В надежде подстегнуть нефтяные цены страны, ОПЕК и Россия 30 ноября 2016 года впервые за 8 лет договорились совместно снизить добычу — на 1,2 млн. баррелей в день, из которых 300 тыс. баррелей своей добычи обязалась ограничить Россия. Договоренности вступили в силу с 1 января 2017 года, а срок их действия рассчитан 6 месяцев (с возможностью пролонгации).

Решение ОПЕК сразу же увеличило цену нефти на 8-9%. Сейчас цены находится на уровне 50-55 долларов за баррель. Без соглашения ОПЕК цены на нефть упали бы до 40 долларов за баррель, считают эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

Дополнительные доходы России в 2017 году могут составить 50 млрд. долларов

Российский бюджет уже получил от решения ОПЕК дополнительно примерно 8-9 млрд, долларов, считают эксперты.

Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков поясняет, как складывается эта цифра. В январе 2017 года добыча нефти в РФ снизилась на 117 тыс. баррелей в сутки и еще на 90 тыс. баррелей в сутки — в феврале. Цена нефти до соглашении с ОПЕК 29 ноября 2016 года была около 46 доллара за баррель российской Urals. После объявления о соглашении цена выросла, и за январь- февраль 2017 года она составила примерно 54 доллара за баррель за Urals. При этом добыча в России за первые два месяца 2017 года составила почти 658 млн. баррелей по цене 54 доллара, а без соглашения могла быть 667 млн. баррелей, но по цене 46 доллара за баррель. В данном случае разница бы составила 4,8 млрд. долларов.

«Это и есть выигрыш от сокращения добычи, и это рост доходов по сравнению со сценарием без сокращения на 15,7%. Но мы перемножаем эти цифры на возможное падение цен до 40 долларов за баррель, так как отсутствие соглашения рынок негативно воспринял бы и цены упали бы. Плюс прибавляем к этому мартовские показатели. В целом получается более 9 млрд. долларов», — отмечает В. Танурков.

Нужно также учитывать, что рост цен на нефть автоматически повышает стоимость российских нефтепродуктов, природного газа и угля. По оценкам аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, российский экспорт топливно-энергетических товаров по итогам января-февраля 2017 года выиграл примерно 8,4 млрд. долларов. Эксперт считает, что в целом доходы от экспорта этих товаров в 2017 году могут увеличиться на 30%, или примерно на 50 млрд. долларов, если цены на нефть сохранятся на уровне 55 долларов за баррель.

Беларусь: плюсы и минусы

Белорусские бонусы от решения ОПЕК подсчитать сложнее, поскольку позитивный эффект был перекрыт во втором полугодии 2016 года снижением практически в два раза объемов поставки российской нефти в Беларусь.

Если же судить в целом по результатам прошлого года, то цена нефти, с учетом ее повышения после решения ОПЕК, сложилась в 2016 году на уровне 41,6 долларов за баррель против 51 доллара за баррель в 2015 году. Как следствие, из-за снижения цены на нефть упали и цены и на нефтепродукты. В целом в 2016 году Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн. тонн. А вот валютная выручка этого экспорта рухнула аж на 39% — до 4,034 млрд. долларов.

В результате только из-за их снижения цен на нефтепродукты белорусские НПЗ недополучили в 2016 году 1,65 млрд. долларов валютной выручки. Еще около 1,2 млрд. долларов они потеряли из-за сокращения поставок российской нефти (в прошлом году Беларусь импортировала 18,157 млн. тонн российской нефти вместо планируемых 24 млн. тонн).

Падение мировых цен на нефть имело негативный эффект еще для одной немаловажной экспортной позиции Беларуси. Несмотря на то, что в прошлом году страна чуть-чуть увеличила объем экспорта собственной нефти (на 0,1% в сравнении с 2015 годом – до 1,616 млн. тонн), из-за ухудшившейся конъюнктуры валютная выручка снизилась на 18,6%, или на 107,7 млн. долларов в сравнении с 2015 годом, – до 471,625 млн. долларов. Отметим, что средняя цена экспортируемой белорусской нефти составила в прошлом году 292 доллара за тонну – 81,3% от уровня средней цены за 2015 году.

При этом в прошлом году Беларусь импортировала из России 1,682 млн. тонн нефтепродуктов (на 3,4% больше, чем в 2015 году), однако заплатить за них пришлось заметно больше — 524,7 млн. долларов (+ 11,9%, или + 55,7 млн. долларов).

По экспертным оценкам, в 2016 году чистые потери экспортных доходов белорусской нефтеперерабатывающей отрасли – то есть, как разница между затратами на импорт нефти и выручкой от экспорта нефтепродуктов, — составили не менее 400 млн. долларов

Пострадал и белорусский бюджет – объем экспортных пошлин на нефтепродукты по факту оказался ниже ожидаемого уровня. Фактическое поступление пошлин за январь-сентябрь 2016 года составило около 511 млн. долларов, в том числе за III квартал – около 130 млн. долларов. Официальных данных по объему полученных экспортных пошлин по итогам 2016 года нет, но, по оценкам, она не дотянет до 700 млн. долларов.

Теперь о плюсах. В 2016 году Беларусь снизила свои затраты на импорт российской нефти на 30,2%, или на 1,709 млрд. долларов, — до 3,958 млрд. долларов. Средняя цена импортируемой из РФ нефти в 2016 году составила 219 долларов за тонну – 88,4% от уровня средней цены в 2015 году.

Кроме того, Беларусь как страна-импортер энергоресурсов получила еще один позитивный эффект от подешевевшей в прошлом году нефти – страна на 167,897 млн. долларов снизила затраты на покупку российского газ. В 2016 году Беларусь закупила в России на 0,8% природного газа меньше, чем в 2015 году — 18,639 млрд. куб м. В стоимостном выражении за газ заплатили меньше на 6,2% — 2,546 млрд. долларов, – преимущественно благодаря тому, что средняя цена импортируемого из России газа за 2016 году составила 137 долларов за тыс. куб м – на 5,4% ниже, чем в 2015 году. Другое дело, что в прошлом году Беларусь оплачивала российский газ не контрактной цене, а платила за него 107 долларов за тыс. куб. м, в результате чего ее долг по итогам года составлял около 550 млн. долларов.

Нефть «поправит» белорусский консервативный сценарий-2017?

В первом квартале 2017 года ситуация для белорусских нефтяников должна сложиться более удачно. Прежде всего, благодаря более высоким ценам на нефть, которые в свою очередь подстегнут экспортные цены на нефтепродукты (в январе-феврале 2017 года нефть стоила в среднем 54 доллара за баррель), а также увеличению объемов поставок российской нефти (в первом квартале РФ поставит в Беларусь 4 млн. тонн, что примерно на 1 млн. тонн больше в сравнении с третьим и четвертым кварталах 2016 года. Отметим, что для полной загрузки отечественным НПЗ необходимо 6 млн. тонн нефти в квартал).

Если в ближайшие дни сторонам не удастся решить нефтегазовый конфликт, то, скорее всего, РФ пролонгирует на второй квартал поставки нефти в объеме 4 млн. тонн. Об этом сообщил 14 марта первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер. «Изменений нет», — сказал А. Текслер, отвечая на вопрос о графике поставок нефти в Беларусь на второй квартал 2017 года.

Напомним, белорусский бюджет-2017 сформирован на основе консервативного сценария условий экономического развития. Основные его параметры: цена на нефть — 35 долларов за баррель, курс российского рубля — 75 рублей за 1 доллар, ставка рефинансирования — 15-17%.

Доходы бюджета Беларуси на 2017 год предусмотрены в сумме 18,2 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2016 года на 6,1 %. Основная доля доходов приходится на НДС, подоходный налог, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль. Расходы предусматриваются в сумме 16,7 млрд. рублей. В проект бюджета на 2017 год заложено поступление 491,7 млн. долларов пошлин на нефтепродукты (при цене нефти Urals в 35 долларов за баррель).

