Военная целесообразность и экономические возможности заставляют ВПК России не спешить с заменой продукции белорусской оборонки на аналоги собственной разработки.

Зенитный ракетный полк, в котором на вооружении состоят комплексы новой ЗРС С-400 «Триумф», на днях заступил на боевое дежурство в системе ПВО в Подольском и Домодедовском округах Московской области для противовоздушной обороны российской столицы и Центрального промышленного района РФ. Об этом сообщили многие средства информации.

 

Видео: ТАСС/Ruptly

ЗРС С-400 «Триумф» предназначена для поражения на дальней и средней дистанции всех современных и перспективных средств воздушного нападения: стратегических бомбардировщиков, ракет (тактических, баллистических и крылатых), а также гиперзвуковых целей. На вооружении российской армии ЗРС С-400 состоит с 2007 года.

«Триумф» — это единственная зенитная ракетная система, способная в зависимости от обстановки, применять несколько типов управляемых ракет для обеспечения эшелонированной противовоздушной обороны. Она в состоянии перехватывать аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с на дальности до 400 км и высоте до 30 км.

Как отмечается в прессе, самоходные пусковые установки (СПУ) комплексов С-400, вставших на защиту неба Москвы и Подмосковья смонтированы, на базе автомобильных колесных шасси МЗКТ-7310 (МАЗ-543М). По словам командиров стартовых расчетов, такая компоновка имеет преимущества перед буксируемыми пусковыми установками: она более оптимальна для выполнения боевых задач, а также обладает отличными ходовыми качествами.

Надо сказать, что данная информация стала неожиданностью для многих комментаторов. Ведь еще 30 апреля 2016 года неназваный источник в дирекции концерна «Алмаз-Антей», крупнейшего производителя зенитно-ракетных систем в России (в том числе и ЗРС С-400), во время посещения президентом РФ Владимиром Путиным завода имени 70-летия Победы в Нижнем Новгороде, сообщил газете «Известия» о намерении полностью отказаться от использовании продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода (БАЗ).

И хотя формальной причиной отказа в данном случае был назван резкий рост числа внутренних и внешних заказов на зенитные комплексы С-400 (которые МЗКТ дескать не в состоянии обеспечить), ряд экспертов заговорил о заранее спланированной пиаровской акции. Целью которой было лишение ведущего белорусского предприятия доли в российском оборонном заказа.

Ибо трудно было понять как поставки надежных шасси из Минска могут помешать удовлетворению экстраординарного спроса на С-400. Скорее дело в том, что не так давно концерн «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода,  и желание его руководства загрузить по максимуму производство подведомственного предприятия выглядело вполне логичным.

Но многие специалисты выразили сомнительно, что на БАЗе смогут в короткие сроки заместить всю номенклатуру колесных шасси поставляемых МЗКТ оборонным предприятиям России. Как дипломатично заявил тогда советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц: «Не думаю, что холдингу («Алмаз-Антей») удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции…»

Здесь, очевидно, следует напомнить, что «Триумф» — единственная зенитная ракетная система, которая способна работать с применением нескольких типов ракет. Как входивших в ЗРК предыдущих поколений С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (таких как 40Н6Е сверхбольшой дальности).

Поэтому и пусковые установки ЗРК С-400 5П85СЕ2/3 (самоходные на базе шасси МЗКТ-543М/7310) и 5П85ТЕ2/3 (буксируемые с использованием седельных тягачей в т.ч. и БАЗ-6422) являются модификациями CПУ применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ2 «Фаворит». Применение обеих типов пусковых установок военные объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные обладают лучшей проходимостью по бездорожью (совсем нелишнее качество для России) и авиатранспортабельностью.

Отметим, что для новых ракет 40Н6Е (а также 9М96Е2 и 9М96Е) разработана специальная СПУ 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930.

Что касается разговоров о якобы устарелости шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310, то они лишены оснований. Машины этого семейства по проходимости не уступают гусеничным машинам и могут успешно выполнять боевое задание в самых тяжелых условиях бездорожья. Многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических и дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность «Ураганов» (такое прозвище получили эти машины у водителей).

Впервые родоначальника этого модельного ряда МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) 9К72 «Эльбрус» (более известных на Западе как SS-1с Scud B). На этом шасси размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.

В 1966 году МАЗ-543 начал использоваться в качестве шасси к самоходной СПУ ОТРК 9К76 «Темп-С» (SS-12B). Тогда же на шасси МАЗ-543 стали устанавливать бортовую платформу. Эта модификация получила обозначение МАЗ-543П. Бортовые тягачи МАЗ-543П использовались не только в армии, но и в народном хозяйстве.

В 1967 году появились шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22.000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А был создан ряд специальных машин

Через некоторое время на основе МАЗ-543А был разработан вариант шасси МАЗ-543В, в 1973 году, более совершенный вариант автомобиля МАЗ-543В получил обозначение МАЗ-543М, которому было суждено стать самым массовым членом семейства. МАЗ-543М послужил и служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия.

В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления ЗРС С-300ПС/ПМ и С-400 «Триумф»; СПУ 9А52 РСЗО 9К58 «Смерч»; СПУ 3П51 мобильного берегового противокорабельного комплекса 4К51 «Рубеж»; машины артиллерийского комплекса А-222 «Берег», CПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины для противоракет 53Т6 «Амур».

На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) РС-12М «Тополь», КП зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.

Таким образом прошедшие проверку временем колесные шасси МАЗ-543М/МЗКТ-7310 широко использовались и продолжают использоваться российским ВПК при производстве широкой гаммы вооружений и военной техники. И одного желания даже самых высокопоставленных чиновников недостаточно чтобы найти им замену.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,