• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Результаты энергетических договоренностей с Россией не принесут белорусской стороне тех выгод, на которые она рассчитывала. Более того, для погашения затяжного конфликта Минску пришлось принести еще одну «жертву» — согласиться на снижение объема переработки нефти на белорусских НПЗ до 18 млн. тонн — с 24 млн. тонн в год, на что правительство так настойчиво ориентировало заводы в последние годы.

В соответствии с договоренностями Россия должна возобновить с 2017 года ежегодные поставки нефти в Беларусь в объеме 24 млн. тонн — до 2024 года, сообщил вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

Беларусь хотела получить больше

Это верно. Но лишь 18 млн. тонн из этого объема в 2017-2018 годах будет поставлена на переработку на белорусские НПЗ (пока условия работы в нефтегазовой сфере союзники определили лишь на эти два года). Еще 6 млн.тонн нефти Россия будет поставлять в Беларусь для растаможки. Эта процедура означает, что экспортные пошлины от растаможенных 6 млн. тонн российской нефти будут оставаться в белорусском бюджете.

По имеющейся информации, этот сценарий разрешения нефтегазового спора был подготовлен еще в прошлом году. Тогда публично заявлялось, что Москва предоставит Беларуси межбюджетное финансирование в целях сближения с российскими цен для белорусских энергетиков, что в свою очередь должно снять препятствия на пути создания общего рынка электроэнергии в ЕАЭС Однако этот сценарий белорусское руководство не устраивал. Минск добивался того, чтобы квота для растаможки — 6 млн. тонн нефти -была поставлена сверх 24 млн. тонн (что, кстати, ранее было обещано Беларуси в рамках евразийских договоренностей). Однако отстоять эту позицию Минску не удалось.

Между тем, профильные белорусские чиновники отмечают, что снижение объема переработки нефти белорусских НПЗ до 18 млн. тонн в год не будет иметь серьезных негативных последствий для белорусской нефтяной отрасли. Дело в том, что для НПЗ, не успевших пока завершить модернизацию, именно такой объем переработки нефти позволяет получить максимальный объем светлых нефтепродуктов — наиболее ликвидных на международных рынках — и снизить до минимума экспорт убыточного мазута. Отметим, что в результате налогового маневра в нефтяной отрасли экспортная пошлина на мазут с 2017 года повышена на 30% и сравнялась с пошлиной на нефть, что делает экспорт этого вида нефтепродуктов запретительным.

Как будем погашать долг за газ?

По имеющимся данным, белорусская сторона планировала погашать накопленный долг за российский газ постепенно – за счет денег, полученных от растаможки российской нефти. Ранее вице-премьер России Аркадий Дворкович уточнил, что в настоящее время долг Беларуси за российский газ составляет 726 млн. долларов.

Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции 3 апреля подчеркнул, что спорных вопросов между странами не осталось. «Мы договорились о том, что урегулируем все наши спорные вопросы в нефтегазовой сфере – собственно, не договорились, а мы их урегулировали. Договорились о том, как и в какие сроки мы это сделаем. Сделаем мы это в течение ближайших 10 дней. Мы нашли схему, при которой мы сохраняем наши подходы, сближаем наши позиции по ценам», — заявил В. Путин.

О том, что ключевым условием разрешение нефтегазового конфликта является срочное погашение долга за газ, российский президент не сказал.

Но об этом 5 апреля напомнил российский вице-премьер Аркадий Дворкович, заявив, что Россия восстановит поставки беспошлинной нефти в апреле только в том случае, если Минск доплатит за поставленный газ. Хотя еще 3 апреля его заявления не были столь категоричны.

«Будут скорректированы некоторые межправительственные документы, касающиеся взаимоотношений в сфере газа и нефти. После их парафирования белорусская сторона вернет недоплаченную сумму «Газпрому», то есть ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» – «дочке» «Газпрома», и мы восстановим поставки нефти в объеме 24 млн. тонн», – сказал А. Дворкович. По его словам, «поставки нефти начнутся в максимально короткие сроки, может быть это уже и в апреле произойдет, в зависимости от технических возможностей компаний поменять графики поставок».

Можно предположить, что белорусское руководство хотело бы погасить долг за газ не одномоментно, а постепенно. Москва, как видим, против. Хотя нельзя исключить, что условия погашения Беларусью газового долга обременены какими-то дополнительными условиями, которые Минск не торопится выполнить. Возможно, последнее заявление А. Дворковича – стремление настоять на этих условиях.

