2.06.2017, 9:13
Белорусские НПЗ: вчерашние флагманы нуждаются в господдержке
Белорусская нефтепереработка – та самая «курица», еще недавно несущая «золотые яйца», — сегодня оказались в ситуации, когда сама вынуждена просить государственной помощи. Белолрусским НПЗ уже сейчас нужна господдержка, чтобы в очередной раз не сорвать намеченные на 2018-2019 годы сроки модернизации.
Решение проблем в белорусской нефтепереработке и независимость государства Александр Лукашенко на совещании 1 июня поставил на один уровень «Нет необходимости еще раз говорить о важности этого вопроса. Когда-то я уже говорил, что этот вопрос сродни независимости нашего государства. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить энергетическую независимость и безопасность Беларуси. Мы должны выработать план действий по выводу нефтеперерабатывающих предприятий из существующей плохой ситуации», — подчеркнул он.
Нефтепереработка остается стратегической для Беларуси отраслью: ее доля в промышленности составляет более 13%, а в экспорте — около 17%. Однако вклад нефтеперерабатывающей отрасли в национальную экономику снижается: добавленная стоимость нефтепереработки в ВВП в 2016 году составила всего лишь 0,5%.
То есть, «вес» двух НПЗ в ВВП сейчас примерно такой же, как одной компании «Белтелеком».
При этом, как отмечалось на совещании, в 2017 году сальдо во внешней торговле нефтью и нефтепродуктами оценивается как отрицательное. По крайней мере, если судить по статданным, пока негативный тренд преодолеть не удается. Отметим, в первом квартале 2017 года экспорт энергетических товаров из Беларуси в денежном выражении сократился на 1,6% — до 1,284 млрд. долларов, импорт увеличился на 19,4% – до 2,240 млрд. долларов. Таким образом, в торговле энергоносителями сложился дефицит в размере 956,3 млн. долларов.
Кризис в белорусской нефтянке — закономерный итог
Сложная ситуация, в которой оказалась белорусская «нефтянка», — не новость. На фоне ухудшения мировой конъюнктуры, сокращения поставок российской нефти и фактически двухлетней заморозки цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке на фоне повышения акцизов финансовые результаты двух НПЗ были ожидаемыми.
Ведь в прошлом году только из-за снижения экспортных цен на нефтепродукты белорусские НПЗ недополучили 1,65 млрд. долларов валютной выручки. Отметим, в 2016 году цена на нефть сложилась на уровне 41,6 долларов за баррель против 51 доллара за баррель в 2015 году. Как следствие, из-за снижения цены на нефть упали и цены и на нефтепродукты. В результате в 2016 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн. тонн, а вот валютная выручка этого экспорта рухнула аж на 39% — до 4,034 млрд. долларов. Еще около 1,2 млрд. долларов году «Нафтан» и Мозырский НПЗ, ставшие в 2016 году главной жертвой газового спора с Россией, потеряли из-за сокращения поставок российской нефти (в прошлом году Беларусь импортировала 18,157 млн. тонн российской нефти вместо планируемых 24 млн. тонн).
В результате в 2016 году чистые потери экспортных доходов белорусской нефтеперерабатывающей отрасли – разница между затратами на импорт нефти и выручкой от экспорта нефтепродуктов — составили не менее 400 млн. долларов
На совещании А. Лукашенко отметил, что белорусские НПЗ оказались не готовы работать в условиях новых мировых цен на нефть, хотя должны были действовать на упреждение. «А теперь «Нафтан» еле сводит концы с концами и постоянно выпрашивает помощь у государства», — заметил он.
Отметим, что пока отечественные НПЗ не работают в условиях мировых цен на нефть. Правда, постепенно к ним приближаются – из-за налоговой реформы в нефтяной отрасли России.
По данным белорусских нефтяников, из-за налогового маневра цена российской нефти для Беларуси с января 2015 года по март 2017 года увеличилась на 75%. (в частности, в 2016 году по этой причине она увеличилась еще на 22 доллара за тонну). Маржа нефтепереработчиков за последние 5 лет снизилась со 124 долларов за тонну до 50 долларов. А если Россия полностью завершит налоговую реформу (то есть, обнулит экспортные пошлины), то цена российской нефти для белорусских НПЗ может вырасти на 80 долларов, а маржа нефтепереработки упадет до 17 долларов за тонну. И если к сроку завершения налоговой реформы НПЗ не успеют завершить свои программы модернизации, их маржа будет определяться преимущественно величиной таможенной субсидии — разницей пошлин на нефть и нефтепродукты. То есть, снизится до катастрофического минимума.
