8.06.2017, 9:31
«Ни прибавить, ни отнять» или (не)современное искусство для мальчиков/девочек
Фото Владимира Оганова.
В художественной галерее Михаила Савицкого с 17 мая по 4 июня, прошла персональная выставка художника Мариты и дизайнера Владимира Голубевых «Плюс/Минус». Выставка/инсталляция, выставка/проект, выставка, как философский код и художественный шифр, уже в самом названии заинтриговывает и стимулирует зрителя/соавтора на креативную/интерактивную деятельность по созданию сложных поливариантных смыслов и ассоциаций.
Выбор названия для этого арт-проекта, в виде универсально/абстрактного и утилитарно/практического, легко запоминаемого знака «+/-», мотивирован глобальностью и чрезвычайной сложностью масштабов современных культурных процессов. Он является закономерным итогом/началом поиска/рождения авторами новых образов, художественных эффектов и стилистических приемов.
По замыслу авторов, о котором они говорили во время лекции/экскурсии по выставке, которая прошла в Ночь музеев 20 мая, процесс осмысления работ в вибрирующем пространстве «ближе/дальше» у зрителя должен вызвать спонтанную радость/влюбленность в новую ассоциацию/метафору, в забытый образ/символ или несущественную/нужную деталь/вещь.
Для этого в проекте «Плюс/Минус», Марита и Владимир, продолжают свой поиск смыслов в искусстве и развивают идеи, высказанные/нарисованные ими в серии персональных проектов: «Холодно/Горячо» (2004 г.), «Книги БЫТиЯ» (2009 г.), «Инвентаризация № 11.12.13» (2013 г.) «АнтиквариАRT» (2014г.), «…время пить чай…» (2014 г.).
«Деконструкция красоты», «вульгаризация телесности», «симулякризация чувств», «эстетизация трэша», как модные методики пост модернизма, технологии разрушения и «человеческого я зрителя» и профессионального мастерства творца, чужды этим художникам. Центральная концепция авторов проекта, связана с пониманием «духовного разнообразия» в искусстве, как безусловного «здесь и сейчас» профессионального мастерства, слитого, «сплюсованного» с бесконечной трансформацией/интерпретацией Прошлого и Будущего, Ойкумены и Космоса.
Каждая серия/цикл работ, вновь и вновь поднимает вопрос о синтезе традиционных художественных средств и актуальных/сиюминутных культурных репрезентаций, предлагает «новую редакцию», позволяющую изобразительными средствами трансформировать «тексты культуры» в «текстуру» современного произведения искусства.
Работы Мариты Голубевой выполненные в сложных техниках работы с поталем (золотой фольгой) на грунтованном холсте и авторских технологиях росписи ткани и горячего батика, посвящены трепетному миру личных воспоминаний и красоты «простых» вещей. Блики солнца на воде, голубая бездна подземного озера, покрытые отлупившейся краской лазурные двери восточного города Марракеш, английский чайник и чашечка, повторенные и отраженные в зеркалах викторианских комодов, отражают непреходящую ценность самой жизни, как вечного обладания радостью восторга, перед удивительно ярким и насыщенным миром.
На холстах Владимира, мир архаичной мототехники, железа старых паровозов, латунных трубочек бензоколонок и рычажных механизмов весов, соседствует с образами детских игрушек и домашних животных, создавая удивительный сплав наивной доброты старой фотографии и холодного рационализма технического рисунка. Мертвая белая глубина пространства диптиха «Исход» где гора чемоданов, вызывает прямые ассоциации с миром беженцев XX и XXI веков, контрастирует на экспозиции с изумрудно-зеленым фоном полиптиха «Уикэнд», мини эссе о веселом празднике шашлыка. Не оставил зрителя равнодушным ни красный цвет на работе «Укрощение огня», ни месторасположение реального красного огнетушителя, которые вместе, корреспондируя в пространстве выставки и создали ироничную притчу о трагедии Первой мировой войны.
Сложные визуальные и смысловые палимпсесты, поддержаны автором в развернутых комментариях/названиях этих работ, так возникает и еще одна особенность выставленных картин, открытый для зрительской интерпретации, синтез философского слова и иллюзорной формы, социокультурного текста и художественного образа.
Объединяет работы авторов и кинематографический язык экранного искусства. Серии работ-инсталляций, как бы интерпретируют логику покадрового монтажа и использования разных планов, для визуализации масштаба замысла и масштабности композиции. Свободно переключая свое внимание, от фрагментов и мелких деталей вещей, покоряющих своей сверх/гипер материальностью, до иллюзий ландшафтно/панорамного пространства теплых морей и небес, зритель интегрируется в процесс игры в «zoom + и zoom -», и сам достраивает алгоритм действия по дешифровке изображения.
Волшебная иллюзия и прагматичный реализм — вот характеристики, создаваемых авторами «микро/макро» миров, где пространственно-временные категории, пройдя через смысловые обобщения, трансформируют свои контуры от вещественно-конкретного, объективного видения и художественного воспроизведения мира повседневности к господству чистых идей и концептов.
Выставка-инсталляция «Плюс/Минус», дискуссионный проект, где логика и эмоции меняются полюсами, где рациональные знания перерождаются иррациональными чувствами, а культура строиться вокруг «меры человека», как единственного соавтора автономного мира, в котором плюс может быть минусом, а минус — плюсом!