• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. Фото www.shutterstock.com

Бизнес-союзы уже несколько лет безуспешно пытаются добиться снижения налоговой нагрузки для предприятий по отчислениям в фонды соцстрахования. Сегодня предприятия платят 34% в фонд соцстрахования, что оборачивается ростом себестоимости продукции и, как следствие, снижением конкурентоспособности. Почему бы не перераспределить социальную нагрузку между предприятием и работником, как это сделано в других странах?

Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. На заседании совета по экономической политике при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) 9 февраля эксперты пытались найти решение этой проблемы.

Налоговый пресс под давлением социальных платежей

В целом налоговая нагрузка на предприятия в Беларуси в последнее время снижается, отметила заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ доктор экономических наук Елена Киреева. В 2016 году она составила 24,4% к ВВП против 25,6% в 2014 году, а в 2017 году, как ожидается, снизится до 24%.

Налоговая нагрузка в Беларуси
(только налоговые платежи — без обязательных взносов в ФСЗН)

2014 г.

2015 г.

2016 г.
(ожидаемое исполнение)

2017 г.
(проект)

Налоговые доходы (%)

25,6

25,61

24,43

23,59

Подоходный налог с физических лиц

4,3

4,26

4,20

4,18

Налог на прибыль

2,5

2,51

2,06

2,50

Налог на добавленную стоимость

8,4

8,36

8,62

8,62

Акцизы

8,4

2,24

2,22

2,07

Налоговые доходы от ВЭД

2,4

4,51

3,49

2,89

Если рассматривать уровень налогообложения по видам экономической деятельности, то он тоже не критичен и имеет тенденцию к снижению, считает профессор. Наиболее высокий уровень налогообложения отмечен в нефтяной отрасли — 19,5%, наименьший -в финансовом секторе — 0,8%.

Однако следует учитывать, что эта информация не включает неналоговые платежи, в частности, взносы в ФСЗН, налоги от ВЭД и подоходный налог с физических лиц. Между тем, изъятия в виде социальных платежей в последние годы практически не меняются (только платежи в ФСЗН составляют около 12% к ВВП).

Согласно исследованию Всемирного банка Doing Business, общая налоговая ставка в Беларуси составила в 2016 г. 54,8% к чистой прибыли, в то время как в России — 47,5%, в Казахстане — 29,2%. Эксперты считают, что белорусский «рекорд» в этой области в основном обеспечили высокие налоги на зарплату (включая ФСЗН). «Один из наиболее проблемных моментов в улучшении рейтинга «Налогообложение» является индикатор «Общая налоговая ставка (% прибыли)», составляющий значительную величину — 51,8 %. Основная его доля — 39% — приходится на социальные платежи (ФСЗН и Белгосстрах), по которым изменения практически не происходят», — констатировала Е. Киреева.

Социальный налог: пора перераспределить между нанимателем и работником

По тяжести налогового бремени Беларусь опережает не только многие страны ЕС, но и партнеров по СНГ и ЕАЭС, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг по ценовому фактору. «В Беларуси только сборы в бюджет составляют порядка 30% ВВП, еще 12% — отчисления в ФСЗН. Если добавить остальные фискальные платежи, выйдем, скорее всего, на 50%», — отметил почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей.

Между тем, во всем мире страховая нагрузка давно разделена между нанимателем и работником. В этом случае работник сам считает, что он заработает для своей будущей пенсии. В Беларуси же этот налог в основном на нанимателей, на субъектов хозяйствования «Я убежден, что это в корне неправильно Даже в директиве № 4 президента (директива №4 от 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». — Прим. ред.) было прописано о разделении ответственности по страховой нагрузке между нанимателем и работником. Однако до сих пор ничего не сделано», — подчеркнул Г. Бадей.

Между тем, есть прямая связь между деловой активностью, темпом экономического роста и уровнем налоговой нагрузки: чем выше фискальный пресс в стране, тем ниже темпы ее развития.

«Вот уже несколько лет наша страна находится в рецессии, и надо думать, как выйти из нее и встать на путь развития. А для этого, вероятно, нужно также менять подходы к налоговой политике», — отметил сказал Г. Бадей. Поэтому белорусским властям в любом случае придется думать над тем, как одновременно создать стимулы для развития предприятий и бизнеса, наполнить бюджет и при этом сохранить госрасходы.

