Отвечать на вызовы современности можно двумя способами: либо поиском новых инновационных идей, либо на основе возврата к старым ценностям

Казалось бы, поиск места современной Беларуси на цивилизационной карте – вопрос сугубо академический, а мы — люди приземленные, привыкшие идти от жизни. Наши успехи и неудачи на этом пути вот уже третье десятилетие измеряются с помощью средней зарплаты в долларовом эквиваленте. С начала нулевых она росла, но вот уже третий год снижается. Проблема в экономике. В ее архаичной структуре, которую давно пора реформировать. Интеллектуальный ресурс для этого, вроде бы, имеется. Дело за малым –отсутствием политической воли. Но рано или поздно она себя проявит. Ну, просто не может не проявить, и тогда…

Вот такая картина умеренного оптимизма. На ее горизонте просматривается лишь одна тучка в виде банальной истины: простота – хуже воровства. Простые и очевидные решения легко усваиваются массовым сознанием, и потому бывают весьма эффективными в вопросах удержания власти, он они бесполезны, если с их помощью пытаются решать вопросы развития.

При строительстве белорусской модели, по признанию ее главного архитектора, «приходится идти по «целине». С этим не поспоришь. Политик, способный решительно прокладывать путь по «целине», безусловно, достоин уважения, но при условии, что он выбрал правильное направление. Как тут не вспомнить Сенеку: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра».

Свой вариант единственно верной «гавани» в виде программы «Вольная Беларусь» в апреле опубликовала группа авторов под руководством Зенона Позняка. Понятно, что пытаться анализировать документ объемом в 76 страниц в одной статье – задача неподъемная. Слишком много букв потребует и анализ раздела «Международная политика (Концептуальные положения)». Поэтому я ограничусь рассмотрением взглядов авторов программы на проблему выбора между Западом и Востоком для Беларуси.

ОСОБЫЙ ПУТЬ – ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Не исключено, что слово «проблема» тут неуместно, т.к. авторы программы решительно отказывают ей в праве на существование. По их мнению, геополитический выбор был иллюзией еще во времена ВКЛ. Что уж тогда говорить о прото-ВКЛ, каковым является Республика Беларусь. Какой смысл при этом вкладывается в префикс «прото-» понять непросто. Согласно Академическому словарю, он служит для образования имен существительные со значением первоначальности (протозвезды и т.п.). Поэтому РБ никак не может претендовать на статус прото-ВКЛ.

Но я отклонился. Иллюзия «выбора без выбора» – это фальшивая идея, направленная на ликвидацию самостоятельных, национальных представлений о Беларуси, как наследницы ВКЛ. Только белорусскоцентричная позиция в состоянии обеспечить:

– строительство мощного независимого белорусского демократического государства;

– возрождение великой народной белорусской культуры;

– создание передовой экономики;

– формирование разумного, адекватного, интеллектуального человека и социально защищенного вольного народа;

– демографическое возрождение нации, численность которой до конца столетия могла бы составить 20-25 млн. человек.

В признании иллюзорности проблемы выбора с авторами программы солидарен главный архитектор прото-ВКЛ А. Лукашенко. Приведу соответствующую цитату, позаимствованную из доклада на третьем Всебелорусском народном собрании: «Мы выбираем не Восток и Запад или же Восток, или Запад – МЫ ВЫБИРАЕМ БЕЛАРУСЬ».

У подобных взглядов есть серьезная социологическая база. С начала нулевых НИСЭПИ регулярно интересовался геополитическими предпочтениями белорусов. При наличии двух вариантов ответов (вступление в ЕС, объединение с Россией) устойчивого преимущества одного из них не наблюдалось. Однако при добавлении третьего варианта (собственный, особый путь), последний оказывался вне конкуренции (см. табл.).

Каков, на Ваш взгляд, должен быть исторический путь Беларуси?*

Вариант ответа %
Собственный, особый путь 46
Возвращение на советский путь 12
Общий путь европейской цивилизации 34
ЗО/НО 8

* Февраль 2013 г.

