• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Второй квартал 2017 года ознаменовался продолжением осуществления ранее проводимой государством экономической политики, направленной на попытку решения экономических проблем преимущественно административными методами. Об этом свидетельствуют следующие нормативные документы, принятые в Беларуси в апреле-июне 2017 года.

Налоговая политика

Несмотря на декларируемую стабильность налогового законодательства, по факту государство постоянно совершенствует порядок исчисления и уплаты налогов. Не стал исключением и второй квартал 2017 года. При этом процесс совершенствования представляет собой «двухстороннее движение».

С одной стороны, государство устанавливает дополнительные льготы. Так, Указом № 101 от 3 апреля 2017 года, внесены уточнения в перечень лекарственных средств, медицинских изделий и протезно-ортопедических изделий, а также сырья и материалов для их изготовления, освобождаемых от обложения НДС. Указ, как обычно у нас бывает, вступает в силу задним числом с 1 января 2017 года.

С другой стороны, государство постоянно пытается найти новые источники поступления в бюджет. Так, постановлением Совета Министров от 27 марта 2017 года № 226 установлено задание для 34 предприятий по перечислению в бюджет части прибыли в сумме 41,8 млн. белорусских рублей. Суммы дополнительных отчислений в бюджет должны быть перечислены ежемесячно равными долями с апреля по июль 2017 года.

Также вступил в силу с 1 января 2017 года и Указ от 6 апреля 2017 года № 105. Данным нормативным документом были отменены льготы по налогу на прибыль для туристических объектов, гостиниц и других объектов, занятых в сфере туризма и отдыха (охоты и рыболовства). Кроме того, Указом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная после 1 января 2015 года, при расчете размера ежегодной арендной платы за земельный участок, принимается в белорусских рублях на дату оценки. Фактически государство пытается «отвязать от доллара» арендные налоговые платежи по земле.

Продолжает правительство и работу по расширению перечня стран, с которыми заключен договор об избежании двойного налогообложения. Так 3 мая 2017 года законами Республики Беларусь № 23-З и № 24-З были ратифицированы соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Пакистан и административным районом Гонконг Китайской Народной Республики.

С 16 июня 2017 года обязаны маркироваться контрольными знаками жидкости для использования в электронных системах курения разлитых в упаковку любой вместимости. Данная норма закреплена постановлением Министерства по налогам и сборам от 2 мая 2017 года № 7.

Бюджетная поддержка экономики

Одним из направлений правового регулирования экономики во 2 квартале 2017 года стало принятие нормативных актов, направленных на поддержание предприятий за счет бюджетных средств. Специальным Указом от 12 апреля 2017 года № 120 ОАО «Камволь» до 31 декабря 2021 год предоставлено отсрочка по выплате кредитов ОАО «АСБ Беларусбанк». При этом сами кредиты и проценты по ним должны быть погашены в 2022-2026 годах.

Этим же Указом предоставили право на превышение предельного уровня дефицита бюджета г. Минска на 2017 год, установленного законом «О республиканском бюджете». Превышение дефицита допускается за счет средств инновационного фонда в сумме 27,2 млн. рублей, направленных в 2017 году на поддержку ОАО «Камволь».

Указом от 12 апреля 2017 года № 118 на 10 млн. рублей увеличена доля государства в уставном фонде ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». Данная сумма являлась задолженностью предприятия перед республиканским инновационным фондом.

Из этой же серии и Указ от 3 апреля 2017 года № 100. Согласно данному документу на сумму задолженности в сумме 29,9 млн. рублей перед республиканским централизованным инновационным фондом увеличивается доля государства в уставном фонде ОАО «Белорусским металлургический завод».

