СМИ сообщают очевидную и традиционную новость о том, что в Германии растет стоимость труда: один час работы в перерабатывающей промышленности в 2016 году стоил 38,70 евро, что на 47% выше средних показателей по ЕС.

Разумеется, не только белорусы по получению такой информации пустились в статистические сопоставления. Напрасно, поскольку в цифрах можно выразить все и одновременно ничего. Погрузившись в детали можно потерять всякое представление о реальности. За количеством утратить ощущение качество процессов и вещей.

За деревьями не увидеть леса.

Например, значительная часть белорусов, когда у них появилась возможность, поспешили обзавестись немецкими автомобилями. Пусть даже подержанными, которые по своим качествам намного превосходили советские новенькие авто. И что, скажете? В этой связи вспомним известное изречение о том, что человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют. Один из тезисов, который возникает при анализе этого суждения, гласит, что мера как знание об общем дается каждому желающему и позволяет отличать истину от лжи, справедливость от несправедливости, лучшее от худшего и выстраивать на этой основе адекватное мировосприятие. Чтобы мыслить правильно, говорить правильно, называть слова своими именами, открывать для себя причинно-следственные связи и плодотворно действовать.

Любая иная деятельность непродуктивна.

Иными словами, если белорусы на самом деле хотят создать конкурентоспособную продукцию, они должны принять к реализации те социальные технологии, которые привели к успеху стран, которые руководствовались этим требованием. И никак иначе.

Факт, а не гипотеза

В мире существует единство относительно качества экономики Германии, которая демонстрирует удивительную антикризисную устойчивость. Это факт, невозможно оспорить. Проблема заключается в том, чтобы понять его природу. Генезис, законы функционирования и развития, применить их с пользой для себя в собственной стране.

В 2011 году Евгения Лобачева (Санкт-Петербург) защитила кандидатскую диссертацию на тему «Корпоративный капитализм и эволюция трипартизма», в которой констатировала, что «Модель Германии» (Modell Deutschland), демонстрируя сочетание высокой конкурентоспособности экономики и социального порядка, привлекла значительное внимание научных кругов». По ее мнению, развитие корпоративных тенденций в обществе детерминировало особый характер взаимных отношений государства и групп интересов, которые на практике воплотились в социальное партнерство. Прежде всего, в трипартизме, который представляет собой механизм согласования интересов представителей государства, бизнеса и труда, равными между собой «переговорщиками», имеющих общую цель достижения консенсуса по тем или иным социально-экономическим вопросам.

Говоря по-нашему, никто никого не стремится «нагнуть», никто не должен претендовать на партию первой скрипки, на роль дирижера, тем более стать главным администратором. И не может, поскольку солидарный успех сторон достигается в том случае, когда каждая из них получают максимальный бонус в том случае, когда в максимальной степени реализуются интересы остальных. Вспоминается, что заветной мечтой Михаила Горбачева стало достижения консенсуса в обществе, но оно не восприняло эту идею как необходимость. Ни одна из сторон (а их было намного больше трех) и ни одна, по-модному в то время выражению, не решилась «поступиться принципами». В современной Беларуси роль главного социального «переговорщика» принадлежит государству. Точнее, правительству, цели которой объявляются государственными, а интересы остальных удовлетворяются (традиционно) по остаточному принципу.

Социальное партнерство, прежде всего, реализуется на публично-правовом уровне, где демонстрируется стремление германского государства (правительства) к открытости, взаимной ответственности государства, бизнеса и труда (гражданского общества). Причем их взаимодействия не носят статичного характера. Гражданское общество постоянно меняется, развивается. То, что вчера было невозможным, сегодня становится возможным. Развивается и государство. Для того, чтобы реализовать возможности, надо договариваться, договорившись, всем следует ответственно выполнять взятые на себя обязательства.

