• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

…Зимний солнечный день, бодрящий холод которого практически не ощущаешь из-за бушующей в голове бури эмоций и выброшенного в кровь адреналина, рёв автомобильных моторов на извилистой снежной трассе – не удивляйтесь, но дальнейший рассказ пойдёт не про «track day» зимнего курса школы водительского мастерства Porsche Driving Experience! Более того, сами заезды проходили не на промёрзающих зимой на метр вглубь озёрах финского Заполярья, а на закрытой трассе в Беларуси! Интриги повествованию добавит и тот факт, что в этих соревнованиях участвовали не мощные заднеприводные болиды именитого немецкого производителя, а скромные и вполне себе бюджетные российские седаны…

Итак, под Минском состоялась гонка «LADA Vesta Cup», организованная для автомобильных журналистов и блогеров белорусским импортером LADA, компанией «Минск-Лада».

Рискну предположить, что после этого абзаца часть аудитории, выросшая на компьютерных играх-симуляторах типа «Need for Speed», потеряет интерес к дальнейшему чтению материала. Тем более, что для участия в гонке пишущей братии были предоставлены два седана Lada Vesta из пресс-парка, а не прототипы заводской команды WTCC… Справедливости ради надо сказать, что такое же скептическое настроение было перед заездами и у ряда участников. Определённо, бюджетный седан с 1,6-литровым 106-сильным двигателем без турбины – не лучший болид для трековых гонок.

Впрочем, и организаторы «LADA Vesta Cup», и парни из проекта prodriver.by, выступавшие партнёрами кубка, загадочно улыбались, обещая интригу. Но, первый сюрприз гонщикам преподнесла сама трасса, представлявшая собой чередование участков с весьма разномастным покрытием. Так, после «ходовой» прямой с хорошо укатанным снегом, местами даже «прогрызенным» колёсами до чистого асфальта, следовал «затычный» поворот, покрытый отполированным до состояния зеркала льдом.

Второй сюрприз преподнесла сама Lada Vesta, а, конкретнее, шасси этого автомобиля. По опыту, от бюджетных седанов этого класса каких либо изысков в управлении ждать не приходится – ведь обычная задача этих «рабочих лошадок» просто и буднично доставлять своего владельца из точки «А» в точку «B». Соответственно, конструкция шасси таких автомобилей столь же простая и бюджетная: как правило, независимая подвеска передней оси представлена смонтированными на подрамнике треугольными рычагами с амортизаторными стойками типа McPherson, а задняя – и вовсе полузависимой балкой. Иное дело – настройки подвески. Несмотря на её конструктивную схожесть по «железу» с другими «бюджетниками», инженерам «АВТОВАЗа» с помощью коллег из Renault удалость создать для Lada Vesta весьма сбалансированное по своим характеристикам шасси. Добавим к этому хорошо настроенный и работающий без «прикусывания» электроусилитель руля.

Впрочем, в сложных дорожных условиях и в неопытных руках отличные настройки рулевого управления Lada Vesta могут сыграть злую шутку. Может быть, отчасти и по этой причине уже в базовой комплектации на автомобиле установлена ESC – электронная система стабилизации и контроля тяги.

Собственно, алгоритм работы ESC и стал третьим сюрпризом для участников гонки.

А дальше было сочетание трёх вышеописанных факторов с тактикой проведения заезда, выбираемой самими гонщиками.

Очень быстро стало ясно, что даже укатанный снег – покрытие весьма скользкое. Даже просто эффективно тронуться со старта было непростой задачей – Lada Vesta, удерживаемая электронным «ошейником» антипробуксовочной системы, разгонялась очень и очень медленно. Самые «продвинутые драйверы» отключали ESC, но перебарщивали с газом и с ревом шлифовали снег, трогаясь со старта ничуть неэффективнее, нежели с активированной системой. Кроме того, оказалось, что даже принудительно отключённая ESC автоматически активируется по достижении автомобилем скорости в 50 км/ч!

 

Первый же поворот «наказывал» тех, кто «пожадничал» с газом – демонстрируя снос передней оси, теряя скорость и драгоценные секунды, автомобиль беспомощно скользил капотом наружу поворота…

Попытка откорректировать снос и «заправить» автомобиль в поворот с помощью ручника жёстко наказывалась уже самой ESC: принудительный «срыв» задней оси электроника воспринимала как развивающийся занос и тут же предпринимала попытку стабилизации автомобиля, подтормаживая колёса задней оси и параллельно полностью убирая подачу топлива. Опять потеря скорости и секунд времени круга! Последующий медленный разгон на фрикционной зимней резине по отполированному скользкому льду только усугублял сложившуюся ситуацию.

