
Белорусские надежды на экономическое «чудо» по-прежнему привязаны к нефти
Отметим, что несмотря на то, что доля нефтяных доходов в бюджете в последние годы снижается, надежды белорусского правительства на экономический рост по-прежнему привязаны к перспективам роста цен на нефть.
В частности, белорусский бюджет-2017 сформирован на основе консервативного сценария условий экономического развития. Основные его параметры: цена на нефть — 35 долларов за баррель, курс российского рубля — 75 рублей за 1 доллар, ставка рефинансирования — 15-17%. Доходы бюджета Беларуси на 2017 год предусмотрены в сумме 18,2 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2016 года на 6,1 %.
Согласно предварительным данным Нацбанка, в I полугодии 2017 года положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами Беларуси составило 420,5 млн. долларов против отрицательного в 135,8 млн. долларов в аналогичном периоде 2016 года. В торговле товарами был получен дефицит в размере 1,126 млрд. долларов, что на 13,4% меньше, чем в январе-июне 2016 года. В торговле услугами также был получен профицит — 1,433 млрд. долларов (на 43% больше).
Экспорт товаров и услуг превысил 16,759 млрд. долларов и увеличился по сравнению аналогичным прошлогодним периодом на 20,5%. В том числе экспорт товаров составил более 13,258 млрд. долларов (+ 23,1%), экспорт услуг — более 3,501 млрд. долларов (рост на 11,3%). Импорт товаров и услуг за полугодие сложился в размере более 16,339 млрд. долларов и вырос по сравнению с январем-июнем прошлого года на 15,7%. В том числе импорт товаров превысил 14,270 млрд. долларов (рост на 19,1%), импорт услуг – 2,068 млрд. долларов (сокращение на 4,1%).
Важную лепту в эти достаточно оптимистичные показатели внесла, безусловно, цена на нефть. В 2017 году цена нефти была заметно выше заложенного в белорусский бюджет уровня в 35 долларов за баррель.
В первом полугодии 2017 года средняя цена Urals достигла 50,3 долларов за баррель (Отметим, что минимум с начала стартовавшего осенью 2014 года цикла падения цен на нефть был зафиксирован по итогам января 2016 года — тогда Urals стоила 28,8 долларов за баррель. По итогам 2016 года средняя цена нефти составила 41,9 долларов за баррель).
Как результат, белорусская нефтяная отрасль приросла в I полугодии 2017 года на 930 млн. долларов, несмотря на падение объема переработки российской нефти на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до 9,140 млн. тонн. Тем не менее, нефтяные котировки позволили Беларуси компенсировать потери, полученные в результате снижения объемов переработки нефти. В январе-июне 2017 года Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 31% в сравнении с годом ранее — до 6,115 млн. тонн, однако в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился на 7% — до 2,638 млрд. долларов.
Российский Минфин не хочет субсидировать нефтепереработку
Бюджету РФ наибольший доход приносит нефтяной экспорт. Сейчас в правительстве России обсуждается возможность замены налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД). Цель – стимулировать добычу нефти. Отметим, что НДД, в отличие от НДПИ, будут взимать не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и перевозку. Минэнерго РФ собирается запустить пилотный проект по введению НДД с 1 января 2018 года. Министерство полагает, что после введения НДД годовая добыча нефти в России к 2036 году увеличится на 60 млн. тонн.
Сейчас бюджет РФ фактически субсидирует российскую нефтепереработку, так как экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть. По оценкам экспертов компании Vygon Consulting, в 2016 году из-за субсидии для нефтепереработки бюджет потерял около 0,5 трлн. рублей, а в 2017 году потери вырастут до 0,65 трлн. рублей, в 2018 г. — до 0,7 трлн. рублей, С учетом поставок нефти Беларуси субсидия составила 450-500 млрд. рублей. При этом при росте цен на нефть объем субсидии будет увеличиваться.
Получается, что таможенная субсидия сейчас обеспечивает рентабельность не очень эффективной российской нефтепереработке. Ее вклад в маржу среднеотраслевого НПЗ в 2016 году составил 4,7 доллара за баррель, отмечают эксперты Vygon Consulting. При этом среднеотраслевая маржа переработки нефти за последнее время сократилась в 2 раза — с 3,5 долларов за баррель в 2015 году до 1,7 доллара за 1 баррель в 2016 году, — в основном из-за падения цен на нефть.
Российский Минфин по-прежнему предлагает обнулить таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты с 2019-2020 годах, сохранив поддержку стратегически важных НПЗ, ориентированных на снабжение внутреннего рынка. По мнению экспертов, обнулить пошлины необходимо в период низких цен на нефть, чтобы влияние на цены нефтепродуктов на внутреннем рынке было минимальным. А поскольку балансировка рынка нефти ожидается после 2020 года. то таможенные пошлины нужно обнулить не дожидаясь повышения цен на нефть. У Минэнерго РФ другая позиция – здесь считают, что пошлина может быть обнулена не раньше завершения модернизации российских НПЗ – то есть, с 2021 года.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В товарной структуре белорусского экспорта в 2016 году наибольший стоимостный объем составляли нефтепродукты – 17,2% общего объема экспорта, хотя их объем снизился на 39,0%, или на 2,6 млрд. долларов. Основными импортируемыми товарами была нефть – 4 млрд. долларов. Общий стоимостный объем поставок нефти снизился на 29,7% при снижении физического объема поставок (на 20,5%) и цены (на 11,5%).
В проекте концепции прогноза развития экономики Беларуси на 2018 год заложены два сценария: целевой — для прогноза, и консервативный — для формирования бюджета. Консервативный сценарий предполагает прирост ВВП в 2018 году на уровне 1,1%. В этом сценарии заложена цена на нефть. на уровне 40 долларов за баррель, курс российского рубля — 70 рублей за доллар, темп прироста ВВП России — не выше 1,5%.
Среднесрочная финансовая программа республиканского бюджета на 2017–2019 годы также составлена исходя из достаточно консервативных подходов: в 2017 году в программе заложена цена на нефть марки Urals на уровне 35 долларов за баррель, в 2018 году — 42 доллара, в 2019 году — 50 долларов.
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука
- Правительство продлило запрет на вывоз некоторых промтоваров
- Внешняя торговля товарами сократилась на 6,5% — данные Белстата