Все варианты разрешения белорусско-российского нефтегазового спора привязаны пока к сценарию создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС, старт которого намечен 1 июля 2019 года. Дальше Беларуси придется договариваться о принципах формирования общего рынка газа в ЕАЭС, и эта тема может тоже провоцировать двусторонние конфликты.

Президент России Владимир Путин, говоря о достигнутом с белорусским президентом 3 апреля в Санкт-Петербурге компромиссе, отметил, что стороны «нашли возможность взаимных уступок» и договорились о перспективах сотрудничества в ближайшие три года. При этом он сделал акцент на том, что стороны подтвердили свое стремление к июлю 2019 года создать необходимые условия по созданию единого рынка электроэнергии.

Создание общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС — один из этапных моментов для евразийского проекта. Чтобы не случилось его фаль-старта, евразийская «пятерка» должна уже сейчас начать движение в этом направлении. «От успеха работы по созданию общих рынков энергоресурсов во многом будет зависеть успех всего нашего Союза. Если удастся продвинуть интеграцию на этом направлении, то остальные отрасли нам точно будут по плечу», — заявил недавно министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов.

Россия пообещала газовую скидку, но не равные цены

Напомним, принципиальная позиция белорусской стороны в отношении создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС состояла в следующем: его невозможно создать, пока в ЕАЭС не будет создан общий рынок газа (а его планируется создать к 2025 году). Минск требовал форсировать этот процесс, а Москва категорически возражала.

По итогам затяжного спора, как заявлялось, был найден компромисс. «Могу еще раз подтвердить, что договорились о том, что на определенных условиях будут скорректированы некоторые межправительственные документы, касающиеся взаимоотношений в сфере газа и нефти, что после их парафирования белорусская сторона вернет недоплаченную сумму «Газпрому», — сказал В. Путин.

То есть, после корректировки межправительственных соглашений Беларусь погасит задолженность за российский газ (согласно заявлениям российской стороны, 726 млн. долларов), при этом синхронно с погашением газового долга Москва восстановит поставки нефти на белорусские НПЗ из расчета 24 млн. тонн в год.

Кроме того, Россия предоставит Беларуси скидку на газ в виде понижающего коэффициента к формуле цены, начиная с 2018 года по конец 2019 года. Размер скидки пока неизвестен. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович ее не назвал, отметив, что раскрыть эти данные не позволяют корпоративные стандарты.

Не исключено, однако, что о размере скидки сторонам еще придется договариваться — в анонсированный 10-дневный срок.

Размер газовой скидки для Беларуси принципиально важен. Дело в том, что в топливном балансе производства электроэнергии Беларуси доминирует российский газ. Скидка должна помочь к июлю 2019 года максимально сблизить цену на газ для Беларуси с российской ценой. По крайней мере, таковы были исходные позиции Беларуси в газовом споре с Россией.

«Как можно прийти к единому рынку электроэнергии, если цена газа на электростанции в Беларуси будет, по меньшей мере, в два раза выше, чем в России? Мы будем неконкурентоспособны», — заявлял вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в сентябре 2016 года. Именно «траектория движения» к единому рынку электроэнергии «позволяет рассчитывать, что к 1 июля 2019 года цена получаемого Беларусью газа на белорусско-российской границе будет сопоставима с ценой газа внутри России», подчеркивал В. Семашко в феврале 2017 года. «Чтобы к 1 июля 2019 года создать общий рынок электроэнергии, а к 1 января 2025 года — общий рынок газа, мы должны максимально сблизить цены на газ», — отмечал министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик.

Заместитель министра энергетики Беларуси Вадим Закревский в декабре 2016 года популярно объяснил, чем обусловлен такой подход. «Потому что единые товарные рынки, которые планировалось создать в ЕАЭС, также связаны с первичными энергоносителями. А стоимость первичных энергоносителей в странах ЕАЭС разная. Поэтому мы говорим о том, что подходы должны быть едиными», — сказал В. Закревский.

Анонсируя в конце марта встречу 3 апреля президентов Беларуси и России В. Семашко еще раз подчеркнул: «Для нас чрезвычайно важно, чтобы мы могли продавать продукцию в Россию, это один из основных мотивов при нашем вступлении в Евразийский экономический союз. Мы вступали ради создания единого рынка внутри союза и равных условий хозяйствования в разных сферах, в том числе в энергетике».