Бывают трудности у каждого, переговоры не прерываются, но самостоятельный выход из рамок достигнутых договоренностей наказывается. Так, работа над новым тарифным договором начинается со свободных переговоров между профсоюзами и работодателями. Если они терпят неудачу, обычно предпринимается попытка заключения договора при третейском участии примирительной комиссии, что позволяет сохранить мир между тарифными партнерами. К работе в комиссии привлекается большое количество представителей работодателей и профсоюза, а председательствует избранное сторонами нейтральное должностное лицо. Примирительная комиссия выдвигает компромиссные предложения, которые могут удовлетворить взаимные претензии партнеров. Если же и в этом случае согласие не достигается, тарифные переговоры считаются недостижимыми. При этом, характерная деталь, в ФРГ не практикуется принудительное примирение партнеров государственными институтами власти.

Разбирайтесь сами

С провалом переговоров прекращает свое действие закрепленная в тарифном договоре обязанность достижения компромисса, согласно которой стороны должны придерживаться прежних тарифных соглашений. Таким образом, возникает угроза трудового конфликта. Поскольку тарифные партнеры заключают коллективные договоры без вмешательства государства, им в соответствии с п. 3 ст. 9 Конституции представляется тарифная автономия. Мол, разбирайтесь сами, если не можете договориться. К основным методам разрешения трудовых конфликтов относятся забастовки и локауты. Право на забастовку является бесспорным. Для объявления забастовки профсоюзу требуется согласие не менее 75% сотрудников предприятия, являющихся членами профсоюзов. Для компенсации потерянной заработной платы во время забастовки, ее участники получают деньги из профсоюзной кассы, формируемой из членских взносов. Для них в это время пособие по безработице не выплачивается. Но теряющие зарплату во время забастовки работники других профессий, не подпадающие под действие тарифного договора, получают в этот период пособие по безработице.

Не увлекаясь детализацией процедуры, можно ответить на основные вопросы, интересные в Беларуси: когда немецкие работники бастуют, по какой причине бастуют, кто им дает право бастовать, откуда у них деньги на компенсации потерь заработка на время забастовки.

В ответ на забастовку работодатели могут применить локаут, то есть уволить работников и лишить их пособие по безработице. Но только в том случае, если, например, в забастовке участвуют менее 25% работников зоны действия тарифного договора, и при этом локаут со своей стороны не охватывает больше 25% работников зоны действия зоны договора. В таком случае локаут рассматривается как оборонительный и правомерный. В общем, все напоминает основной принцип права в древние времена – око за око, зуб за зуб. Можно сказать и по-иному, свобода трактуется как конкретная, равно как и ответственность. Наказывают только виноватых, заложников не берут. Юридически это выражается в «предписании соответственности».

Между тем, гарантированная законом свобода коалиции имеет свои положительные и отрицательные стороны. Их надо учитывать. Применительно к трудовым конфликтам это означает, что локаут, направленный лишь против членов бастующего профсоюза и не затрагивающий неорганизованных наемных работников, является противозаконным.

Почему это так, а не иначе, члены профсоюзов в Беларуси должны знать.

Для смягчения неравенства

Социальная политика в Германии направлена на максимальное смягчение неравенства среди населения. Оно достигается за счет повышения налогообложения зажиточных граждан и распределения благ среди малообеспеченных слоев. Ряд законов направлен на поддержку и усиление автономии человека, на предоставлении ему возможностей самостоятельно строить свою жизнь. Государство в первую очередь оказывает помощь человеку в его начинаниях, в достижении им социального благополучия. Достигается это, среди прочего, средствами социального страхования, которое обеспечивает реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Вроде бы, ничего нового даже для нас. Для многих из нас, кто не знает, что такая система социальной защиты населения была создана именно в Германии еще в конце позапрошлого века. Она распространялась на работников и безработных (потерявших работу по объективным причинам, но ищущим работу) и, таким образом, на членов их семей. Жен и детей, родителей. Всякая система обладает ограниченными ресурсами и требует его постоянного пополнения. Особенно тогда, когда уровень безработицы растет. Иными словами, чудес от социального страхования ожидать сложно, но в критических ситуациях она позволяет человеку жить, существенно не теряя привычный для себя уровень и качество жизни.

