6.06.2017, 9:42
О пользе молока и молочной промышленности
Молочная отрасль Франции имеет давние традиции, и опыт французов может пригодиться белорусским производителям, которые ставят перед собой амбициозные цели значительного увеличения производства и переработки молока.
Беларусь лидирует по производству молока на душу населения – 752 кг в год и планирует наращивать объемы производства этой продукции. На III экспортом форуме «Беларусь молочная» начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ Алексей Богданов сообщил, что в 2017 г. по прогнозу Беларусь намерена увеличить производство молока и молочной продукции (в пересчете на молоко) на 6,9% по сравнению с 2016 г, в 2020 г. — на 28,8% по сравнению с уровнем 2016 г. до 9,2 млн. т. При этом экспорт молока и молочной продукции в 2017 г. должен вырасти на 8,8% до 4,6 млн. т, в 2020 г. — на 41% по сравнению с 2016 г. до 5,845 млн. т.
Для экспорта нужен не только объем, но и высокое качество продукции, что достигается повышением требований к качеству сырья, его транспортировки, переработки, упаковки и т. д. Качество белорусских молочных продуктов вполне достойное, но оно может быть гораздо выше, если белорусские производители смогут воспользоваться опытом в производстве и переработке молока своих коллег из других стран, в частности, Франции. Представители ведущих французских предприятий молочной отрасли, включая производителей оборудования, неоднократно приезжали в Беларусь и рассказывали о своих возможностях. В этом году они принимали участие в прошедшем в Минске молочном форуме.
Белорусские производители успели по достоинству оценить оборудование таких компаний, как CLAUGER, SERAC S.A.S. и др., поставленное на молокоперерабатывающие предприятия. «Французское оборудование является инновационным и крайне эффективным для удовлетворения потребностей в области продовольственной безопасности и повышения производительности предприятия, для увеличения срока хранения продукции при сохранении ее органолептических свойств, для экономии энергии и повышения урожайности», — сообщила БЕЛРЫНКУ руководитель проектов в Центральной Азии и СНГ ассоциации ADEPTA Рашлин Леви.
По ее словам, эффективность оборудования достигается за счет использования автоматизированных и универсальных производственных линий. «Я считаю, что французы делают все возможное для того, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности своих клиентов, — сказала г-жа Леви. — Они достаточно гибки в работе и быстро адаптируются к существующему спросу».
Стоит добавить, что добавить, что французские компании не только поставляют оборудование и технологию, но, как, например, компания CLAUGER, «сопровождают» свое оборудование на протяжении всего периода его эксплуатации.
Для чего французам нужна ADEPTA?
Участие французских производителей в прошедшем недавно молочном форуме, а также в ранее проводившихся в Беларуси форумах и выставках, был организован Ассоциацией ADEPTA, объединяющей предприятия агропромышленного сектора Франции, и консалтинговой компанией «Франс Групп».
Ассоциация ADEPTA объединяет 230 французских специализированных предприятий, производителей специального оборудования, производственные единицы сельскохозяйственного профиля. Она поддерживается французским правительством на самом высоком уровне и является связующим звеном для консультирования иностранных инвесторов, координации технического предложения и обучения, а также содействия в реструктуризации аграрного сектора. Основными целями ассоциации являются распространение французских стандартов экспертизы пищевых продуктов на международном уровне, удовлетворение потребностей глобального характера субъектов АПК, объединение опыта французских предпринимателей.
ADEPTA — это своего рода форум, на котором объединяются и взаимодействуют французские эксперты для повышения креативности и эффективности работы. И знаменитое качество французских молочных продуктов поддерживается во многом благодаря и деятельности ассоциации. Но, с другой стороны, учреждение в 1977 г. ассоциации такого рода вряд ли бы стало возможным без понимания и производителями (как молока и молочных продуктов, так и оборудования), и государственными структурами важности молочной отрасли для страны.
Молочная отрасль Франции
Во Франции развитие молочной промышленности происходило в условиях рыночной экономики, что привело в итоге к формированию оптимального, качественно диверсифицированного товарного предложения, его высокой добавленной стоимости, высокой экономической эффективности хозяйствующих субъектов, считают эксперты российского портала «Агробизнес». Не будет преувеличением сказать, что молочная промышленность Франции – основная движущая сила французской экономики. Об этом свидетельствуют и статистические данные о производстве и экспорте молочной продукции.
По информации ADEPTA, в 2014 г. торговый оборот молочной отрасли Франции составил 31,9 млрд. евро, что позволило отрасли занять вторую позицию после мясной отрасли в секторе АПК. Франция – второй после Германии производитель молока в Европе и восьмой – в мире.
В отличие от Беларуси, статистика Франции учитывает не только коровье молоко, а также козье и овечье молоко. В 2016 г. суммарное производство молока составило более 24,754 млрд. литров, в том числе коровьего молока – 24,018 млрд. литров (доля в общем объеме молока — около 95%). Из общего объема молока 70% было использовано для производства молочной продукции широкого потребления (питьевое молоко, йогурты, молочные десерты, сыры, масло, сливки), 30 % — для производства промежуточных продуктов, которые используются в пищевой промышленности, фармацевтической и химической отраслях (молочная сыворотка, сухое молоко, казеин, пахта).
Около 80% товарного оборота приносит потребительский рынок. Лидирующие позиции, в том числе и в экспортных поставках, занимают сыры и свежая молочная продукция. В частности, около 78% производимого в стране сыра Франция поставляет на экспорт. В 2016 г. объем экспортных продаж молочной продукции составил 6,2 млрд. евро. Страны Европейского союза – основной экспортный рынок для французской молочной продукции, его доля составляет 65% в стоимостном выражении. Выручка от экспорта молочной продукции в остальные страны (помимо ЕС) в 2016 г. составила 3,132 млрд. евро.
Во Франции работает около 800 предприятий по переработке молока, из которых 126 специализируются на переработке органического молока с маркировкой AB («AGRICULTURE BIOLOGIQUE»). Такая система сертификации принята во многих странах мира; она регламентирует процесс производства молока «от поля до завода» и накладывает жесткие ограничения на содержание животных, рецептуры кормов, использование лекарственных средств и т. д. Французская система сертификации считается наиболее жесткой, однако именно это и вызывает наибольшее доверие у потребителей. Доля органического молока невелика – 2,5% в 2015 г, но она постоянно растет и по сравнению с 2014 г увеличилась на 0,5 п. п.
Производство молока различных категорий во Франции в 2014-2016 гг. (в тыс. л)
2014 | 2015 | 2016 | |
Коровье молоко | 24 571 363 | 24 634 572 | 24 018 058 |
Козье молоко | 456 353 | 457 897 | 465 549 |
Овечье молоко | 256 882 | 258 184 | 270 987 |
Итого по всем категориям | 25 284 598 | 25 350 653 | 24 754 594 |
(Источник : FranceAgriMer / ежемесячный обзор молочной отрасли)
И еще немного статистики. Более 70% французов потребляют молочные продукты каждый день. В структуре расходов на продовольствие затраты на молочные продукты составляют 14%.
Читайте также:
- Утверждены предельные цены на продовольствие для переработки
- Беларусь и Россия согласовали балансы поставок мясомолочной продукции на 2020 год — Минсельхозпрод
- Совмин Беларуси утвердил размеры надбавок за реализуемую в 2019 году сельхозпродукцию
- Как заинтересовать детей учиться?
- Белорусско-российские балансы поставок сельхозпродукции на 2018 пока не исполнены — министр сельского хозяйства РФ