Модернизация НПЗ — снова вопрос стратегической важности
В модернизацию белорусских НПЗ вложены немалые деньги, а должной отдачи пока нет.- заводы так и не вышли, как планировали ранее, на глубину переработки нефти более 90%, отметил на совещании А. Лукашенко. Причина, по его словам, не только во внешних проблемах, но и в просчетах по определению стратегии развития отрасли, отсутствии четкой программы действий правительства по этому вопросу. «Некомпетентная подготовка проектов, неграмотное распределение сил и средств привели к увеличению стоимости и сроков строительства (по отдельным проектам аж до 5 лет). Вызывает сомнение, что в декларируемом 2019 году мы окончательно завершим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов», — сказал А. Лукашенко.
Между тем, правительство и ранее понимало важность этой задачи: модернизация была возведена в ранг стратегической, определены сроки — «Нафтан» должен был завершить программу модернизации в 2016 году, а Мозырский НПЗ – в 2017 году, а также определен правительственный куратор – вице-премьер Владимир Семашко.
Однако это не помогло: из-за финансовых проблем НПЗ сроки завершения ключевых этапов модернизации заводов пришлось перенести на конец 2018 года – середину 2019 года.
Заводам нужны деньги: где их взять?
Белорусские нефтяники надеются, что после совещания 1 июня многие проблемные вопросы, стопорящие сегодня модернизацию, удаться снять. Ключевая проблема – деньги. Привлечение дополнительных финансовых ресурсов актуально и для Мозырского НПЗ, и для «Нафтана». В более сложной ситуации оказался «Нафтан», который столкнулся с серьезными проблемами привлечения заемных ресурсов на продолжение программы модернизации из-за своей закредитованности.
Чтобы ускорить уже намеченные масштабные программы развития, белорусские НПЗ попросили о господдержке. По имеющимся данным, речь идет о том, чтобы правительство продолжило повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке (пока цены повышены примерно на 5%, а для более эффективной работы НПЗ необходимо повысить примерно на столько же). Также поставлен вопрос о необходимости найти решение проблемы по кредиторской задолженности «Нафтана», чтобы тот смог привлекать заемные ресурсы на продолжение модернизации. В частности, обсуждается возможность вернуть «Нафтану» часть уплаченного предприятием акцизного налога в сумме 54 млн. долларов.
В ходе визита А. Лукашенко в Пекин в мае текущего года председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай рассмотрит возможность выделения Беларуси кредита в 1 млрд. долларов для завершения модернизации белорусских НПЗ.
По данным БЕЛРЫНКА, этот вопрос пока находится в стадии предварительно обсуждения. Профильные эксперты однако настроены скептически: сомнительно, что для модернизации «Нафтана» Китай выделит несвязанный кредит, отмечают они.
В апреле вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявлял, что для Беларуси экономический эффект от договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере в 2017 году составит около 500 млн. долларов (речь идет прежде всего о валютной выручке, которую Беларусь должна получить от растаможки 6 млн. тонн российской нефти).
Было бы логичным вложить эти деньги в инвестпроекты по модернизации отечественной нефтепереработки — в качестве господдержки стратегической отрасли в непростой для отрасли экономической ситуации. Но профильные чиновники сомневаются, что вся эта суммы может быть направлена на эти цели. Хотя не исключают, что правительственный куратор белорусской нефтянки вице-премьер В. Семашко может пролоббировать вложение в модернизацию отечественных НПЗ около половины ожидаемой от реэкспорта российской нефти суммы.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В январе-марте 2017 года Беларусь снизила импорт нефти из РФ по сравнению с январем-мартом 2016 года на 29,9% — до 4,048 млн. тонн. При этом затраты на покупку российской нефти в этот период увеличились 17,7%, или на 176,2 млн. долларов, — до 1,169 млрд. долларов. Средняя цена импортируемой Беларусью нефти в январе-марте 2017 г составила 288 долларов за 1 тонну – это плюс 67,5% к уровню средней цены в январе-марте 2016 года.
В первом квартале 2017 года Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 45.7% — до 2,565млн. тонн. В то же время в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси сократился лишь на 6,2%, или на 73,8 млн. долларов, — до 1,112 млрд. долларов. Падение валютной выручки обусловлено прежде всего падением физических объемов экспорта вследствие сокращения Россией поставок нефти в Беларусь в январе-марте 2017 года. В то же время средняя цена экспортируемых Беларусью нефтепродуктов в январе-марте 2017 года увеличилась на 72,8% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года и составила 434 доллара за тонну.
Читайте также:
- Назначен гендиректор «Нафтана»
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Подписаны межправсоглашения о привязке цены на газ для Беларуси к российскому рублю
- Еврокомиссия представила шестой пакет санкций
- Россия не планирует поставлять нефть на Нафтан в четвертом квартале