Как всякое страхование, страхование от безработицы, обеспечивает компенсацию риска для лиц, застрахованных от какого-то определенного случая нанесения ущерба. Солидарно уплаченные сообществом страховые взносы позволяют компенсировать ущерб, понесенный отдельным индивидуумом или группой лиц. Чем ниже предложение рынка труда, чем выше спрос, тем больше взносы, которые должны платить работники.

Стоит ли напоминать, что страховые взносы имеют целевой характер, они принадлежат застрахованным, а страховщики не имеют право использовать их не по назначению. Например, вместо выплаты пособий, направить их на создание новых рабочих мест.

Выплаты по этому виду страхования начинаются с момента потери работника. Работодатель, который расторгает трудовое соглашение с наемным работником, обязан сообщить об этом в государственную медицинскую кассу. Она является основным представителем всех видов социального страхования и через него производится дальнейшее перечисление взносов по остальным социальным страховкам. Поэтому уволенному работнику тоже рекомендуется обратиться в Агентство занятости с извещением о потере работы. После этого ведомство по труду присваивает уволенному статус безработного и перенимает на себя оплату страховых взносов по всем видам социального страхования. В противном случае, уволенный работник остается без медицинского и других необходимых видов социального страхования.

Размер выплат по страхованию от безработицы зависит от срока и размера заработной платы по последней работе. Максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице составляет не больше 18 месяцев. Если за это время безработному не удается найти новое место работы, страхование на случай потери работы теряет силу и выплаты по этой страховке прекращаются, а безработный получает право на социальное пособие.

Поиск работы – тоже работа

Право на получение пособия имеют безработные, зарегистрированные в Ведомстве по вопросам труда, работавшие минимум двенадцать месяцев из последних трех лет и платившие взносы (то есть имели официальную занятость. – К. С.) в кассы обязательного социального страхования. В свою очередь, безработными считаются наемные работники, временно не имеющие работы продолжительностью свыше 15 часов в неделю, и ищущие возможность для занятости свыше 15 часов в неделю с обязательной уплатой взносов в кассы социального страхования. Они должны активно искать работу, доказывать наступившую нетрудоспособность, быть в неограниченном распоряжении рынка труда и проявлять готовность к работе, приемлемым образом компенсирующей заработок, которого лишились.

Иными словами, поиск работы безработным тоже можно считать работой. Поиском достойной для себя работы по оплате, по условиям труда, подходящей по квалификации.

А не просто так — направят в дворники, а в случае отказа, лишат пособия.

Впрочем, могут и лишить его. При определенных условиях Ведомство по вопросам труда возмещает повышенные расходы на обеспечение жизненных потребностей, например, в форме выплаты подъемных, финансовой помощи до первой зарплаты, на покупку рабочей одежды и инструментов, долевое участие в расходах на транспорт, надбавки к зарплате при длительной работе не по месту жительства и расходов на переезд. Оно или выплачивает дотации, или берет все расходы на себя.

Ведомство по вопросам труда страхует безработных в системе обязательного медицинского и пенсионного страхования, на случай необходимости ухода при болезни или в старости.

Размер пособия по безработице зависит от средней номинальной недельной зарплаты безработного в последние 52 рабочие недели до появления права на него. Из этой недельной номинальной зарплаты вычитываются взносы в кассы социального страхования. Безработные, имеющие детей, получает пособие 67% от этой зарплаты, остальные безработные – 60%.

Если безработный, получающий пособие, имеет подработки менее 15 часов в неделю, то получаемый им, таким образом, дополнительный доход, за вычетом налогов, взносов на социальное страхование, расходов на рассылку резюме, а также не облагаемой налогами суммы в размере 20% от месячного пособия по безработице, он прибавляется к пособию по безработице.

Если же безработный не выполняет свои обязанности перед Ведомством (не ищет себе работу), его могут вообще лишить пособия.