На поддержку деревообрабатывающих предприятий направлено действие Указа от 3 апреля 2017 г. № 102. Данным нормативным документом деревообрабатывающим предприятия предоставлена очередная отсрочка и рассрочка в погашении кредитов, бюджетных ссуд и задолженности по налогам. Так, по бюджетным ссудам рассрочка уплаты предоставлена на период с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2022 года. По 31 декабря 2025 года предоставлена рассрочка в уплату задолженности по возмещению платежей, произведенных из республиканского бюджета в связи с исполнением гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам банков, ранее выданных деревообрабатывающим предприятиям. До 31 декабря 2019 года ОАО «Борисовдрев» дана рассрочка в оплате задолженности по НДС.

Постановлением Совета Министров от 31 мая 2017 года № 404 ОАО «Речицадрев» за счет средств бюджета возмещаются проценты за пользование кредитами в ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»». Аналогичная мера государственной поддержки предусмотрена и для ОАО «Ивацевичдрев».

Указом от 11 мая 2017 года № 151 ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»» предоставлена беспроцентная отсрочка в погашении бюджетного кредита до 2021 года. Бюджетная ссуда эквивалентна 1 193 тыс. долларов США.

Либерализация законодательства

Были приняты во 2 квартале 2017 года и некоторые документы, направленные на либерализацию законодательства. Так, постановлением Совета Министров от 13 апреля 2017 г. № 282 установлена возможность заключения договора оказания туристических услуг после его одностороннего подписания со стороны туристов.

Речь в частности идет о публичной оферте, когда типовой договор оказания туристических услуг начинает действовать после его подписания туристам на сайте белорусской туристической компании без обязательного двухстороннего подписания бумажной версии договора. Данный шаг направлен на развитие въездного туризма и выглядит логическим продолжением политики безвизового въезда иностранных туристов в Республики Беларусь.

Указом от 6 апреля 2017 года № 109 внесены изменения в некоторые нормативные документы, касающиеся вопросов лизинга. Так документом определен порядок регистрации граждан в жилых помещениях, являющихся объектом лизинга. Определено понятие «квартира», «жилой дом», «руководящая должность», «собственный капитал» по отношению к лизингу жилых помещений и некоторые другие редакционные изменения. Указ вступит в силу с 9 октября 2017 года.

Государство расширяет возможности финансирования коммерческих организаций под уступку прав требований – облигаций. Так, Указом от 11 мая 2017 года № 154 предусмотрено создание специальных финансовых организаций, которые смогут эмитировать облигации для финансирования предприятий. Указ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Указом от 29 мая 2017 года № 192 упростилась процедура покупки валюты физическими лицами. Государство отменило обязательное предоставления паспортов физическими лицами для покупки валюты.

С 28 июня 2017 года более либеральным стало законодательство о внешнеэкономической деятельности.  Так, с 90 до 180 дней увеличен срок прекращения внешнеэкономических договоров по экспорту, с 60 до 90 дней – срок прекращения договоров по импорту. Для договоров строительства введены новые сроки – не позднее даты завершения нормативного срока строительства объектов. Данные нововведения введены Указом от 23 июня 2017 года № 221 и направлены на стимулирование экспорта белорусских товаров и услуг.

С 3 сентября 2017 года упрощается порядок приостановки деятельности индивидуальными предпринимателями, которые содержаться под стражей либо отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Данный порядок утвержден постановлением Совета Министров от 13 июня 2017 года № 446.

Административное регулирование экономики

Отдельного внимания заслуживают нормативные акты, направленные на административное регулирование экономики. Так, постановлениями Министерства труда и социальной защиты № 19 и № 20 от 21 апреля 2017 года были установлены минимальные потребительские бюджеты и бюджеты прожиточного минимума для различных социальных групп. Указанные бюджеты установлены на период с 1 мая 2017 года по 31 июля 2017 года. Минимальный потребительский бюджет для трудоспособного населения составил 396,75 белорусских рублей, а бюджет прожиточного минимума – 204,35 белорусских рублей. Государство считает, что таких денег вполне достаточно для жизни в современной Беларуси.

