10.04.2017, 9:09
Мониторинг экономического законодательства Беларуси (январь – март 2017 года)
Сущность экономической политики государства и тенденции в ее развитии можно определить посредством анализа нормативных актов, регулирующих экономику в стране. По содержанию экономических нормативных документов можно определить цели и методы экономической политики государства, а также оценить инструменты, которые государство применяет для достижения своих экономических целей.
Кроме того, внимательный анализ экономических нормативных документов позволяет оценить качество экономического управления. Так, например, если нормативный документ изменяется чаще одного раза в год, то можно говорить о некомпетентности чиновников, принимавших нормативный акт. Последнее выражается в постоянной корректировке нормативного документа, который на практике либо не работает, либо приводит к целям, противоположным от тех, которые ожидали чиновники, его принявшие. Данный материал является началом ежеквартального мониторинга экономического законодательства Беларуси, направленного на оценку тенденций в экономическом развитии государства.
Налоговые льготы и совершенствования
Первый квартал 2017 года продолжил давно сформировавшуюся белорусскую традицию по постоянному совершенствованию налогового законодательства в течение года. Не прошло еще и одного месяца, как вступили в силу новые ежегодные изменения в Налоговый кодекс, но потребовалось принять Указ Президента Республики Беларусь № 22 от 24 января 2017 года, в соответствии с которым транспортным организациям на сумму субсидий, покрывающим расходы на транспортные услуги, предоставляется освобождение от НДС.
Принят был в 1 квартале 2017 года и «традиционный» налоговый документ, вступающий задним числом. Так, Указом от 14 марта2017 г. № 87 регулируются некоторые налоговые отношения в сфере культуры и ремесел, арендной платы. Речь идет об уточнении порядка применения некоторых налоговых льгот. Указ, принятый в середине марта, регулирует налоговые отношения, начиная с 3 февраля 2017 года.
Данные льготы были «компенсированы» бюджету продлением до 2018 года повышенной нормы отчислений от прибыли для государственных предприятий или предприятий с долей государства, имеющих более 30% рентабельности. Указанное нововведение утверждено Указом от 20 января2017 г. № 19.
Из этой же серии документов и постановление Совета Министров от 21 марта 2017 года № 210. Данным нормативным документам определены нормативы отчислений на 2017 год средств от прибыли, остающейся в распоряжении организаций, подчиненных правительству, на содержание их аппаратов. Речь фактически идет о дополнительном налоге на предприятия, входящие в государственные концерны Белнефтехим, Белгоспищепром и так далее, на содержание их головных офисов. «Как обычно» постановление вступило в силу задним числом с 1 января 2017 года.
При этом государство продолжило в 2017 году реализовывать на практике принцип, по которому качество белорусского налоговой системы определяется не стабильностью и обоснованностью налогового законодательства, а степенью использования налогоплательщиками электронных серверов. Так, постановление Министерства по налогам и сборам от 31 января2017 г. № 2 принята инструкция о порядке ведения личного кабинета плательщика. Зачем налогоплательщику личный кабинет не совсем понятно, так как большинство справок и документов из налоговой инспекции все равно необходимо получать на бумаге, зато понятно, что теперь государства может отчитаться перед международными финансовыми организациями о повышении цивилизованности белорусской налоговой системы.
Не успел белорусский бизнес адаптироваться к существующей системе электронных счетов-фактур по НДС, как налоговое министерство вводит очередные изменения. Так, постановлением Министерства по налогам и сборам от 13 января 2017 года № 1 вводится новая форма электронных счетов-фактур по НДС и еще несколько десятков редакционных изменений в порядок заполнения электронных счетов-фактур по НДС. Нововведения вступают в силу с 1 апреля 2017 года и в очередной раз подтверждают известный тезис о том, что единственной стабильностью в белорусском налоговом законодательстве является его изменчивость.
В целях стимулирования безналичных расчетов Указом от 09 марта2017 г. № 71 до 1 января 2021 года продлено освобождение физических лиц от подоходного налога с доходов в виде процентов от суммы оплаты при использовании банковских пластиковых карт. При этом сумма вознаграждения не может превышать 2% от суммы такой оплаты.
В 1 квартале 2017 года Декретом от 12 января2017 г. № 1 были внесены изменения в Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет о тунеядцах). Нововведения касаются расширения перечня физических лиц, освобождаемых от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Также нововведением установлено право местным органам власти, освобождать граждан от уплаты сбора в случае нахождения их трудной жизненной ситуации. Ждем во втором квартале новой редакции декрета.
Изменен постановлением Совета Министров от 21 марта 2017 года № 209 и перечень выплат физическим лицам, по которым не начисляются отчисления в ФСЗН. Так, с 24 марта 2017 года не облагаются отчисления в ФСЗН денежные выплаты за счет средств международной технической помощи Европейского союза, производимые работающим гражданам, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза. При этом будут облагаться отчислениями в ФСЗН ежемесячные стимулирующие выплаты работникам деревообрабатывающей промышленности согласно Декрету № 9. Похоже, государство посчитало, что с деревообработкой у нас все хорошо и льготу по отчислениям в ФСЗН можно отметить. При этом пришло время дружить с Европейским союзом, для проектов которого и ввели новую льготу по отчислениям в ФСЗН.
Цена – основа социальной справедливости
Несмотря на то, что государство, с одной стороны, постоянно твердит о свободном ценообразовании, с другой — «не устает» это же самое ценообразование регулировать. Так, постановление Совета Министров от 27 января 2017 года № 81 определен перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться облисполкомом и Минским горисполкомом не более 90 дней в течение года. Такими социально значимыми товарами признаны: свежий картофель, свежая свекла столовая, свежая морковь столовая, свежая капуста белокочанная и свежий лук репчатый.
Регулирует государство и цены на природный газ. Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 18 января 2017 года № 5 были установлены максимальные цены на природный газ за100 куб. метров. Как и в прежние годы, государство устанавливает дифференциацию (различные) цен для предприятий и индивидуальных предпринимателей, бюджетных организаций, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и населения. При этом для придания большей социальной справедливости государство разделило пользователей, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по двум критериям: по объему потребляемого газа и виду выпускаемой продукции, выделив тем самым 12 категорий пользователей природного газа. Учитывая такой точный экономический расчет, теперь, наверное, все белорусские предприятия смогут своевременного рассчитываться за природный газ, и задолженности перед Российской Федерацией за поставляемый природный газ у Беларуси больше не будет.
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 13 февраля2017 г. № 17 установлены предельные максимальные цены на услуги электросвязи и почтовой связи. Не проработало постановление № 17 и месяца, как в него уже были внесены изменения постановлением антимонопольного министерства № 19 от 10 марта 2017 года. Государство посчитало, что цены на почтовые карточки увеличены не достаточно высоко и поэтому увеличило цены на них повторно в течение месяцы.
Также сферы ценообразования касается и постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 23 февраля2017 г. № 16. Данным нормативным документов установлены предельные максимальные цены на сельскохозяйственную продукцию урожая 2017 года.
Научное расходование бюджета
Озаботилось государство в 1 квартале 2017 года и правильным расходованием государственных средств. Так, постановлением Совета Министров от 10 января 2017 года № 14 было утверждено положение о порядке проведении открытого конкурсного отбора проектов (мероприятий), финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда. Проекты будут рассматриваться межведомственной конкурсной комиссией, созданной Государственным комитетом по науке и технологиям, а заказчиками будут выступать органы государственного управления, Национальная академия наук, облисполкомы и Минский горисполком. Из самой процедуры видно, что бюджетные деньги инновационного фонда в очередной раз будут направлять на государственные предприятия, а значит эффективность данных инвестиций, как показывает многолетний опыт, будет минимальной.
В дополнение к этому документу было принято и постановление Совета Министров от 23 марта2017 г. № 216. Данным нормативным документом определены объемы средств республиканского централизованного инновационного фонда, направляемых на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в 2017 году.
Из этой же серии нормативных документов и постановление Совета Министров от 31 января2017 г. № 85, которым установлены предельные суммы выручки за 2016 год, позволяющие субъектам малого предпринимательства обратиться за оказанием государственной финансовой поддержки. Так, для индивидуальных предпринимателей предельная выручка – 335,4 тыс. рублей; микроорганизаций – 2 459,6 тыс. рублей; малых организаций – 9 279,4 тыс. рублей. Кто рассчитывал данные предельные размеры выручки, и как они могут быть увязаны с финансовой поддержкой государством малого бизнеса, знают только чиновники, принявшие данный нормативный акт. На практике же данный документ показывает, насколько государство далеко от реальных проблем малого бизнеса, если не понимает отсутствия прямой взаимосвязи между выручкой и финансовым положением малого бизнеса. Поэтому и финансовая поддержка малого бизнеса в очередной раз будет формальной без реального положительного экономического эффекта для государства.
