Белорусская нефтепереработка  – та самая «курица», еще недавно несущая «золотые яйца», — сегодня оказались в ситуации, когда сама вынуждена просить государственной помощи. Белолрусским НПЗ уже сейчас нужна господдержка, чтобы в очередной раз не сорвать намеченные на 2018-2019 годы сроки модернизации.

Решение проблем в белорусской нефтепереработке и независимость государства Александр Лукашенко на совещании 1 июня поставил на один уровень  «Нет необходимости еще раз говорить о важности этого вопроса. Когда-то я уже говорил, что этот вопрос сродни независимости нашего государства. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить энергетическую независимость и безопасность Беларуси. Мы должны выработать план действий по выводу нефтеперерабатывающих предприятий из существующей плохой ситуации», — подчеркнул он.

Нефтепереработка остается стратегической для Беларуси отраслью: ее доля в промышленности составляет более 13%, а в экспорте — около 17%. Однако вклад нефтеперерабатывающей отрасли в национальную экономику снижается: добавленная стоимость нефтепереработки в ВВП в 2016 году составила всего лишь 0,5%.

То есть, «вес» двух НПЗ в ВВП сейчас примерно такой же, как одной компании «Белтелеком».

При этом, как отмечалось на совещании, в 2017 году сальдо во внешней торговле нефтью и нефтепродуктами оценивается как отрицательное. По крайней мере, если судить по статданным, пока негативный тренд преодолеть не удается. Отметим, в первом квартале 2017 года экспорт энергетических товаров из Беларуси  в денежном выражении сократился на 1,6%  — до 1,284 млрд. долларов, импорт увеличился на 19,4% – до 2,240 млрд. долларов. Таким образом, в торговле энергоносителями сложился дефицит в размере 956,3 млн. долларов.

Кризис в белорусской нефтянке — закономерный итог

Сложная ситуация, в которой оказалась белорусская «нефтянка», — не новость. На фоне ухудшения мировой конъюнктуры, сокращения поставок российской нефти и фактически двухлетней заморозки цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке на фоне повышения акцизов финансовые результаты двух НПЗ были ожидаемыми.

Ведь в прошлом году только из-за снижения экспортных цен на нефтепродукты белорусские НПЗ недополучили 1,65 млрд. долларов валютной выручки. Отметим, в 2016 году цена на нефть сложилась на уровне 41,6 долларов за баррель против 51 доллара за баррель в 2015 году. Как следствие, из-за снижения цены на нефть упали и  цены и на нефтепродукты. В результате в 2016 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн. тонн, а вот валютная выручка этого экспорта рухнула аж на 39%  — до 4,034 млрд. долларов. Еще  около 1,2 млрд. долларов  году «Нафтан» и Мозырский НПЗ, ставшие в 2016 году главной жертвой газового спора с Россией, потеряли из-за сокращения поставок российской нефти (в  прошлом году Беларусь импортировала 18,157 млн. тонн российской нефти вместо планируемых 24 млн. тонн).

В результате в 2016 году чистые потери экспортных доходов белорусской нефтеперерабатывающей отрасли –  разница между затратами на импорт нефти и выручкой от экспорта нефтепродуктов — составили не менее  400 млн. долларов

На совещании А. Лукашенко отметил, что белорусские НПЗ оказались не готовы работать в условиях новых мировых цен на нефть, хотя должны были действовать на упреждение. «А теперь «Нафтан» еле сводит концы с концами и постоянно выпрашивает помощь у государства», — заметил он.

Отметим, что пока отечественные НПЗ не работают в условиях мировых цен на нефть. Правда, постепенно к ним приближаются – из-за налоговой реформы в нефтяной отрасли России.

По данным белорусских нефтяников, из-за налогового маневра цена российской нефти для Беларуси с января 2015 года по март 2017 года увеличилась на 75%. (в частности, в 2016 году по этой причине она увеличилась еще на 22 доллара за тонну). Маржа нефтепереработчиков за последние 5 лет снизилась со 124 долларов за тонну до 50 долларов. А если Россия полностью завершит налоговую реформу (то есть, обнулит экспортные пошлины), то цена российской нефти для белорусских НПЗ может вырасти на 80 долларов, а маржа нефтепереработки упадет до 17 долларов за тонну. И если к сроку завершения налоговой реформы  НПЗ не успеют завершить свои программы модернизации, их маржа будет определяться преимущественно величиной таможенной субсидии  — разницей пошлин на нефть и нефтепродукты. То есть, снизится до катастрофического минимума.

