• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Военная целесообразность и экономические возможности заставляют ВПК России не спешить с заменой продукции белорусской оборонки на аналоги собственной разработки.

Зенитный ракетный полк, в котором на вооружении состоят комплексы новой ЗРС С-400 «Триумф», на днях заступил на боевое дежурство в системе ПВО в Подольском и Домодедовском округах Московской области для противовоздушной обороны российской столицы и Центрального промышленного района РФ. Об этом сообщили многие средства информации.

 

Видео: ТАСС/Ruptly

ЗРС С-400 «Триумф» предназначена для поражения на дальней и средней дистанции всех современных и перспективных средств воздушного нападения: стратегических бомбардировщиков, ракет (тактических, баллистических и крылатых), а также гиперзвуковых целей. На вооружении российской армии ЗРС С-400 состоит с 2007 года.

«Триумф» — это единственная зенитная ракетная система, способная в зависимости от обстановки, применять несколько типов управляемых ракет для обеспечения эшелонированной противовоздушной обороны. Она в состоянии перехватывать аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с на дальности до 400 км и высоте до 30 км.

Как отмечается в прессе, самоходные пусковые установки (СПУ) комплексов С-400, вставших на защиту неба Москвы и Подмосковья смонтированы, на базе автомобильных колесных шасси МЗКТ-7310 (МАЗ-543М). По словам командиров стартовых расчетов, такая компоновка имеет преимущества перед буксируемыми пусковыми установками: она более оптимальна для выполнения боевых задач, а также обладает отличными ходовыми качествами.

Надо сказать, что данная информация стала неожиданностью для многих комментаторов. Ведь еще 30 апреля 2016 года неназваный источник в дирекции концерна «Алмаз-Антей», крупнейшего производителя зенитно-ракетных систем в России (в том числе и ЗРС С-400), во время посещения президентом РФ Владимиром Путиным завода имени 70-летия Победы в Нижнем Новгороде, сообщил газете «Известия» о намерении полностью отказаться от использовании продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода (БАЗ).

И хотя формальной причиной отказа в данном случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на зенитные комплексы С-400 (которые МЗКТ дескать не в состоянии обеспечить), ряд экспертов заговорил о заранее спланированной пиаровской акции. Целью которой было лишение ведущего белорусского предприятия доли в российском оборонном заказа.

Ибо трудно было понять как поставки надежных шасси из Минска могут помешать удовлетворению экстраординарного спроса на С-400. Скорее дело в том, что не так давно концерн «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода,  и желание его руководства загрузить по максимуму производство подведомственного предприятия выглядело вполне логичным.

Но многие специалисты выразили сомнительно, что на БАЗе смогут в короткие сроки заместить всю номенклатуру колесных шасси поставляемых МЗКТ оборонным предприятиям России. Как дипломатично заявил тогда советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц: «Не думаю, что холдингу («Алмаз-Антей») удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции…»

Здесь, очевидно, следует напомнить, что «Триумф» — единственная зенитная ракетная система, которая способна работать с применением нескольких типов ракет. Как входивших в ЗРК предыдущих поколений С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (таких как 40Н6Е сверхбольшой дальности).

Поэтому и пусковые установки ЗРК С-400 5П85СЕ2/3 (самоходные на базе шасси МЗКТ-543М/7310) и 5П85ТЕ2/3 (буксируемые с использованием седельных тягачей в т.ч. и БАЗ-6422) являются модификациями CПУ применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ2 «Фаворит». Применение обеих типов пусковых установок военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные обладают лучшей проходимостью по бездорожью (совсем нелишнее качество для России) и авиатранспортабельностью.

Отметим, что для новых ракет 40Н6Е (а также 9М96Е2 и 9М96Е) разработана специальная СПУ 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930.

Что касается разговоров о якобы устарелости шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310, то они лишены оснований. Машины этого семейства по проходимости не уступают гусеничным машинам и могут успешно выполнять боевое задание в самых тяжелых условиях бездорожья. Многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических и дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность «Ураганов» (такое прозвище получили эти машины у водителей).

Впервые родоначальника этого модельного ряда МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (более известных на Западе как SS-1с Scud B). На этом шасси размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.

В 1966 году МАЗ-543 начал использоваться в качестве шасси к самоходной СПУ ОТРК 9К76 «Темп-С» (SS-12B). Тогда же на шасси МАЗ-543 стали устанавливать бортовую платформу. Эта модификация получила обозначение МАЗ-543П. Бортовые тягачи МАЗ-543П использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве.

В 1967 году появились шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22.000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А был создан ряд специальных машин

Через некоторое время на основе МАЗ-543А был разработан вариант шасси МАЗ-543В, в 1973 году, более совершенный вариант автомобиля МАЗ-543В получил обозначение МАЗ-543М, которому было суждено стать самым массовым членом семейства. МАЗ-543М послужил и служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия.

В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления ЗРС С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; СПУ 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч»; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь», КП зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.

Таким образом прошедшие проверку временем колесные шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310 широко использовались и продолжают использоваться российским ВПК при производстве широкой гаммы вооружений и военной техники. И одного желания даже самых высокопоставленных чиновников недостаточно чтобы найти им замену.

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Младшие братья как бедные родственники

Несмотря на обострение ситуации на западных рубежах Союзного государства, вооруженные силы Беларуси до сих пор не располагают современными средствами ПВО. 11 сентября госдепартамент США одобрил сделку по продаже Польше 32 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35A. По данным Пентагона, стоимость этой партии самолетов составляет 6,5 млрд. долларов. «Продажа F-35 усилит безопасность Польши, как союзника США по

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП