В последнее время предприятия ВПК Беларуси представляют потенциальным заказчикам все больше конкурентоспособных образцов готовых вооружений.

Государственные испытания бронированной машины «Кайман», разработанной ОАО «140-й ремонтный завод», должны состоятся в феврале-марте текущего года. По итогам госиспытаний будет принято решение о дальнейшем заказе машин и объеме их серийного производства для нужд белорусской армии. Ранее белорусский броневик успешно прошел заводские испытания без поломок и серьезных замечаний.

О этом сообщил на днях начальник отдела маркетинга предприятия Виталий Забелло на выставке разработок и образцов продукции организаций Государственного военно-промышленного комитета Беларуси, прошедшей в рамках коллегии ГВПК.

Боевая машина «Кайман» (представляющая собой коренную модернизацию известной советской боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-2) разработана и изготовлена специалисты 140-го ремонтного завода (Борисов, Минская область).

Важным этапом создания «Каймана» стало успешное освоение на предприятии капитального ремонта и глубокой модернизации БРДМ-2. Именно на базе последней и было решено создать фактически новую боевую машину, которую в отличие от предшественницы классифицировали как мобильное бронированное транспортное средство (МБТС).

За счет реализации ряда оригинальных идей разработчикам 140-го ремонтного завода удалось не только устранить большинство слабых мест базовой конструкции, но существенно нарастить боевой потенциал новой машины.

Для ускорения процесса проектирования и упрощения технологии производства, при создании МБТС «Кайман» были широко использованы узлы и агрегаты бронированных машин серийно выпускавшихся во времена СССР, которые до сих пор в изобилии имеются на базах хранения белорусской армии. Донором новой машины, помимо БРДМ-2 стал и БТР-60. От него унаследованы независимая торсионная подвеска, мосты и колесные редукторы.

Донором новой машины, помимо БРДМ-2 стал и БТР-60. От него унаследованы независимая торсионная подвеска, мосты и колесные редукторы.  Фото www.140zavod.by

Донором новой машины, помимо БРДМ-2 стал и БТР-60. От него унаследованы независимая торсионная подвеска, мосты и колесные редукторы. Фото www.140zavod.by

Голь на выдумку хитра

Корпус исходной БРДМ-2 в ходе создания модернизированной машины подвергся значительным доработкам. Без существенных изменений осталась только его лобовая часть. Там вместо двух лобовых бронестекол с защитными щитками установлено одно более широкое. Боковой обзор водителя и командира заметно улучшен при помощи двух дополнительных бронестекол на скулах лобовой части корпуса.

Корма претерпела изменения, необходимые для монтажа обновленной силовой установки. Средняя часть бронекорпуса была реконструирована коренным образом. Борта были сварены заново из трех деталей, причем верхняя и нижняя располагаются под углом к вертикали, что придало им дополнительную противопульную стойкость. Как следствие «Кайман» имеет общее бронирование, соответствующее классу защиты Бр4 по ГОСТ Р 50963. При этом в лобовой проекции броня имеет класс защиты Бр5, что превышает класс защиты БТР-80.

Дно, которое в результате переделки бортов приобрело корытообразную форму, стало значительно лучше защищать экипаж при подрыве. Как полагают некоторые эксперты, с этой же целью изнутри оно может быть дополнительно усилено ребрами жесткости, а сиденья прикреплены не к днищю корпуса, а к его бортам. Степень противоминной защиты повышает и вынос колес новой машины из под корпуса, так как подрыв во многих случаях инициируется взрывателем нажимного действия.

Внутренняя компоновка корпуса «Каймана» аналогична БРДМ-2. В передней его части размещено отделение управления, в средней — боевое отделение, в корме — силовое отделение.

Из состава экипаж МБТС, который может достигать шести человек, командир и водитель располагаются в отделении управления, остальные — в боевом отделении, при этом один из них может выполнять обязанности наводчика-оператора вооружений. Точное количество членов экипажа и их обязанности определяются в соответствии с предназначением машины.

Степень выживаемости экипажа «Каймана» при поражении машины повышена за счет быстроты эвакуации через две бортовые двери с небольшими стеклами, открываемые вперед. Они же служат достаточно серьезным прикрытием от огня с фронта. Распашные двери также создают дополнительные удобства при посадке и высадке десанта. С этой целью под бортовыми дверями приварены широкие подножки с рифленой поверхностью. Для доступа на крышу корпуса предназначены поручни и ступеньки. Что, возможно, говорит о сохранении люков в крыше.

И двигатель от трактора

В силовом отделении находится отработанный в серийном производстве и неприхотливый в эксплуатации дизельный двигатель Минского моторного завода Д-245 мощностью около 170 л.с., оснащенный электронной системой управления подачей топлива. С ним агрегатирована пятиступенчатая усиленная механическая коробка передач с повышающим редуктором.

Оправдывая свое название и родословную новая машина сохранила способность форсирования водных преград вплавь. Для чего проектантам 140-го завода пришлось разработать новый движитель. По бокам двигательного отсека размещены два канала, в которых установлены гребные винты, соединенные с коробкой отбора мощности.

Наличие такой возможности является одним из основных преимуществ «Каймана» перед многими машинами аналогичного типа. Не все конкуренты способны без предварительной подготовки преодолевать вброд водные преграды глубиной более 100-120 см.

Набор тактико-технических характеристик МБТС обусловливает ему широкую область применения. Согласно заявлениям разработчиков, «Кайман» предназначен для использования в качестве транспортного средства при ведении разведывательных и диверсионных операций, патрулировании и сопровождении колонн, проведении миротворческих и полицейских операций, действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как сообщил Виталий Забелло на выставке вооружений Milex-2017 в Минске в мае этого года, «Кайман» будет представлен в пяти вариантах комплектации для выполнения различных задач. В зависимости от нужд заказчика и особенностей региона поставки предусмотрена возможность выпуска этого изделия в версиях отличных от базовой, в том числе с различными видами вооружения, с фильтровентиляционной установкой, с установкой системы кондиционирования воздуха, иных средств связи и т.д.

Видео: Официальный канал 140 ремонтный завод

Огонь, огонь, огонь

В связи с чем, наряду с соответствующим бортовым оборудованием (таким как средства космической связи), различные версии МБТС могут иметь и различную огневую мощь: 37-мм автоматический гранатомет, пулеметы ПКТ калибра 7,62-мм или ДШК — 12,7-мм. А также дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) АДУНОК-М разработки белорусского конструкторского бюро «Дисплей».

На поворотной платформе этого модуля могут быть размещены различные типы стрелкового вооружения и гранатометов, а также другого оружия, например, противотанковых ракетных комплексов. Типовым вооружением ДУБМ является танковый пулемет Калашникова ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 500 патронов или станковым пулеметом «Корд»/«Утес» калибра 12,7 мм с боекомплектов в 100 патронов, или станковыми автоматическими 30 мм гранатометом АГ-17А/АГ-30 с боекомплектом 29 гранат.

Не исключена и установка на МБТС модуля АДУНОК более продвинутой версии «2В», которая отличается расширенными боевыми возможностями. Напомним, ранее на лафете ДУБМ можно было устанавливать лишь один тип стрелкового вооружения: либо пулемет (калибром 7,62 или 12,7 мм), либо 30-мм автоматический гранатомет. АДУНОК-2В позволяет разместить оба их вместе на одной поворотной платформе.

Очевидно, что подобная конфигурация боевого модуля имеет расширенные огневые возможности, так как позволяет поражать как одиночные и групповые, так и площадные цели. Остальные его основные характеристики унаследованы предшественника.

В состав блока наблюдения и целеуказания боевого модуля (БНиЦ) входят оптико-электронная система и электронно-вычислительная машина. Он оснащен двумя видеокамерами (широкого и узкого поля зрения), тепловизором и лазерным дальномером.

Специальное программное обеспечение дает оператору модуля возможность поражать цели в реальном режиме времени или в автоматическом режиме по заранее назначенным целям. Оператор, находясь в бронекорпусе (существенно лучше защищенном, чем обитаемая башня) способен эффективно управлять огнем.

В связи с тем, что при установке на мобильных шасси комплекс АДУНОК может подвергаться колебаниям с большой амплитудой, его боевой модуль оснащен системой стабилизации по двум осям. БНиЦ и поворотная платформа на которой он установлен имеют бронезащиту.

Дополнительное вооружение машины состоит из двух трехствольных дымовых гранатометов, установленных над бортовыми корзинами для имущества.

Заявленная производителем боевая масса МБТС «Кайман» с шестью членами экипажа и вооружением не превышает 7 т, что при мощности двигателя 170 л.с. обеспечивает ей высокую тяговооруженность — 24,3 л.с. на тонну. Что дает возможность этой машине разгоняться на шоссе до 100-110 км/ч и иметь запас хода до 1.000 км.

Предполагается, что МБТС «Кайман» будет востребовано не только в белорусской армии, но и за рубежом, ввиду его высокой конкурентоспособности по многим параметрам, в том числе и по цене. Ведь оно, напомним, изготавливается из комплектующих изделий выпускавшихся ранее серийных образцов.

Тэги:

, , , , ,

На 2025 год установлен показатель по инфляции на уровне 5% — указ

Александр Лукашенко 1 октября подписал указы № 384, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2025 год, и № 385 о целевых показателях денежно-кредитной политики на 2025 год. Указ №384 устанавливает параметры роста: ВВП — 4,1% ; экспорт товаров и услуг — на 5,4%, рост инвестиций — 7,8% рост реальных располагаемых денежных доходов населения

Доллар подешевел на торгах на БВФБ 26 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Raiffeisen Bank продал свою долю в белорусском Приорбанке инвестору из ОАЭ

Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International (RBI) продала свою долю в белорусском Приорбанке.  В начале 2024 года Raiffeisen Bank International AG сообщал, что намерен продать 87,74% своих акций в ОАО «Приорбанк» и его дочерних компаниях инвестору из ОАЭ Soven 1 Holding Limited. 20 сентября Прирбанк распространил пресс-релиз, в котором говорится о заключении договора купли-продажи. Сумма

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 23 сентября

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,