Появление у Польши американских комплексов ПРО может придать новый стимул гонке вооружений в нашем субрегионе.

В ночь на 6 июля 2017 года США и Польша подписали меморандум о продаже Вашингтоном Варшаве усовершенствованных систем противоракетной обороны Patriot PAC-3, которые должны стать ответом на размещение Россией у польских границ оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер».

Всего Варшава планирует закупить восемь комплексов Patriot, первые из которых будут поставлены в Польшу к 2022 году. «Достижение оперативной готовности ожидается в 2023 году», — говорится в тексте меморандума.

Специально для Польши

Как сообщил на брифинге министр обороны страны Антоний Мацеревич, американские системы ПРО будут поставлены «в самой современной конфигурации», подобной той, которую намеревается использовать сама армия США, — с сетецентрической системой IBCS и всенаправленной радиолокационной системой. «Эта система специально адаптирована к польским требованиям и имеет уникально подобранную конфигурацию», — отметил глава польского военного ведомства. Кроме Польши, такую пока имеет только Израиль.

Польский министр добавил, что частью контракта должна стать офсетная сделка, в рамках которой США поделятся с Варшавой, в частности, технологией всенаправленного радара.

«Это были сложные переговоры не только для нас, но и для американской стороны, которая должна была адаптировать свою систему к требованиям польской армии», — подчеркнул Мацеревич.

По его словам несколько ранее было принято решение о приобретении ракет Homar. «Это дает полную безопасность перед любым врагом, который может Польше угрожать. … Польская армия будет располагать самой современной системой и будет гарантировать полную безопасность».

Глава Минобороны РП подчеркнул, что приобретение ракет связано с «особыми обстоятельствами», в которых сейчас находится его страна, ввиду агрессивной политики Кремля. Он также заявил, что Patriot может стать ответом на российские ракеты «Искандер», размещенные в соседней Калининградской области.

Комментируя американо-польскую сделку, эксперты уточнили, что Польша желает приобрести Patriot в комплектации c интегрированной боевой командной системой (Integrated Battle Command System — IBCS) производства Northrop Grumman, которая создается для перспективной системы Integrated Air-and-Missile Defense (IAMD) армии США. Которая, в свою очередь, создается для замены ЗРК Patriot.

Согласно первоначальным намерениям, Польша желала получить первые два ЗРК в 2019 году, для которых компания Raytheon разработала «временную» систему управления до того времени, когда будет доступна IBCS.

Здесь нельзя не упомянуть о том, что ряд военных аналитиков считает более предпочтительным вариантом для Польши зенитно-ракетную систему MEADS, разрабатываемую Германией и Италией. А сделка с США по комплексам Patriot носит больше политический, чем военный характер.

Фото http://nationalinterest.org

Средство против российского шантажа

Если говорить об истории вопроса, то впервые серьезное внимание общественности к проблеме противоракетной обороны страны было привлечено публикацией в октябре 2012 года в Gazeta Wyborcza заявления тогдашнего руководителя Бюро национальной безопасности (БНБ) генерала Станислава Козея о намерении правительства его страны вложить от 10 до 14,1 млрд. злотых (порядка 3,2-4,5 млрд. долларов) в данный проект.

Необходимость столь значительных вложений обосновывалась тем, что до сих пор основу системы обороны страны с воздуха составляют шесть ракетных дивизионов, вооруженных модернизированными в Польше советскими зенитно-ракетными комплексами средней дальности С-125 «Нева». И лишь один дивизион имеет на вооружении дополнительно комплекс дальнего радиуса действия С-200 «Вега». Все эти системы малопригодны для противодействия современным средствам воздушного нападения и, в особенности, ракетам.

По замыслу инициаторов, будущая национальная система ПРО должна войти в качестве компонента в состав европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО). Она будет модульной и мобильной, чтобы ее можно было перебросить на горячие направления.

Финансирование строительства польской ПРО предполагалось осуществлять из средств военного бюджета страны в период 2013-2023 годов. Из слов Козея можно было понять, что в Варшаве считают инвестиции в собственную ПРО лучшим способом защиты от ракетного шантажа со стороны Москвы.

