Солидные интеграционные бонусы Беларусь в последний раз получила в ноябре 2014 года, что называется, «на пороге» старта Евразийского экономического союза (напомним, Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года, а вступил в силу 1 января 2015 года).

Тогда это обстоятельство сыграло ключевую роль для Беларуси в торге за экспортные пошлины на нефтепродукты. Минску удалось настоять, чтобы эти пошлины с 2015 года перечислялись не в российский бюджет, а в белорусский. Причем, чтобы это был весь объем пошлин, а не фиксированная сумма 1,5 млрд. долларов, как изначально предполагалось. По сути, эту цену Россия заплатила за подпись А. Лукашенко под договором о создании ЕАЭС. Тогда Кремль вынужден был это сделать, чтобы не допустить фальстарта интеграционного проекта.

Дешевая нефть и дорогой газ «съели» интеграционные бонусы

Но уже через несколько месяцев после старта ЕАЭС полученные Беларусью энергетические бонусы заметно обесценились. Вслед за резким падением цен нефть сжался и объем нефтепошлин: он не дотягивает до 1 млрд. долларов, хотя, например, в 2012 году Беларусь перечислила в бюджет РФ 3,9 млрд. долларов в год экспортных пошлин на нефтепродукты. При этом недавняя девальвация российской валюты заметно увеличила разницу в цене на газ для российских и белорусских предприятий, которым приходится платить за российские энергоресурсы в долларах.

Цена природного газа – одна из ключевых составляющих конкурентоспособности белорусских предприятий. Еще 2-3 года назад российский газ для Беларуси был в 2-3 раза дешевле, чем для европейских стран. Но уже в 2016 году эта разница снизилась до 30-40 долларов за тыс. куб м., в то время как в сравнении с российскими компаниями она, напротив, увеличилась в разы.

Беларусь и Россия уже 1,5 года не могут найти компромисс в вопросе цены на газ. В этом споре Минск апеллирует к соглашениям в ЕАЭС о создании равных условий хозяйствования. Кроме того, к договоренностям о том, что разница в цене на газ для союзников должна постепенно сокращаться, а к 2025 году – сроку создания единого рынка газа — цены на газ в ЕАЭС должны быть максимально сближены. Вместо этого разница в ценах на газ между Беларусью и РФ растет — за последние 3 года она увеличилась почти в 3 раза: с 38% в начале 2014 года до 110% в 2016 году. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Евразийского межправительственного совета 7 марта в Бишкеке.

Медведев: не надо нас шантажировать

Нежелание «ускориться» в деле сближения цен на газ в ЕАЭС, которое Москва отчетливо демонстрирует белорусскому союзнику, стало, как можно предположить, одной из основных причин неявки президента Беларуси А. Лукашенко в декабре 2016 года на саммит ЕАЭС, где президенты евразийской «пятерки» планировали подписать Таможенный кодекс ЕАЭС. В результате этот документ был подписан 26 декабря лишь главами «четверки», белорусский президент на саммит не приехал.

Москва не оставила без внимания этот жест. Российский премьер Дмитрий Медведев 7 марта в Бишкеке отметил «неприятную тенденцию» — участились случаи, сказал он, когда проблемы двусторонних отношений переносятся на многостороннюю площадку ЕАЭС. Как было сказано, «только что это с успехом продемонстрировала белорусская сторона».

«Исполнение достигнутых нами договоренностей и сам интеграционный процесс в целом становятся «заложниками» специфически понимаемых национальных интересов», — сказал Д. Медведев, подчеркнув, что таким образом в отношении других членов ЕАЭС, не вовлеченных в спор, возникает «недопустимая ситуация». По его словам, это «сродни шантажу: повлияйте, или мы ничего не подпишем». «И, в конце концов, здесь никто никого насильно не держит», — заявил Д. Медведев. «Если бы некоторые страны не входили в ЕАЭС, то они покупали бы сейчас газ по европейским или близким к ним ценам, а «это порядка 200 долларов за тысячу кубометров», — добавил он.

Здесь российский премьер не точен. В 2016 году средняя цена поставок российского газа в Eвропу составила 167 долларов за тыс. куб. м, а в 2017 году, согласно прогнозам «Газпрома», она составит 180-190 долларов за тыс. куб. м. Очевидно, что для Беларуси цена должны быть заметно ниже, учитывая логистику поставок, а также тот факт, что страна является одним из крупнейших покупателей российского газа (Беларусь — третий крупнейший его потребитель после Германии и Турции, а контрактная цена «Газпрома», как правило, учитывает объем потребления газа. Правда, огромный минус для Беларуси состоит в том, что белорусский рынок, в отличие от немецкого или турецкого, не является конкурентным).

Москва видит позитив от ЕАЭС

Более того, как отметил 7 марта в Бишкеке Д. Медведев, страны, входящие в ЕАЭС, за последние годы нарастили физический объем экспорта на российский рынок, все получили значительные льготы по энергетическому сотрудничеству, рынок труда стал абсолютно открытым, реально развивается промышленная кооперация.

Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая также отмечает, что экономическая ситуация в ЕАЭС сейчас стабилизируется. По данным ЕЭК, совокупный ВВП стран ЕАЭС в 2016 году сократился лишь на 0,3%, тогда как в 2015 году было отмечено падение на 2,5%. При этом производство в сельском хозяйстве увеличилось почти на 4% по сравнению с 2015 годом. Неплохо показала себя и промышленность, которая практически зафиксировалась на уровне прошлого года, показав незначительный рост в 0,2%. Снижается инфляция — в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года инфляция по ЕАЭС составила 6%, снизившись более чем в 2 раза.

Еще один позитивный фактор, отмечает Т. Валовая, в 2016 году приостановилось сокращение взаимной торговли между странами ЕЭС (в 2015 году торговля снизилась на 30,4%, в 2016 году – лишь 10,8%). Доля торговых операций со странами ЕАЭС в общем внешнеторговом обороте выросла с 13,4% до 14,1%. При этом некоторые страны значительно нарастили объемы торговли. В частности, Армения увеличила поставки в Беларусь в 2,3 раза, в Кыргызстан – в 3,4 раза.

При этом снижение ВВП наблюдалось только у двух стран ЕАЭС – Беларуси и России. Все остальные государства показали экономический рост — в частности, в Армении промышленное производство выросло на 6,9%.

Отметим, что именно Армения во время белорусско-российского газового спора получила две газовые скидки на российский газ. В сентябре 2015 года «Газпром» снизил базовую цену для Армении на 12,7%, а с 1 апреля 2016 года – на 9%, до 150 долларов за тысячу кубометров вместо 165 долларов. Комментируя эти скидки, эксперты отмечали, что снижение цены на газ для Армении выглядит логичным на фоне спада цен на основные энергоносители в мире — вместе с удешевлением нефти идут вниз также цены на газ.

Минск недоволен интеграцией

Однако позитивные оценки ЕЭК в отношении евразийской интеграции явно диссонируют с настроением официального Минска. «Зачем мы создавали единое экономическое пространство не только в нашем Союзном государстве, но и в ЕАЭС? В прошлом году мы грохнулись процентов на 40 в ЕАЭС и в этом году — на 20%. Всего — на 60% за два года. Вот создали интеграцию…», — посетовал А. Лукашенко 7 февраля в Минске во время встречи с губернатором Костромской области РФ Сергеем Ситниковым.

Девальвация российского рубля, создавшая практически одномоментно более конкурентные условия для российских потребителей газа, действительно сильно ударила по экспортным позициям белорусских предприятий, которые платят за газ в долларах. Но благодаря ценовой конъюнктуре, а также курсовой политике Нацбанка белорусским производителям удалось частично отыграть потери.

Промышленное производство Беларуси растет с октября 2016 года (в январе 2017 года оно увеличилось на 5,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), а товарный экспорт в Россию увеличился в январе на 50,1%, отмечают эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Причем, белорусский индустриальный сектор растет, несмотря на колоссальное падение выпуска в одной из самых крупных отраслей – нефтепереработке (-35,5%).

Замедление падения белорусской экономики объясняется влиянием крайне низкой базой сравнения января 2016 года, когда выпуск показал снижение на 4,3%. Кроме того, постепенное восстановление российской экономики подогревает спрос на товары белорусского производства. «Однако для сохранения положительной экономической динамики Беларуси придется урегулировать нефтегазовый конфликт с Россией. поскольку влияние эффекта низкой базы сравнения ограничивается первым кварталом 2017 года», — отмечают эксперты.

Цена торга

Впрочем, белорусское руководство прекрасно понимает, что российский рынок был и в обозримой перспективе останется ключевым для белорусской продукции. Поэтому отказываться от него никто не собирается. Как и от льготного российского газа, который для Беларуси, вопреки логике, подорожал на фоне резко подешевевшей нефти.

Вот почему в ситуации падения мировых цен на энергоносители и дальнейшего углубления евразийской интеграции (напомним, Таможенным кодексом ЕАЭС предполагается заметно расширить полномочия наднационального органа союза – ЕЭК), Минск считает принципиальной для себя задачей максимально форсировать сближение цен на газ с российскими.

Решение этого вопроса сейчас перенесено на уровень президентов Беларуси и РФ. Что у них в головах – никому неизвестно. Дальше ситуация может развиваться по двум сценариям. Первый: ее можно «заморозить». В таком случае белорусский газовый долг будет расти, а белорусские НПЗ вынуждены будут снизить переработку нефти (хорошо, если до 16 млн. тонн, а не больше). Но из этого конфликта сторонам в любом случае придется как-то выходить: пауза итак слишком затянулась, и при этом ни одна из сторон не выглядит победителем.

