12.01.2017, 9:41
Краткий курс истории белорусской модели
От духовного лидерства восточноевропейской цивилизации до криминала, возведенного в ранг государственной политики
Перефразируя знаменитое гагаринское, самое время воскликнуть «Приехали!». Более точной характеристики для описания нынешнего состояния белорусской модели, пожалуй, и не подобрать.
А начало было впечатляющим. Среднегодовые темпы прироста ВВП за три первых лукашенковских пятилетки существенно превысили среднемировые (см. табл.). Это были годы, когда «мы уже научились решать любые задачи и способны успешно работать в условиях мировой конкуренции». Цитата позаимствована из доклада главы государства на четвертом Всебелорусском народном собрании (6 декабря 2010 г.). До обвала рубля оставалось четыре месяца.
Динамика среднегодового прироста ВВП
и реально располагаемых доходов населения по пятилеткам, %
Пятилетки |
1996-2000 |
2001-2006 |
2007-2010 |
2011-2015 |
ВВП |
6.4 |
7.5 |
7.3 |
1.1 |
Доходы |
11.2 |
12.0 |
11.9 |
6.3 |
Отношение доходов к ВВП |
1.8 |
1.6 |
1.6 |
5.7 |
Википедия определяет гордыню как положительно окрашенную эмоцию, отражающую позитивную самооценку. Библия относит гордыню, наряду с алчностью, завистью, гневом, похотью, чревоугодием, ленью и унынием, к числу основных пороков.
Наше умение решать любые задачи и наша способность работать в условиях мировой конкуренции оказались ситуативными. Результат четвертого пятилетия (2011-2015 гг.) разочаровали: 1.1% прироста ВВП в год – это, примерно, в три раза ниже среднемирового показателя.
На текущую пятилетку программой социально-экономического развития предусмотрен прирост ВВП на 12.1- 11.5%, т.е. немногим более 2% в год. Но верится в такой «галоп» с трудом, т.к. уже два года подряд экономика минусует, и причины для смены негативного тренда на позитивный не просматриваются.
Три пятилетки подряд статистика фиксировала двузначный рост реально располагаемых денежных доходов населения. Стоит ли после этого удивляться политическому долголетию отца-основателя белорусской модели.
Такая динамика наглядно иллюстрирует суть социального контракта, при котором население «добровольно и с песнями» обменивает свою лояльность на рост доходов. Но обратимся к последней строке таблицы. Устойчивое превышение темпов роста доходов над темпами роста ВВП – это знак беды. Это свидетельство масштабного популизма, который и стал основой сильной социальной политики в рамках белорусской модели.
ВОСЬМАЯ БОЖЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Возможно ли претендовать на лидерство благодаря консерватизму, тем более лидерство цивилизационное? Лукашенко верит, что возможно. Соответствующую заявку он подал еще в марте 2003 г. на идеологическом совещании: «Временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации (выделено в официальном тексте доклада. – С.Н.). И не потому, что мы этого хотим, что мы к этому стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось в силу нашего консерватизма…».
Куда завел нас консерватизм, помноженный на отсутствие ума, предлагаю судить по цитате, претендующей на верхнюю строчку в номинации «Цитата-2016»: «Украдите, откопайте, найдите, что угодно – но 500 долларов должно быть выполнено!»
Приехали. Иного ресурса для поддержания прежнего социального контракта, кроме как нарушения восьмой божьей заповеди («Не кради»), в рамках белорусской модели не осталось. Поддержки со стороны экономики белорусам ждать не приходится, да и сам автор модели на экономику не рассчитывает.
15 декабря он утвердил Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., подготовленную правительством на базе положений, одобренных ранее пятым Всебелорусским народным собранием. Откроем ее. Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие прогнозируется в диапазоне 109.5-111.6%. Но переход от нынешних 370 долларов к 500 потребует только в текущем году повышения доходов на 35%!
При этом прошлый опыт подсказывает, что значительную часть дармовых рублей население тут же попытается обменять на доллары, чем нарушит курсовое статус-кво, с таким трудом поддерживаемое сегодня Национальным банком.
В своем новогоднем поздравлении А. Лукашенко возложил большие надежды на2017 г, который должен стать переломным. Переломы, как известно, бывают открытыми и закрытыми. Но, если судить по фильму «Брильянтовая рука», существует и третий тип переломов – имитационный. На него, судя по всему, и сделана главная ставка. Простым же гражданам остается только надеяться, что белорусский Семен Семенович в нужное время и в нужном месте наступит на банановую корку и при этом не забудет воскликнуть «Черт побери!»
ПОЛИТИКА КАК БОРЬБА ЗА РЕСУРСЫ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ РЕСУРСОВ
С предложением решить проблему 500 долларов А. Лукашенко обратился к руководству своей администрации. Это вселяет надежду. Красть предлагается избранным, т.е. исполнитель определен и в «матрице задач для вертикали власти», надо полагать, появилась соответствующая строка. Вот только не до конца понятно, у кого конкретно предлагается красть.
У населения красть нечего. Остается «наша Россия». В данном геополитическом направлении имеются солидные наработки. Достаточно вспомнить историю с разбавителями-растворителями, которая обошлась российскому бюджету в миллиарды долларов.
2017 г. объявлен в Беларуси годом науки. «Приоритет для нас – инновационный путь», – подчеркнул А. Лукашенко в новогоднем поздравлении. В способности продвигаться по этому пути сомневаться не приходится. Согласно социологу С. Кордонскому, инновационная активность чиновников у нас чрезвычайно высока, «однако не в технологических областях, а в ресурсном хозяйстве и статусных отношениях».