Сидение на пособии

Таким образом, пособие по безработице выплачивается работникам, которые за время своей трудовой деятельности достаточно много выплатили в социальный страховой фонд и фонд по безработице. Социальную помощь могут получить все нуждающиеся, даже те, кто никогда не работал или зарабатывал меньше прожиточного минимума. Сумма социального пособия составляет 359 евро на одного человека, для семьи – 323 евро на каждого супруга, 215 евро на ребенка до 6 лет, с 7 и до 14 лет – 251 евро, 287 евро, начиная с 14 лет. Выплата помощи начинается с момента подачи заявления в социальное ведомство и производится в течение 6 месяцев. Для ее возобновления требуется подавать новое заявление. Помощь выплачивается до той поры, когда в ней сохраняется потребность. Если, например, получатель помощи находит работу, но его заработка не хватает на прожиточный минимум, ведомство производит доплаты до этого уровня.

Получатели помощи должны поддерживать контакты с социальным ведомством и держать их в курсе относительно возможных изменений в доходах. В противном случае пособие может быть востребовано обратно, а получатель может даже получить административный штраф. Если получатель начинает зарабатывать больше, чем размер социальной помощи, ее прекращают платить, если меньше, его будут доплачивать до прожиточного минимума. В то же время, заработок, превышающий прожиточный минимум на 100-150 евро, не повлияет на снижение суммы пособия.

Показательно, что ведомство побуждает получателей к повышению социальной и трудовой активности. Оно может профинансировать собственное дело начинающего предпринимателя, в то же время может сократить помощь тому, кто не является по вызову Агентства занятости или отказывается от любой предлагаемой работы, если для этого не серьезных причин.

Но ведь и в немецком обществе существуют серьезные проблемы. Среди 81 с лишним миллионов населения в Германии 4,3 миллиона человек получают социальное пособие, в Берлине – более 20%. Как считают эксперты, многие из этих людей чувствует себя вполне комфортно, поскольку вынужденная ситуация трансформировалась для них в сознательный выбор. Многие испытывают определенное неудобство, но пособие развращает людей психологически, а после у них пропадает всякое желание искать работу. Вместо консолидации, в обществе усиливается социальное расслоение. Хотя на самом деле существует множество семей, оказавшихся в сложной ситуации, общество начинает презирать «получателей пособий», которые ассоциируются с тугодумами, хроническими неудачниками, необразованными, здоровыми лоботрясами, которые проедают дарованную им не малую обществом милостыню.

Неожиданным образом это развратило и работодателей, многие из которых знают, что есть масса людей, которые придут к ним работать за гроши под угрозой лишения пособия в случае отказа. В такой ситуации и Ведомство по труду начинает формально относиться к поиску вакансий для безработных, ограничивая себя бухгалтерией по начислению и выплате пособий. Или предлагать своим клиентам неквалифицированную работу с оплатой в 1-2 евро за час. Поэтому все больше людей стараются искать хорошую работу самостоятельно. Это те, кто имеет высокие социальные, интеллектуальные, профессиональные запросы, для реализации которых требуется уровень жизни «выше среднего».

…В Беларуси часто говорят, что живем мы хуже, чем в Швейцарии, или в Германии, поэтому, мол, невозможно повысить пособие по безработице. Бедные мы, потому что экономика у нас своеобразная. Мягко говоря, малоэффективная. У нас еще долго будут маленькие зарплаты, маленькие пенсии. Но именно поэтому требуется реформа. Просто назвать государство социальным, сложнее наладить систему социального страхования, в том числе и от безработицы, таким образом, чтобы страховой фонд, формируемый из взносов работников, на самом деле компенсировал их ущерб, в случае потери работы. Все надо называть своими словами – страхование тогда имеет содержание, когда оно страхует.

Очевидно, что идеальных ситуаций в жизни не бывает. Высокая степень социальной защиты в Германии стала возможной, благодаря социальному рыночному хозяйству, но сама она стала подсистемой, обеспечивающей стабильность в обществе и в экономике. Предположить, что страна в свое время для решения своих социальных проблем применила бы способы, предлагаемые пресловутым нашим Декретом № 3, и добилась бы большего, трудно. Нет оснований предполагать, что эти способы помогут поднять и белорусскую экономику.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,