Объявленный экономический эффект и реальность

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко 5 апреля в эфире телеканала «Беларусь 1» сообщил, что экономический эффект для Беларуси от договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере в 2017 году составит около 500 млн. долларов а в 2018-2019 года — по 800 млн. долларов. «В итоге, если подвести черту (договоренностей с РФ в нефтегазовой сфере – Прим. ред.), цена вопроса для Беларуси в 2017 г по всем этим делам, нефтяным, газовым и так далее, — это примерно полмиллиарда долларов экономического эффекта, а 2018-19 годах — это примерно по 800 млн. долларов ежегодно», — заявил Семашко в эфире телеканала «Беларусь 1».

По словам В. Семашко, речь идет о договоренностях о возобновлении не позже 13 апреля поставок российской нефти в объеме 24 млн. тонн в год, снятии с Беларуси обязательства поставлять в Россию 1 млн. тонн нефтепродуктов ежегодно, а также о снижении цены на российский природный газ для Беларуси с 2018 года. Отмечалось, что отмена обязательной поставки в РФ нефтепродуктов из Беларуси, которая в последнее время была невыгодна, позволит Беларуси зарабатывать на более выгодных поставках дополнительно 150 млн. долларов в год.

Между тем, если говорить о выгодах для Беларуси в 2017 году, то, как представляется, сумма может быть существенно ниже.

Напомним, что при подписании договоренностей о создании ЕАЭС Беларуси были обещаны поставки в объеме 24 млн. тонн нефти вплоть до 2024 года. При этом весь объем экспортных пошлин должен был оставаться в белорусском бюджете (при условии, что эта сумма не «зашкалит» за 1,5 млрд. долларов, а это что при нынешней ценовой конъюнктуре на рынке нефтепродуктов маловероятно),

Теперь же в белорусский бюджет будут поступать экспортные пошлины на нефтепродукты от переработки на белорусских НПЗ лишь 18 млн. тонн нефти, плюс экспортные пошлины от растаможки 6 млн. тонн российской нефти. Следовательно, выгода для Беларуси состоит в разнице между объемом экспортных пошлин от растаможки 6 млн. тонн нефти и объемом экспортных пошлин на нефтепродукты, которые могли бы поступить от переработки 6 млн. тонн нефти (которые недополучат НПЗ). Поскольку экспортные пошлины на нефтепродукты сейчас в среднем примерно на 30% ниже, чем экспортная пошлина на нефть, то белорусский бюджет действительно получит определенную прибавку.

По грубым оценкам, объем пошлин от растаможки российской нефти в объеме 6 млн.тонн в год прибавит белорусскому бюджету примерно 540 млн. долларов. Эта сумма зависит от размера экспортной пошлины на нефть, которая меняется ежемесячно с учетом мировых цен на нефть. В частности, на апрель 2017 года пошлина на нефть установлена в размере 88,9 доллара за тонну, в марте она составляла 91 доллар. Но от этой суммы следует вычесть предполагаемый объем экспортных пошлин на нефтепродукты, которые белорусский бюджет мог бы получить от переработки 6 млн. тонн нефти. Таким образом, итоговую сумму в 540 млн. долларов нужно скорректировать примерно на 20% (с учетом глубины переработки нефти на белорусских НПЗ).

Спорны также ожидания белорусской стороны получить дополнительно 150 млн. долларов от снятия с Беларуси обязательства поставлять в Россию 1 млн. тонн нефтепродуктов, в основном высокооктанового бензин. поставки которого в последнее время для Беларуси были невыгодны.

Дело в том, что в последние время Беларусь существенно снизила поставки автомобильного топлива на российский рынок вследствие их убыточности. В частности, согласно балансу с РФ, в 2016 году Беларусь должна поставить на российский рынок 1 млн. тонн бензинов. Между тем, в 2016 году поставки белорусских нефтепродуктов в РФ упали на 70% по сравнению с 2015 годом — до 267,655 тыс. тонн, при этом валютная выручка от экспорта нефтепродуктов в Россию снизилась на 26% по сравнению с 2015 годом — до 98 млн. долларов. Ранее предполагалось, что в 2017 году Беларусь должна поставить на российский рынок 1 млн. тонн. Согласно данным официальной статистики, в январе 2017 года Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ на 96% по сравнению с январем 2016 годом — до 1,752 тыс. тонн. При этом валютная выручка от экспорта нефтепродуктов в РФ в январе упала на 87% в сравнении с январем 2016 года — до 1,5 млн. долларов.

Россия пока не собирается обнулять пошлины на нефть

Есть ли риск, что Россия в 2018 году снизит экспортную пошлину на нефть или же, в крайнем случае, обнулит ее и таким образом минимизирует поступления в белорусский бюджет от растаможки 6 млн. тонн нефти?

