16.03.2017, 8:57
Как белорусы за золотым руном ходили
В первом полноценном для суверенной истории Беларуси 1992 году средняя зарплата рабочих и служащих составляла примерно 10 долларов. Смутное, скажу сразу, было время. Но люди жили, кто по своей воле, а большинство под давлением внешних обстоятельств, приспосабливались к наступившим переменам.
И не особенно горевали. Разумеется, огорчались и даже стыдились тому факту, что по долларовому эквиваленту их зарплата уступает доходам жителей Африки к югу от Сахары. Но ведь до нынешней полной долларизации экономики было бесконечно далеко. Народ, как и при советской власти, жил с рубля. Например, в 1992 году в организованной торговле на душу населения было продано 44 кг мяса,311 кг молока, 112 шт. яиц. Это намного меньше (на 10-30%), чем в 1991 году. Но благодаря либерализации розничной торговли, началась повсеместная массовая распродажа товаров народного потребления, которые прежде закупались «на черный день», для продажи или обмена на иные нужные «потребительные стоимости», когда появится такая возможность.
А возможность появилась. На формирующемся рынке включился механизм саморегулирования цен, благодаря которому товары оставались доступными для массового потребителя. Разумеется, потребление населением товаров и услуг снизилось, но люди, в общем, жили обычной и привычной для себя жизнью. Справляли свадьбы, дарили друг другу подарки, покупали обновки и учебники для школьников. Что немаловажно, не испытывали никаких трудностей с оплатой ЖКХ.
И все это «в эквиваленте» — за 10 долларов. В общем, все относительно. К слову, сейчас в Беларуси за 10 долларов можно купить 3 бутылки водки.
К 1994 году долларовая средняя заработная плата увеличилась вдвое, а денежное содержание высших чиновников, оцениваемое по 26-28 тарифному разряду, поднялось до 30-40 долларов. Недавно Станислав Шушкевич вспоминал, что на посту председателя президиума Верховного Совета (фактически президента) получал «что-то вроде 30 долларов». Возможно, он ошибается, но не грешит порядком цифр. Поскольку, вероятно, самым высокооплачиваемым чиновников был Вячеслав Кебич, имевший служебный оклад в 40 долларов. У Александра Лукашенко, по всему выходит, было еще меньше.
Подводя итоги, можно сказать, что среди собравшихся на президентские выборы капиталистов, богатых, даже состоятельных людей не было. Что называется, голимый пролетариат, но как оказалось, инициативный и амбициозный. Каждый из них в своей программе не поскупился на щедроты, которыми он оделит свой народ. Хотя отмечу, Вячеслав Кебич в своих посылках придерживался национальных, демократических ценностей, конституционных гарантий народу, трезво оценивал экономическую ситуацию в стране, предлагал адекватные способы к ее улучшению, но явно переборщил с популизмом, обращаясь непосредственно к электорату.
Кебич обещал, что в Беларуси будет создано общество высокой экономической эффективности и социальной справедливости, гарантирующее каждому человеку право на труд, бесплатное базовое образование и медицинское обслуживание, пенсионное и социальное обеспечение. Таким образом, кандидат Кебич считал необходимым сокращения государственной благотворительности в отношении высшего и среднего специального образования. Но взятые в целом обещанные населению преференции, как посчитали специалисты, превышали несколько производимых в Беларуси ВВП за год. Особо примечательные места можно напомнить: ввести уже в 1994 году специальные государственные целевые вклады для каждого новорожденного гражданина Беларуси на приобретение жилья; провести в 1994-1995 году индексацию вкладов граждан; создать условия всем трудоспособным гражданам для реализации право на труд с гарантией при этом защиты других прав и свобод; обеспечить гражданам Беларуси, государственное медицинское обслуживание для всех слоев и групп населения.
Изложенная программа предлагалась к реализации в два основных этапа. В 1994-1995 годы предполагалась стабилизация экономики, выход из кризиса, проведение сильной социальной политики в интересах людей, на втором этапе (1996-1997 годы) планировалась интенсивное структурная преобразование экономики и государственного устройства, равноправное вхождение страны в мировое хозяйство, значительное повышение благосостояния людей.