Уточнен правительством и размер процентов по долгосрочному субсидиарному кредиту ОАО «Агентство по управлению активами». Постановлением Совета Министров от 7 апреля 2017 года установлено, что в 2017-2018 года ставка будет равна 0,4 ставки рефинансирования Национального Банка. В 2019-2016 годах ставка процента будет равна ставке рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь. Похоже, что именно к 2019 году государство планирует добиться приемлемого (однозначного) уровня ставки рефинансирования Национального Банка.

Постановлением Совета Министров от 29 апреля 2017 года № 320 утвержден план-график государственной программы инновационного развития Беларуси на 2016-2020 годы. Программа состоит из 89 инвестиционных проектов и в очередной раз подчеркивает уникальность белорусской экономической модели: чиновники опять пытаются спрогнозировать долгосрочные тенденции в развитии мировой экономики, которые позволят повысить спрос на белорусские товары. Что из этого выйдет, на этот раз догадаться не трудно, достаточно вспомнить ранее проведенную модернизацию белорусских предприятий деревообработки, цементной промышленности и так далее по списку предприятий, которым постоянно оказывается господдержка (смотри раздел «Бюджетная поддержка экономики»).

Об ухудшении экономической ситуации свидетельствует Указ от 16 июня 2017 года № 212 согласно, которому предприятиям системы сбора металлолома поручено открывать специальные счета для закупки металлолома у населения.  Похоже, дефицит финансовых ресурсов у ОАО «Белвторчермет» и ОАО «Белцветмет» и подведомственных им предприятиях вынуждает государство создавать отдельную систему специальных счетов, защищенную от ареста денежных средств и приостановление операций по счетам.

Изменения в бухгалтерском учете

Во 2 квартале 2017 года продолжилась и работа по совершенствованию бухгалтерского учета. Так, постановлением Министерства экономики № 9 от 10 апреля 2017 года внесены существенные изменения в порядок начисления амортизации основных средств. Суть изменений заключается в уточнении перечня объектов основных средств, введении новых объектов основных средств и уточнения сроков начисления амортизации по многим основным средствам. Постановление вступило в силу с 1 мая 2017 года и разрешает организациям, как пользоваться «старыми» нормами амортизации, так и применять новые сроки использования основных средств. Последнее может быть использовано при налоговом планировании на предприятиях.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 12 апреля 2017 года № 17 введены новые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам государственных организаций. Если ранее действовавшие с 2005 года нормы затрагивали 101 категорию работников, то новые нормы затрагивают только 44 категории работников государственных организаций. Похоже, проблемы с бюджетом вынуждают правительство искать новые источники сокращения расходов бюджета, в том числе и за счет средств индивидуальной защиты работников. Постановление вступило в силу с 12 мая 2017 года и должно учитываться в бухгалтерском учете государственных предприятий.

Поддержка сельского хозяйства

Целый ряд документов, принятых во 2-м квартале 2017 года, был направлен на поддержку сельского хозяйства. Так, Указами Президента № 135 и № 136 от 27.04.2017 года вводятся ранее неоднократно применявшиеся, и не принесшие ощутимого результата решения по государственной поддержке для сельскохозяйственных предприятий Гомельской и Гродненской области.

Суть «нововведений» заключается в очередном переподчинении сельскохозяйственных организаций новым управляющим предприятиям, предоставлении отсрочек и рассрочек в погашении долгов, и в выпуске облисполкомами облигаций для погашения долгов перед банками. Насколько эффективными окажутся старые новые рецепты поддержки белорусского сельского хозяйства, покажет только время. Здесь же отметим, что аналогичные меры государственной поддержки для сельскохозяйственных предприятий Могилевской области предусмотрены Указом от 5 мая 2017 года № 147.

Указом от 12.04.2017 г. № 117 был определен перечень организаций, которым банки обязаны предоставить кредиты для закупки продукции растениеводства у предприятий и населения для государственных нужд. Этим же документов определен и порядок компенсации банкам за счет средств бюджета процентов по кредитам, выданным на закупку продукции растениеводства.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 10 мая 2017 года № 142 утверждены новые цены на льноволокно, закупаемое для государственных нужд. Изменения внесены в приказ, действовавший с 2014 года.

