В Национальном банке РБ рассчитывают продать проблемные активы белорусских банков, но не могут определиться, по какой цене это можно сделать. Проблема выглядит неразрешимой.

Специалисты Национального банка в настоящее время пытаются понять, какова справедливая цена проблемных активов в Беларуси, и занимаются создания рынка проблемных долгов, привлекая к этому известных консультантов, являющихся мировыми лидерами в данном вопросе. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный 23 мая на круглом столе с названием «Банковский сектор Беларуси: восстановление ожидается».

Судя по названию мероприятия, в Нацбанке считают, что в настоящее время банковская система страны находится в состоянии кризиса. Это выглядит довольно странным, так как, судя по прибыли, коммерческие банки страны чувствуют себя вполне уверенно. На наличие кризиса указывает значительный объем проблемных активов, а также стагнация рынка кредитования. Именно рост проблемных активов, судя по рассуждениям Тараса Надольного, в Нацбанке и считают проблемой, которую пытаются решить.

Об одном из путей решения он и рассказал. Это Агентство по управлению активами, которое Тарас Надольный назвал Агентством по токсичным долгам. Это учреждение создано в прошлом году и пока занимается только долгами сельскохозяйственных предприятий, используя средства бюджета. Но в настоящее время подготовлен проект указа, который позволит Агентству привлекать средства не из бюджета. Как сообщил Тарас Надольный, предусматривается использование широкого инструментария для реструктуризации проблемных долгов со стороны агентства, в том числе создание рынка проблемных долгов внутри Беларуси.

Секьюритизация заработает с 1 июля 2018 года

Этому будет способствовать и введение возможности секьюритизации активов, введенная указом президента РБ от 11 мая 2017 года № 154 («О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований))» С 1 июля 2018 года этот механизм должен заработать.

Белорусские предприятия и банки получат право продавать специализированным финансовым организациям требования к своим должникам. Данные организации будут выпускать собственные облигации и размещать их на рынке. Они могут приобретать долги за счет собственных ресурсов либо за счет заемных средств, в том случае, если эмиссия облигаций осуществляется после приобретение прав требований по долгам. Но предусмотрена также возможность покупки данных требований за счет средств, получаемых от размещения облигаций, то есть одновременно с размещением облигаций. Доходом специализированных организаций будут активы, которые останутся в их собственности после погашения облигаций.

В случае, если средств, полученных по долгам, окажется недостаточно, специализированным организациям придется рассчитываться по облигациям за счет своих ресурсов или заимствований, а затем уже разбираться с непогашенной задолженностью.

В целом механизм вполне нормальный, только неясно, по каким ценам будут продаваться активы. Проблема тут в том, что большую часть проблемных долгов оставляют требования к государственным предприятиям. Поэтому их цена равна их номиналу, так как государство у нас вполне платежеспособное, и говорить о рынке долговых требований тут не имеет никакого смысла. То есть, проблема плохих долгов банков – это, по сути, проблема не банков, а государственного бюджета.

Что касается проблемных требований к частным предприятиям, то их не так уж и много, и проблемы они для банковской системы не составляют. Поэтому в целом идея секьюритизации, как и в целом планы по созданию в нашей стране рынка проблемных долгов, выглядят довольно странно. Рынок долгов не может возникнуть без рынка активов за счет приватизации и банкротства, создавать который в Беларуси не планируется (о крайней мере, президентом).

Поэтому не исключено, что деятельность Нацбанка выльется в создание механизма финансирования проблемных государственных предприятий не за счет бюджета напрямую, а каким-то способом, имеющим вид рыночных механизмов.

У банков нет перспектив роста

Что касается банков, то они прекрасно себя чувствуют и с проблемными долгами. Все знают, что за ними, в основном, стоит государство, поэтому особых причин для беспокойства, на самом деле, нет. Для банков существует риск того, что государство попробует решить проблемы убыточных предприятий не за счет бюджета, а за счет банков, но это риск не экономический, а управленческий.