 

ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Для понимания причин столь высокого уровня цивилизационного патриотизма нам потребуется концепция лимитрофа. Попытаюсь кратко изложить ее с помощью российского культуролога И. Яковенко.

Лимитроф – это пограничная зона между двумя цивилизациями, это своеобразный аналог лесостепи. Цивилизация, как правило, не имеет четко очерченных границ. В реальности имеется ядро – территория с качественным доминированием характеристик данной цивилизации и обширные переходные пространства, на которых происходит постепенное угасание этих характеристик. Причем с какого-то момента параллельно с угасанием одних цивилизационных характеристик начинает наблюдаться нарастание альтернативных.

Лимитроф – не самое оптимальное место для разворачивания цивилизации, в силу чего ядра локальных цивилизаций располагаются в других пространствах. Чаще всего лимитроф – это территории со сложным континентальным климатом, зоны рискованного земледелия (горные страны, болотистые местности). «Поэтому пространства лимитрофа, – тут я перехожу к прямому цитированию, – это отстойники, этнокультурные изоляты… <…> Сюда выдавливаются и здесь доживают самые архаичные формы социальности и культуры из всего, что возможно на просторах между двумя центрами локальных цивилизаций».

На лимитрофе формируется специфическое мироощущение. Он осознает себя как особый мир, не тождественный цивилизационным центрам, что и декларируют авторы программы «Вольная Беларусь» в разделе международной политики.

Казалось бы, находясь в пограничной зоне между двумя цивилизациями (западноевропейской и российской), прото-ВКЛ наделена уникальной возможностью осваивать все лучшее и с Запада, и с Востока. Однако логика лимитрофа заставляет ее окукливаться, прикрываясь при этом лозунгами самодостаточности и истинной святости. Кому в этом смысле принадлежит пальма первенства – З. Позняку или А. Лукашенко, – вопрос второстепенный.

Напомню, что в марте 2003 г. А. Лукашенко выступил с докладом на идеологическом семинаре. Доклад – своеобразный гимн (возможно, тут уместно слово «квинтэссенция») лимитрофному мировоззрению. Один пример: «…временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации».

А теперь обратимся к программе. Напоминаю, что только белорусскоцентричная позиция в состоянии обеспечить строительство мощного независимого белорусского демократического государства. Европа в столь благородном деле не помощница. Список ее «грехов» (от неконтролируемого индивидуализма до примитивного потребительства) способен нормального человека сделать заикой.

Нет, экономическое сотрудничество с европейскими странами необходимо налаживать, но не следует планировать вступление в ЕС, в это неустойчивое геополитическое объединение, охваченное левацкой либеральной идеологией.

БЕЛОРУССКИЙ ВАРИАНТ СТРАНЫ-ОДИНОЧКИ

«– А ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал?

– Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. Я из города приехал.

– Так не бывает, чтобы дети сами по себе были. Дети обязательно чьи-нибудь».

Со странами та же история, что и с героем мультика «Трое из Простоквашино». Они обязательно чьи-нибудь. В цивилизационном смысле, разумеется. Хотя нет правил без исключения. С.Хантингтон в «Столкновение цивилизаций» описывает Гаити в качестве примера страны-одиночки. Предоставлю ему слово: «Элита Гаити традиционно одобряет культурные связи этой страны с Францией, добавим к этому редкостный духовный сплав креольского языка, религии Вуду, революционные традиции рабов и кровавое историческое прошлое». Напомню, что соседи Гаити по региону – испаноговорящие католики.

По ВВП на душу населения Гаити находится в третьей сотне стран, в то время как Доминиканская республика, соседка по острову Эспаньола, – типичный латиноамериканский середнячок (76 место в списке стран по ВВП с учетом паритета покупательной способности на душу населения в 2016 г).