Модернизация НПЗ — снова вопрос стратегической важности

В модернизацию белорусских НПЗ вложены немалые деньги, а должной отдачи пока  нет.- заводы так и не вышли, как планировали ранее, на глубину переработки нефти более 90%, отметил на совещании  А. Лукашенко. Причина, по его  словам, не только во внешних проблемах, но и в просчетах по определению стратегии развития отрасли, отсутствии четкой программы действий правительства по этому вопросу. «Некомпетентная подготовка проектов, неграмотное распределение сил и средств привели к увеличению стоимости и сроков строительства (по отдельным проектам аж до 5 лет). Вызывает сомнение, что в декларируемом 2019 году мы окончательно завершим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов», — сказал А. Лукашенко.

Между тем, правительство и ранее понимало важность этой задачи: модернизация была возведена в ранг стратегической, определены сроки — «Нафтан» должен был завершить программу модернизации в 2016 году, а  Мозырский НПЗ – в 2017 году, а также определен правительственный куратор – вице-премьер Владимир Семашко.

Однако это не помогло: из-за финансовых проблем НПЗ сроки завершения ключевых этапов модернизации заводов пришлось перенести на конец 2018 года – середину 2019 года.

Заводам нужны деньги: где их взять?

Белорусские  нефтяники надеются, что после совещания 1 июня  многие проблемные вопросы, стопорящие сегодня модернизацию, удаться снять. Ключевая проблема – деньги. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов актуально и для Мозырского НПЗ, и для «Нафтана». В более сложной ситуации оказался «Нафтан», который столкнулся с серьезными проблемами привлечения заемных ресурсов на продолжение  программы модернизации из-за своей закредитованности.

Чтобы ускорить уже намеченные масштабные программы развития, белорусские НПЗ попросили о господдержке. По имеющимся данным, речь идет о том, чтобы правительство продолжило повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке (пока цены повышены примерно на 5%, а для более эффективной работы НПЗ необходимо повысить примерно на столько же). Также поставлен вопрос о необходимости найти решение проблемы по кредиторской задолженности «Нафтана», чтобы тот смог  привлекать заемные ресурсы  на продолжение модернизации. В частности, обсуждается возможность вернуть «Нафтану» часть уплаченного предприятием акцизного налога в сумме 54 млн. долларов.

В ходе  визита А. Лукашенко в Пекин в мае текущего года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай рассмотрит возможность выделения Беларуси кредита в 1 млрд. долларов для завершения модернизации белорусских НПЗ.

По данным БЕЛРЫНКА, этот вопрос пока находится в стадии предварительно обсуждения. Профильные эксперты однако настроены скептически: сомнительно, что для модернизации «Нафтана» Китай выделит несвязанный кредит, отмечают они.

В апреле вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявлял,  что для Беларуси экономический эффект  от договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере в 2017 году составит около 500 млн. долларов (речь идет прежде всего о валютной выручке, которую Беларусь должна получить от растаможки 6 млн. тонн российской нефти).

Было бы логичным вложить эти деньги в инвестпроекты по модернизации отечественной нефтепереработки — в качестве господдержки стратегической отрасли в непростой для отрасли экономической ситуации. Но профильные чиновники сомневаются, что вся эта суммы может быть направлена на эти цели. Хотя не исключают, что правительственный куратор белорусской нефтянки вице-премьер В. Семашко может пролоббировать вложение в модернизацию отечественных НПЗ около половины ожидаемой от реэкспорта российской нефти суммы.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

В январе-марте 2017 года  Беларусь снизила импорт нефти из РФ по сравнению с январем-мартом 2016 года на 29,9% — до 4,048 млн. тонн. При этом затраты на покупку российской нефти в этот период  увеличились 17,7%, или на 176,2 млн. долларов, — до 1,169 млрд.  долларов. Средняя цена импортируемой Беларусью нефти в январе-марте 2017 г составила 288 долларов за 1 тонну  –  это плюс 67,5%  к уровню средней цены в январе-марте 2016 года.

В первом квартале 2017 года Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 45.7% — до 2,565млн. тонн. В то же время в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси сократился лишь на 6,2%, или на 73,8 млн. долларов, —  до 1,112 млрд. долларов. Падение валютной выручки обусловлено прежде всего  падением физических объемов экспорта вследствие сокращения Россией поставок нефти в Беларусь в январе-марте 2017 года. В то же время средняя цена экспортируемых Беларусью нефтепродуктов в январе-марте 2017 года увеличилась на 72,8% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года и составила 434 доллара за тонну.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,