• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Очень странное решение принимает верховная власть Беларуси. Отказываясь отменять декрет № 3, она, как сообщают в СМИ, предоставляет годичную отсрочку тем гражданам, которые не успели выплатить устанавливаемый декретом сбор.

Дословно: «Кто оплатил в 2016 году, пойдет в зачет 2017 года, если он не будет работать. Если он поступит на работу, мы из бюджета по его требованию вернем эти деньги»! Очень странное решение. Оказывается, можно былj ничего и не платить. А те, кто в очередной раз поверили в серьезность намерений властей, попали в неудобную ситуацию:

«В 2016 году определенное количество (это тысячи людей), не оспаривая, внесли платежи…». Но ведь еще больше людей оспаривают законность этих сборов, не сумели или не смогли их выплатить. Через год, вероятно, большинство неплательщиков окажутся безработными, их материальное положение не улучшится, ситуация повторится, зайдет в тупик. С другой стороны, уплатившие сборы посчитают, что приобрели у государства долгосрочную индульгенцию не участвовать в финансировании госрасходов.

В общем, получается как у Льва Троцкого, который, прерывая мирные переговоры с немцами, заявил: «Ни мира, ни войны, а армию распустить!». То есть никто при таких условиях воевать больше не сможет. Так оно, в конечном счете, и получилось. Солдаты разбрелись по домам. Белорусская власть, которая не может признать свое поражение, фактически денонсирует декрет, заявив, что с уплатой недоимки можно не спешить. Фигурально выражаясь, зачем держать армию в казарме, если она воевать не хочет. А кормить ее надо.

А между тем, декрет № 3, который много лет готовился правительством, затронул большую часть общества, был конкретно «вычленен» для 470 тысяч граждан и оказался едва ли не самым масштабным бюрократическим проектом действующей власти за всю свою историю, бесславно провалился. То, что от него осталось, корректировке не поддается. Правда, власть пробует сохранить хорошую мину при плохой игре. Например, лидер страны решил послать добрую весточку чиновникам, которые там много и усердно поработали для пополнения казенной кубышки, а когда пришло, наконец, время для жатвы, из центра подают сигнал отбоя: «В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет… Передайте, прежде всего, чиновникам, что он будет выполняться с теми корректировками, о которых я сказал».

Что он сказал, что подумал, но ведь чиновники готовились и к конфискациям имущества неплательщиков, и к штрафам, и пени установили, и подготовились к административным арестам, и к взысканию с арестантов денег на их содержание в исправительных учреждений. При точном исполнении этой процедуры многие граждане имели возможность стать пожизненными должниками социального государства. Поскольку на самом деле при таком раскладе не успевали бы они выплачивать сборы, пени, штрафы, аресты, компенсации.

Лидер страны утверждает, что декрет не является ни экономическим, ни финансовым документом. Но любая чиновничья бумажка, адресованная гражданину с фискальной целью, является финансовым документам. Деньги по ним считают очень точно, какими бы «смешными» ни были указанные в ней суммы. Иному благополучному человеку кажется, что и сумма «тунеядского сбора», это на самом деле мелочь, которую проще чиновнику заплатить, чем тратить время на спор с ним. И окажется, что этот благополучный человек не знает белорусское общество, в котором и он живет. А знать он должен, что для нескольких сотен тысяч неплательщиков сумма это является неподъемной. Он должен знать, что в социальном белорусском государстве сотни тысяч людей живут в крайней бедности, в нищете. Какие тут варианты у властей? Нет ни одного подходящего, чтобы выпутаться из создавшейся ситуации. Если на самом деле продолжить экспроприацию бедноты, барышей не получишь, но предстанешь перед всем миром натуральным держимордой, а не социальным государством.

Власти не следовало так тщательно считать своих социальных аутсайдеров. Ведь получилось, что около полумиллиона трудоспособных граждан страны (на 9,5 млн. населения) живут, мягко говоря, очень плохо. Но уж раз сосчитали, то должны понимать, какое государство они сами построили. Лидер страны, как всегда говорит то, что считает нужным сказать. Иногда у него получается, иногда он говорит даже больше, чем хотел сказать: «Это идеологический, моральный декрет… Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого декрета является одно – заставить работать тех, кто должен и кто может. Это – главное». Иными словами, хотели подстегнуть горстку лентяев, побудить их к производительному труду, поспособствовать повышению традиционной высокой трудовой культуре белорусов, которая, мол, в последние годы стала падать.

Можно было бы и согласиться с такими словами. Но в таком случае надо признать, что власть совершенно не понимает ситуацию, которая уже давно сложилась на рынке труда. Власть успокаивала себя нижайшим уровнем регистрируемой безработицы, отмахиваясь от проблем, которые возникали у населения. Это плохо. Не понимая реального положения дел на рынке труда, власть пробует убедить общество в своей компетентности, способности управлять объектом (рынком труда), ничего не зная о его особенностях. С другой стороны, декрет замышлялся не столько против конкретных тунеядцев, сколько против людей, которые в таких условиях умели обеспечивать себе эффективную занятость помимо государства. В первую очередь декрет замышлялся против трудовых мигрантов, против белорусов, которые в качестве гастарбайтеров подались в сопредельные страны. Этих людей искали все чиновники, в первую очередь МВД, и как-то сразу определилась численность – более 400 тысяч людей, которые пользуются «государственной социалкой».

Инициатором этой затеи был лидер государства, лоббировал ее во всех структурах и по всем доступным ему каналам. Иными словами, везде и по-всякому. Разумеется, недостатка в исполнителях он никогда не испытывал, поскольку выбирал на службу себе самых лучших. Самые-самые лучшие исполнители все написали.

Но известное дело, всякие бумаги применяются людьми. Как часто бывает, как было и на этот раз, чиновники многое напутали – отвратительно и безответственно использовали декрет, списки правильные не составили. Но и сама власть тоже многое не видит, всесезонно страдает чем-то типа куриной слепоты: «У вас там должны быть эти списки бездельников… И те, кто сегодня по 200-500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения».

Не надо было «извещения посылать». Не надо…

Тэги:

,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Электробалансы поют романсы о стагнации «белорусской модели»

Эффект уличного фонаря – это желание искать решение проблемы там, где его легче всего найти. Как этот эффект работает на практике, Лукашенко продемонстрировал в сентябре, умудрившись дважды за один месяц обнаружить в школах бардак. Возражений со стороны педагогов, естественно, не последовало: 112,5 тыс. учителей промолчали, а молчание – знак согласия. Не нашел, что возразить и

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и