Фиаско потерпели и те, кто, врываясь в ледяной поворот, специально «выставляли» машину боком, пытаясь пройти его по наиболее короткой траектории в эффектном (но, не в эффективном!) скольжении. Занос кормовой части автомобиля тут же неумолимо распознавался и корректировался ESC. А на попытки «тянуть машину газом» во время скольжения электроника отвечала полным игнорированием педали акселератора вплоть до момента полной стабилизации автомобиля. А значит, опять малоэффективный разгон на льду, и опять потеря драгоценного времени…

Досадные просчёты с тактикой и траекторией вызывали у гонщиков спортивную злость и провоцировали появление всё новых ошибок в пилотировании. К примеру, крутой правый поворот для заезда на pit-stop находился сразу же после финиша. Поэтому гонщикам приходилось либо оттормаживаться «в пол» перед финишной чертой, теряя драгоценное время, либо, двигаясь на большой скорости, пытаться финишировать «с ходу». Но, скользкое покрытие и тут вносило свои коррективы – попытки финишировать таким образом неумолимо приводили к развитию сноса и заканчивались эффектными вылетами в снежный бруствер!

 

Слушая шутки о неизбежной покупке побитой машины, отпускаемые в адрес таких «удачливых» пилотов их коллегами по цеху, организаторы гонки сохраняли олимпийское спокойствие. Хотя основания беспокоиться за целостность кузовных деталей автомобилей у них, без сомнения, были – после оттепели и следом нагрянувших кратковременных морозов снежные отбойники буквально окаменели. Впрочем, несмотря на явно слышимые звуки столкновения, пластиковые бампера Lada Vesta выдержали удар! А, благодаря высокому клиренсу, во всех случаях машины выезжали обратно на трассу своим ходом…

Что касается самих заездов, то лучшее время круга показали те, кто ехал в классической «кольцевой» манере, мягко «вкатываясь» в каждый поворот. Такая, не очень зрелищная для зрителей езда с оптимальным замедлением перед поворотом, входом и выходом из него строго по оптимальной траектории, на практике оказывается гораздо эффективнее, нежели размашистое прохождение поворота в заносе. Прописная истина, что «эффектное» вождение вовсе не значит «эффективное», ещё раз подтвердилась на практике.

Понятно, что устраивая эти гонки, белорусский импортер ОАО «АВТОВАЗ», ещё раз хотел «пропиарить» модель Lada Vesta.

Ведь, несмотря на достаточно тёплое и позитивное восприятие белорусской автомобильной общественностью этой модели и хорошие отзывы в интернете и СМИ, продажи Lada Vesta невелики . Напомним, что этот седан дебютировал на белорусском рынке почти год назад. За всё время было продано только 320 машин. Скептично настроенные к продукции российского автопрома беларусы, по привычке «голосовали рублём» в пользу бюджетных седанов известных европейских производителей. Так, в 2016 г. абсолютным бестселлером В-класса стал Volkswagen Polo Sedan – продано 3345 автомобилей. Второе место досталось ещё одному «хиту продаж» в РБ – седану Renault Logan (продано 1770 автомобилей).

Хотя, по правде говоря, «Веста» способна составить достойную конкуренцию вышеупомянутым моделям. В активе у неё интересный дизайн и хороший ездовой комфорт. Да и по качеству автомобиль ничуть не уступает тому же седану VW Polo, как известно, так же производимому в России. Один из главных козырей Lada Vesta – соотношение «цена/оснащение». В этой номинации модель «АВТОВАЗА» оказывается более выгодным приобретением даже в сравнении с Renault Logan, не говоря уже про Volkswagen Polo Sedan, демонстрирующий «скупой» немецкий подход к составлению списка оборудования для базовых комплектаций.

Так на белорусском рынке «Веста» предлагается в следующих вариантах комплектации: Classic, Comfort и Luxe. Кроме того, они могут быть расширены дополненными пакетами Optima, Image и Multimedia.

Надо отметить, что Lada Vesta единственный седан сегмента «В», оснащённый системой стабилизации и курсовой устойчивости ESC уже в «базе». Кроме этого в начальную комплектацию Classic входят фронтальные подушки безопасности, крепления для детских сидений ISOFIX, иммобилайзер, охранная сигнализация, ABS с BAS и EBD, противобуксовочная система TCS, ассистент при трогании на подъеме HSA, стальная защита двигателя, бортовой компьютер, электроусилитель рулевого управления, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъёмники передних дверей, подогрев передних сидений, аудиоподготовка. Стоимость владения всем этим счастьем — 16.700 BYN.