Шунько: в белорусской налоговой системе льгот больше, чем налогов

Экс-заместитель министра финансов Беларуси, а ныне главный редактор журнала «Финансы. Учет. Аудит» Иван Шунько искренне недоумевает, как снизить налоговую нагрузку на бизнес. «Как человек, проработавший всю жизнь в налоговой, я не понимаю, как можно значительно снизить налоговую нагрузку. В швейцарском сыре дырок больше, чем сыра. Так и в нашей налоговой системе: льгот уже больше, чем налогов», — заметил он.

Что же касается стимулов в сфере налогообложения, то, как показывает практика, не всегда они дают ожидаемый результат.

«Мы снизили налог на прибыль до 18% с расчетом на то, что улучшим инвестиционный климат. А в результате что получили? Фактически — пшик: 20% субъектов убыточны, кто платит упрощенку, кто – вмененный доход (единый налог на вмененный доход — сбор, величина которого не зависит от фактической выручки организации. — Прим. ред.) и т. д. А бизнес налог на прибыль не платят. Этот налог платят только субъекты госсобственности практически некоторые крупные ОАО, которые имеют прибыль. Поэтому доля налога на прибыль – всего 5%,. Это — не основной платеж, и в этом проблема, И чтобы бы с ни делали – даже ели еще раз снизим ставку налога на прибыль – оптимизации не произойдет. Потому что основные платежи поступают от других источников», — подчеркнула Киреева.

В этой связи она обратила внимание еще на такой факт. Белорусские законодатели предоставили субъектам инновационного бизнеса право на налоговые льготы. Однако по результатам оказалось, то воспользовались этой льготой всего лишь 2-3 субъекта. «Так что не в налогах дело. Инновационных субъектов нет — некому запросить эту льготу», — посетовала эксперт.

«Почему они не появляются?», — прозвучал вопрос из зала. «Но уж точно не из-за налоговой системы», — резюмировала эксперт.

Она также прокомментировала ситуацию с социальными налогами, которые сегодня являются серьезным фискальным обременением для предприятий.

«Вопрос изменения структуры оплаты социального налога обсуждается давно. Это настолько тяжелый вопрос, — ведь он также завязан на демографическую ситуацию в стране. Если мы меняем структуру социальных платежей, — допустим, если физическое лицо платит не 1%, а 11%, то в любом случае мы должны будем «добрать» бюджет налогами. А за счет чего? У нас сегодня — один источник», — пояснила эксперт.

Солидарен с ней и заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Валерий Бороденя. Он считает, что в нынешней ситуации возможностей для пересмотра сложившейся системы оплаты социального налога в стране нет, ибо для этого придется «ломать всю пенсионную систему». «Пересматривать налоги сегодня нереально. У бюджета нет пространства для маневра. Траты итак уже оптимизированы», — подчеркнул он.

Просроченная задолженность по платежам в ФСЗН на 1 января 2017 года по регионам (тыс. BYN)