Не забывает государство и о финансировании государственных программ. Так, постановлением Совета Министров от 23 января 2017 года № 62 определены мероприятий государственной программы развития аграрного бизнеса, которые будут финансироваться в 2017 году. Основными статьями финансирования из общего бюджета в 712 млн. рублей планируются:
1) компенсация потерь банков от предоставления льготных кредитов в сумме 464,7 млн. рублей;
2) сохранение и использование мелиорированных земель в сумме 73,4 млн. рублей;
3) финансирование бюджетных организаций – 34 млн. рублей;
4) обязательное страхование урожая, скота и птиц – 31,3 млн. рублей.
Как видно, основными бенефициарами от развития аграрного бизнеса в Беларуси в 2017 году будут банки, выдающие льготные кредиты для сельского хозяйства и страховые организации, страхующие сельское хозяйство.
Продолжается в 2017 году и практика поддержки отдельных предприятий за счет средств бюджета. Так, постановлением Совета Министров от 27 марта2017 г. № 228 предусмотрено погашение за счет средств бюджета процентов и комиссионных расходов по кредитам, предоставленным ОАО «Камволь» на реализацию инвестиционных проектов. Государство в очередной раз пытается спасти отдельные убыточные предприятия за счет средств бюджета.
Законом Республики Беларусь от 9 января 2017 года № 14-З были внесены изменения в законодательство о пенсионном обеспечении. Последнее было приведено в соответствии с ранее принятыми президентом Указами и Декретами, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения в Беларуси. В очередной раз подтвердился тезис о том, что основным законодателем в Беларуси является президент, принимающий наиболее важные экономические документы. А парламент в дальнейшем лишь «оформляет» данные нововведения в Законы.
Государственное регулирование ВЭД
Отдельно следует рассмотреть нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Так, Указ от 27 февраля2017 г. № 49 «О государственном регулировании в области экспортного контроля» определяет перечень функций органов государственного управления в сфере ВЭД. Кроме того, Указом определены положения, регулирующие порядок предоставления юридическим лицам права на осуществления ВЭД, ввоза специфических товаров или вывоза объектов экспортного контроля и государственного контроля над ними, о проведении идентификации. Фактически речь идет о создании новой системы контроля ВЭД в Беларуси в отношении экспорта и импорта специфических товаров – продукции военного назначения, товаров (работ, услуг) двойного применения.
Продолжает государство регулировать и экспорт товаров из Беларуси посредством выдачи разовых лицензий. Так, постановлением Совета Министров от 20 января2017 г. № 51 утверждены разовые лицензии на экспорт лесоматериалов, выдаваемые Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Аналогичный порядок экспорта на основании разовых лицензий установлен и для льноволокна согласно постановлению Совета Министров от 14 февраля2017 г. № 129. Из этой же серии нормативных документов и постановление Совета Министров от 07 марта2017 г. № 183, устанавливающее разовые лицензии на импорт в Беларусь изделий из гипса.
Постановлением Совета Министров от 28 марта 2017 года № 230 изменены размеры вывозных таможенных пошлин нефть и нефтепродукты. Нормативный документ вступил в силу с 1 апреля 2017 года.
Недостаток валюты в стране государство пытается покрыть за счет внешних займов. Так, согласно Указу от 03 февраля2017 г. № 36 под гарантии правительства привлечен китайский заем на 100 млн. долларов США. Заем предназначен для финансирования текущей деятельности ОАО «АСБ Беларусбанк».
Административное экономическое регулирование
Отдельного внимания заслуживают нормативные акты, направленные на регулирование экономических процессов административными методами, посредством установления для бизнеса определенных ограничений или обязательств. Так, постановлением Совета Министров от 30 января2017 г. № 84 государство разрешило предприятиям в 2017 году не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам. В очередной раз государство пытается улучшить финансовое положение предприятий за счет искусственного ограничения затрат — амортизационных отчислений. Итогом данного «финансового улучшения» работы предприятий станет дальнейшее сокращение капитала, а значит и сокращение возможностей предприятий по инвестированию в собственное развитие, дальнейшее снижение конкурентоспособности белорусского бизнеса.