В чем реальная проблема, так как с источниками доходов банков. В 2015-2016 годах банковская система пережила кризис в экономике и стагнацию на рынке кредитования за счет увеличения маржи между ставками по кредитам и депозитам. Это банкам, в свою очередь, обеспечил Нацбанк посредством создания условий для более быстрого снижения ставок по депозитам по сравнению с сокращением ставок по кредитам. Но в текущем году этот ресурс, похоже, исчерпан. Чистые процентные доходы белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития) в I квартале текущего года выросла по сравнению с I кварталом прошлого года всего на 1,6% и составили 723 млн. BYN. В 2016 году данные доходы увеличились по сравнению с 2015 годом на 51,8%. Таким образом, быстрый рост чистых процентных доходов прекратился, то есть банки уже не увеличивают свою эффективность от снижения ставок по депозитам и кредитам.

В то же время, чистые комиссионные доходы коммерческих банков в I квартале текущего года выросли по сравнению с I кварталом прошлого года в большей степени, чем в прошлом году, но не намного: на 4,9% — до 209 млн. BYN (в 2016 году данные доходы сократились на 3,3%).

Чистые доходы банков по операциям с иностранной валютой в I квартале сократились на треть и составили 93,4 млн. BYN. Это отражает, по-видимому, сокращение объемов валютного рынка.

Чистые доходы банков по операциям с ценными бумагами в I квартале составили 0,6 млн. BYN (в I квартале прошлого года они равнялись нулю). Но доходы в форме дивидендов увеличились в 2,8 раза, достигнув 2,5 млн. BYN. А вот чистые отчисления банков в резервы выросли на 34,3% — до 485,5 млн. BYN. Прочие доходы банков также снизились: на 50,8% — до 81,8 млн. BYN.

В целом чистая прибыль коммерческих банков в I квартале текущего года выросла по сравнению с I кварталом прошлого года на 6,5% и достигла 188,6 млн. BYN. При этом прибыль до уплаты налогов не выросла, а сократилась: на 5,9% — до 216,3 млн. BYN. Но налог на прибыль также снизился, причем, довольно значительно – на 47,4% (до 27,7 млн. BYN).

Таким образом, похоже, что банки уже исчерпали возможность повышения доходов за счет роста маржи на депозитно-кредитном рынке и компенсации за счет этого сокращения доходов в других секторах финансового рынка. Им нужны новые возможности для зарабатывания денег. Секьюритизация и рынок долгов вряд ли станут таким источником в силу того, что речь идет, в основном, о государственных долгах, и возможный доход в этой сфере может рассматриваться как ущерб государству. А на нанесение себе ущерба государство вряд ли согласиться. В этом и состоит проблема ценообразования долгов. Впрочем, организация этого рынка, конечно, является положительным моментом, и какие-то возможности заработать у банков появятся. Просто не стоит их переоценивать.

Некоторая надежда есть на оживление объемов кредитования в связи со снижением процентов по кредитам. Но Нацбанк, сокративший ставку рефинансирования за первые 4 месяца текущего года на 4 пункта до 14% годовых, обирается замедлить этот процесс. Как сообщил 23 мая первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, в текущем году возможно снижение еще на 1-2 процентных пункта, то есть до 12-13% годовых. Это означает, что ставки по кредитам останутся высокими, фактически запретительными для экономики, и на принципиальное изменение ситуации на рынке рассчитывать не стоит, хотя рост и будет иметь место.

Как из такого положения будет выпутываться Нацбанк, пока неясно. Некоторые шаги он предпринимает, в частности, с 1 мая отменил обязательное требование справки о доходах при выдаче потребительских кредитов. Данная мера обеспечит рост для некоторых банков, но в масштабах всей банковской системы это не выход. Развитие данного рынка будет ограничиваться низкими доходами населения и невозможностью долгосрочного кредитования в белорусских рублях в значительных объемах при текущих ставках.

Тэги:

, , , , , ,

ВВП Беларуси растет выше прогноза

Национальный статистический комитет осуществил первая оценка валового внутреннего продукта за январь – апрель 2024 г. Объем ВВП  в сопоставимых ценах  вырос на 5,1% к уровню января – апреля 2023 г. В текущих ценах составил 73 млрд. рублей. Индекс-дефлятор ВВП в январе – апреле 2024 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года составил 108,4%. В

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 3 июня

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Инфляция в апреле продолжила снижение

По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены на товары и услуги в апреле 2024 года выросли на 0,4% после роста в марте 2024 года на 0,5% . Годовая инфляция (апрель 2024г./апрель 2023г.) составила 5,6% и не изменилась по сравнению с мартом ( такой же была и в феврале). С начала года ( к декабрю

Доллар продолжил дешеветь на торгах на БВФБ 28 мая

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,