• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В Национальном банке РБ рассчитывают продать проблемные активы белорусских банков, но не могут определиться, по какой цене это можно сделать. Проблема выглядит неразрешимой.

Специалисты Национального банка в настоящее время пытаются понять, какова справедливая цена проблемных активов в Беларуси, и занимаются создания рынка проблемных долгов, привлекая к этому известных консультантов, являющихся мировыми лидерами в данном вопросе. Об этом сообщил первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный 23 мая на круглом столе с названием «Банковский сектор Беларуси: восстановление ожидается».

Судя по названию мероприятия, в Нацбанке считают, что в настоящее время банковская система страны находится в состоянии кризиса. Это выглядит довольно странным, так как, судя по прибыли, коммерческие банки страны чувствуют себя вполне уверенно. На наличие кризиса указывает значительный объем проблемных активов, а также стагнация рынка кредитования. Именно рост проблемных активов, судя по рассуждениям Тараса Надольного, в Нацбанке и считают проблемой, которую пытаются решить.

Об одном из путей решения он и рассказал. Это Агентство по управлению активами, которое Тарас Надольный назвал Агентством по токсичным долгам. Это учреждение создано в прошлом году и пока занимается только долгами сельскохозяйственных предприятий, используя средства бюджета. Но в настоящее время подготовлен проект указа, который позволит Агентству привлекать средства не из бюджета. Как сообщил Тарас Надольный, предусматривается использование широкого инструментария для реструктуризации проблемных долгов со стороны агентства, в том числе создание рынка проблемных долгов внутри Беларуси.

Секьюритизация заработает с 1 июля 2018 года

Этому будет способствовать и введение возможности секьюритизации активов, введенная указом президента РБ от 11 мая 2017 года № 154 («О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований))» С 1 июля 2018 года этот механизм должен заработать.

Белорусские предприятия и банки получат право продавать специализированным финансовым организациям требования к своим должникам. Данные организации будут выпускать собственные облигации и размещать их на рынке. Они могут приобретать долги за счет собственных ресурсов либо за счет заемных средств, в том случае, если эмиссия облигаций осуществляется после приобретение прав требований по долгам. Но предусмотрена также возможность покупки данных требований за счет средств, получаемых от размещения облигаций, то есть одновременно с размещением облигаций. Доходом специализированных организаций будут активы, которые останутся в их собственности после погашения облигаций.

В случае, если средств, полученных по долгам, окажется недостаточно, специализированным организациям придется рассчитываться по облигациям за счет своих ресурсов или заимствований, а затем уже разбираться с непогашенной задолженностью.

В целом механизм вполне нормальный, только неясно, по каким ценам будут продаваться активы. Проблема тут в том, что большую часть проблемных долгов оставляют требования к государственным предприятиям. Поэтому их цена равна их номиналу, так как государство у нас вполне платежеспособное, и говорить о рынке долговых требований тут не имеет никакого смысла. То есть, проблема плохих долгов банков – это, по сути, проблема не банков, а государственного бюджета.

Что касается проблемных требований к частным предприятиям, то их не так уж и много, и проблемы они для банковской системы не составляют. Поэтому в целом идея секьюритизации, как и в целом планы по созданию в нашей стране рынка проблемных долгов, выглядят довольно странно. Рынок долгов не может возникнуть без рынка активов за счет приватизации и банкротства, создавать который в Беларуси не планируется (о крайней мере, президентом).

Поэтому не исключено, что деятельность Нацбанка выльется в создание механизма финансирования проблемных государственных предприятий не за счет бюджета напрямую, а каким-то способом, имеющим вид рыночных механизмов.

У банков нет перспектив роста

Что касается банков, то они прекрасно себя чувствуют и с проблемными долгами. Все знают, что за ними, в основном, стоит государство, поэтому особых причин для беспокойства, на самом деле, нет. Для банков существует риск того, что государство попробует решить проблемы убыточных предприятий не за счет бюджета, а за счет банков, но это риск не экономический, а управленческий.