Запланированная бюджетом на 2017 год сумма в 491,7 млн долларов экспортных пошлин на нефтепродукты, вероятно, рассчитана также с учетом продолжения налогового маневра в нефтяной отрасли РФ и поставок нефти в Беларусь в объеме 24 млн. тонн (что маловероятно даже при позитивном разрешении нефтегазового конфликта с Россией, учитывая недопоставки в первом квартале). Тем не менее, подорожавшая нефть может скорректировать заложенную в бюджете цифру в лучшую сторону, если цены на нефть сохранятся на уровне более 50 долларов за баррель и при этом объем переработки нефти белорусские НПЗ сохранят хотя бы на уровне 2016 года (18,5 млн. тонн).

Однако чистые потери экспортных доходов белорусского нефтеперерабатывающего сектора в 2017 году могут возрасти, если Россия снизит поставки нефти до 16 млн. тонн (с учетом нынешнего объема квартальных поставок в 4 млн. тонн).

Рост нефтедобычи в Америке уравновешивает ее сокращение в странах ОПЕК и России

Предполагалось, что в 2017 году нефть благодаря сокращению добычи в странах ОПЕК и России будет дорожать и превысит 60 долларов за баррель. Однако в последнее время ценовое ралли замедлилось. Одна из основных причин — увеличение добычи сланцевой нефти в США.

Рост добычи сланцевой нефти — один из главных факторов, мешающих ОПEК и странам вне картеля достичь своей цели. Как только ОПЕК и примкнувшие к ней Россия и другие производители сокращают предложение — возрастает спрос, и цены на нефть повышаются. При рыночной цене 40 долларов и тем более 50 долларов за баррель качать нефть становится выгодно почти всем добытчикам сланцевой нефти в США, поэтому они расконсервируют временно замороженные буровые установки и запускают новые скважины.

По мнению экспертов, реальный рост объемов нефтедобычи в США может превысить любые ожидания — все зависит от цен на мировом рынке. Кроме того, наращиванию производства нефти в Америке будет, вероятно, также способствовать энергетическая политика нового правительства США: администрация Трампа в гораздо меньшей степени обращает внимание на природоохранные опасения и экологические протесты, чем администрация Обамы. Так, одним из первых исполнительных указов нового президента стал указ о возобновлении работ по строительству магистральных нефтепроводов — Dakota Access (от сланцевых месторождений Северной Дакоты до кластера нефтехранилищ в городе Патока, штат Иллинойс) и Keystone XL (четвертая очередь трансконтинентального трубопровода Keystone Pipeline System, который берет начало в битуминозных песках канадской провинции Альберта и заканчивается одним концом на побережье Мексиканского залива, в районе Хьюстона, а другим — в той же Патоке, штат Иллинойс.

Есть еще один аспект нефтяной ситуации, который настраивает аналитиков на скептический лад в отношении роста цен. Многие эксперты не верят в жизнеспособность соглашения нефтедобывающих стран о сокращении объемов добычи, поскольку они нарушались самими подписантами. Флагман ОПЕК, Саудовская Аравия, уже пытался наращивать производство нефти при низких ценах, понижая их еще более — в пику американской сланцевой нефти, чтобы сделать ее добычу нерентабельной. Но это оказалось нереальной задачей, и сейчас вновь повторяется то же самое. Себестоимость сланцевой нефти упала до таких пределов — от 15-20 долларов до 30-35 за баррель, — что сделать ее добычу нерентабельной очень трудно.

Согласно прогнозам, добыча сланцевой нефти в Америке будет расти и дальше — вероятно, с ускорением. В последнем квартале 2016 года добыча нефти в США, по оценкам агентства, ежедневно увеличивалась на 50 тыс. баррелей, и она продолжает расти в начавшемся новом году. Однажды — в 2015 году — США уже ненадолго вырывались на первое место в мире по добыче нефти; сегодня они на третьем после России и Саудовской Аравии, но с небольшим отрывом, который к концу этого года, видимо, еще более сократится. Напомним, что в 2016 году РФ в среднем добывала 10,75 млн. баррелей в сутки, Саудовская Аравия — порядка 10,5 млн. баррелей, США — более 9 млн. баррелей.

