Реализуя инвестиционные проекты в нашей стране, инвесторы могли рассчитывать на благосклонное отношение к ним со стороны государства, но не институциональную поддержку собственных прав и интересов.

Часть вторая. См. также часть 1

Последовательное сокращение директивного кредитования в нашей стране может являться признаком, свидетельствующим о постепенном отказе государства от доминирующей роли в инвестиционном процессе (хотя рост удельного веса бюджетных источников в финансировании инвестиций не подтверждает данный тезис). Однако пока замещения инвестиций, осуществляемых путем директивного распределения государством банковских кредитов, частными инвестициями, финансируемыми банками на рыночных принципах, не происходит. И мы склонны искать причину этому в неблагоприятной институциональной среде.

Проблема хищничества

К сожалению, в нашей стране существующая институциональная среда не защищает предпринимателей и инвесторов от хищничества со стороны государства. Под хищничеством мы понимаем изъятие государством ресурсов и активов экономических субъектов для их последующего использования в собственных целях. Оно вполне может осуществляться на основании официальных судебных решений, когда суды де-факто не являются независимыми органами государственной власти. Поэтому институциональная защита прав собственников и инвесторов предполагает наличие ограничительных механизмов при использовании политической власти и независимой судебной системы – т.е. институтов, характерных для демократического устройства.

Белорусская автократия, конечно, не располагает такими институтами. Согласно последним опубликованным значениям индикаторов управления (The Worldwide Governance Indicators, 2015) по показателю «Верховенство закона» (характеризует уровень соблюдения контрактов и прав собственности, качество таких институтов как полиция и суды, вероятность нарушения законов) Республика Беларусь имеет значение -0,79 (значения варьируются от -2,5 до 2,5, где -2,5 – наихудшая оценка, 2,5 – наилучшая оценка). Только 24% стран, по которым рассчитан данный показатель (более 200), имеют более низкое его значение в сравнении с нашей страной.

Поэтому реализуя инвестиционные проекты в нашей стране, инвесторы могли рассчитывать на благосклонное отношение к ним со стороны государства, но не институциональную поддержку собственных прав и интересов.

И в условиях заинтересованности белорусских властей в привлечении инвестиций и относительно благоприятной экономической ситуации большинство инвесторов эту благосклонность получали. Многое с точки зрения приоритетов властей изменил экономический кризис, когда необходимость изыскания ресурсов вытеснила приоритет защиты прав собственности. В ситуации отсутствия необходимой институциональной защиты поведение белорусского государства становилось все более хищническим.

Белорусские эксперты (в частности, К. Рудый) уже отмечали рост в 2015 году количества судебных дел по административным нарушениям в экономической сфере, а также возросший удельный вес дел, по которым наложены взыскания (главным образом, МНС и ГТК). Это и есть одно из проявлений роста хищничества со стороны государства. Косвенным подтверждением данной тенденции на макроэкономическом уровне является повышение уровня централизации ресурсов (отношение доходов консолидированного бюджета с ФСЗН к ВВП) с 40,3% в 2014 году до 42,6% в 2016 году.

Мы также воспользовались данными Министерства финансов об исполнении консолидированного бюджета в 2014-2016 годах и проанализировали динамику доходов по двум статьям – «доходы от реализации имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства» и «штрафы, удержания». В 2016 году совокупный объем доходов по двум названным статьям в сравнении с 2014 годом возрос более чем в 1,6 раза, в то время как прирост общих доходов консолидированного бюджета составил около 30%. Такая динамика также подчеркивает тренд на более агрессивное изъятие государством ресурсов экономических субъектов.

В последние 1,5-2 года регулярными стали аресты крупных белорусских бизнесменов с последующей выплатой ими в пользу государства определенного следствием ущерба и освобождением из-под ареста. В силу ограниченности информации об указанных уголовных делах достаточно сложно судить об объективности предъявляемых бизнесменам обвинений. Однако со стороны многократное повторение событий по одному и тому же сценарию «арест-выплата денег государству-освобождение» (последовательность последних двух действий может меняться) выглядит как отлаженный механизм изъятия ресурсов у частных предприятий и их собственников. Характерно, что широко данная практика стала применяться в период экономического кризиса, когда потребность государства в ресурсах обострилась.

Возникает вопрос, может ли авторитарный политический режим избежать хищничества и тем самым обеспечить защиту прав инвесторов и благоприятный инвестиционный климат? Исторический опыт показывает, что может. Происходит это тогда, когда авторитарные власти сами заинтересованы в защите прав собственности. Объясняет Мансур Олсон: «Автократ, намеревающийся действовать с прицелом на дальнюю перспективу, должен убедить своих подданных, что капитал будет всегда защищен не только от чужого воровства, но и от его собственных конфискационных действий; если у них сохранится страх перед экспроприацией, они будут инвестировать меньше, а это значит, что в долгосрочном плане его налоговые поступления сократятся. В случае если автократ заботится только о том, чтобы как-нибудь прожить довольно короткий период, скажем год, ему будет выгодно экспроприировать любой подвернувшийся капитальный актив, годовой налоговый доход с которого меньше его полной денежной ценности. Он также выиграет за счет отказа от обеспечения исполнения обязательств по контрактам и за счет неуплаты собственных долгов…». Иными словами, авторитарные режимы, имеющие долгосрочный горизонт планирования, вероятно, будут в большей степени ориентированы на обеспечение прав собственности по сравнению с режимами, которые имеют короткий горизонт планирования.