Такой сценарий вряд ли возможен в ближайшие годы. Напомним, налоговый маневр в нефтяной отрасли, стартовавший в РФ с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 году с 42% в 2016 году с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 российских рублей за тонну в 2017 году с 857 рублей за тонну в 2016 году.

Что касается обнуления экспортной пошлины на нефть в России, то этот вопрос все еще дискутируется. В частности, глава Минэнерго РФ Александр Новак считает, что экспортная пошлина на нефть будет обнулена к 2025 году. По его словам, эта пошлина должна начать снижаться не раньше окончания реконструкции нефтеперерабатывающих заводов , то есть не ранее 2021 года. Однако этот процесс будет завершен к 2025 году, уверен министр энергетики РФ. Министр финансов РФ Антон Силуанов отмечает, что завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли – то есть, отказаться от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и перенести нагрузку на НДПИ — можно в 2022-2025 годах.

Таким образом, до обнуления в России экспортной пошлины на нефть, судя по всему, еще далеко. Также, похожа, РФ не собирается в следующем году корректировать размер экспортной пошлины на нефть. На вопрос, как обстоит дело с завершением налогового маневра в нефтяной отрасли, российский вице-премьер А. Дворкович в интервью газете «Ведомости» в декабре 2016 года ответил следующим образом: «Это может случиться, а могут параметры остаться и на текущем уровне». По его словам, изначально у правительства не было никаких планов снижать до нуля ставку экспортной пошлины на нефть, — план был снизить ее до 30%, что и установлено на 2017 год. «Нужно ли делать дополнительный налоговый маневр? Вопрос спорный. Пока мы вместе приняли решение, и президент нас поддержал: на 2017 год никаких изменений не планируется и на 2018-й, видимо, тоже, потому что вопрос непростой и есть большие риски», — отметил А. Дворкович.

Таким образом, с этой точки зрения риск для новой «статьи» доходов белорусского бюджета – от растаможки 6 млн. тонн российской нефти – в 2017 году и 2018 году пока исключен.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 ноября

За последнюю неделю ноября курс доллара на БВФБ может снизиться на 0,5-1% вследствие ослабления американской валюты на Московской бирже. Но в понедельник 23 ноября курс доллара на белорусской бирже может остаться на прежнем уровне. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей недели изменился примерно в соответствие с ожиданиями: уменьшился на 0,6% – до

В микрорайоне Минска Новая Боровая нет воды, отключено отопление

Микрорайон в Минске Новая Боровая, который прославился протестным голосованием на выборах 9 августа, сплоченностью жителей и четкой политической позицией , вывешиванием бело-красно-белых флагов, остается без воды с 15 ноября. УП «Минскводоканал» считает, что проблемы с водой в  «Новой Боровой» могут быть из-за умышленного повреждения системы водоснабжения.   На протяжении  вчерашнего дня управляющая компания А-100 Комфорт пыталась

Белорусские банки увеличили ставки по депозитам в 2-3 раза

Валютный кризис в Беларуси не состоялся: отток валютных вкладов населения из белорусских банков в октябре резко замедлился, и уже в ноябре вполне может смениться притоком. Одна из причин – рост ставок по вкладам, иногда довольно значительный – до 2-3 раз. Национальный банк РБ, руководствуясь благими намерениями по дедолларизации белорусской экономики, за несколько лет добился снижения

Получит ли Беларусь коммерческую выгоду от запуска БелАЭС?

Ввод БелАЭС позволит снизить валютную нагрузку на бюджет страны на 500 млн долларов в год, заявило Минэнерго Беларуси. Пока неясно, когда это случится. Тем более, учитывая кредитную нагрузку на масштабную новостройку и связанные с ней инфраструктурные проекты, за которые придется долго расплачиваться. «Ежегодно на БелАЭС будут производить порядка 18 млрд кВт⋅ч. Валютная нагрузка на бюджет

Белорусские власти пытаются подстегнуть инвестиционное сотрудничество с Китаем

На фоне ухудшения отношений с Евросоюзом и перспектив привлечения европейских инвестиций из-за политического кризиса в стране белорусские власти рассчитывают активизировать инвестиционное сотрудничество с Китаем.

Запуск БелАЭС остановит экспорт белорусской электроэнергии в Европу

Вслед за энергетическим пуском первого энергоблока БелАЭС, который назначен на 7 ноября, поставки белорусской электроэнергии через расположенную в Литве площадку энергобиржи NordPool на европейский рынок будут прекращены. При этом страны Балтии постарались исключить возможности российского посредничества для экспорта белорусской электроэнергии в Европу. Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid установит в ноябре 2020 года, то есть

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную