Очень странное решение принимает верховная власть Беларуси. Отказываясь отменять декрет № 3, она, как сообщают в СМИ, предоставляет годичную отсрочку тем гражданам, которые не успели выплатить устанавливаемый декретом сбор.

Дословно: «Кто оплатил в 2016 году, пойдет в зачет 2017 года, если он не будет работать. Если он поступит на работу, мы из бюджета по его требованию вернем эти деньги»! Очень странное решение. Оказывается, можно былj ничего и не платить. А те, кто в очередной раз поверили в серьезность намерений властей, попали в неудобную ситуацию:

«В 2016 году определенное количество (это тысячи людей), не оспаривая, внесли платежи…». Но ведь еще больше людей оспаривают законность этих сборов, не сумели или не смогли их выплатить. Через год, вероятно, большинство неплательщиков окажутся безработными, их материальное положение не улучшится, ситуация повторится, зайдет в тупик. С другой стороны, уплатившие сборы посчитают, что приобрели у государства долгосрочную индульгенцию не участвовать в финансировании госрасходов.

В общем, получается как у Льва Троцкого, который, прерывая мирные переговоры с немцами, заявил: «Ни мира, ни войны, а армию распустить!». То есть никто при таких условиях воевать больше не сможет. Так оно, в конечном счете, и получилось. Солдаты разбрелись по домам. Белорусская власть, которая не может признать свое поражение, фактически денонсирует декрет, заявив, что с уплатой недоимки можно не спешить. Фигурально выражаясь, зачем держать армию в казарме, если она воевать не хочет. А кормить ее надо.

А между тем, декрет № 3, который много лет готовился правительством, затронул большую часть общества, был конкретно «вычленен» для 470 тысяч граждан и оказался едва ли не самым масштабным бюрократическим проектом действующей власти за всю свою историю, бесславно провалился. То, что от него осталось, корректировке не поддается. Правда, власть пробует сохранить хорошую мину при плохой игре. Например, лидер страны решил послать добрую весточку чиновникам, которые там много и усердно поработали для пополнения казенной кубышки, а когда пришло, наконец, время для жатвы, из центра подают сигнал отбоя: «В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет… Передайте, прежде всего, чиновникам, что он будет выполняться с теми корректировками, о которых я сказал».

Что он сказал, что подумал, но ведь чиновники готовились и к конфискациям имущества неплательщиков, и к штрафам, и пени установили, и подготовились к административным арестам, и к взысканию с арестантов денег на их содержание в исправительных учреждений. При точном исполнении этой процедуры многие граждане имели возможность стать пожизненными должниками социального государства. Поскольку на самом деле при таком раскладе не успевали бы они выплачивать сборы, пени, штрафы, аресты, компенсации.

Лидер страны утверждает, что декрет не является ни экономическим, ни финансовым документом. Но любая чиновничья бумажка, адресованная гражданину с фискальной целью, является финансовым документам. Деньги по ним считают очень точно, какими бы «смешными» ни были указанные в ней суммы. Иному благополучному человеку кажется, что и сумма «тунеядского сбора», это на самом деле мелочь, которую проще чиновнику заплатить, чем тратить время на спор с ним. И окажется, что этот благополучный человек не знает белорусское общество, в котором и он живет. А знать он должен, что для нескольких сотен тысяч неплательщиков сумма это является неподъемной. Он должен знать, что в социальном белорусском государстве сотни тысяч людей живут в крайней бедности, в нищете. Какие тут варианты у властей? Нет ни одного подходящего, чтобы выпутаться из создавшейся ситуации. Если на самом деле продолжить экспроприацию бедноты, барышей не получишь, но предстанешь перед всем миром натуральным держимордой, а не социальным государством.

Власти не следовало так тщательно считать своих социальных аутсайдеров. Ведь получилось, что около полумиллиона трудоспособных граждан страны (на 9,5 млн. населения) живут, мягко говоря, очень плохо. Но уж раз сосчитали, то должны понимать, какое государство они сами построили. Лидер страны, как всегда говорит то, что считает нужным сказать. Иногда у него получается, иногда он говорит даже больше, чем хотел сказать: «Это идеологический, моральный декрет… Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого декрета является одно – заставить работать тех, кто должен и кто может. Это – главное». Иными словами, хотели подстегнуть горстку лентяев, побудить их к производительному труду, поспособствовать повышению традиционной высокой трудовой культуре белорусов, которая, мол, в последние годы стала падать.

Можно было бы и согласиться с такими словами. Но в таком случае надо признать, что власть совершенно не понимает ситуацию, которая уже давно сложилась на рынке труда. Власть успокаивала себя нижайшим уровнем регистрируемой безработицы, отмахиваясь от проблем, которые возникали у населения. Это плохо. Не понимая реального положения дел на рынке труда, власть пробует убедить общество в своей компетентности, способности управлять объектом (рынком труда), ничего не зная о его особенностях. С другой стороны, декрет замышлялся не столько против конкретных тунеядцев, сколько против людей, которые в таких условиях умели обеспечивать себе эффективную занятость помимо государства. В первую очередь декрет замышлялся против трудовых мигрантов, против белорусов, которые в качестве гастарбайтеров подались в сопредельные страны. Этих людей искали все чиновники, в первую очередь МВД, и как-то сразу определилась численность – более 400 тысяч людей, которые пользуются «государственной социалкой».

Инициатором этой затеи был лидер государства, лоббировал ее во всех структурах и по всем доступным ему каналам. Иными словами, везде и по-всякому. Разумеется, недостатка в исполнителях он никогда не испытывал, поскольку выбирал на службу себе самых лучших. Самые-самые лучшие исполнители все написали.

Но известное дело, всякие бумаги применяются людьми. Как часто бывает, как было и на этот раз, чиновники многое напутали – отвратительно и безответственно использовали декрет, списки правильные не составили. Но и сама власть тоже многое не видит, всесезонно страдает чем-то типа куриной слепоты: «У вас там должны быть эти списки бездельников… И те, кто сегодня по 200-500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения».

Не надо было «извещения посылать». Не надо…

Тэги:

,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,