Однако на переговорах в Санкт-Петербурге о сближении к июлю 2019 года цен на газ в РФ и Беларуси речь не шла — Беларуси лишь пообещали скидку к цене на газ, причем, размер ее неизвестен. Но если эта скидка не позволит Беларуси через 2 года существенно «приблизиться» к российской цене на газ, это может означать: затяжной газовый спор Беларусь, по большому счету, не выиграла, несмотря огромные жертвы, которые были принесены на алтарь ожидаемой победы из-за сокращения поставок российской нефти, обострения отношений на продовольственном «фронте» и т. д.

Сложное домашнее задание для Беларуси

В то же время теперь, после объявленного разрешения газонефтяного спора, Беларусь обязана ускорить реформы своей электроэнергетической отрасли. Ведь до создания общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС Беларуси необходимо создать внутренний рынок электроэнергии. А для этого нужно принять закон об электроэнергетике. Концепция проекта закона «Об электроэнергетике» была одобрена правительством 1 ноября 2016 года и направлена на рассмотрение президенту. Известно, что на базе этого документа уже подготовлен проект указа президента о создании субъектов оптового и розничного электроэнергетических рынков.

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на итоговой коллегии Минэнерго в феврале подчеркнул, что закон «Об электроэнергетике» нужно подготовить до конца 2017 года и принять его в 2018 году. «Нам раскачиваться некогда, потому что в соответствии с Договором о ЕАЭС к 1 июля 2019 года мы должны создать единый рынок электроэнергии», — заявил он.

Решить эту задачу белорусскому руководству будет непросто, о чем свидетельствуют анализ основных тенденций в отрасли производства электроэнергии в странах ЕАЭС, сделанный экспертами Евразийского банка развития (ЕАБР).

Эксперты отметили, что в условиях стагнирующего потребления электроэнергии во всех странах ЕАЭС, за исключением Кыргызстана, сформирован избыток предложения электроэнергии. За последние три года во всех странах евразийской «пятерки», за исключением Армении, спрос на электроэнергию не вырос, а даже сократился. Профицит энергомощностей в ЕАЭС, скорее всего, будет увеличиваться в ближайшие годы.

При этом во всех странах ЕАЭС более половины электростанций продолжает работать за пределами своего нормативного срока службы, а механизмы привлечения инвестиций в традиционную энергетику отсутствуют. За исключением России, в странах ЕАЭС не действуют полноценные рынки электроэнергии, а также нет инструментов, гарантирующих окупаемость инвестиций. Основными препятствиями для развития электросетевого сектора эксперты ЕАБР назвали слабые системы регулирования и госсобственность.

В обзоре отмечается, что во всех странах ЕАЭС в целом сохраняются неэффективные модели регулирования электросетевой отрасли, которые не обеспечивают стимулы для инвестиций и повышения операционной эффективности. Попытки внедрить регулирование по методу доходности инвестированного капитала в России и Казахстане столкнулись с директивно устанавливаемыми на госуровне ограничениями на темпы роста цен на электроэнергию. В результате, тарифообразование в отрасли де-факто вернулось к устаревшим моделям «издержки плюс» или «инфляция минус». В Таджикистане до сих пор нет отдельного ценообразования для деятельности по передаче и распределению электроэнергии в принципе, а в Беларуси электросети пока даже структурно не отделены от генерации и не существуют как самостоятельный вид бизнеса.

Вынесенный экспертами ЕАБР вердикт весьма не оптимистичен для Беларуси. Ведь после ввода в эксплуатацию БелАЭС белорусские власти рассматривали евразийский рынок в качестве основного рынка сбыта белорусской электроэнергии, в том числе из-за возможного запрета экспорта на европейский рынок. Однако с учетом обозначенных проблем, а также, скорее всего, неконкурентной цены на газ белорусская электроэнергия на рынке ЕАЭС может оказаться невостребованной.