Ценовая игра ОПЕК осложняется еще и тем, что не все из 13 стран — членов нефтяного картеля в ней участвуют. Когда заключали соглашение об урезании нефтедобычи, было сделано исключение для Ирана, Нигерии и Ливии — стран ОПЕК, которые считают необходимым не сокращать, а наращивать производство, чтобы компенсировать потери от санкций, терактов, военных действий. Они и наращивают: Иран уже производит порядка 4 млн. баррелей в сутки, Нигерия — около 2 млн, Ливия — 715 тыс.баррелей.

Еще одна крупная нефтедобывающая страна, Ирак, долго сопротивлялась сокращению добычи, а когда в конце концов согласилась, то сделала это не без восточных хитростей. Сперва Ирак нарастил свою добычу нефти в декабре 2016 года (по сравнению с ноябрем) на 42,6 тыс. баррелей в сутки, доведя ее до 4,63 млн. баррелей. Далее, в январе, Ирак отрапортовал, что снизил производство нефти на 180 тыс. баррелей в сутки, идя от точки отсчета 4,75 млн. баррелей в сутки. Но соглашение стран ОПЕК и примкнувших к ним прописало для Ирака ежедневное снижение на 210 тыс. баррелей, идя от другой точки отсчета — 4,56 млн. баррелей в сутки.

Не верят западные аналитики и в готовность России — крупнейшего в мире производителя и экспортера нефти — сокращать добычу более чем на короткий срок: хорошо, если Москва продержится на пониженном уровне полгода, как предусматривает соглашение с ОПЕК. По данным Министерства энергетики РФ, в ноябре 2016-го производство нефти-сырца в России выросло на 2000 баррелей в день (по сравнению с октябрем) и составило 11,23 млн. баррелей в сутки. В декабре объем добычи вернулся к октябрьской цифре — 11, 21 млн.

У России нет однозначной позиции относительно продления соглашения ОПЕК

На ближайшие месяцы аналитики предсказывают стабилизацию нефтяных цен в диапазоне от 50 -60 долларов за баррель, но дальше возможны варианты. Если же сделка ОПЕК не будет продлена, то нефть может упасть до 445-46 долларов за баррель

Между тем, отраслевые эксперты расходятся во мнении о необходимости продления соглашения ОПЕК.

«Единственным фактором, который может воспрепятствовать пролонгации соглашения о сокращении добычи, может стать желание Саудовской Аравии возобновить ценовую войну. Однако в нынешних условиях рассчитывать на это не стоит», — отмечает главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов. По его мнению, есть некоторые основания считать, что Саудовская Аравия сохранит интерес к контролю над ценами, пытаясь найти некий равновесный уровень, который с одной стороны восстанавливает выпавшие доходы, с другой – сдерживает значительный рост сланцевой добычи в США.

В прошлом году Россия впервые в истории стала неформальным медиатором переговоров внутри ОПЕК. Однако сейчас у РФ пока нет однозначной позиции относительно продления соглашения о сокращении добычи нефти.

«Нет пока однозначной позиции… Вы знаете, что имеются определенные нюансы в подходах разных государств нефтепроизводящих. Действительно, давление на нефтяной рынок оказывают производители сланцевой нефти, которые, конечно же, используют повышенные ценовые параметры. Поэтому существуют разные точки зрения. Пока, наверное, преждевременно говорить о возможности сформулировать единую позицию», — сказал 14 марта пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на вопрос, есть ли сейчас в России примерная позиция по вопросу продления соглашения по ограничению добычи нефти.

Очередной саммит ОПЕК, на котором члены картеля, как ожидается, рассмотрят вопрос о продлении срока действия ограничений на нефтедобычу, пройдет в Вене 25 мая 2017 года.

Эксперты в связи с этим отмечают, что существуют риски не продления соглашения, которые связаны как с волей основных участников, так и с динамикой сланцевой добычи в США, которые вряд ли в обозримом будущем захотят стать участником каких-либо соглашений, При этом основной угрозой для продления соглашения по сокращению добычи нефти аналитики называют быструю адаптацию производителей сланцевой нефти в США к повышению цен на нефть.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,