Поэтому более вероятен, на наш взгляд, второй сценарий: союзникам придется найти компромисс по газовому вопросу, что позволит отчасти сгладить остроту и по другим спорам. В этом случае появляется шанс скоро стартовать ТК ЕАЭС. В конце 2016 года в Москве публично заявили, что этот документ вступит в силу с 1 июля 2017 года. Но без подписи А, Лукашенко эта тема «завязнет».

В дальнейшей эскалации конфликта стороны вряд ли заинтересованы. В ответ на реплику Д. Медведева о том, что без членства в ЕАЭС Беларуси пришлось бы платить за газ 200 долларов за тысячу кубометров, А. Лукашенко 9 марта заявил: Медведев должен понимать, что если мы будем платить как в Европе, то кое за что ему тоже придется заплатить. «И цена будет неимоверно выше, нежели цена на природный газ», — предупредил А. Лукашенко.

Следует учитывать, что Беларусь является наиболее выгодным коридором для транзита российских энергоносителей в европейском направлении. И не только нефти (в 2016 году через территорию Беларуси было транспортировано в Европу 52,691 млн. тонн российской нефти), но и газа. По Беларуси «Газпром» ежегодно перекачивается в Европу около 45 млрд. куб м газа. Дочка «Газпрома», которая сейчас является оператором расположенной в Беларуси газотранспортной системы, не имеет здесь проблем, но кто знает, как может измениться ситуация в случае дальнейшего обострения белорусско-российских отношений.

ДЛЯ СПРАВКИ

Беларусь в конце 2011 года продала «Газпрому» 100% акций ОАО «Белтрансгаз». 18 апреля 2013 года ОАО «Белтрансгаз» официально переименовано в ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». «Газпром» владеет 100% акций ОАО «Газпром трансгаз Беларусь».
Газотранспортная система ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» включает более 7,9 тысячи км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 13 компрессорных станций, 227 газораспределительных станций, 7 газоизмерительных станций и 27 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В состав ГТС ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» также входят 3 подземных хранилища газа (ПХГ): Осиповичское и Прибугское, созданные в водоносных структурах, а также Мозырское — в отложениях каменной соли.
ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» обеспечивает газоснабжение и транспортировку газа по территории Беларуси. Предприятие эксплуатирует около 7 тыс. км газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм, а также обслуживает белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа», принадлежащего ОАО «Газпром».
Объем транзита через Беларусь по магистральному газопроводу Ямал-Европа составляет около 33 млрд. кубометров в год. Через газотранспортную систему Беларуси, которую эксплуатирует ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», перекачивается около 14-15 кубометров в год.
По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, российский газ поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу (далее также в Германию и т. д.).

СПРАВКА БЕЛРЫНКА: Как стартовал Таможенный кодекс Таможенного союза

Единая таможенная территория в Таможенном союзе планировали создать с 1 июля 2010 года, после подписания Таможенного кодекса Таможенного союза. Но эти планы пришлось скорректировать из-за позиции А. Лукашенко. Президент Беларуси не хотел подписывать Таможенный кодекс, требуя от России выполнить принципиальное для Беларуси решение: — отменить таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Москва пыталась принудить Лукашенко подписать Таможенный кодекс без каких-либо уступок с ее стороны. Это противостояние в определенной степени стало причиной вспыхнувшей в июне 2010 года «газовой войны» между Россией и Беларусью. Чтобы ускорить ратификацию Таможенного кодекса, Россия была готова, по имеющимся данным, ввести границу с Беларусью, а также в случае провала подписания Таможенного кодекса с 1 июля 2010 года ввести экспортную пошлину в размере 30% на поставки газа в Беларусь.

Но Москва хорошо понимала, что без Беларуси проект Таможенного союза провалится. Официальный Минск тоже прекрасно понимал, что иного выхода, кроме вступления в ТС, у Беларуси нет. Ведь страна не готова покупать российский газ и нефть с пошлиной 30%, а также лишиться своего главного рынка – российского.

Жесткая позиция официального Минска в отношении условий интеграции привела к тому, что сначала Таможенный кодекс подписали только Россия и Казахстан: в рамках «двойки» он начал действовать с 1 июля 2010 года. А Таможенный кодекс ТС в рамках «тройки», включая Беларусь, был введен в действие с 6 июля 2010 года.

А. Лукашенко поставил подпись под ратификацией Таможенного кодекса 5 июля 2010 года в Астане только после того, как Москва пообещала отменить нефтяные пошлины для Беларуси, – вслед за ратификацией официальным Минском всего пакета документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). Одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС в Астане 5 июля 2010 года был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. В нем было зафиксировано, что после подписания и ратификации Беларусью всего пакета документов по созданию ЕЭП для нее будут сняты таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты. То есть, Россия пообещала снять для Беларуси пошлины на нефть и нефтепродукты раньше, чем заработает Минск выполнил свои условия в рекордно короткий срок. Вслед за чем РФ с 1 января 2011 года отменила для Беларуси экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, хотя ЕЭП стартовало лишь спустя год.

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,