Вопреки мнению, популярному среди оппозиционных аналитиков, белорусским чиновникам приходится в поте лица добывать хлеб свой насущный.
Главное для чиновника (по С. Кордонскому) – придумать угрозу, для нейтрализации которой необходимы дополнительные ресурсы, обосновать ее и потом отстоять в конкурентной борьбе с такими же изобретателями угроз. А потом увести ресурсы из бюджета, распилить и освоить. Сплошные инновации.
«Но 500 долларов должно быть выполнено!» Таков лозунг дня. Что угрожает его реализации? Перечень угроз обширен. Не исключено, что борьба за ресурсы для добывания ресурсов окажется центральным элементом подковерной политики в 2017 г.
Какой-либо дополнительной активности со стороны самого населения тут не предусмотрено, ибо сказано в новогоднем поздравлении: «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня. Достичь этого непросто. Однако чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».
Мы – это кто? Мы – это вертикаль власти во главе с администрацией Лукашенко? Контракт по обмену роста доходов на лояльность приказал долго жить еще в2014 г. Война на востоке Украины помогла заменить его на новый контракт, предусматривающий обмен лояльности на выживание. Но за два года свой мобилизационный ресурс новый контракт себя исчерпал, что и зафиксировал мартовский 2016 г. опрос НИСЭПИ.
«Но 500 долларов должно быть выполнено!». Это попытка войти дважды в одну и ту же реку. В первый раз Лукашенко вошел в нее ценой дисбалансов в экономике, несовместимых с поддержанием финансовой стабильности. Масштаб негативных последствий второй попытки предсказать сегодня сложно. Многое будет зависеть от степени фанатизма, с которым чиновники будут пытаться исполнить невыполнимое.
ЦИРК УЕХАЛ, КЛОУНЫ ОСТАЛИСЬ
Согласно закону Эшби (закону необходимого разнообразия), адекватное управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего, по крайней мере, не меньше чем разнообразие управляемой им ситуации.
Ничего проще вертикали власти для управления крупными социальными системами человечество не придумало. Ее основополагающий принцип «я – начальник, ты – дурак» был известен еще во времена Навуходоносора. Но хочется верить, что белорусское общество за 2,5 тыс. лет, отделяющих его от общества Нововавилонского царства, успело заметно усложниться. Оно едино и монолитно только в головах штатных идеологов и на постановочных встречах главы государства с трудовыми коллективами.
Особенность режимов, построенных на вертикали власти – пока нет команды, никто не принимает решения. Сомневающимся предлагаю набрать в Google два слова: «Лукашенко» и «шевелиться». На вечер 6 января количество ссылок превысило 95 тыс. Ограничусь первой: «Просто нужно шевелиться, денег в мире предостаточно».
Цитата, что называется, с пылу с жару. 26 декабря А. Лукашенко провел совещание по вопросам привлечения внешнего финансирования. К кому обращено предложение шевелиться? К членам правительства и Нацбанка. Следовательно, без подсказки свыше высокопоставленные мужи самостоятельно шевелиться не в состоянии. Что же тогда говорить о среднем и нижнем уровнях управления?
300 лет империя в ее российском и советском вариантах прожила в режиме модернизации «сверху», при котором властная вертикаль претендовала на роль единственного политического и экономического субъекта. Ценой многомиллионных жертв она провела так называемую «сталинскую индустриализацию», но с задачами постиндустриальной экономики справиться не смогла.
Цирк уехал, а клоуны остались. Под клоунами в данном случае следует понимать носителей традиционной культуры. Этот тип человека по-прежнему остается самым массовым в Беларуси. Это он на первых и последних демократических президентских выборах в 1994 г. дружно проголосовал за возвращение «сильного государства» советского образца.
И сегодня мы имеем то, что имеем. Властная вертикаль превратилась в вертикаль коррупционно-бюрократическую, неспособную создать условия не только для социально-политической, но и для технологической модернизации страны.
Популярные в последнее время разговоры о развороте на Запад не следует принимать всерьез. Иного практического результата от «потепления», кроме возможности главного спортсмена страны посещать лыжные курорты в Альпах, ожидать не следует. В качестве подтверждения данного вывода следует указать на статью экс-помощника главы государства К. Рудого в декабрьском номере «Банковского вестника». Потепление потеплением, а за «теплый» 2015 г. количество предприятий с иностранным капиталом в Беларуси уменьшилось.
Государство, в котором отсутствуют правовые механизмы, способные защитить частный бизнес от алчных интересов бюрократии, не может быть конкурентоспособным на инвестиционном рынке. «Вертикаль власти, – поясняет политолог Глеб Павловский, – не работает как реализация чего бы то ни было. Она не передает приказы, она передает волны лояльности как очень вибрирующий организм при поглаживании».
Вибрации вертикали при поглаживании мы регулярно и наблюдаем с помощью государственных СМИ. Как тут не вспомнить раболепные комментарии топ-чиновников экономического блока по поводу перспектив повышение средней зарплаты до 500 долларов: в отдельных отраслях это, мол, возможно, но нужно хорошо потрудиться.
А тем временем вертикаль власти все увереннее трансформируется в горизонталь анархии, угрожая главному достижению белорусской модели – стабильности. Количество, согласно стандартному курсу марксистско-ленинской философии, имеет склонность порождать новое качество. Произойдет ли это в год 100-летия Октябрьской революции (октябрьского переворота) или позже, предсказать я не берусь.