Стоит также отметить, что белорусские власти не первый раз пытаются приступить к реформе электроэнергетики. Концепцию закона «Об электроэнергетике» президиум Совета министров Беларуси одобрял в январе 2014 года. Суть ее была такой же, как и сейчас: отказ от монополии государства в сфере генерации электроэнергии при сохранении госмонополии на транспортировку и сбыт электроэнергии. Цель намеченных реформ, как было заявлено, — постепенный переход к созданию рынка электроэнергии, на котором государственный оператор мог бы покупать ее не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников.

Однако 3 года назад из-за опасения дестабилизировать ситуацию в энергетической отрасли этот документ положили «под сукно». Одобрит ли белорусское руководство реформы в энергетике сейчас — большой вопрос. Подстегнуть к таким реформам может разве что желанная цель — равные с российскими цены на газ.

Отложенный спор

Таким образом, Беларуси предстоит в ускоренном темпе провести реформу электроэнергетической отрасли, чтобы уже к июлю 2019 года интегрировать оптовый электроэнергетический рынок Беларуси в общий рынок ЕАЭС

А что дальше? Российский вице-премьер А. Дворкович 3 апреля заявил, что все взаимоотношения в газовой сфере после 2019 года подлежат дальнейшим переговорам. В то же время, отметил он, два лидера подтвердили готовность «сделать все, чтобы к 1 января 2018 года разработать совместные правила по единому рынку газа, а к 2024 году — разработать и выйти на подписание межправсоглашения в рамках ЕАЭС по единому рынку газа».

Так впереди ближайших союзников ждет новый спор по цене на газ. При этом главная цель для Минска останется прежней — выторговать максимально близкие к российским цены на газ.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА: ЕЭК готовится к общему электроэнергетическому рынку

Проект Программы формирования общего электроэнергетического рынка (ОЭР) ЕАЭС был согласован в октябре 2016 года. Документом предусмотрено создание к июлю 2019 года условий для организации как централизованных торгов электроэнергией, так и осуществления торговли по свободным двухсторонним договорам. Для этого планируется создать электронные системы торговли электроэнергией по срочным контрактам и на сутки вперед.

Также будут разработаны правила торговли электрической энергией, правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, правила определения и распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи и ряд других актов для регулирования рынка.

Ранее для организации централизованной торговли электроэнергией в рамках ОЭР главы государств стран ЕАЭС поручили изучить вопрос использования уже существующих торговых площадок либо создания новой.

Недавно Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) определила, что в ЕАЭС централизованная торговля электроэнергией будет организована с использованием действующих торговых площадок. Сейчас на территории ЕАЭС действуют три площадки, специализирующиеся на торговле электроэнергией: это казахстанское АО «КОРЭМ» («Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности») и две российские структуры: АО «Московская энергетическая биржа» и АО «АТС» (Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии). Эксперты пришли к выводу, что вместо создания новой, целесообразно задействовать платформу уже существующих структур. Таким образом, расходы стран-партнеров по ЕАЭС на выполнение мероприятий по формированию ОЭР будут существенно оптимизированы. «В случае необходимости дополнительных затрат, в том числе для технической модернизации площадок, планируется задействовать внебюджетные источники», — отмечается в сообщении ЕЭК.

При этом в ЕАЭС продолжат обсуждение ряда других аспектов. Это преимущественно вопросы, связанные с функциональной структурой ОЭР ЕАЭС. Речь, в частности, идет о подходах к организации централизованной торговли электроэнергией по срочным контрактам и «на сутки вперед» в рамках ОЭР. 

Согласно решению президентов стран ЕАЭС, торговля электроэнергией на ОЭР ЕАЭС будет осуществляться в том числе благодаря взаимной торговле между участниками ОЭР на централизованных торгах, а также на торгах «на сутки вперед» на соответствующем этапе формирования общего электроэнергетического рынка при условии экономической целесообразности.

Торговля «на сутки вперед» основана на механизме конкурентного ценообразования — аукциона ценовых заявок покупателей и продавцов электроэнергии. Проводится ежедневно за сутки до реального времени и одновременно на каждый час суток. По результатам аукциона формируются сбалансированные плановые почасовые объемы потребления и производства, определяются равновесные цены на каждый час суток с учетом системных ограничений и потерь электроэнергии при передаче. При этом цена зависит от часа суток, дня недели, периода года. Главный критерий, по которому отбираются поставщики электроэнергии на ближайшие сутки, — конкурентоспособность ценовых заявок.

Тэги:

, , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,