В чем реальная проблема, так как с источниками доходов банков. В 2015-2016 годах банковская система пережила кризис в экономике и стагнацию на рынке кредитования за счет увеличения маржи между ставками по кредитам и депозитам. Это банкам, в свою очередь, обеспечил Нацбанк посредством создания условий для более быстрого снижения ставок по депозитам по сравнению с сокращением ставок по кредитам. Но в текущем году этот ресурс, похоже, исчерпан. Чистые процентные доходы белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития) в I квартале текущего года выросла по сравнению с I кварталом прошлого года всего на 1,6% и составили 723 млн. BYN. В 2016 году данные доходы увеличились по сравнению с 2015 годом на 51,8%. Таким образом, быстрый рост чистых процентных доходов прекратился, то есть банки уже не увеличивают свою эффективность от снижения ставок по депозитам и кредитам.

В то же время, чистые комиссионные доходы коммерческих банков в I квартале текущего года выросли по сравнению с I кварталом прошлого года в большей степени, чем в прошлом году, но не намного: на 4,9% — до 209 млн. BYN (в 2016 году данные доходы сократились на 3,3%).

Чистые доходы банков по операциям с иностранной валютой в I квартале сократились на треть и составили 93,4 млн. BYN. Это отражает, по-видимому, сокращение объемов валютного рынка.

Чистые доходы банков по операциям с ценными бумагами в I квартале составили 0,6 млн. BYN (в I квартале прошлого года они равнялись нулю). Но доходы в форме дивидендов увеличились в 2,8 раза, достигнув 2,5 млн. BYN. А вот чистые отчисления банков в резервы выросли на 34,3% — до 485,5 млн. BYN. Прочие доходы банков также снизились: на 50,8% — до 81,8 млн. BYN.

В целом чистая прибыль коммерческих банков в I квартале текущего года выросла по сравнению с I кварталом прошлого года на 6,5% и достигла 188,6 млн. BYN. При этом прибыль до уплаты налогов не выросла, а сократилась: на 5,9% — до 216,3 млн. BYN. Но налог на прибыль также снизился, причем, довольно значительно – на 47,4% (до 27,7 млн. BYN).

Таким образом, похоже, что банки уже исчерпали возможность повышения доходов за счет роста маржи на депозитно-кредитном рынке и компенсации за счет этого сокращения доходов в других секторах финансового рынка. Им нужны новые возможности для зарабатывания денег. Секьюритизация и рынок долгов вряд ли станут таким источником в силу того, что речь идет, в основном, о государственных долгах, и возможный доход в этой сфере может рассматриваться как ущерб государству. А на нанесение себе ущерба государство вряд ли согласиться. В этом и состоит проблема ценообразования долгов. Впрочем, организация этого рынка, конечно, является положительным моментом, и какие-то возможности заработать у банков появятся. Просто не стоит их переоценивать.

Некоторая надежда есть на оживление объемов кредитования в связи со снижением процентов по кредитам. Но Нацбанк, сокративший ставку рефинансирования за первые 4 месяца текущего года на 4 пункта до 14% годовых, обирается замедлить этот процесс. Как сообщил 23 мая первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, в текущем году возможно снижение еще на 1-2 процентных пункта, то есть до 12-13% годовых. Это означает, что ставки по кредитам останутся высокими, фактически запретительными для экономики, и на принципиальное изменение ситуации на рынке рассчитывать не стоит, хотя рост и будет иметь место.

Как из такого положения будет выпутываться Нацбанк, пока неясно. Некоторые шаги он предпринимает, в частности, с 1 мая отменил обязательное требование справки о доходах при выдаче потребительских кредитов. Данная мера обеспечит рост для некоторых банков, но в масштабах всей банковской системы это не выход. Развитие данного рынка будет ограничиваться низкими доходами населения и невозможностью долгосрочного кредитования в белорусских рублях в значительных объемах при текущих ставках.

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима. Часть 1

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Военные грузовики: не Россией единой

Увеличение мирового спроса на военные грузовики дает шанс белорусским производителям специальной автотехники для наращивания объемов зарубежных продаж. Ожидается, что рынок армейских грузовых автомобилей к 2027 году вырастет с 15677 единиц в 2019 году до 20171 единиц, — полагает издание Business Wire. Машины для транспортировки грузов военного назначения и личного состава будут все больше востребованы на

Нацбанк занижает курс белорусского рубля, скупая валюту

Предложение иностранной валюты на внутреннем рынке Беларуси намного превышает спрос, но избыток валюты скупает Национальный банк РБ, снижая тем самым курс белорусского рубля. Так, белорусские субъекты хозяйствования за январь-сентябрь текущего года продали валюты в чистом выражении на 520 млн. долларов, Физические лица реализовали на чистой основе 590 млн. долларов. Такие данные привел начальник Главного управления

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и