И замысел вскоре был облечен в закон о развитии национальной противовоздушной и противоракетной обороны до 2023 года, который был подписан президентом Брониславом Коморовским 12 апреля 2013 года. Документ предусматривает, что в 2014-2023 гг. на модернизацию и расширение систем ПВО и ПРО Польши пойдет не менее 20% расходов на модернизацию вооруженных сил. И эта сумма может быть увеличена, если рост экономики в этот период ускорится.

Как полагает ряд экспертов, непосредственным поводом для такого решения Варшавы стал отказ США от реализации четвертого этапа развертывания ПРО в Европе. В соответствии с ним планировалось разместить на континенте более совершенную версию ракеты-перехватчика SM-3 Block IIB, которая позволила бы перехватывать практически все тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты и даже некоторые ракеты межконтинентального класса.

В плане боевых возможностей отказ от четвертого этапа означал, что система ЕвроПРО не сможет обеспечить защиту союзников США от удара маневрирующих боеголовок или ракет, в частности, ОТРК «Искандер». Поэтому, несмотря на все перипетии внутриполитической борьбы, закон свою роль сыграл, и спустя четыре года упомянутый выше меморандум о поставке систем Patriot был подписан.

Попробуй попади

Между тем, по мнению ряда авторитетных военных аналитиков, даже использование системы Patriot PAC-3 MSE вряд ли сможет надежно защитить Польшу в случае применения против нее боеприпасов ракетного комплекса «Искандер». Одной из главных особенностей этого ОТРК является применение большого набора разнообразных средств преодоления ПРО.

Во-первых, его аэробаллистические ракеты не движутся к цели по баллистической траектории, а управляются на протяжении всего полета, который проходит на высоте 50 км. При этом они выполняет резкие маневры c перегрузкой в пределах от 20 до 30 g как сразу после старта, так и при подходе к объекту поражения. Что недоступно ни одной современной ракете-перехватчику.

Во-вторых, применение технологий Stealth еще больше расширяет возможности ОТРК «Искандер» в плане преодоления ПРО и делает его сопоставимым по неуязвимости ракет лишь с со стратегическими ракетными комплексами «Тополь-М» и «Ярс».

К этим средствам преодоления ПРО следует добавить еще одно: систему радиоэлектронного подавления. Она обеспечивает прикрытие ракеты на финишном участке полета. Специальная аппаратура ставит пассивные и активные помехи (посредством шумов и выброса ложных целей) любым обзорным и стрельбовым радарам ПВО и ПРО.

По словам разработчиков ОТРК «Искандер», конечно вычислительные возможности современных ПВО и ПРО очень велики, они быстро отсеивают ложные цели и пробиваются сквозь шумовой заслон. Но в любом случае на это им требуется время, которого «Искандеру» хватит, чтобы поразить цель.

Специалисты утверждают, что ни американский зенитный комплекс Patriot РАС-3, ни более современный Standard SM-3 не смогут обеспечить гарантированный перехват ракет комплекса «Искандер».

Можно не сомневаться, что руководство России не оставит без внимания появление систем ПВО/ПРО в Польше и незамедлительно примет ответные меры. В числе первых из них, может быть размещение на постоянной основе дополнительного числа пусковых установок ОТРК «Искандер» в Калининградской области.

Однако, не исключено, что одновременно Москва даст добро на поставку Минску, давно запрашиваемого белорусами, комплекса «Искандер-Э», с дальностью стрельбы 280 км. Что совершенно не исключает выдвижения на территорию РБ российских бригад, оснащенных более дальнобойными (до 500 км) ОТРК «Искандер-М».

Если же говорить о шагах белорусского военно-политического руководства, то его реакцией на появление у западных соседей систем Patriot вполне может стать наращивание как количества реактивных систем «Полонез», так и дальности их стрельбы (сегодня это 200 км). Даже сейчас одновременный залп 72 управляемых ракет единственного пока дивизиона этих белорусских РСЗО сделает невыполнимой задачу их перехвата.

А ведь «Полонез» и «Искандер» могут сыграть одновременно…

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,