Военная целесообразность и экономические возможности заставляют ВПК России не спешить с заменой продукции белорусской оборонки на аналоги собственной разработки.

Зенитный ракетный полк, в котором на вооружении состоят комплексы новой ЗРС С-400 «Триумф», на днях заступил на боевое дежурство в системе ПВО в Подольском и Домодедовском округах Московской области для противовоздушной обороны российской столицы и Центрального промышленного района РФ. Об этом сообщили многие средства информации.

 

Видео: ТАСС/Ruptly

ЗРС С-400 «Триумф» предназначена для поражения на дальней и средней дистанции всех современных и перспективных средств воздушного нападения: стратегических бомбардировщиков, ракет (тактических, баллистических и крылатых), а также гиперзвуковых целей. На вооружении российской армии ЗРС С-400 состоит с 2007 года.

«Триумф» — это единственная зенитная ракетная система, способная в зависимости от обстановки, применять несколько типов управляемых ракет для обеспечения эшелонированной противовоздушной обороны. Она в состоянии перехватывать аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с на дальности до 400 км и высоте до 30 км.

Как отмечается в прессе, самоходные пусковые установки (СПУ) комплексов С-400, вставших на защиту неба Москвы и Подмосковья смонтированы, на базе автомобильных колесных шасси МЗКТ-7310 (МАЗ-543М). По словам командиров стартовых расчетов, такая компоновка имеет преимущества перед буксируемыми пусковыми установками: она более оптимальна для выполнения боевых задач, а также обладает отличными ходовыми качествами.

Надо сказать, что данная информация стала неожиданностью для многих комментаторов. Ведь еще 30 апреля 2016 года неназваный источник в дирекции концерна «Алмаз-Антей», крупнейшего производителя зенитно-ракетных систем в России (в том числе и ЗРС С-400), во время посещения президентом РФ Владимиром Путиным завода имени 70-летия Победы в Нижнем Новгороде, сообщил газете «Известия» о намерении полностью отказаться от использовании продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода (БАЗ).

И хотя формальной причиной отказа в данном случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на зенитные комплексы С-400 (которые МЗКТ дескать не в состоянии обеспечить), ряд экспертов заговорил о заранее спланированной пиаровской акции. Целью которой было лишение ведущего белорусского предприятия доли в российском оборонном заказа.

Ибо трудно было понять как поставки надежных шасси из Минска могут помешать удовлетворению экстраординарного спроса на С-400. Скорее дело в том, что не так давно концерн «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода,  и желание его руководства загрузить по максимуму производство подведомственного предприятия выглядело вполне логичным.

Но многие специалисты выразили сомнительно, что на БАЗе смогут в короткие сроки заместить всю номенклатуру колесных шасси поставляемых МЗКТ оборонным предприятиям России. Как дипломатично заявил тогда советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц: «Не думаю, что холдингу («Алмаз-Антей») удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции…»

Здесь, очевидно, следует напомнить, что «Триумф» — единственная зенитная ракетная система, которая способна работать с применением нескольких типов ракет. Как входивших в ЗРК предыдущих поколений С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (таких как 40Н6Е сверхбольшой дальности).

Поэтому и пусковые установки ЗРК С-400 5П85СЕ2/3 (самоходные на базе шасси МЗКТ-543М/7310) и 5П85ТЕ2/3 (буксируемые с использованием седельных тягачей в т.ч. и БАЗ-6422) являются модификациями CПУ применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ2 «Фаворит». Применение обеих типов пусковых установок военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные обладают лучшей проходимостью по бездорожью (совсем нелишнее качество для России) и авиатранспортабельностью.

Отметим, что для новых ракет 40Н6Е (а также 9М96Е2 и 9М96Е) разработана специальная СПУ 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930.

Что касается разговоров о якобы устарелости шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310, то они лишены оснований. Машины этого семейства по проходимости не уступают гусеничным машинам и могут успешно выполнять боевое задание в самых тяжелых условиях бездорожья. Многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических и дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность «Ураганов» (такое прозвище получили эти машины у водителей).

Впервые родоначальника этого модельного ряда МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (более известных на Западе как SS-1с Scud B). На этом шасси размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.

В 1966 году МАЗ-543 начал использоваться в качестве шасси к самоходной СПУ ОТРК 9К76 «Темп-С» (SS-12B). Тогда же на шасси МАЗ-543 стали устанавливать бортовую платформу. Эта модификация получила обозначение МАЗ-543П. Бортовые тягачи МАЗ-543П использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве.

В 1967 году появились шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22.000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А был создан ряд специальных машин

Через некоторое время на основе МАЗ-543А был разработан вариант шасси МАЗ-543В, в 1973 году, более совершенный вариант автомобиля МАЗ-543В получил обозначение МАЗ-543М, которому было суждено стать самым массовым членом семейства. МАЗ-543М послужил и служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия.

В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления ЗРС С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; СПУ 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч»; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь», КП зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.

Таким образом прошедшие проверку временем колесные шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310 широко использовались и продолжают использоваться российским ВПК при производстве широкой гаммы вооружений и военной техники. И одного желания даже самых высокопоставленных чиновников недостаточно чтобы найти им замену.

Прогноз курса рубля на неделю 28 февраля – 4 марта

Можно ожидать существенных колебаний курса доллара на БВФБ, вызванных скачками его курса на Московской бирже. Скачок, подобный произошедшему 24 февраля, маловероятен, в то время как возможна коррекция на 1-2%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос на 7,5% и достиг 25 февраля 2,7597 рубля, что намного превысило прогноз. Но такой обвал вряд

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 21 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль отыграл почти половину вчерашнего падения — итоги торгов на БВФБ 1 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль резко подешевел к доллару и евро на торгах на БВФБ 22 февраля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия