20.02.2017, 9:01
Неподъемные социальные платежи для предприятий: почему их нельзя снизить?
Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. Фото www.shutterstock.com
Бизнес-союзы уже несколько лет безуспешно пытаются добиться снижения налоговой нагрузки для предприятий по отчислениям в фонды соцстрахования. Сегодня предприятия платят 34% в фонд соцстрахования, что оборачивается ростом себестоимости продукции и, как следствие, снижением конкурентоспособности. Почему бы не перераспределить социальную нагрузку между предприятием и работником, как это сделано в других странах?
Фискальная нагрузка, в том числе взносы в фонд оплаты труда, превратилась в серьезный тормоз на пути развития белорусских предприятий. На заседании совета по экономической политике при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) 9 февраля эксперты пытались найти решение этой проблемы.
Налоговый пресс под давлением социальных платежей
В целом налоговая нагрузка на предприятия в Беларуси в последнее время снижается, отметила заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ доктор экономических наук Елена Киреева. В 2016 году она составила 24,4% к ВВП против 25,6% в 2014 году, а в 2017 году, как ожидается, снизится до 24%.
Налоговая нагрузка в Беларуси
(только налоговые платежи — без обязательных взносов в ФСЗН)
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Налоговые доходы (%) |
25,6 |
25,61 |
24,43 |
23,59 |
Подоходный налог с физических лиц |
4,3 |
4,26 |
4,20 |
4,18 |
Налог на прибыль |
2,5 |
2,51 |
2,06 |
2,50 |
Налог на добавленную стоимость |
8,4 |
8,36 |
8,62 |
8,62 |
Акцизы |
8,4 |
2,24 |
2,22 |
2,07 |
Налоговые доходы от ВЭД |
2,4 |
4,51 |
3,49 |
2,89 |
Если рассматривать уровень налогообложения по видам экономической деятельности, то он тоже не критичен и имеет тенденцию к снижению, считает профессор. Наиболее высокий уровень налогообложения отмечен в нефтяной отрасли — 19,5%, наименьший -в финансовом секторе — 0,8%.
Однако следует учитывать, что эта информация не включает неналоговые платежи, в частности, взносы в ФСЗН, налоги от ВЭД и подоходный налог с физических лиц. Между тем, изъятия в виде социальных платежей в последние годы практически не меняются (только платежи в ФСЗН составляют около 12% к ВВП).
Согласно исследованию Всемирного банка Doing Business, общая налоговая ставка в Беларуси составила в 2016 г. 54,8% к чистой прибыли, в то время как в России — 47,5%, в Казахстане — 29,2%. Эксперты считают, что белорусский «рекорд» в этой области в основном обеспечили высокие налоги на зарплату (включая ФСЗН). «Один из наиболее проблемных моментов в улучшении рейтинга «Налогообложение» является индикатор «Общая налоговая ставка (% прибыли)», составляющий значительную величину — 51,8 %. Основная его доля — 39% — приходится на социальные платежи (ФСЗН и Белгосстрах), по которым изменения практически не происходят», — констатировала Е. Киреева.
Социальный налог: пора перераспределить между нанимателем и работником
По тяжести налогового бремени Беларусь опережает не только многие страны ЕС, но и партнеров по СНГ и ЕАЭС, что подрывает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг по ценовому фактору. «В Беларуси только сборы в бюджет составляют порядка 30% ВВП, еще 12% — отчисления в ФСЗН. Если добавить остальные фискальные платежи, выйдем, скорее всего, на 50%», — отметил почетный председатель правления БСПН Георгий Бадей.
Между тем, во всем мире страховая нагрузка давно разделена между нанимателем и работником. В этом случае работник сам считает, что он заработает для своей будущей пенсии. В Беларуси же этот налог в основном на нанимателей, на субъектов хозяйствования «Я убежден, что это в корне неправильно Даже в директиве № 4 президента (директива №4 от 2010 года «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». — Прим. ред.) было прописано о разделении ответственности по страховой нагрузке между нанимателем и работником. Однако до сих пор ничего не сделано», — подчеркнул Г. Бадей.
Между тем, есть прямая связь между деловой активностью, темпом экономического роста и уровнем налоговой нагрузки: чем выше фискальный пресс в стране, тем ниже темпы ее развития.
«Вот уже несколько лет наша страна находится в рецессии, и надо думать, как выйти из нее и встать на путь развития. А для этого, вероятно, нужно также менять подходы к налоговой политике», — отметил сказал Г. Бадей. Поэтому белорусским властям в любом случае придется думать над тем, как одновременно создать стимулы для развития предприятий и бизнеса, наполнить бюджет и при этом сохранить госрасходы.
Шунько: в белорусской налоговой системе льгот больше, чем налогов
Экс-заместитель министра финансов Беларуси, а ныне главный редактор журнала «Финансы. Учет. Аудит» Иван Шунько искренне недоумевает, как снизить налоговую нагрузку на бизнес. «Как человек, проработавший всю жизнь в налоговой, я не понимаю, как можно значительно снизить налоговую нагрузку. В швейцарском сыре дырок больше, чем сыра. Так и в нашей налоговой системе: льгот уже больше, чем налогов», — заметил он.
Что же касается стимулов в сфере налогообложения, то, как показывает практика, не всегда они дают ожидаемый результат.