Постановлением Совета Министров от 07 февраля2017 г. № 100 определен порядок совершенствования оплаты труда в бюджетных организациях и организациях, получающих субсидии из бюджета. Повышающие коэффициенты к окладам в данных организациях должны устанавливаться в 2017 году с учетом экономии бюджетных средств, возникающих в результате реализации мероприятий по оптимизации структуры и численности работников бюджетных организаций. То есть государство фактически утверждает, что повышение зарплаты в бюджетной сфере возможно только в случае сокращения численности работников в них, а значит роста безработицы.
Экономические процессы в Беларуси происходят так быстро, что некоторые документы в течение квартала успевают устаревать. Не успел Национальный Банк 7 февраля 2017 года своим постановление № 49 снизить ставку рефинансирования с 15 февраля 2017 года до 16%, как это решение через месяц уже устарело. Так, постановлением № 87 от 07 марта 2017 года Национальный Банк с 15 марта снизил ставку рефинансирования до 15%. При этом и эта цифра не окончательна, так как 30 марта Национальный банк принял решение о снижении с 19 апреля 2017 года ставки рефинансирования до 14%.
Только в Беларуси государство может так легко и быстро изменять базовый денежно-кредитный инструмент, который во всем цивилизованном мире является важным индикатором стабильности и предсказуемости денежно-кредитной политики государства. Стремительное снижение ставки рефинансирования в очередной раз свидетельствует о нестабильности белорусской денежно-кредитной политики, так как в любое время тренд на снижение ставки рефинансирования может быть заменен трендом на его рост без каких-либо объяснений и экономических обоснований, что мы уже наблюдали в 2011 году.
Важным государство считает и административное регулирование сферы страхования. Так Указом от 16 марта 2017 года № 90 введено обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы в 2017 году. При этом государством установлено, что:
- процент возмещения ущерба и затрат на 2017 год на пересев при гибели озимых сельскохозяйственных культур сева 2016 года под урожай 2017 года на уровне 50%;
- процент возмещения ущерба и затрат на 2017 год на пересев при гибели сельскохозяйственных культур сева 2017 года на уровне 17%;
- процент возмещения ущерба при гибели (падеже), вынужденном убое (уничтожении) скота и птицы на 2017 год на уровне 100%.
Либерализация законодательства
Важным документом в плане либерализации законодательства являются изменения в порядок создания и ликвидации предприятий, утвержденные Декретом от 28 февраля2017 г. № 2. Данный документ вступит в силу с 3 сентября 2017 года и существенно упростит порядок ликвидации предприятий: разрешит использовать аудиторское заключение в качестве итогового акта проверки ликвидированного предприятия, приравненного к акту налоговой проверки, проводимой при ликвидации предприятия. До 3-лет ограничиться срок предъявления исковых требований к учредителям по задолженности ликвидируемых предприятий перед бюджетом. Сейчас этот срок не ограничен.
Похоже, государство наконец-то поняло, что если предприятие ликвидируется, то государство никаких налогов с него больше получить не может, а значит, процесс ликвидации лучше упростить. Глядишь, и инвестиционный рейтинг Беларуси в глазах иностранных инвесторов может быть повышен. При этом для белорусского бюджета – основы белорусской экономической модели, это ничего не будет стоить.
Обобщая мониторинг экономического законодательства Беларуси можно отметить следующие направления деятельности, которые государство считает приоритетами в своем развитии: 1) формирование бюджета; 2) распределение средств бюджета; 3) ценообразование; 4) административное регулирование экономики. Фактически основными целями экономической политики государства в 1 квартале 2017 года было продолжение бесконечного процесса совершенствования существующей системы административного управления белорусской экономикой. Нормативных документов, направленных на либерализацию экономики Беларуси, за исключением, пожалуй, Декрета № 2, принято не было, а значит, государство до настоящего времени не осознает необходимость проведения либеральных реформ для выхода Беларуси из экономического кризиса.