Налоговая нагрузка в странах ЕС, в % к ВВП

2012 г.,
без социальных отчислений

2013 г.,
без социальных отчислений

2014 г.
без социальных отчислений

2012 г.
общая нагрузка

2013 г.
общая нагрузка

2014 г.
общая нагрузка

EU-28

26,3

26,6

26,7

38,3

38,7

38,8

EA-19

25,5

25,9

26,0

39,5

39,9

40,2

Belgium

30,5

31,2

31,0

44,8

45,6

45,3

Bulgaria

19,7

20,5

20,1

26,6

27,9

27,8

Czech Republic

19,4

20,0

19,4

34,2

34,8

34,1

Denmark

46,2

47,4

50,2

46,1

47,1

49,9

Germany

22,8

22,9

23,0

37,9

38,0

38,1

Estonia

20,4

20,6

21,3

31,5

31,5

32,2

Ireland

23,5

23,8

24,7

28,4

28,8

29,8

Greece

24,5

24,8

25,5

35,5

35,5

35,9

Spain

21,1

22,0

22,3

32,2

33,0

33,6

France

28,2

28,8

29,0

44,5

45,3

45,9

Croatia

24,5

25,3

25,0

35,9

36,6

36,7

Italy

30,3

30,2

30,3

43,4

43,3

43,4

Cyprus

23,8

24,1

25,2

31,6

31,6

34,2

Latvia

19,7

20,0

20,5

28,5

28,5

28,9

Lithuania

16,2

16,3

16,6

27,0

27,1

27,7

Luxembourg

27,5

27,1

27,1

38,8

38,2

38,1

Hungary

25,6

25,2

25,3

38,5

38,1

38,3

Malta

26,4

26,8

28,1

32,1

32,5

33,9

Netherlands

21,3

21,7

22,6

36,0

36,6

37,5

Austria

27,6

28,0

28,3

41,8

42,6

43,1

Poland

19,9

19,7

19,9

31,9

31,9

32,1

Portugal

23,1

25,2

25,2

31,8

34,1

34,2

Romania

19,1

18,7

19,1

27,9

27,4

27,7

Slovenia

22,2

22,3

22,3

37,1

37,0

36,7

Slovakia

15,9

16,9

17,6

28,2

30,2

31,0

Finland

30,0

31,0

31,2

42,7

43,6

43,8

Sweden

39,7

40,1

40,0

42,6

42,9

42,8

United Kingdom

27,3

27,1

26,8

33,6

33,3

32,8

Iceland

31,6

32,3

35,2

35,3

36,0

38,9

Norway

32,2

30,4

29,0

41,5

39,9

38,9

 

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 10-14 августа

Рост курса доллара на БВФБ, скорее всего, продолжится и составит около 1%, несмотря на любое развитие событий после выборов президента, так как Нацбанк будет проводить валютные интервенции. В понедельник 10 августа возможен рост курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе, как и прогнозировалось, вырос, но не так

Курс доллара готовится к новым рекордам

Курс евро по отношению к белорусскому рублю в конце июля достигал исторического максимума, а курс доллара 1 августа не дотянул до рекорда всего 15 копеек, и если дела на валютном рынке Беларуси будут идти так и дальше, то в августе не устоит максимум и по доллару. Чем ближе дата выборов президента, тем больше накаляются страсти

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве и увольнении в запас

 Александр Лукашенко подписал указ №297 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве», сообщила пресс-служба  президента «Документом предусматривается призвать в августе — ноябре 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку

Вытеснит ли водород природный газ?

Пока Беларусь безуспешно торгуется за «справедливую» цену на российский газ, «Газпром» собирается уже через три года приступить к производству нового вида энергоносителя — «чистого» водорода, который является одной из альтернатив традиционному топливу. Амбициозные водородные программы давно реализуют Япония, Китай, Республика Корея, США. Внедрить водород в энергетическую промышленность планируют также страны Евросоюза, — здесь к 2050

Евразийская интеграция споткнулась о газ

Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года вряд удастся согласовать, если не будут снижены цены на газ для Беларуси. И для Минска неважно, как это произойдет – путем унификация тарифов на транспортировку газа в евразийском союзе или в результате договоренностей с РФ в рамках союзной «двойки». Проект евразийской Стратегии-2025 состоит из общих положений и 330 мер

По его воле белорусы остались бедными

Александр Лукашенко посетил Гомель и пообщался со своими соратниками. Провел, так сказать, расширенный хозпартактив областного масштаба перед выборами, на которых он рассчитывает победить. Оснований у него очень много. Это традиционная ситуация, которая сложилась очень давно и ни разу не прерывалась. Тем не менее, время и, как говорится, пространство изменяются, а вместе с ними и люди.

Нефтяная альтернатива для Беларуси: конъюнктурный расчет или долгосрочная стратегия?

Это вопрос пока остается риторическим, несмотря на заверения белорусских чиновников, что взятый курс на диверсификацию поставок нефти в страну – это всерьез и надолго. Казалось бы, все точки над «i» в этой теме уже расставлены: в 2020 году белорусские власти осознанно занялась организацией поставок альтернативной нефти, даже несмотря на то, что для Беларуси российская нефть

Экономическая программа президента Беларуси: отказ от рынка и давление на частников

Судя по предвыборным обещаниям Александра Лукашенко, его президентская программа заключается в поддержке и расширении государственного сектора экономики и усилении государственного контроля над частным бизнесом. Похоже, что на президента Беларуси очень сильное впечатление произвело появление сразу двух серьезных конкурентов на президентских выборах – Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, и сам факт того, что люди из бизнеса