В общем, программа была умеренной, ориентированной на сохранение лучшего, которая ускорялась на заключительном этапе, где планировалось достижение качественного перехода экономики к социальному рыночному хозяйству.
Кандидат Лукашенко по существу дублировал своего оппонента, но делал это «своими словами». У него главным объектом социальной политики выступает «человек труда». Ему гарантируются – прожиточный минимум с определением четкого регламента его расчетов и постоянное подтягивание к нему минимальной оплаты труда. Обещана индексация трудовых вкладов населения. Обещается установления гарантированных социальных пособий для тех слоев населения, которые не в состоянии по объективным причинам находится на самообеспечении: инвалиды, больные, безработные, пенсионеры, одинокие матери и многодетные семьи, беженцы.
Лукашенко обещал удовлетворять на бесплатной основе минимальные потребности в жилье, услугах здравоохранения, лекарственном обеспечении на достигнутом уровне их качества.
Заканчивал свою программу Лукашенко сурово: «Люди Беларуси! Я не обещаю вам молочных рек и кисельных берегов. Не хочу лгать. Нам всем придется расплачиваться за то, что мы так долго терпели несостоятельную политику давно обанкротившегося правительства. Предстоит большая и трудная работа, которую никто, кроме нас не сделает».
С того времени прошло много лет, и работа сделана адова! Но многое не сделано, многое не однажды переделано, многое выброшено за ненадобностью. Например, безработные, которым даже при условии их официальной регистрации в гарантированной социальной помощи отказано. В январе текущего года средний размер пособия по безработице составил 24 рубля, или 13,2% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Эта пропорция из года в год не меняется. А между тем гарантии «человеку труда» применяются к нему не только, когда он работает, но особенно, когда он не может найти работу.
Время от времени чиновники заговаривают о том, чтобы подтянуть пособие до минимальной оплаты труда. Но при этом пугаются, поскольку во многих отраслях, сферах и населенных пунктах заработки трудящихся не намного превышают «минималку». Если повысить пособие безработным, значительная часть мало оплачиваемых работников постарается «переквалифицироваться в безработные». И уже мало кто понимает, что к чему подтягивают: минимальную оплату к прожиточному минимуму или наоборот. Но почти все знают, что после 1994 года самым существенным образом выросли реальные доходы тех амбициозных политиков, которые некогда звали белорусов «на большую и трудную работу».
И белорусы пошли, и трудную работу сделали. И оказались на бобах. А их вновь призывают, говорят, следуйте за нами, там будет каждому по 500 долларов.
И это всем очень напоминает миф об аргонавтах, которые под водительством Ясона из Фив отправляются в Колхиду, чтобы отнять у тамошнего царя Ээта золотое руно. Попросту говоря, шкуру мифического барана, которого никогда не стригли, поэтому его шерсть, во-первых, отросла против установленной для нормальных баранов длины, во-вторых, превратилась в золото, в-третьих, продолжала расти, хотя самого барана уже зарезали и съели.
Путешествие Ясона за золотым руном было отважным, опасным, познавательным и завершилось успехом. Но «золотой шкурой» овладел лицемерный царь Пелий, свой трон Ясону, как обещал, не уступил. После в Фивах началась череда политических убийств самоубийств, несколько маленьких «майданчиков» и большой «Майдан», удачных и неудачных эмиграций. В общем, повторилась ситуация, аналогичная киевскому сценарию 2013-14 годов. Не существенно, что в последнем случае роль руна исполнил «золотой батон», существенно, что примитивные по своей общественной организации люди ограничиваются в своем понимании счастья конкретной суммой денег. Золотое ли это руно, золотой ли это батон, припрятанный на черный день правителем страны, — простое земное счастье всегда определялось возможностью хорошо работать и хорошо зарабатывать.
Везет тому народу, который это понимает.