В этом смысле персонифицированный авторитарный режим, характерный для нашей страны, пожалуй, наихудший вариант с точки зрения обеспечения прав собственности. Такой режим, с учетом близящегося к завершению правления бессменного белорусского лидера, не ориентирован на долгосрочные стратегии в силу естественным образом ограниченного временного горизонта. В условиях экономического кризиса главная задача авторитарного режима, для которого характерен короткий временной горизонт, состоит в поиске ресурсов и выживании. Ради получения ресурсов сейчас он нередко пренебрегает долгосрочными интересами собственников и инвесторов. В результате инвесторы не могут рассчитывать на защиту собственности и активов в долгосрочном периоде. И это, разумеется, негативно влияет на их склонность к осуществлению новых инвестиций в нашей стране.

В таких условиях собственность и капиталы инвесторов не обладают необходимой защитой. В октябре 2016 года в Минске прошел инвестиционный форум «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие». Представители западных инвесторов и международных кредитно-финансовых организаций отмечали, что проблемы с защитой прав собственности остаются основной причиной нежелания инвесторов приходить в нашу страну. Как отметил, один из авторитетных спикеров форума Томас Миров, для привлечения крупных инвестиций «Беларуси необходимо предпринять дополнительные усилия, в особенности, в создании безопасной бизнес-среды». По его мнению, для формирования такой среды необходимо неотъемлемое верховенство закона и гарантии для инвесторов в отношении того, что их инвестиционный капитал будет защищен.

Возможен ли прогресс?

В настоящее время властями разработан пакет нормативных документов, направленных на улучшение бизнес-среды и стимулирование деловой активности, принятие которого, как ожидается, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики. Несмотря на это, пессимисты, к которым относит себя и автор настоящей статьи, не ожидают системных изменений в экономической сфере, которые могли бы привести к значимому сокращению контроля государства над экономикой. Опасения властей утратить в результате преобразований управляемость экономикой или, иными словами, экономический контроль не позволяют рассчитывать на системные изменения в экономике, о чем мы более подробно писали в одной из предыдущих статей. В свою очередь системные экономические реформы, включающие приватизацию государственных предприятий и развитие частного сектора, могли бы способствовать формированию условий для увеличения объема инвестиций в экономику. При отсутствии таких преобразований в дальнейшем будет сложно рассчитывать на положительную динамику инвестиций.

Сложность, однако, не только в этом. Здесь нам придется еще раз обратить внимание  на то, что формированию благоприятного инвестиционного климата (безопасной бизнес-среды) препятствует авторитарная политическая система, имеющая персоналистский характер.

Помимо проблемы хищничества, упомянутой выше, мы видим по меньшей мере две причины, по которым существующие в нашей стране политические институты будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на динамику инвестиций.

Во-первых, наличие независимой судебной системы, которая является важным условием, обеспечивающим верховенство закона, плохо сочетается с авторитарными политическими режимами, в особенности, если речь идет о персоналистских режимах. Преобладающее среди экспертов мнение состоит в том, что политическая система, в которой отсутствуют институциональные механизмы сдержек и противовесов, разделения властей, не может создавать условия, необходимые для функционирования независимой судебной системы. Объясняется это тем, что правительства, обладающие властью препятствовать решениям, не отвечающим их политическим интересам, не могут взять на себя заслуживающие доверия обязательства по безусловному соблюдению всех судебных решений. Вместе с тем известны случаи, когда авторитарные режимы были заинтересованы и предпринимали шаги по предоставлению судебной системе определенных полномочий и автономии. Однако в силу различных факторов (чрезмерная концентрация власти, относительно короткие горизонты планирования) персонифицированные авторитарные режимы, пожалуй, в наименьшей степени склонны к предоставлению властных полномочий судам. Политический режим в нашей стране не является исключением. Можно ли назвать белорусские суды независимыми от исполнительной власти? Ответ на этот вопрос легко даст каждый читающий эти строки.

Во-вторых, способность авторитарных властей убедить инвесторов в том, что их собственность и инвестиции защищены в долгосрочном периоде, зависит от наличия понятных механизмов преемственности власти. Гарантии преемственности власти формируют для инвесторов определенность в отношении будущего, повышают степень их уверенности и готовность осуществлять инвестиции. Уязвимость персоналистских авторитарных режимов состоит в том, что им сложно институализировать механизмы преемственности власти, поскольку автократы не заинтересованы в создании независимых институтов, которые гарантировали бы такую преемственность. Правление первого белорусского президента естественным образом близится к своему завершению. При этом белорусская автократия никогда ранее не осуществляла передачу власти и не демонстрировала такую способность публике. Механизмы будущей передачи власти в настоящее время не ясны, что создает для потенциальных инвесторов неопределенность относительно будущего. В такой ситуации сложно ожидать новых инвестиций до тех пор, пока субъектам, обладающим инвестиционными возможностями, не станут понятны механизмы, посредством которых будет обеспечиваться передача власти в будущем.

* * *

Независимые эксперты говорят о том, что сохранение нынешней экономической и политической системы ведет к деградации страны. Необходимо признать, что это так. Пожалуй, нет лучшей иллюстрации к данному тезису, чем динамика инвестиций в нашей стране в последние годы. Мы начинали статью со слов о том, что инвестиции – это рост и развитие экономики. Если это верно, то мы можем утверждать, что происходящий у нас глубокий и устойчивый спад инвестиций – это и есть экономическая деградация. Остановить ее могут только глубокие политические и экономические реформы.

 

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,