А хорошо «нафаршированная» Vesta в комплектации Comfort Image стоит 18.890 белорусских рублей. В этой версии к оснащению базовой версии добавляются электростеклоподъёмники задних дверей, обогрев лобового стекла, задние датчики парковки, камера заднего вида, аудиосистема с «Bluetooth», USB и AUX, кондиционер, окрашенные в цвет кузова наружные зеркала и ручки дверей, а также 16-дюймовые литые колеса. Стоимость версии – 18.890 белорусских рублей.

Для сравнения, Renault Logan с таким же по объёму, но чуть более мощным, чем у Lada Vesta 1,6-литровым мотором (113 л.с.) в комплектации Privilege стоит 18200 белорусских рублей. При этом в списке оснащения, доступного в этой версии, нет ни системы стабилизации (пакет стоимостью 700 BYN, также включает в себя передние боковые подушки безопасности), ни обогрева сидений и лобового стекла (опция за 500 рублей), ни литых дисков, ни датчиков парковки.

Цены на немецко-российский Volkswagen Polo Sedan стартуют от 19.780 рублей за весьма скромную комплектацию Trendline, в которой имеются только 2 фронтальные подушки безопасности, ABS, кондиционер и аудиоподготовка.

В топ-версии Lada Vesta может «похвастаться» наличием боковых подушек безопасности, климат-контроля, мультимедийной системы с навигацией, глянцевой черной решеткой радиатора, 16-дюймовыми литыми дисками по умолчанию, а также разными приятными мелочами типа подсветки входа-выхода в передних дверях. Цены на топ-версию Luxe начинаются от 20.700 рублей за машину с 5МКП и 21.400 BYN за Lada Vesta с 5-ступенчатым «роботом».

Впрочем, несмотря на удачное ценовое предложение, интересный дизайн, хорошее качество сборки и высокие потребительские свойства, Lada Vesta пока не удаётся конкурировать на равных с «раскрученными» моделями Renault и VW.

Причинами этого могут быть стереотипы. Похоже, что любовь к двум заветным буквам VW у наших автолюбителей привита на генетическом уровне. Впрочем, справедливости ради, признаем, что этому немало поспособствовала весьма удачная модель Passat B3. Что касается Renault, то возможно именно сейчас мы наблюдаем формирование похожего стереотипа. Способствуют этому низкие цены, грамотная рекламная компания и успех модели Logan.

Что касается Lada, то перед маркетологами «АВТОВАЗА» стоит непростая задача – разрушить сложившийся за десятилетия стереотип, убедить конечного потребителя, что в России тоже могут производить современные качественные автомобили.

Если ещё раз вернуться к теме состоявшихся в рамках «LADA Vesta Cup» гонок, то будем надеяться, что это поможет сломать ещё один стереотип – молодое и активное поколение, перестанет видеть в Lada Vesta только скромный бюджетный седан. Вначале, хотя бы на время зимних трек-дней…

ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Lada Vesta 1,6 5MT

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

Число и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объем, куб. см

1596

Мощность, л.с. при об/мин

106/5800

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин

148/4200

ТРАНСМИССИЯ

Привод

передний

Тип

5, механическая

ПОДВЕСКИ, ТИП

Передняя

независимая, McPherson

Задняя

полузависимая, пружинная

ДИНАМИКА

Разгон до 100 км/ч, с

11,8

Макс. скорость, км/ч

178

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Расход топлива в загородном цикле, л/100 км

5,5

В городском цикле, л/100 км

9,3

В смешанном цикле, л/100 км

6,9

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина/ширина/высота, мм

4410/1764/1497

Колесная база, мм

2635

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Объем багажника, л

480

Емкость топливного бака, л

55

МАССА

Масса снаряженная, кг

1230

Масса полная, кг

1670

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Проценты по валютным вкладам устремились к нулю

В некоторых европейских странах ставки по депозитам в евро для населения и предприятий уже стали отрицательными, а в России банки отказываются открывать вклады в евро. Такая же перспектива грозит и вкладам в долларах. И в Беларуси ставки стремительно падают, угрожая обнулиться уже в 2020 году. Так, в сентябре текущего года средняя ставка по новым депозитам

Ребус для «Газпрома»: как обойтись без транзита через Украину?

Один из самых резонансных в истории газовой отрасли контрактов – действующий контракт на транзит российского газа через Украину в Европу истекает практически через два месяца. По условиям нового контракта стороны пока не договорились, что вызывает обеспокоенность не только у европейцев в преддверии зимы, но и у российской монополии, которая обязана выполнить свои обязательства по поставкам

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и