Традиционная процедура поддержки сельского хозяйства за счет средств бюджета предусмотрена Указом от 11 мая 2017 года № 155. Так, за счет бюджетных средств предусмотрено увеличение уставного фонда ОАО «Белагропромбанка».  В дальнейшем эти средства Указом поручено направить на кредитование сельскохозяйственных организаций, для закупки удобрений и горюче-смазочных материалов.

Государственное регулирование ВЭД

Продолжало государство во 2 квартале 2017 года и активно регулировать внешнеэкономическую деятельность. Так, постановлением Совета Министров от 03 мая 2017 года № 329 государство установило квоты на ввоз отдельных видов риса длиннозерного. Ввоз риса длиннозерного будет осуществляться на основании специальных лицензий и искусственно ограничит предложение риса, а значит, повлияет на рост цены на рис.

В свою очередь постановлением Совета Министров от 2 мая 2017 года № 326 введен временный запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота из Беларуси. Запрет вводится до 10 ноября 2017 года и касается запрета на вывоз шкур за пределы Евразийского экономического союза.

При этом экспорт дубленых кож может производиться только по разовым лицензиям. Данный порядок закреплен постановлением Совета Министров от 12 мая 2017 года № 350. Аналогичная процедура лицензирование экспорта в отношении регенерируемых бумаги и картона (макулатуры и отходов) предусмотрено постановлением Совета Министров от 12 мая 2017 года № 351. Постановлением Совета Министров от 02 июня 2017 года № 414 определен перечень отдельных видов лесоматериалов, экспорт которых осуществляется также по разовым лицензиям.

Указом от 11 мая 2017 года № 152  предоставлено право ОАО «Беларуськалий» выступать гарантом и поручителем по обязательствам ОАО «Белорусская калийная компания». Данное решение, по мнению государства, должно помочь росту экспорта калийных удобрений.

В свою очередь, Указом от 06 июня 2017 года № 202 задним числом с 1 апреля и до конца года были отменены экспортные таможенные пошлины на калийные удобрения. Ранее таможенные пошлины составляли 55 евро за 1 тонну. Очевидно, что для стимулирования экспорта государство пошло на ущемление интересов бюджета.

Постановлением Совета Министров от 30 мая 2017 года № 397 правительство изменило вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты. Ставки вывозных пошлин с 1 июня 2017 года были снижены, что приведет к очередным потерям бюджета.

Регулирование ценообразования

Отдельный перечень нормативных документов, связан с регулированием цен в Беларуси. Так, постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 19 мая 2017 года № 26 определено порядок индексации цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию. Постановлением этого же Министерства от 15 мая 2017 года № 25 определены предельные максимальные тарифы на услуги аэропортов и аэронавигационные услуги.

Обобщая мониторинг экономического законодательства Беларуси можно отметить следующие направления деятельности, которое государство считало приоритетными во 2 квартале 2017 года: 1) формирование бюджета; 2) бюджетная поддержка государственных предприятий; 3) внешнеэкономическая деятельность; 4) административное регулирование экономики. Фактически государство продолжает пытаться сохранить существующую административно-государственную экономическую модель, поддерживая государственные предприятия, и пытаясь провести отдельные либеральные преобразования во внешнеэкономической деятельности, лизинге, облигациях. Помогают ли данные незначительные либеральные преобразования улучшить макроэкономическую ситуацию в белорусской экономике, каждый белорус может почувствовать сам на своем рабочем месте и на своей зарплате.

Тэги:

, ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Себестоимость, стоимость и цена рабочей силы

В отличие от заработной платы, которая  всегда заканчивается в тот момент, когда деньги больше всего нужны,  идеи, тем паче художественные образы, особенно удачные, могут кормить всех и всегда. И богачей, и бедняков одинаково. Многие помнят сценку из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке»,  когда дед Нечипор интересуется у новоявленного атамана (верховного правителя села), есть ли у

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и