Приверженность собственного, особого пути толкает Беларусь в разряд стран-одиночек с полным букетом вытекающих из этого последствий. «Особый путь, поясняет директор Левада центра социолог Л. Гудков, – это защитный барьер против болезненного сопоставления положения дел в стране и в «нормальных странах». Это комплекс «не хочу даже сравнивать», это закрытие от всего внешнего. Это понятие абсолютно пустое: все попытки как-то определить, что такое «особый путь», – кончаются полным фиаско. Это защитная реакция, если хочешь, это выражение своей несостоятельности».

В идее особого пути нет позитивного образа будущего. Отсюда постоянное обращение к историческому прошлому: «Идеология белорусской Независимости основывается на культуре и государственности Великого Княжества Литовского», – утверждают авторы программы.

Слово «культура» и производные от него употребляются в программе 60 раз, но какой в него вкладывается смысл? Ответа на этот вопрос в программе нет. Между тем существует около тысячи научных определений культуры. В максимально обобщенном виде под культурой понимается внебиологический способ решения общебиологических проблем, главная из которых – проблема выживания.

Критерии выживания любого биологического вида не являются тайной. Это увеличение численности и расширение ареала обитания, и отстаивать эти критерии приходится в жесткой конкурентной борьбе. Проигравшие вымирают.

Социум – часть биосферы, поэтому сегодня, как сто, пятьсот и тысячу лет назад, культуры конкурируют между собой. Проигравшие сходят с исторической дистанции. Но это не означает смерти носителей проигравшей культуры. Это означает смену культурной идентичности проигравших. Самый убедительный пример – Турция, 80% населения которой являются прямыми потомками православных.

АРХАИЗАЦИЯ – ЭТО ПО-НАШЕМУ

Можно ли строить прото-ВКЛ на возрождении национальной культуры (культуры ВКЛ)? Тут есть проблема. Во времена ВКЛ не было наций, следовательно, и национальной белорусской культуры. Нации – продукт Нового времени. В Европе старт процесса национального строительства был дан в конце XVIII в.

Но кроме возрождения национальной культуры в программе говорится о необходимости возрождения «великой народной исторической белорусской культуры». К сожалению, ни одной конкретной характеристики народной культуры не приводится. А это принципиальный вопрос.

Напомню: культуры конкурируют между собой. Народная белорусская культура, как и народные культуры иных народов, – это традиционная культура, т.е. культура главным образом сельская. Поэтому хотелось бы знать, возрождение каких конкретно характеристик народной белорусской культуры будет в эпоху четвертой промышленной революции (в эпоху перехода от пятого к шестому технологическому укладу) способствовать повышению конкурентоспособности белорусской культуры?

Возможность наличия таких характеристик в традиционных (сельских) культурах я не отрицаю. Возьмем, для примера, страны Юго-Восточной Азии. Их трансформация в экономических «тигров» объясняется преобладанием интенсивного компонента над экстенсивным в культуре (иначе рис возделывать нельзя). В Европе массовый переход от экстенсивной экономики к интенсивной произошел лишь на рубеже XVII-XIX вв., что и стало главным фактором старта промышленной революции.

История учит, что отвечать на вызовы современности можно двумя способами: либо поиском новых инновационных идей, либо на основе возврата к старым ценностям, оправдавшим себя в прошлом. Второй способ в гуманитарных науках принято называть «архаизацией», сторонниками которого, если я правильно понял, являются авторы программы «Вольная Беларусь». Буду рад, если меня в этом разубедят.

Тэги:

, , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Приорбанк сменил логотип

Приорбанк представил новый логотип. «Мы выглядим по-новому, но остаемся такими же, какими вы нас знаете: надежными, инновационными и предоставляющими банковское обслуживание самого высокого уровня», — говорится в пресс-релизе банка. Теперь перед названием банка логотип содержит две параллельные желтые линии. Две параллельные линии выглядят как стилизованная буква «П» — первая буква названия «Приорбанк» — но без верхней

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,