«Мы снизили налог на прибыль до 18% с расчетом на то, что улучшим инвестиционный климат. А в результате что получили? Фактически — пшик: 20% субъектов убыточны, кто платит упрощенку, кто – вмененный доход (единый налог на вмененный доход — сбор, величина которого не зависит от фактической выручки организации. — Прим. ред.) и т. д. А бизнес налог на прибыль не платят. Этот налог платят только субъекты госсобственности практически некоторые крупные ОАО, которые имеют прибыль. Поэтому доля налога на прибыль – всего 5%,. Это — не основной платеж, и в этом проблема, И чтобы бы с ни делали – даже ели еще раз снизим ставку налога на прибыль – оптимизации не произойдет. Потому что основные платежи поступают от других источников», — подчеркнула Киреева.
В этой связи она обратила внимание еще на такой факт. Белорусские законодатели предоставили субъектам инновационного бизнеса право на налоговые льготы. Однако по результатам оказалось, то воспользовались этой льготой всего лишь 2-3 субъекта. «Так что не в налогах дело. Инновационных субъектов нет — некому запросить эту льготу», — посетовала эксперт.
«Почему они не появляются?», — прозвучал вопрос из зала. «Но уж точно не из-за налоговой системы», — резюмировала эксперт.
Она также прокомментировала ситуацию с социальными налогами, которые сегодня являются серьезным фискальным обременением для предприятий.
«Вопрос изменения структуры оплаты социального налога обсуждается давно. Это настолько тяжелый вопрос, — ведь он также завязан на демографическую ситуацию в стране. Если мы меняем структуру социальных платежей, — допустим, если физическое лицо платит не 1%, а 11%, то в любом случае мы должны будем «добрать» бюджет налогами. А за счет чего? У нас сегодня — один источник», — пояснила эксперт.
Солидарен с ней и заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Валерий Бороденя. Он считает, что в нынешней ситуации возможностей для пересмотра сложившейся системы оплаты социального налога в стране нет, ибо для этого придется «ломать всю пенсионную систему». «Пересматривать налоги сегодня нереально. У бюджета нет пространства для маневра. Траты итак уже оптимизированы», — подчеркнул он.
Налоговая нагрузка в странах ЕС, в % к ВВП
2012 г., |
2013 г., |
2014 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
EU-28 |
26,3 |
26,6 |
26,7 |
38,3 |
38,7 |
38,8 |
EA-19 |
25,5 |
25,9 |
26,0 |
39,5 |
39,9 |
40,2 |
Belgium |
30,5 |
31,2 |
31,0 |
44,8 |
45,6 |
45,3 |
Bulgaria |
19,7 |
20,5 |
20,1 |
26,6 |
27,9 |
27,8 |
Czech Republic |
19,4 |
20,0 |
19,4 |
34,2 |
34,8 |
34,1 |
Denmark |
46,2 |
47,4 |
50,2 |
46,1 |
47,1 |
49,9 |
Germany |
22,8 |
22,9 |
23,0 |
37,9 |
38,0 |
38,1 |
Estonia |
20,4 |
20,6 |
21,3 |
31,5 |
31,5 |
32,2 |
Ireland |
23,5 |
23,8 |
24,7 |
28,4 |
28,8 |
29,8 |
Greece |
24,5 |
24,8 |
25,5 |
35,5 |
35,5 |
35,9 |
Spain |
21,1 |
22,0 |
22,3 |
32,2 |
33,0 |
33,6 |
France |
28,2 |
28,8 |
29,0 |
44,5 |
45,3 |
45,9 |
Croatia |
24,5 |
25,3 |
25,0 |
35,9 |
36,6 |
36,7 |
Italy |
30,3 |
30,2 |
30,3 |
43,4 |
43,3 |
43,4 |
Cyprus |
23,8 |
24,1 |
25,2 |
31,6 |
31,6 |
34,2 |
Latvia |
19,7 |
20,0 |
20,5 |
28,5 |
28,5 |
28,9 |
Lithuania |
16,2 |
16,3 |
16,6 |
27,0 |
27,1 |
27,7 |
Luxembourg |
27,5 |
27,1 |
27,1 |
38,8 |
38,2 |
38,1 |
Hungary |
25,6 |
25,2 |
25,3 |
38,5 |
38,1 |
38,3 |
Malta |
26,4 |
26,8 |
28,1 |
32,1 |
32,5 |
33,9 |
Netherlands |
21,3 |
21,7 |
22,6 |
36,0 |
36,6 |
37,5 |
Austria |
27,6 |
28,0 |
28,3 |
41,8 |
42,6 |
43,1 |
Poland |
19,9 |
19,7 |
19,9 |
31,9 |
31,9 |
32,1 |
Portugal |
23,1 |
25,2 |
25,2 |
31,8 |
34,1 |
34,2 |
Romania |
19,1 |
18,7 |
19,1 |
27,9 |
27,4 |
27,7 |
Slovenia |
22,2 |
22,3 |
22,3 |
37,1 |
37,0 |
36,7 |
Slovakia |
15,9 |
16,9 |
17,6 |
28,2 |
30,2 |
31,0 |
Finland |
30,0 |
31,0 |
31,2 |
42,7 |
43,6 |
43,8 |
Sweden |
39,7 |
40,1 |
40,0 |
42,6 |
42,9 |
42,8 |
United Kingdom |
27,3 |
27,1 |
26,8 |
33,6 |
33,3 |
32,8 |
Iceland |
31,6 |
32,3 |
35,2 |
35,3 |
36,0 |
38,9 |
Norway |
32,2 |
30,4 |
29,0 |
41,5 |
39,9 |
38,9 |
Читайте также:
- Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения
- Льготы декрета №8 в криптосфере продлены на два года — указ
- Определены плательщики налога на профессиональный доход
- С 2023 года изменится порядок уплаты взносов в ФСЗН для ИП
- Как будут уплачивать налоги ИП и физлица в 2022 году? МНС разъясняет